Методические указания к практическим занятиям по дисциплине Охрана труда
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
ПИЩЕВОЙ КОЛЛЕДЖ № 33
Методические указания
к выполнению практических занятий по
дисциплине «Охрана труда»
для специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания
на базе среднего общего образования
Рассмотрено на заседании ПЦК общепрофессиональных и
специальных дисциплин
Протокол № от «____»______________ 20 г.
Председатель ПЦК___________БеляловаО.Н.
Составила: Т.А.Новожилова
2014
Пояснительная записка.
Целью практических занятий является подтверждение и проверка теоретических положений, формирование практических умений.
Выполнение практических работ направлено на:
- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний;
- реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
- развитие интеллектуальных умений у студентов;
- выработку профессионально значимых качеств при решении поставленных задач.
Целью практических работ является:
- работа с НТД;
- решение ситуационных задач.
Формы организации студентов на практических занятиях: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оценки за выполнение практических занятий выставляются по пятибалльной системе: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3(удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
Перечень практических занятий.
Оформление нормативно-технической документации в области охраны труда.
Оформление акта о несчастных случаях по форме Н-1.
Изучение принципа работы шумомера.
Исследование метеорологических условий в рабочем помещении.
Исследование естественной освещенности производственных помещений
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
города Москвы «Пищевой колледж №33»
ЖУРНАЛ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
по дисциплине
«ОХРАНА ТРУДА»
специальность 19.02.10 Технология продукции общественного питания
Группа _________________
Студент __________________
Преподаватель __________________
2016
Содержание
ПЗ.________.___.000
Из. Лист № документа Подпись Дата разраб. Журнал
практических занятий Лист Лист Листов
проверил ГБПОУ Пищевой колледж №33
группа___________
Практическое занятие 1
Оформление нормативно-технической документации в области охраны трудаЦель работы: изучить основные правила оформления нормативно- технической документации в области охраны труда.
Порядок выполнения:
Ознакомиться и выписать виды инструктажей по охране труда из ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения»
2. Указать причины проведения различных видов инструктажей.
3. Выписать основные вопросы вводного инструктажа.
4. Выписать основные вопросы первичного инструктажа на рабочем месте.
5. Заполнить образец журнала по охране труда на рабочем месте.
Дата Фамилия, имя, отчество инструктируемогоГод рождения Профессия, должность инструктируемогоВид инструктажа (первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый) Причина проведения внепланового инструктажа Фамилия, инициалы, должность инструктирующего, допускающего Подпись Стажировка на рабочем месте
Инструктирущегоинструктируемого Количество смен (с…по…) Стажировку прошел (подпись рабочего) Знания проверил допуск к работе произвел (подпись, дата)
Дата Фамилия, Имя, Отчество инструктируемогоГод рождения Профессия инструктируемогоНаименование производственного подразделения Фамилия, инициалы, должность инструктирующегоПодпись
инструктирующего инструктируемого
Практическое занятие 2
Оформление акта о несчастных случаях по форме Н-1
Цель работы: ознакомиться с порядком расследования несчастных случаев на производстве. Изучить порядок оформления и учета несчастных случаев. Заполнить акт по форме Н-1.
Ход работы:
Порядок заполнения акта несчастного случая на производстве по форме Н-1.
Акт по форме Н-1(бланк в интернете) заполняется текстовой и цифровой информацией, которая должна записываться и кодироваться в соответствии с общепринятыми терминами и специально разработанным классификатором. Кодирование проводит организация, где произошел несчастный случай.
В пункте 1 в первой строке указывается дата и время прошедшего несчастного случая. Число месяца кодируется двумя цифрами, месяц - его порядковым номером в году, год - последними двумя цифрами. В третей строке пункта следует указать и кодировать через сколько полных часов от начала работы с пострадавшим произошел несчастный случай.
Во пункте 2 в первой строке указывается наименование организации, где произошел несчастный случай. Наименование организации кодируется классификатором отраслей народного хозяйства. Наименование цеха организации, где произошел несчастный случай должно проводиться в соответствии с утвержденным перечнем структурных подразделений организации.
