Проект «Работа социального педагога с трудными детьми»
Проект на тему:
«Работа социального педагога с трудными детьми»
Выполнила: Омарова Патимат Магомедрасуловна,
социальный педагог
МКОУ «СОШ № 9»
г.Кизляра
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Основы деятельности социального работника струдными детьми…………………………………………………………………………….6
1.1 Психолого–педагогическая характеристика трудных детей…………6
1.2 Профилактика отклоняющего поведения несовершеннолетних…….7
Глава II. Технология социальной работы с трудными детьми…………..9
2.1 Методы работы социального педагога с трудными детьми…………9
2.2 «Трудные дети» в школе и учебной деятельности …………………..10
2.3 План работы социального педагога СОШ № 9 г. Кизляра с трудными детьми на 2015-2016 учебный год………………………………………..12
Заключение …………………………………………………………………….14
Список литературы……………………………………………………………16
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет. Они уходят из родительского дома, бродяжничают, нигде не учатся и не работают, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома, почти не выходят на улицу и целыми сутками просиживают за компьютером, ничем не интересуясь и ничего не читая, путешествуют по "Интернету" или играют в компьютерные игры.
Стоит ребенку однажды попасть в список "трудных детей", часто за ним по жизни тянется шлейф дурной репутации. С ним мучаются все: и родители, и воспитатели, и педагоги, и социальные работники, и даже священники. Никто не хочет такого ребенка принимать в детский сад или школу, в православную гимназию или воскресную школу, включать в коллектив или дружескую компанию. Перед ним везде и всюду возникает стена, запрет или отказ.
Странности в поведении "трудных детей" вызывают у педагогов, воспитателей и родителей страх, что они могут с ними не справиться, показаться смешными и беспомощными в своих воспитательных усилиях.
Цель – показать технологию работы социального педагогас трудными детьми.
Задачи:
- проанализировать научно-педагогическую и методическую литературу по проблемампротивоправного поведения школьников,
- установить степень разработанности исследуемой проблемы и выявить специфику работу социального работника с несовершеннолетними с противоправным поведением;
- определить и экспериментально обосновать социально - педагогические условия повышения эффективности воспитания подростков с отклонением в поведении.
Объект – профилактическая работа социального педагога с «трудными» детьми.
Предмет – трудные дети.
Экспериментальной базой исследования являлось МКОУ «СОШ № 9» г. Кизляра.
Гипотеза: работа с трудными детьми в школе станет более оптимальной. У учителей выработается единый подход в работе с такими детьми.
ГЛАВА I. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА С ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ
1.1Психолого–педагогическая характеристика трудных детей
Преступность несовершеннолетних, будучи обусловленаобщимипричинами преступности внашейстране,имеетсвоиособенности.Онисвязаныс возрастными,психологическими,половымииинымиотличиямиличности несовершеннолетнихправонарушителейимеханизмомпротивоправного поведения; с обстоятельствами, способствующимисовершениюправонарушений несовершеннолетних; с динамикой, структурой преступности и правонарушений несовершеннолетних; демографическими и многими другими факторами,которые относятсякразличнымсоциально-экономическиминравственно-психологическим сферам общественной жизни.
Эффективностьихвзначительноймереобусловливается всесторонним знанием самого объектапрофилактики,особенностиразличных групп и контингентов несовершеннолетних правонарушителей и числа учащихся, их нравственно-психологические свойства,социальнойсредыиближайшего бытового окружения. Этоимеетпервостепенноезначениедляправильного определения организационных форм профилактическойвоспитательной работы.
Результатыпроведенныхконкретно-социологическихисследованийдают основание утверждать, что преступные проявления среди учащихся в настоящее время связаныснеблагоприятнымиусловияминравственногоформирования личностинесовершеннолетнихправонарушителей,выступающихосновной причинойвозникновенияантиобщественныхвзглядов;снедостаткамив нравственном итрудовомвоспитанииучащихсяиплохойорганизацииих досуга; ошибками иупущениямивдеятельностигосударственныхорганов,учебныхколлективовиобщественныхорганизацийвборьбес детской безнадзорностью и правонарушениями.
Весьмачеткопрослеживаетсяв генезисепреступногоповедения отрицательная значимость такихпризнаков, характеризующихличность,как низкий культурный и образовательный уровень учащихся.
Поскольку среди учеников, совершивших преступления и иныеправонарушения, подавляющеебольшинствосоставляюттрудновоспитуемыеинеуспевающие подростки, педагогическим коллективам и общественным организациямшкол следует больше внимания уделять этому контингенту учащихся.
Стакимидетьминеобходимосистематическипроводить целенаправленную индивидуально-профилактическую работу,привлекатьихк общественной жизни учебных коллективов, спортивной идругойвнеклассовой работе, укреплять связь с родителямииобщественнымиорганизациямипо месту проживания учащихся и проведения ими досуга.
Положительно зарекомендовала себя практика назначения шефов, наставников и общественных воспитателей дляпроведенияиндивидуальнойсистематической профилактическойработыструдновоспитуемымиучащимися. [5]
По справедливому мнению многих педагогов и психологов,детивсемье выступают не только в качестве объекта, но и субъектавоспитания.
Для усиленияэффективностиспециальныхмерпредупреждения правонарушений среди учащихся необходимо, преждевсего,улучшитьработу комиссий по деламнесовершеннолетних и их взаимодействие со школами.
Изучение структуры групп и характера внутригрупповыхсвязейпоказало что подавляющее большинство их возникло на почве стремлениядетейко взаимномуобщениюпоместупроживаниявцеляхсовместного проведениядосуга,особенноввечернеевремя.
1.2Профилактика отклоняющего поведения несовершеннолетних
Сегодня семья, школа средства массовой информации оградили себя от непростой работы — учить нормам морали и права. Родители добывают деньги, в учебном расписании школ в лучшем случае час в неделю отвели курсу «Граждановедение», рекламные ролики и боевики не оставили на ТВ места для менее смелых передач. Стало некому объяснять разницу между «нельзя» и «можно», «хорошо» и «плохо». Однако чтобы жить в согласии с общественной моралью и не совершать противоправных действий, подростку необходимо знать различия между моралью и правом, преступлением и правонарушением, знать, за что посмотрят с осуждением, за что оштрафуют, за что посадят за решетку. Только процесс просвещения, объединяющий учителей и родителей, врачей и журналистов, суды, милицию, всех нас, выходящий за рамки урока в студии, дворы, детские сады, сможет стать необходимым условием, снабдить подростков достаточным знанием для соблюдения правил, норм и законов нашего общества.
