Статья авт. Л.П. Бойченко, Т.В. Журкина О социальной и профессиональной адаптиции студента СПО
О социальной и профессиональной адаптация личности студента СПО
Л.П. Бойченко, Т.В. Журкина
В современных условиях, когда происходит трансформация российского общества, а именно, происходит слом старой социально-профессиональной структуры, возникает проблема гармоничного формирования ценностей у российской молодежи. Эта проблема связана с решением вопроса, как избежать перекоса в сторону технократизма и потребительства. Все понятно, что человеческое бытие – уникально. Суть его уникальности состоит в том, что изначально природой предопределена его открытость миру и универсальность в творческих возможностях и проявлениях. Сегодня молодёжь, способная продуцировать знания с помощью высоких информационных и компьютерных технологий, становится главным богатством нашего общества. Но для этого она должна обладать глубоким внутренним потенциалом, т.е. тем, что называется духовностью. Данное философское понятие широкое и емкое, и каждый понимает под ним нечто свое: одни - историческое сознание, другие - целостность психической деятельности человека, третьи - единство всех нравственных сил личности и т.п. Духовность является базовым элементом мировоззрения, которое в условиях техногенной цивилизации подвержено тенденции всеобщей унификации, подчинено одним стандартам информационного образа жизни с всевозрастающим уровнем потребления.
Духовность неотделима от нравственности, особенно в условиях взаимодействия человека с современной техникой. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы технологический прогресс лишил нас статуса человека и личности. В этой связи обостряется проблема моральной ответственности на всех уровнях общественной организации, так как это есть ключ к разрешению различного рода кризисов и противоречий, связанных с бесконтрольным использованием технических новаций. За рубежом много пишут о том, что существует культурный разрыв между технической развитостью молодого поколения и его мировоззренческой слабостью, даже духовно-нравственным невежеством. Подобное приходится наблюдать и в нашем обществе. Увлеченность молодежи информационными и компьютерными технологиями ведет к забвению таких ценностей, как поиск смысла бытия, размышления о сущности человеческой природы, о своем предназначении, о любви и семейном счастье. Эти тревожные тенденции, как нам представляется, учитываются в новых нормативных документах по реформированию системы средне - профессионального образования, на что указывает предполагаемая структура модели будущего выпускника. В ней центральное место отводится личности студента - мировоззренческим установкам, нравственно-этическим идеалам, ценностям, гражданским качествам, так как только зрелая личность способна овладеть всей суммой необходимых знаний – умений – навыков - компетенций и соответствовать требованиям современного производства и общества.
По литературным данным известно, что современные исследования признают институционализацию глобализации самого средне - профессионального образования под влиянием использования новейших информационных, компьютерных технологий и организационных изменений и анализируют не просто трансформацию этого социального института, но и его активное влияние на современное общество. Поэтому и работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе и усиливает удовлетворенность жизнью. Безусловно, адекватность выбора и уровень усвоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Профессионал в отличие от специалиста является субъектом профессиональной деятельности, а не просто носителем совокупности знаний, умений и навыков. Он владеет профессиональной деятельностью в целом, удерживает ее предметность в многообразных меняющихся ситуациях, способен к построению своей деятельности, ее изменению и развитию. Иными словами, он способен к саморазвитию. Под саморазвитием в психологии понимается активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира.
Саморазвитие лежит в основе профессионального развития как динамического и непрерывного процесса самопроектирования личности. Рассматривая профессиональное развитие как непрерывный процесс самопроектирования личности, мы выделяем в нем три основных стадии: самоопределение, самовыражение, самореализация. Поэтому необходимо научить студентов учиться самостоятельно, получая и обрабатывая тот огромный поток учебной информации, которая доступна сейчас для изучения и формирования как общекультурных, так и профессиональных компетенций. Следовательно, процесс создания базы основных знаний и навыков дополняется еще одной задачей - обеспечением условий для успешного развития процесса самообразования. Для будущего профессионала необходимо не только знать основы его профессии, но и уметь разбираться в новшествах, возникающих в области его профессиональной деятельности, оценивать их значимость и необходимость, применять на практике в своей работе и объяснять их другим. В современных условиях требуется учитывать, что трудовая деятельность индивидуума может меняться, а, следовательно, для дальнейшей успешной социализации обучаемый должен иметь навыки самосовершенствования и самообучения. Все это возможно, если основы этих навыков будут закладываться при обучении в школе и развиваться в дальнейшем в вузах, а после и в специализированных институтах усовершенствования.