Пункте 3 заполняется текстовой информацией и не кодируется.
В пункте 4 указывается наименование адрес организации направивший работника. Организация кодируется по классификаторам народного хозяйства.
В пункте 5 в первой строке полностью записывается Ф.И.О. пострадавшего. Пол кодируется цифрой (1-мужчина; 2-женщина); в третьей строке указывается и кодируется возраст (числом полных лет, исполнившихся пострадавшему на момент происшедшего с ним несчастного случая').
В четвёртой строке профессия кодируется по общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Если у пострадавшего несколько профессий, то указывается та, при работе на которой произошёл несчастный случай.
В 5 строке указывается и кодируется стаж работы (числом полных лет работы, при выполнении которой произошёл несчастный случай), (меньше года -00).
Пункт 6-ой заполняется в соответствии с ГОСТом и не кодируется.
В пункте 7 при описании обстоятельств несчастного случая следует:
дать краткую характеристику условий труда и действий пострадавшего;
изложить последовательность событий, предшествующих несчастному случаю;
описать как протекал процесс труда;
указать, кто руководил работой, организовывал её, обеспечен ли был пострадавший средствами индивидуальной защиты и применял их или нет.
Во 2-ой строке указывается и кодируется вид происшествия в соответствии с классификатором.
В третьей строке указывается и кодируются причины несчастного случая.
В 4-ой строке в текстовой части приводится полное наименование оборудования, использование которого привело к несчастному случаю и который кодируется по классификатору оборудование, машины, механизмы, являющиеся источником травмы.
В 5-й строке указывается и кодируется возможное нахождение пострадавшего в состоянии опьянения.
Например - алкогольное опьянение кодируется цифрой -20, наркотическое-21.
В пункте 8 указываются лица, допустившие нарушение государственных нормативных требований по охране труда, действие или бездействие которых стали причиной несчастного случая. Организация, работниками которых допущены нарушения кодируется по общероссийскому классификатору предприятий и организаций. Если количество организаций, работниками которых допущены нарушения, две и более, то они в акт вносятся текстом и не кодируются. В случае, если нарушение допустило конкретное лицо, то оно указывается только в текстовой части акта.
Пункте 9 заполняется текстовой информацией и не кодируется.
В пункте 10 указывается каждое мероприятие по устранению причин несчастного случая отдельно. Не следует вносить в данный пункт наложенные взыскания на лиц, допустивших нарушения государственных нормативных требований по охране труда. Не кодируется.
Заполнить по форме Н-1.
Заполнить акт по форме Н-1 , данные взять из таблицы в соответствии со списком по журналу.
Вариант Профессия Код профессии Несчастный случай
1 Воспитатель детского сада 11374 Падение стула на ногу
2 Медицинская сестра 14433 Поскользнулась на скользком полу
3 Грузчик 11768 Уронил на ногу груз
4 Лаборант 33254 Надышался отравляющими веществами
5 Тестовод 16472 Опустил руку в тестомесильную машину
6 Повар 16675 Обжегся
7 Кузнец 13227 Ударил кувалдой по руке
8 Слесарь-механик 18505 Рука попала в движущийся механизм
9 Оператор ткацкого станка 16045 Рука попала в движущийся механизм
10 Оператор линии разлива 15683 Ударило электрическим током
11 Сварщик 18333 Сбило машиной по дороге домой
12 Швея 19601 Палец прошило иглой
13 Бухгалтер 11302 Папка упала на голову
14 Краснодеревщик 13169 Повредил руку рубанком
15 Машинист конвейера 13777 Защемило между движущимися частями конвейера
Практическое занятие 3
Изучение принципа работы шумомера
Цель работы: получение навыков измерения уровня производственного шума.
Оборудование: шумомер ШМ-1
Ход работы:
Теоретическая часть
Производственный шум оказывает неблагоприятное воздействие на центральную нервную систему, влияет на кровяное давление, вызывает головные боли, головокружение, ослабляет внимание и, в значительной степени снижает производительность труда. При длительном воздействии шума может возникнуть глухота.