Так знакомство с нормами морали и права, изучение граждановедческих дисциплин повышает умственный уровень подростка, что является одним из условий формирования культуры человека.
Просвещение развивает духовность, стремление к знанию. Статистика свидетельствует, чтосреди правонарушителей все больше подростков, не обладающих этими качествами.
Далее:деятельность: обеспечить занятость подростков. Обилие свободного времени, закрытые клубы и секции, отсутствие доступных мест для проведения досуга толкает подростков на поиски иных путей общения, в подвалы и подворотни. Только обеспечение наиболее полной занятости подростка, кружки, учеба и труд не оставят времени и сил нарушать закон.
Необходимо обеспечить работу кружков, секций, клубов различных направлений, где ребенок сможет реализовать свои желания, потребности, энергию. В сегодняшних экономических условиях детским домам творчества, клубам, другим учреждениям выжить трудно. Указ президента запретил перепрофилирование детских учреждений и сдачу их в аренду. Однако обстоятельства вынуждают открывать платные кружки и секции, которые далеко не всем по карману. Скупой платит дважды. Сегодня мы экономим на воспитании, на клубе и зарплате тренеру, завтра вкладываем средства в перевоспитание.
Подростку некуда пойти, негде применить силы, реализовать способности. Отсутствие нормальных условий для самовыражения толкает на поиски «приключений». Только организованный досуг, творчество и спорт дают возможность самореализации и предохраняют подростка от опасной черты.
ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ С ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ
2.1 Методы работы социального педагога с трудными детьми
Наилучшими методами решения этой проблемы остаются до сих пор методы, разработанные и успешно испытанные А. С. Макаренко в его педагогической деятельности. В последние десятилетия в нашей стране широко развернулись психолого-педагогические исследования по этой проблеме. Наибольшую известность получили труды Д. И. Фельдштейна. Он указывает четыре группы несовершеннолетних правонарушителей.
Представители первой группы характеризуются наличием ряда примитивных, аморальных потребностей и антиобщественных взглядов и представлений. Они эгоистичны, озлоблены, агрессивны, осознанно совершают правонарушения, не любят трудиться. Для исправления поведения таких подростков их нужно вовлекать в общественно полезные трудовые дела.
Ко второй группе относятся подростки с деформированными потребностями, подражающие представителям первой группы. Они индивидуалистичны, неуживчивы, притесняют слабых. Коррекционная работа заключается в изменении обстановки и привычных форм поведения, высказывании доверия к ним.
У подростков третьей группы наличествуют как деформированные, так и позитивные потребности и взгляды. Но последние не стали регуляторами их поведения. Эгоизм и слабоволие обрекают их на асоциальныепоступки. Полезной для них в воспитательном отношении является ритмичная и напряженная трудовая деятельность, работа, дающая возможность проявить себя и самоутвердиться.
К четвертой группе можно отнести не верящих в себя, внушаемых, заискивающих перед более сильными товарищами подростков. Им необходима постоянная работа в коллективе, систематический контроль и оценка их деятельности, личная ответственность, активное участие в соревновании.
Рассмотрим способы социально – педагогической коррекции агрессивного поведения подростков. В длительном процессе их перевоспитания требуется обратить особое внимание на преодоление атрофии нормальных человеческих чувств у подобных правонарушителей.
Агрессивность может проявляться у школьников средних классов в стычках между отдельными группами. Спор между проживающими по соседству подростковыми группами обычно идет из-за территориальных «сфер влияния»: клубов, кинотеатров и т.п.
Необходима разъяснительная работа классных руководителей по вскрытию противоправности таких действий. Требуется также, чтобы подросток понимал не только свои интересы, но и встал на позицию пострадавшего. Наконец, необходимо больше и чаще вовлекать подростка в различные виды полезной деятельности, в которой он получил бы возможность удовлетворить указанные выше потребности.
2.2 «Трудные дети» в школе и учебной деятельности
Дети осложнённого поведения доставляют любому коллективу много хлопот и неприятностей. И работа педагога с «трудными» учащимися в учебном коллективе – это, прежде всего, педагогическая реабилитация. Она должна включать: возможность отреагирования психической напряженности; обеспечение условий от вредных привычек; переключение интересов подростка на социально положительную норму с поддержкой уверенности в себе.
А.С. Макаренко, призывая строить учебно-воспитательную работу с учётом индивидуальных особенностей учащихся, говорил о педагогике «индивидуального действия», рассчитанной на каждую конкретную личность со всем её индивидуальным своеобразием. Вместе с тем он подчёркивал, что индивидуальный подход – это не «парная педагогика», не камерное воспитание, не «разрозненная возня с каждым воспитанником».
Педагогу прежде всего необходимо хорошо знать детей, видеть в каждом из них индивидуальные, своеобразные черты. Чем лучше разбирается воспитатель в индивидуальных особенностях школьников, тем правильнее он может организовать учебно-воспитательный процесс, применяя воспитательные меры в соответствии с индивидуальностью воспитанников [8].
Педагогическая позиция по отношению к «трудному» учащемуся должна сочетаться в разумном сочетании мер, поддерживающих положительные стремления личности и пресекающих развитие отрицательных. Педагог обязан уметь находить положительные начала в характере своего воспитанника, уметь правильно и вовремя поощрить или наказать его [8].
Индивидуальный подход выражается и в применении меры и формы наказания. На одних школьников действует простое осуждение, на других подобные формы осуждения впечатления не производят и воспринимаются как снисходительность или мягкотелость воспитателя. По отношению к таким школьникам следует применять более строгие меры взыскания. Но при этом необходима ясная мотивировка более высокой меры взыскания (чтобы у школьников не возникло мнения о непоследовательности и несправедливости учителя) [6].
Большинство педагоговпредлагают несколько вариантов работы с такими детьми:
Подавление их действий и поступков, способных нанести вред
Игнорирование его умышленно резкого, провоцирующего поведения
Вовлечение ребёнка в какую-нибудь активную деятельность (занятия спортом, играми, творчеством) [30,164]
Подводя итог всем упомянутым способам и методам, следует сказать, что «трудный» ребёнок всегда будет и должен занимать больше внимания педагога, чем «нормальный».Если вспомнить, что «трудный» ребёнок – это чаще всего заброшенный родителями, запущенный близкими, нелюбимый в большинстве коллективов, то такое отношение к нему будет оправданным.