Решение простейших практических задач, увязывание тем любой учебной дисциплины со специальными профессиональными темами помогает учащимся расширить свой кругозор и сделать будущий профессиональный выбор. Профессиональное самоопределение, профессии, как установка адаптационных стратегий на рынке труда становится в центре проблематики успешного преодоления трудной жизненной ситуации. У молодежи формируется новое представление о месте и роли профессии и профессиональных достижений в жизни человека, о целях профессиональной деятельности и способах их достижения. Профессиональное самоопределение студенческой молодежи рассматривается нами как процесс ее интеграции в социально-профессиональную структуру общества, который реализуется на личностном уровне через ценностный выбор студентами вариантов профессионального развития.
Новый взгляд на качество образования, профессиональное ориентирование, карьерный рост, предполагает более широкое понимание образовательных результатов выпускников колледжей. Это не только освоение знаний, умений и навыков, но и формирование общих и профессиональных компетенций, социального опыта, а также оценку и учет внеучебных достижений. Внеучебные достижения - это достижения, позволяющие студенту успешно социализироваться в обществе, реализовать себя как всестороннюю личность в различных сферах жизнедеятельности. К ним относят участие студентов в районных, городских, областных, федеральных и международных конкурсах и олимпиадах, спортивных соревнованиях, творческие, трудовые и прочие внеучебные достижения. Оценка внеучебных достижений относится к новым видам оценивания, «содержательным», отражающим личностные достижения и индивидуальный прогресс студента. В современных условиях формирование знаний не является главной целью образования (знания ради знаний). Знания и умения как единицы образовательного результата необходимы, но недостаточны для того, чтобы быть успешным в современном обществе. Для человека чрезвычайна, важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной деятельности, творческая самореализация. Особую роль при таком подходе играет оценка внеучебных достижений студентов, так как именно личностные достижения отражают индивидуальный опыт самореализации себя. Внеучебные достижения студентов являются, одновременно, одним из показателей качества и результативности труда педагога. Для оценки внеучебных достижений в настоящее время широко применяется такая ненормативная форма оценивания как портфолио. Под портфолио понимается подборка достижений студента, которая связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину. Являясь по сути альтернативным, по отношению к традиционным формам, способом оценивания, портфолио позволяет решать две задачи:
проследить индивидуальный прогресс студента, достигнутый им в процессе получения образования, вне сравнения с достижениями других студентов;
оценить его внеучебные достижения и дополнить результаты итоговой аттестации.
Портфолио позволяет осуществить длительный мониторинг индивидуальных образовательных достижений студента, содержит информацию о предметах и курсах, пройденных в ходе обучения, о научной и проектно-исследовательской деятельности и т.д. Преимущества использования портфолио мы видим в том, что данная система направлена на продвижение студента, учитывает его личностные особенности, динамику и итоги личностного развития. Портфолио содействует выработке способности студента к самооценке, стимулирует его образовательную активность. Портфолио является современной формой оценивания, отвечает духу развивающего, практико-ориентированного обучения, позволяет решить следующие педагогические задачи:
поощрять активность и самостоятельность студентов;
расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности студентов;
формировать умение учиться;
ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
содействовать индивидуализации образования;
повышать обоснованность профиля и эффективность его коррекции.
Основными принципами оценки качества внеучебных достижений являются единые процедура и технология, достоверность используемых данных, соблюдение морально - этических норм при сборе информации. Конечно, нельзя не согласиться с теми проблемами и трудностями, которые связаны с введением портфолио:
обучение педагогических кадров;
готовность их к принятию новой идеи;
сложность оценивания;
организация хранения.
Но, несмотря на это, портфолио студентов дают ориентиры для обновления традиционных подходов к балльной системе оценивания, развивать межличностные отношения всех заинтересованных участников образовательного процесса. В такой ситуации образование превратилось в один из главных ресурсов обеспечения преодоления духовного отчуждения и развития нации, повышения конкурентоспособности российской экономики, адаптации к глобальным ценностям современного общества. Одновременно с этим российская система образования, как и все общество в целом, находится под влиянием бинарных тенденций: реформирования в условиях системного изменения общества и интеграции в общемировое образовательное пространство.