Шум характеризуется звуковым давлением. Уровни звуковых давлений, измеряют в логарифмических единицах децибелах (дБ). Предельные допустимые уровни шума на производстве регламентируются санитарными нормами и ГОСТ 12.1.003-83 «Шум. Общие требования безопасности». Значения величины уровня звукового давления позволяет определить необходимую степень его уменьшения; оценить или сравнить эффективность различных мероприятий, снижающих шум; установить соответствие фактического уровня звуковых давлений шума допустимому значению.
1.Ознакомление с работой шумомера ШМ-1.
Шумомер малогабаритный ШМ-1, состоящий из измерительного прибора ПИ-I4 и капсюля микрофонного конденсаторного М-101, предназначен для измерения уровня звука и имеет частотные характеристики А и С по ГОСТ 17187-81.
Рабочий диапазон частот шумомера 20-8000 Гц. Капсюль микрофонный конденсаторный М-101, предназначенный для использования в качестве чувствительного элемента при точных измерениях звукового давления. При воздействия звукового давления на капсюль его мембрана прогибается, электрическая емкость капсюля изменяется, что приводит к изменению подаваемого на капсюль напряжения.
Таким образом, механическое колебания мембраны преобразуется в переменное напряжение, пропорциональное воздействующему на капсюль звуковому давлению. При работе с капсюлем М-101 необходимо оберегать его от пыли, сырости и ударов. Запрещается подвергать капсюль толчкам и ударам. Переносить капсюль требуется в футляре.
Корпус измерительного прибора состоит из двух литых частей. Показывающий прибор и органы управления укреплены на верхней крышке. Внизу нижнего основания имеется гнездо для крепления батарей “Крона ВЦ” в количестве четырех штук.
В батарейный отсек нижнего основания прибора измерительного ПИ-14 вставьте четыре батареи “Крона ВЦ”.
Навинтите на прибор капсюль М101.
Эта операция производится при отключенной кнопке “питание”
Нажмите кнопки переключателей “питание” и “контур” и проверьте величину напряжения батарей. Стрелка показывающего прибора измерительного ПИ-14 должна находиться в секторе 6-10 д Б.
Отключите кнопку переключения “контур”.
Откалибруйте шумомер. Для этого нажмите кнопки переключателей “Калибр”, “Делитель 80” и при помощи потенциометра “Усиление” установите показания прибора измерительного ПИ-14 равным 6 дВ.
Отключите кнопку переключения “Калибр”.
Шумомер готов к работе.
Измерения уровня звукового давления производится по характеристике А, поэтому кнопку коррекции А/С не нажимать!
Нажать кнопку “Питание”.
Нажать кнопку переключателя “Делитель д Б80”.
Прибор держать в вытянутой руке по направлению к источнику шума. Если при измерении стрелка показывающего прибора находиться в левой части шкалы, то необходимо переключить кнопку ”Делитель” на меньшую цифру, пока стрелка не переместиться в правую часть шкалы на числовую отметку 0 или дальше. Отсчет показаний производится положением показаний переключателя “Делитель дБ” и показывающего прибора.
Рабочие условия применения: - температура окружающего воздуха от -10 до +50 С.- относительная влажность воздуха 90% при +30 С.- атмосферное давление от 70 до 106,7 кПа (537-800 мм.рт.ст).
2. Измерить уровни шума в различных помещениях.
Произвести замеры уровня звука, указанных преподавателем источников шума. Данные замеров занести в таблицу
№
П/П Объект исследования Уровень звукового давления Допустимый уровень звукового давления по ГОСТ 12.1.003-83
1.
2.
3.
3. Сравнить полученные результаты с предельно-допустимыми уровнями звукового давления и сделать выводы.
Практическое занятие 4
Исследование метеорологических условий в рабочем помещении
Цель работы: исследовать микроклимат на рабочем месте и сравнить его с оптимальными параметрами воздушной среды.
Оборудование: аспирационный психрометр Ассмана, барометр типа БАММ.
Теоретическая часть:
1079506403340Микроклимат помещения – это сочетание метеорологических факторов, определяющих работоспособность человека в процессе труда.
Метеорологические условия на рабочем месте определяются значениями барометрического давления, температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха.
Ход работы:
1. С помощью психрометра Ассмана определить температуру и относительную влажность воздуха.