2.3 План работы социального педагога СОШ № 9 г. Кизляра с трудными детьми на 2015-2016 учебный год
Сентябрь
Сроки Работа с «трудными» Ответственные
1 нед. Уточнение списков «трудных» подростков Соц.педагог
2 нед. 1.Посещение семей «трудных» на дому Соц.педагог
Кл.руководители
3 нед. 1. Проф. беседы с инспектором ПДН
2. Организация досуга «трудных» (в т.ч. подростков, состоящих на учете в ПДН)
3. Родительское собрание с родителями «трудных» обучающихся
4.Индивидуальные беседы с «трудными»
Соц.педагог
Администрация
Кл.руководители
Октябрь
1 нед. 1. Беседы о проведении и успеваемости с «трудными».
Беседы об ответственности обучающимися за неуспеваемость и аморальное поведение в школе и за его пределами.
«Мое будущее в моих руках» Мастера, Кл.руководители, соц.педагог
2 нед. 1. Посещение семей «трудных» на дому. Кл. руководителисоц.педагог
3 нед. 1.Работа с психологом (инд. беседы).
2.Профилактические беседы с инспектором ПДН. Психолог
4 нед. 1.Инд. беседы с «трудными» об ответственности за неуспеваемость, пропуски уроков и т.д. Соц.педагог
Ноябрь
1. нед. 1. Тренинг «Я и мой ближний: жизненный девиз».
2. Индивидуальные беседы с «трудными». Соц.педагог
психолог
2-3 нед. 1.Посещение семей «трудных» на дому.
2.Проф. беседы с инспектором ПДН.
3. «Вредные привычки» (свободный разговор) Кл.руководители
Соц.педагог
4 нед. 1. Совет профилактики при администрации школы Соц.педагог
Декабрь
1 нед. 1 .Неделя правовых знаний «Профилактика наркомании, алкоголизма, токсикомании».
2. Посещение семей «трудных» на дому. Соц.педагог
2 нед. 1. «Губительная сигарета» (встреча с врачом наркологом). Соц.педагог
3 нед. 1. Проф. беседы с инспектором ПДН. Соц.педагог
4 нед. 1. Организация отдыха на зимних каникулах «трудных» подростков Соц.педагог, зам.по ВР
Январь
1 нед. 1. Беседы о ведении здорового образа жизни. Мед.сестра школы
2 нед. 1. Посещение семей «трудных» на дому.
2. Проф. беседы с инспектором ПДН. Соц.педагог
Кл.руководители
3 нед. 1. Работа с психологом (инд. беседы) психолог
Февраль
1 нед. 1. «Знаешь ли ты закон?" (встреча с начальником милиции ОВД г.Кизляра).
2. Инд. беседы с "трудными". Соц.педагог
2 нед. 1. «Пять шагов к себе» (тренинг)
2. Посещение семей «трудных» на дому. Психолог
Соц.педагог
Кл.руководители
3 нед. 1.Проф. день (работа с инспектором ПДН) Соц.педагог
4 нед. Совет профилактики при администрации школы. Соц.педагог
Март
1 нед. 1. Инд. беседы с "трудными". Соц.педагог
2 нед. 1. Посещение семей «трудных» на дому.
2. Малый пед. Совет с родителями «трудных»
3. Анкетирование «Я и моя будущая профессия» Кл.руководителисоц.педагог
3 нед. 1.Проф. день (работа с инспектором ПДН) Инспектор ПДН
4 нед. 1. Круглый стол: «Помощь и поддержка») Кл.руководители
Соц.педагог
Апрель
1 нед.
1. Подбор материалов к Дню независимости от вредных привычек. Просмотр литературы. Инд. задание «трудных» .
2. Посещение семей «трудных» на дому. Соц.педагог
2 нед. 1. Инд. беседы с «трудными»
2. Инд. работа с родителями. психолог
Инспектор ПДН
3 нед.
1. Проф. день (работа с инспектором ПДН).
2. Совет профилактики при администрации школы. Инспектор ПДН
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кто есть Я? Что есть Мир? Каково мое место в нем? Как жить? Эти вопросы хоть однажды, но каждый человек задает себе обязательно. Чтобы ответить на них правильно, так, чтобы выбрать достойный путь, который приведет к осознанию твоего истинного предназначения, нужно, чтобы рядом оказался человек, который подскажет, поможет и поведет не только к великим открытиям в окружающем тебя мире, но главное: сумеет открыть огромный мир твоего внутреннего бытия. Кто он, этот великий созидатель? Конечно, педагог, учитель, без которого не обходилось раньше и не обходится теперь ни одно цивилизованное общество.Роль учителя в прогрессивном развитии общества трудно переоценить, именно он формирует будущее общества, будущее его культуры и науки. Меняется время, меняется мир, меняются люди, меняются дети. И учитель не может оставаться таким, каким был двести, сто, пятьдесят и даже десять лет назад. Он должен поспеть за временем, чувствовать перемены в общественном развитии, чтобы влиять на духовно-нравственные процессы через образование и воспитание; непосредственно участвовать в формировании личности нового времени, с новым мышлением и новым взглядом на мир. Стереотип образа учителя, как непререкаемого авторитета во всем и вся, готового дать ответ на любой вопрос, уже в прошлом. Сейчас учитель должен понять, вырастает,.[3] Да и не может в современной школе учитель быть единственным источником знаний и истины. В настоящее время огромную информации добывает ученик из интернет-сетей, притом что сам учитель не успевает узнать об этом же в таком объеме. Учитель же и вся система школьного образования должны; создаватьдолжна стать, где ученик не просто получает знания по предмету, а учится жизни, чтобы впоследствии уметь разрешать жизненные проблемы. И в этой ситуациио. Ведь только знания, добытые собственным трудом и саморазвитием, могут быть конкурентоспособны в эпоху динамичного развития инновационных идей.».[1] Учителю необходимо, рольуя в современном общественой, еще более возрастает. С ОС профессиональная деятельность» (Именно поэтомуобеспечит не только комфортные для реализации физического и психического потенциала личности ребенка, но и будет способствовать его успешности в будущем
Подводя итог работе, можно заключить, что проблема «трудных» детей в современном обществе очень актуальна.
«Трудными» обычно становятся дети из неблагополучных семей, которые с раннего возраста видят девиантное поведение со стороны взрослых.