Аспирационный психрометр состоит из двух одинаковых ртутных термометров, закрепленных в специальной оправе.
Порядок работы с психрометром Ассмана:
С помощью пипетки смочить батист на «влажном» термометре, для чего извлечь психрометр из гнезда. Держа прибор вертикально головкой вверх, осторожно ввести пипетку в обечайку и, нажимая на грушу, довести уровень воды в пипетке до верхнего края или на 0,5-1 см ниже его. Дать батисту напитать влагу.
Завести ключом пружину в аспирационной головке (включить в сеть вентилятор).
Через 4-5 минут снять показания сухого и влажного термометров.
По психрометрической таблице определить относительную влажность воздуха.
Полученные данные записать в таблицу
Наименование прибора Показания термометров Относительная влажность, % Атм. давление мм.рт.ст.
Сухого, 0С Влажного, 0С 2. Сделать вывод о соответствии полученных при исследовании в помещении микроклиматических условий оптимальным параметрам по ГОСТ 12.1.-005 – 88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны».
3. Дать санитарно-гигиеническую оценку микроклимата на рабочем месте по индивидуальному заданию. Номер индивидуального задания соответствует номеру по списку в журнале.
Период года Категория работ Температура воздуха, 0С Относительная влажность, %
фактическая по нормам фактическая по нормам
Вариант Профессия Период года Температура воздуха, 0С Относительная влажность, %
1 Воспитатель детского сада Теплый 28 65
2 Медицинская сестра Теплый 25 65
3 Грузчик Теплый 25 75
4 Часовщик Теплый 25 75
5 Лаборант Теплый 23 55
6 Тестовод Холодный 23 60
7 Повар Холодный 24 60
8 Учитель Холодный 23 60
9 Кузнец Холодный 22 55
10 Слесарь-механик Холодный 24 60
11 Оператор ткацкого станка Теплый 26 60
12 Оператор линии разлива Теплый 26 60
13 Сварщик Теплый 27 50
14 Швея Теплый 24 50
15 Ювелир Теплый 23 55
16 Бухгалтер Холодный 25 55
17 Краснодеревщик Холодный 22 65
18 Столяр Холодный 23 65
19 Продавец Холодный 22 75
20 Директор Холодный 23 75
Оптимальные и допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в рабочей зоне производственных помещений
Период года Категория работ Температура, °СОтносительная влажность,%Скорость движения, м/соптимальная допустимая оптимальная допустимая на рабочих местах оптимальная, не более допустимая на рабочих местах постоянных и непостоянных *
верхняя граница нижняя граница на рабочих местах посто-янныхнепосто-янныхпосто-янныхнепосто-янныхХолодный Легкая - I а 22-24 25 26 21 18 40-60 75 0,1 Не более 0,1
Легкая - I б 21-23 24 25 20 17 40-60 75 0,1 Не более 0,2
Средней тяжести - II а 18-20 23 24 17 15 40-60 75 0,2 Не более 0,3
Средней тяжести - II б 17-19 21 23 15 13 40-60 75 0,2 Не более 0,4
Тяжелая - III 16-18 19 20 13 12 40-60 75 0,3 Не более 0,5
Теплый Легкая - I а 23-25 28 30 22 20 40-60 55 (при 28 °С) 0,1 0,1-0,2
Легкая - I б 22-24 28 30 21 19 40-60 60 (при 27 °С) 0,2 0,1-0,3
Средней тяжести - II а 21-23 27 29 18 17 40-60 65 (при 26 °С) 0,3 0,2-0,4
Средней тяжести - II б 20-22 27 29 16 15 40-60 70 (при 25 °С) 0,3 0,2-0,5
Тяжелая - III 18-20 26 28 15 13 40-60 75 (при 24 °С и ниже) 0,4 0,2-0,6
Показания сухого термометра,°СРазность показаний сухого и влажного термометров,°С0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
- Oтносительная влажность, %
0 100 81 63 45 28 11 - - - - - -
1 100 83 65 48 32 16 - - - - - -
2 100 84 68 51 35 20 - - - - - -
3 100 84 69 54 39 24 10 - - - - -
4 100 85 70 56 42 28 14 - - - - -