С возрастом проблемы «трудного» ребёнка могут либо ослабеть, либо усилиться, всё дело в том, кто и как будет им заниматься. Конечно, первостепенную роль в воспитании должна играть семья, и если родители вовремя отреагируют на антисоциальное поведение ребёнка, он вполне сможет вернуться к «нормальной» жизни. Со стороны педагогов также требуется повышенное внимание и забота в отношении таких детей.
О чем нужно помнить педагогу, обнаружившему девиантное поведение школьников и поставившему перед собой гуманную и благородную цель — помочь детям его преодолеть?
1. Прежде всего о том, что нужно занять непримиримую позицию и предъявлять категорические требования, вводить активное принуждение выполнить их в случае, когда дело касается важнейших общественных правил поведения или законов.
2. Учитель должен устранять не последствия, а с причину.
3. Педагог устанавливает непрерывный мониторинг, т. е. систематический надзор за отклонениями в поведении детей с обязательным и своевременным реагированием на возникающие ситуации.
4. Политика «кнута и пряника», т. е. сочетание наказаний с увещеваниями, просьбами, советами — пока самая надежная в коррекционном воспитании и дает наилучшие результаты.
5. Известно, что чувства способны притупляться, коль скоро причины, их вызывающие, становятся привычными. Поэтому действия педагога должны восприниматься детьми как справедливые («за дело») и соразмерные совершенному проступку.
6. Поощрения не должны восприниматься детьми как обязательные за любой их хороший поступок. Награды не должны быть направлены на воспитание у ребенка повышенной самооценки.
7. Угрозы наказанием должны быть реальными.
8.Анализ аффективного поведения дошкольников показывает: причина аффекта заключается в том, что ребенок однозначно воспринимает заданную ему ситуацию и не обладает способами ее переосмысления.
9.Главный способ преодоления аффективного поведения — индивидуальный подход. Индивидуальный подход предполагает умение опираться в воспитательной работе на то положительное, что имеется в личности каждого.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Буянов М.И.Ребенок из неблагополучной семьи. - М., 1999.
Воспитание трудного ребенка (под ред. Рожкова М.И., М., 2003
Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми - М.,1996
Кравцова Е.Е. Как помочь детям преодолеть трудности в поведении- Минск, 2000
Наш проблемный подросток: понять и договориться/ под ред. Ретуш Л.А.- С-Пб., 2001
Решетникова О.В. Понять – значит помочь//Школьный психолог-2004г.- №36
Рычкова Н.А.Поведенческие расстройства у детей: диагностика, коррекция и психопрафилактика- М., 2001
Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика - Москва-Воронеж., 2000.
Степанов В.Г.Психология трудных школьников М., 2006
Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации, – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД.,2007.
Пятая Олимпиада имени П.Л.Чебышёва 2014/2015
Фамилия ____________________________ Имя ___________________________
ОТВЕТЫ: (заносить только числа, без единиц измерения)
Задача № 1 Задача № 2 Задача № 3 Задача № 4 Задача № 5 Задача № 6 Задача № 7
Министерство образования и науки РД
НОУ ЦДОШ "Надежда"
V ОЛИМПИАДА имени П.Л.Чебышёва
5 класс (время выполнения работы – 1 час)
Ученик Вовочка любит решать математические задачи. Известно, что вчера он решил на 11 задач меньше, чем позавчера и на 32 задачи меньше, чем позавчера и сегодня вместе. Сколько задач решил Вовочка сегодня?
Когда Гулливер попал в Лилипутию, он обнаружил, что там все вещи ровно в 9 раз короче, чем на его родине. Сможете ли вы сказать, сколько лилипутских спичечных коробков поместится в спичечный коробок Гулливера?
Осман не успел влезть в лифт на первом этаже дома и решил пойти по лестнице. На третий этаж он поднимается за 2 минуты. Сколько времени у него займет подъем до двенадцатого этажа?
Двое часов начали и закончили бить одновременно. Первые бьют через каждые 3 с, вторые — через каждые 4 с. Всего было сделано 13 ударов (совпавшие удары воспринимались за один). Сколько времени прошло между первым и последним ударами?
Юсуп пошёл с папой в тир. Договорились, что Юсуп делает 5 выстрелов и за каждое попадание в цель получает право сделать ещё 2 выстрела. Всего Юсуп сделал 25 выстрелов. Сколько раз он попал в цель?
У сестры в четыре раза больше братьев, чем сестер. А у брата братьев на одного больше, чем сестер. Сколько в семье братьев и сестер вместе?
16 точек расположили в четыре ряда по четыре точки в каждом ряду так, что все они составляют квадрат (см. рис.). Сколько всевозможных квадратов, изображенных на рисунке, вершинами которых являются любые четыре точки, можно найти на рисунке.
Пятая Олимпиада имени П.Л.Чебышёва 2014/2015
Фамилия ______________________________ Имя _________________________
ОТВЕТЫ: (заносить только числа, без единиц измерения)
Задача № 1 Задача № 2 Задача № 3 Задача № 4 Задача № 5 Задача № 6 Задача № 7
Министерство образования и науки РД
НОУ ЦДОШ "Надежда"
V ОЛИМПИАДА имени П.Л.Чебышёва
6 класс (время выполнения работы – 1 час)
Хулиган Мага – Зага вырвал из книги кусок, первая страница которого имеет номер 483, а номер последней записывается теми же цифрами в каком – то другом порядке. Сколько страниц вырвал Мага – Зага из книги?
На окраску деревянного кубика затратили 4 г краски. Когда она высохла, кубик распилили на 8 одинаковых кубиков меньшего размера. Сколько краски потребуется для того, чтобы закрасить образовавшиеся при этом неокрашенные поверхности?
То" да "это", да половина "того" да "этого" – сколько это будет процентов от трёх четвертей "того" да "этого"?
Сколькими способами можно расставить черную и белую ладьи на шахматной доске так, чтобы они не били друг друга? ( Ладья ходит по горизонтальным и вертикальным клеткам и бьёт каждую из них).
Мимо наблюдателя поезд проходит за 10 секунд, а мимо моста длиной 600 метров - за 30 секунд. Считается, что поезд проходит мимо моста начиная с того момента, когда локомотив въезжает на мост, и кончая моментом, когда последний вагон покидает мост. Сколько метров в секунду проходит поезд?
Какое число нужно вычесть из числителя дроби 537/463 и прибавить к знаменателю, чтобы после сокращения получить 1/9?