5 100 86 72 58 45 32 19 6 - - - -
6 100 86 73 60 47 35 23 10 - - - -
7 100 87 74 61 49 37 26 14 - - - -
8 100 87 75 63 51 40 29 18 7 - - -
9 100 88 76 64 53 42 31 21 11 - - -
10 100 88 76 65 54 44 34 24 14 5 - -
11 100 88 77 66 56 46 36 26 17 8 - -
12 100 89 78 68 57 48 38 29 20 11 - -
13 100 89 79 69 59 49 40 31 23 14 6 -
14 100 89 79 70 60 51 42 34 25 17 9 -
15 100 90 80 71 61 52 44 36 27 20 12 5
16 100 90 81 71 62 54 46 37 30 22 15 8
17 100 90 81 72 64 55 47 39 32 24 17 10
18 100 91 82 73 65 56 49 41 34 27 20 13
19 100 91 82 74 65 58 50 43 35 29 22 15
20 100 91 83 74 66 59 51 44 37 30 24 18
21 100 91 83 75 67 60 52 46 39 32 26 20
22 100 92 83 76 68 61 54 47 40 34 28 22
23 100 92 84 76 69 61 55 48 42 36 30 24
24 100 92 84 77 69 62 56 49 43 37 31 26
25 100 92 84 77 70 63 57 50 44 38 33 27
26 100 92 85 78 71 64 58 51 46 40 34 29
27 100 92 85 78 71 65 59 52 47 41 36 30
28 100 93 85 78 72 65 59 53 48 42 37 32
29 100 93 86 79 72 66 60 54 49 43 38 33
30 100 93 86 79 73 67 61 55 50 44 39 34
Практическое занятие 5
Исследование естественной освещенности производственных помещений
Цель работы: освоение инструментального исследования естественного освещения.
Оборудование: люксметр Ю-116
Теоретическая часть:
Естественное освещение помещений осуществляется через световые проемы и может быть выполнено в виде верхнего (через световые фонари в перекрытии), бокового (через окна в наружных стенах) и комбинированного (через фонари и окна).
23583902813685Естественная освещенность внутри зданий характеризуется коэффициентом естественной освещенности (Кео): ,
где ЕВ – естественная освещенность, создаваемая в некоторой точке заданной плоскости внутри помещения светом неба, лк; ЕН – одновременное значение наружной горизонтальной освещенности, создаваемой светом полностью открытого небосвода, лк.
При боковом освещении нормируется минимальный коэффициент естественной освещенности, а при верхнем и комбинированном освещении – среднее значение коэффициента естественной освещенности. Расчет коэффициента естественной освещенности принимают в соответствии с нормами проектирования СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».
Ход работы:
Ознакомиться с устройством и работой люксметра Ю-116.
Прибор для измерения освещенности - фотоэлектрический люксметр Ю-116 состоит из датчика, представляющего собой селеновый фотоэлемент, закрытый матовым рассеивателем, и гальванометра, градуированного в единицах освещенности (люксах). Прибор имеет две шкалы: 0 – 30 и 0 – 100, переключаемые кнопками на лицевой панели прибора. Для замера больших освещенностей под рассеиватель датчика устанавливаются светофильтры из приложенного комплекта.
Расширение пределов измерения осуществляется за счёт поглотителя, который устанавливается на корпус фотоэлемента. Величина освещенности будет равна числу делений, умноженному и на поправочный коэффициент К1=0,8, и на коэффициент поглощения К2=10; 100; 1000.
Определить коэффициент естественной освещенности по экспериментальным данным.
Выключить искусственное освещение в помещении лаборатории.
Замерить освещенность в помещении на расстояниях 1, 2, 3, 4, 5 м от окна, на высоте 0,8 м от пола (на уровне высоты стола), держа датчик прибора горизонтально, пластина фотоэлемента обращена вверх.
Подсчитать Кео для 5-ти точек.
По полученным данным построить график изменения Кео в помещении.
№ замера Ен, лк Евн, лк Кео1 2 3 4 5 График изменения Кео в зависимости от расстояния