16 точек расположили в четыре ряда по четыре точки в каждом ряду так, что все они составляют квадрат (см. рис.). Сколько всевозможных квадратов, изображенных на рисунке, вершинами которых являются любые четыре точки, можно найти на рисунке.
Пятая Олимпиада имени П.Л.Чебышёва 2014/2015
Фамилия ____________________________ Имя ________________________
ОТВЕТЫ: (заносить только числа, без единиц измерения)
Задача № 1 Задача № 2 Задача № 3 Задача № 4 Задача № 5 Задача № 6 Задача № 7
Министерство образования и науки РД
НОУ ЦДОШ "Надежда"
V ОЛИМПИАДА имени П.Л.Чебышёва
7 класс (время выполнения работы – 1 час)
Сколько существует пятизначных чисел с суммой цифр, равной 3?
Продавец случайно перемешал конфеты первого сорта (по 300 руб. за 1 кг.) и конфеты второго сорта (по 200 руб. за 1 кг.). По какой цене надо продавать эту смесь, чтобы выручить ту же сумму, если известно, что первоначально общая стоимость всех конфет первого сорта была равна общей стоимости всех конфет второго сорта?
В соревновании участвовали 50 стрелков. Первый выбил 60 очков; второй — 80; третий — среднее арифметическое очков первых двух; четвертый — среднее арифметическое очков первых трех. Каждый следующий выбил среднее арифметическое очков всех предыдущих. Сколько очков выбил 50-й стрелок?
В кружке есть девочки, но мальчиков больше 94% состава. Какое минимальное число людей может быть в кружке?
На прямой отметили несколько точек. После этого между каждыми двумя соседними точками отметили ещё по точке. Такое ''уплотнение'' повторили ещё дважды (всего 3 раза). В результате на прямой оказалось отмечено 113 точек. Сколько точек было отмечено первоначально?
25 точек расположили в пять рядов по пять точек в каждом ряду так, что все они составляют квадрат (см. рис. ). Сколько всевозможных квадратов, изображенных на рисунке, вершинами которых являются любые четыре точки, можно найти на рисунке.
Бурундуки Чип и Дейл должны запасти одинаковое количество орехов на зиму. После того, как Чип принес 120, а Дейл – 147 орехов, Чипу осталось запасти орехов в четыре раза больше, чем Дейлу. Сколько орехов должен запасти каждый из них?
Пятая Олимпиада имени П.Л.Чебышёва 2014/2015
Фамилия ____________________________ Имя ________________________
ОТВЕТЫ: (заносить только числа, без единиц измерения)
Задача № 1 Задача № 2 Задача № 3 Задача № 4 Задача № 5 Задача № 6 Задача № 7
Министерство образования и науки РД
НОУ ЦДОШ "Надежда"
V ОЛИМПИАДА имени П.Л.Чебышёва
8 класс (время выполнения работы – 1 час)
Девять одинаковых воробьев склёвывают меньше, чем 1001 зёрнышко, а десять таких же воробьев склёвывают больше, чем 1100 зёрнышек. По скольку зёрнышек склёвывает каждый воробей?
Решите уравнение: 1993 = 1 + 8 : (1 + 8 : (1 – 8 : (1 + 4 : (1 – 4 : (1 – 8 : x))))).
Десять человек захотели основать клуб. Для этого им необходимо собрать определённую сумму вступительных взносов. Если бы организаторов было на пять человек больше, то каждый из них должен был бы внести на 100 долларов меньше. Сколько денег внёс каждый?
25 точек расположили в пять рядов по пять точек в каждом ряду так, что все они составляют квадрат (см. рис.). Сколько всевозможных квадратов, изображенных на рисунке, вершинами которых являются любые четыре точки, можно найти на рисунке.
Сколько раз за сутки бывает момент, когда часовая и минутная стрелки правильно идущих часов образуют угол 900?
Волк с тремя поросятами написал детектив "Три поросёнка-2", а потом он же вместе с Красной Шапочкой и её бабушкой – кулинарную книгу "Красная Шапочка-2". В издательстве выдали гонорар за обе книжки поросёнку Наф-Нафу. Он забрал свою долю и передал оставшиеся 2100 золотых монет Волку. Гонорар за каждую книгу делится поровну между её авторами. Сколько золотых монет Волк должен взять себе?
Найдите угол А треугольника АВС, если он равен одному из углов между биссектрисами, проведенными из вершин В и С.
На крутых поворотах событий в Кизляре и Первомайском
Потерпевший Цимпаев Вениамин Омариевич , оперуполномоченный Кизлярского РОВД: 9 января 1996 года в 5 часов 30 минут позвонил капитан милиции Алиев Джабраил и сказал, что объявлена тревога, необходимо идти в РОВД. Возле дома № 50 по улице Победы они с Алиевым были окружены чеченскими боевиками и взяты в заложники. Их вместе с другими заложниками боевики повели в центральную городскую больницу. Возле больницы один из боевиков ударил прикладом автомата по лицу и разбил бровь. Ему и Алиеву пришлось отдать служебные удостоверения.
В больнице они находились на четвертом этаже, в группе, в которой были сотрудники РОВД, в том числе Денисенко, Алиев, Ермаченко и др. Среди них были трое раненных в ноги. Их постоянно оскорбляли, угрожали расстрелом, а также сняли со всех, у кого была, форменную одежду, часы, обувь. Перед рассветом 10 января 1996 года его в числе других сотрудников Кизлярского РОВД вывели из больницы и посадили в автобус «Икарус». Колонна автобусов с боевиками и заложниками направилась в сторону города Хасавюрт и беспрепятственно доехала до селения Первомайское. Колонну постоянно сопровождали дватри вертолета.
Когда колонна, миновав блокпост на границе с Чечней, подъехала к мосту через реку, первая машина была обстреляна с вертолета, в связи с чем колонна повернула в село Первомайское. Вечером того же дня всех разместили в селе в доме возле мечети. В одной группе уже были и гражданские, всего около 50 человек. Ночью один из гражданских лиц – Аюбов выхватил автомат у заснувшего боевикаараба, охранявшего их, и расстрелял его. А еще одного боевикачеченца достал выстрелом на улице. Боевики стали стрелять в дом и бросать гранаты. В это время его застрелил другой боевик – араб.
В этой перестрелке он был и сам ранен в плечо и правое ухо. 11 января, пока шли переговоры, находились в автобусе, а вечером всех снова разместили по домам. До 15 января, когда начался штурм села, боевики использовали заложников для рытья окопов.
В ночь с 17 на 18 января 1996 года около двух часов ночи боевики приказали ему идти с ними на прорыв из села Первомайского. Он с врачомреаниматором Рамазаном должен был нести раненого боевика. Бандиты с заложниками по дватри человека вначале вышли на окраину села. Миновав блокпост, стали переходить какуюто неглубокую реку, но в это время их заметили наблюдатели федеральных войск. Начался сильный обстрел. Под огнем прошли поле, какойто вал и вышли к лесу. После чего по газовой трубе пересекли реку Терек. За рекой их уже ждали другие боевики в белых маскировочных халатах. Его на автобусе вместе с другими заложниками перевезли в селение Шелковское, где он провалялся два дня в подвале какогото дома. Затем отвезли в составе группы других заложников к реке Терек, через которую переправлялись на лодках. После этого около трех суток находился в подвале школы в Новогрозненском и двое суток в селении Бамут2, гдето в горах. 24 января 1996 года его вернули в Новогрозненское, из которого он был передан представителям Республики Дагестан. Заложников обменивали на боевиков.
Завершился так называемый «переговорный процесс», наступал «Кизлярский эпилог».
Другое свидетельство.
Потерпевший Матисов Дмитрий Адольфович. Он показал, что как заместитель начальника 8 отдела РУОП МВД РФ Юга России принимал участие в ликвидации террористов Радуева и освобождении заложников в селе Первомайское. Подразделением СОБРа, в котором он находился, командовал майор милиции Бойко И. Б. Штурм села Первомайское начался 15 января 1996 года с артиллерийской огневой подготовки. Когда его подразделение пошло в атаку, боевики открыли шквальный огонь из минометов, гранатометов и стрелкового оружия. В результате сразу же появились раненые и убитые.
Подразделение не дошло до окраины села Первомайское около 70 метров и залегло. Минут через 30 от разрыва мины он был ранен, контужен, но продолжал вести перестрелку с боевиками. За это время его подразделение потеряло еще несколько человек ранеными. Боевиками также было подбито два БМП1, которые были переданы их подразделению от Волгоградского СОБРа. С наступлением темноты его бойцы выбили террористов с территории кладбища. Несколько раз в течение ночи боевики делали вылазки. 16 января 1996 года в атаку на боевиков пошел дагестанский СОБР. Он попал под шквальный огонь и потерял 6 человек убитыми и 7 человек ранеными.
17 января 1996 года Матисов со своим подразделением отошел от села Первомайское, так как командованием было принято решение применить против боевиков систему залпового огня «Град». После этого ему была оказана медицинская помощь и он был отправлен в военный госпиталь.
(Все эти документы, протоколы осмотров трупов, раненых и т. д. исследованы судом.)
Вывод суда . Анализ исследованных доказательств в их совокупности приводит суд к убеждению о виновности Радуева С.Б. в том, что он, организовав вооруженную банду и акт терроризма в г. Кизляре и в с. Первомайское Хасавюртовского района 918 января 1996 года, организовал посягательство на жизнь работников милиции в связи с их служебной деятельностью по охране общественного порядка. Погибли 24 работника милиции, а 109 получили телесные повреждения различной степени тяжести.
В захвате и удержании лиц в качестве заложников, повлекших тяжкие последствия в г. Кизляре и в с. Первомайское Хасавюртовского района 918 января 1996 года, подсудимый Радуев С.Б. виновным себя не признал. Он показал суду следующее. В случае удачного стечения обстоятельств при нападении на город Кизляр предполагалось собрать всех его жителей в трех местах: вокруг здания администрации, Дома культуры и здания больницы. При этом им планировалось сообщить, что власть в городе переходит в руки «военной администрации вооруженных сил Ичкерии» и объявить комендантский час. После этого планировалось расположить свои подразделения по периметру города, занять оборону и подготовиться к возможному нападению со стороны федеральных войск России.
В случае неудачного нападения на воинские части ставилось целью захватить заложников и под их прикрытием выйти на территорию Ичкерии по сценарию, как это осуществил ранее отряд Шамиля Басаева. Если бы события развивались по этому варианту, то после захвата заложников на него (Радуева) была бы возложена обязанность вести переговоры с военным руководством и властями Дагестана, а также выступать перед российскими и зарубежными журналистами.
Далее в показания Радуева и его сообщников стали вкрадываться некоторые расхождения, проливающие иной свет на развитие и ход событий.
При постановке конкретных задач по захвату города Кизляра полевым командирам подразделения, которые входили в состав сводного отряда, подразделению Сулеймана Радуева, как уже отмечалось ранее, была поставлена задача захватить завод, расположенный недалеко от вертолетной базы, с помощью взрывчатки уничтожить находящееся там оборудование, затем собрать из близлежащих домов заложников и направиться вместе с ними к больнице. По прибытии к зданию больницы это подразделение должно было выдвинуться к железнодорожному вокзалу и удерживать его под контролем.
Нунаев ЛомАли должен был провести группы Абалаева и Чараева к военным объектам, захватить здание больницы и создать там военную комендатуру, собирать людей в жилых секторах и направлять их к больничному комплексу.
После захвата больницы и создания в ее здании военной комендатуры Нунаев должен был взять часть боевиков и заложников и направиться к Дому культуры и зданию администрации города. Туда планировалось также собирать людей из близлежащих домов.
Выехав из города Кизляра в 7 часов утра 10 января 1996 года, примерно в 11 часов колонна боевиков с заложниками миновала блокпост федеральных сил, расположенный около села Первомайского, и направилась на территорию Чечни. Оставалось только пересечь мост через реку Терек, находящийся прямо на административной границе между Дагестаном и Чечней. Однако в это время по рации было получено сообщение, что мост взорван. Колонна по распоряжению Беева – первого заместителя министра внутренних дел Республики Дагестан остановилась, и он дал команду сопровождавшей милицейской автомашине проверить эту информацию. Указанная автомашина двинулась, но, не проехав и 10–15 метров, была обстреляна ракетами с вертолета. Стало ясно, что ситуация выходит изпод контроля. Колонна повернула обратно в село Первомайское. После того как вся колонна въехала в село, замыкавшее ее подразделение Атгириева вошло на блокпост и разоружило находящихся там бойцов Новосибирского ОМОНа. Согласно его докладу, разоружение произошло без эксцессов.
Первоначально все изъятое вооружение милиционеров было складировано в одном из находящихся на блокпосту вагончиках, Радуев еще надеялся на предоставление федеральной стороной боевикам «коридора» для выхода на территорию Чечни. В качестве одного из условий в ходе переговоров он планировал использовать возвращение изъятого у омоновцев вооружения. Однако к концу дня ему стало ясно, что российские военные намерены силой освободить захваченных в Кизляре заложников, а сами переговоры используют с целью выиграть время. Радуев и Атгириев делали свои выводы…
Допрошенный судом свидетель Беев В. Е. (напомню: это бывший первый заместитель министра внутренних дел Республики Дагестан) утверждал, что о захвате заложников боевиками Радуева в городе Кизляре он узнал в 5 часов 45 минут 9 января 1996 года из доклада дежурного МВД РД и срочно выехал в г. Кизляр. Когда приехал, то требования боевиков состояли в беспрепятственном проезде их из Кизляра до селения Новогрозненское Чеченской Республики. В противном случае, они угрожали расправой над заложниками. Времени было в обрез.
После длительных переговоров боевики согласились отпустить всех заложников из больницы в обмен на добровольных заложников из числа руководства Республики Дагестан. Условия этого договора боевиками соблюдены не были, и в момент посадки в автобусы утром 10 января 1996 года ими дополнительно взято из больницы, как они заявили, 160 заложников, которых рассадили по всем автобусам у окон.
Допрошенный судом свидетель Гусаев М. М. – министр по делам национальностей и внешним связям Республики Дагестан показал, что 9 января 1996 года ему позвонили из приемной Председателя Правительства РД и сообщили о нападении на г. Кизляр вооруженных чеченских боевиков.
По прибытию в г. Кизляр в здании ГОВД был сформирован штаб. В первой половине дня боевики, которыми руководил Радуев Салман, засели в здании центральной районной больницы, где удерживали большое количество заложников. Он созвонился с Радуевым и сообщил ему, что руководство республики готово отправить в больницу парламентеров для ведения переговоров. Радуев очень сильно нервничал, разговаривал на повышенных тонах, производил выстрелы рядом с телефонной трубкой и кричал: «Вы что, не слышите!»
Потом направили делегацию к Радуеву в больницу для ведения переговоров. Условие было одно: «немедленно покинуть город и освободить заложников». Взамен им обеспечивалась безопасность прохождения по территории Дагестана. Переговоры шли тяжело, и Радуев в конце концов согласился. Когда он принял условия, встал вопрос о гарантиях, и ему предложили, что боевиков поедут сопровождать десять руководителей республики до конечного пункта в Чечне. Радуев думал недолго и дал согласие, потом подготовили автотранспорт, и утром колонна двинулась к больнице, где погрузка заняла примерно полтора часа. У боевиков было очень много вооружения.
Условия этого договора боевики не соблюли. Утром 10 января 1996 года ими дополнительно взято из больницы, как они заявили, 160 заложников. Их рассадили по всем автобусам у окон для большей безопасности бандитов. Итак, версии свидетелей и картины событий во многом идентичны, в главных линиях не расходятся.
Свидетель Омаров М. О. – заместитель министра внутренних дел Республики Дагестан: с отрядом ОМОНа прибыл в г. Кизляр утром 9 января 1996 года. С Радуевым была достигнута договоренность, что боевиков до Чечни будут сопровождать члены правительства Дагестана, а взамен боевики должны были освободить всех заложников. Однако Радуев нарушил эту договоренность, захватил с собой более ста заложников. Заложники были посажены к окнам автобусов, использовались как «живой щит», а под ноги им в автобусы были уложены взрывные устройства – фугасы. Если что – на воздух, господа товарищи!
Выводы суда . Установлено, что бандой под руководством Радуева С. Б. были захвачены в качестве заложников и помещены в Кизлярскую городскую больницу 2117 заложников, из которых более 600 детей. Вооруженные огнестрельным оружием участники банды врывались в жилища жителей г. Кизляра, взламывали двери, угрожая расстрелом, сгоняли людей, в том числе несовершеннолетних и малолетних детей к месту их удерживания – в городскую больницу. При попытке бегства участники банды открывали огонь на поражение по мирным гражданам. Так были убиты несколько граждан г. Кизляра, многочисленным жертвам нападения, пытавшимся скрыться, причинены огнестрельные ранения.
Вместе с заложниками из г. Кизляра 10 января 1996 года банда под командованием Радуева С. Б. переместилась в с. Первомайское, где путем разбойного нападения завладела оружием бойцов сводного отряда милиции УВД Новосибирской области, захватила в заложники 37 работников милиции , несших службу на блокпосту около села Первомайское. (Об этом уже сообщал Лихачев Е. Б. – начальник Здвинского РОВД Новосибирской области.)
Другое свидетельство того, как руководивший боевиками Салман Радуев потребовал развернуть колонну в сторону села Первомайское и она остановилась в 100 метрах от блокпоста. (Это важно для понимания хода событий по первомайскому эпизоду.)
«…Боевики бегом добрались до территории блокпоста, открыли КАМАЗы и начали выгружать оружие и боеприпасы. В течение 10 минут бандиты рассредоточились в окопах блокпоста. В этот момент к Н. В. Гончарову – руководителю группы оперативного управлени штаба МВД РФ подошел С. Радуев с группой бандитов и в ультимативной форме потребовал от него сходить к десанту и сказать: если не отойдут, то заложники будут расстреляны.
После возвращения на блокпост к Гончарову приблизился С. Радуев и заявил, что все федералы останутся с ними, пока не будет разрешено движение. Затем к Гончарову подошел подполковник милиции Умаханов У. и сказал, что блокпост разоружен бандитами».
Эти показания Гончарова Н. В. полностью подтвердил и свидетель Умаханов У. Г. Надеясь уйти от возмездия, стремясь скорее добраться до территории Чечни, Радуев и «сотоварищи» шли на многие нарушения достигнутых договоренностей, прибегали к разным уловкам. Например, затягивая и усложняя переговоры, С. Радуев както потребовал от федералов списка пленных и описи оружия, захваченного боевиками. И эти списки ему были предоставлены.
Как следует из приобщенных к делу документов, в результате нападения на блокпост «Первомайский» 10 января 1996 года у сотрудников ОМОНа УВД Новосибирской области похищены: у Нащекина В. И. автомат АКС № 5349371, у Дьяконова А. В. – автомат АКС № 5352260, у Горбачева С. П. – снайперская винтовка СВД № 40951, у Чмир Э. П. – автомат АКС № 5370736, у Гридина О. А. – автомат АКС № 5363245, у Сапегина М. А. – пулемет РПК № 2516, у Чичева П. М. – автомат АКС № 5378893, у Швецова А. Д. – автомат АКС № 5379353, у Ермакова В. В. – автомат АКС № 5378941, у Смердова А. В. – снайперская винтовка СВД № 25834, у Шатрова А. В. – пулемет РПК № 0225, у Семенова Э. А. – автомат АКС № 5354360, у Никулина И. В. – пулемет РПК № 8558, у Карпова К. А. – автомат АКС № 5372987, у Ежова О. В. – автомат АКС № 5346590, у Залитко С. В. – снайперская винтовка СВД № 25448, у Колупаева И. В. – автомат АКС № 5350028, у Коблукова О. В. – автомат АКС № 5378977, у Быкова В. П. – автомат АКС № 5346995, у Иващенко И. Г. – автомат АКС № 5343806 с подствольным гранатометом ГП25, у Шишкина А. А. – автомат АКС № 5576198, у Бахтурова И. В. – автомат АКС № 5356141, у Юрина С. В. – автомат АКС № 5289793, у Хомякова С. Г. – автомат АКС № 5345649, у Тимофеева А. С. – автомат АКС № 5351972, у Гудзь А. А. – автомат АКС № 5346294, у Дашкова А. А. – автомат АКС № 5575679, у Кожевникова С. Л. – автомат АКС № 5347039, у Селиванова В. В. – автомат АКС № 5356082, у Амелько А. Н. – автомат АКС № 5339056, у Лихачева Е. Б. – пистолет ПМ № 4604, у Животова В. А. – пистолет ПМ № 4600, у Еремича В. А. – автомат АКС № 5318009 и пистолет ПМ № 4122, у Севрюкова П. П. – автомат АКС № 5328978, у Понтеева С. В. – автомат АКС № 5353659, у Миненко О. И. – автомат АКС № 5351852 и пистолет ПМ № 0492, а также пулемет КПВТ калибра 14,5 мм – 1 шт., пулемет ПКТ калибра 7,62 мм – 1 шт., гранатомет ГРП7В калибра 40 мм – 4 шт., патроны калибра 5,45 мм – 12 960 шт., патроны калибра 7,62 мм – 60 шт., патроны БЗТ калибра 14,5 мм – 168 шт.
и гранаты РГД5 – 36 шт. Это оружие и боеприпасы не возвращены.
Вывод суда. Бандой под руководством подсудимого Радуева С. Б. и по его приказу у сотрудников ОМОНа УВД Новосибирской области под угрозой применения огнестрельного оружия, то есть путем разбойного нападения похищено огнестрельное оружие и боеприпасы, и вина Радуева С. Б. по этому эпизоду обвинения доказана бесспорно.
В составе организованной группы (банды) Радуев С. Б. похитил сотрудников сводного отряда милиции УВД Пензенской области, захватил оружие путем разбойного нападения 14 декабря 1996 года, но виновным себя по этому эпизоду вновь не признал. Он показал следующее: в начале декабря 1996 года получил приглашение от организаторов съезда чеченцеваккинцев, проживающих в Республике Дагестан, для присутствия в качестве почетного гостя на съезде, который должен был пройти 14 декабря 1996 года в городе Хасавюрт.
Так, допрошенный судом потерпевший Зотов – бывший командир сводного отряда милиции УВД Пензенской области показал, что с 20 ноября 1996 года сводный отряд, командиром которого он являлся, был прикомандирован в штаб оперативной зоны номер пять для несения службы на КПП1 «Герзельский мост». Отряд милиции был вооружен тринадцатью автоматами АК74, семью автоматами АК74М, 1 РПК и 3 ГП25.
14 декабря 1996 года, примерно в 13 часов 30 минут, по рации ему сообщили, что в сторону поста со стороны Чечни следует колонна из 13 автомашин. Он дал команду «Тревога», и все подчиненные ему бойцы заняли позиции согласно боевого распорядка. Колонна остановилась в десяти метрах от поста. Выяснилось, что это была группировка «армии генерала Дудаева», которая под руководством Салмана Радуева двигалась в Хасавюрт на съезд чеченцеваккинцев. (Так ему сообщил комиссар службы безопасности «армии Джохара Дудаева», представившийся или Русланом или Сулейманом.)
Боевиков было около 150 человек, а сотрудников сводного отряда вместе с командиром – 21. Вокруг поста собралось большое количество мирных жителей. Милиционеры, опасаясь за жизнь мирных жителей, приняли решение сдать оружие. После этого все подчиненные Зотова вместе с похищенным у них оружием и военным имуществом были увезены на территорию Чечни.
Освобождены они были 18 декабря 1996 года. Во время их освобождения в ставке Радуева Зотов обратился к Б. А. Березовскому с просьбой, чтобы тот потребовал возврата их оружия и боеприпасов. На это Зотову ответили: «Будьте рады освобождению, а об оружии чтобы и не заикаться!»
Такие же показания в суде дали потерпевшие Селемнев В. В., Додух Ю. А., Сунозов С. Н. – сотрудники сводного отряда УВД Пензенской области.
Факт хищения оружия, закрепленного за сотрудниками УВД Пензенской области, подтверждался документами, приобщенными к делу и исследованными в судебном заседании: книгой выдачи и приема вооружения № 3 ОБ ППСМ Пензенской области; книгой выдачи и приема вооружения и боеприпасов № 221; списком закрепления табельного оружия и боеприпасов за личным составом сводного отряда УВД Пензенской области, похищенных чеченскими боевиками в ходе событий по захвату заложников на КПП1 «Герзельский мост» и не возвращенного после освобождения личного состава 18 декабря 1996 года.
В судебном заседании была продемонстрирована видеосъемка выступления Радуева С. Б. после похищения сотрудников УВД Пензенской области. Съемка была произведена в комнате дома. Рядом с Радуевым – автомат. Главарь банды говорил: «Без единого выстрела служба безопасности и спецслужбы «армии генерала Дудаева» с честью выполнили поставленную боевую задачу. На сегодняшний день мы полностью разоружили и у нас находятся в руках 21 сотрудник Пензенского ОМОНа и определенное количество оружия в качестве трофея. Я официально заявляю через средства массовой информации, что командование русских оккупационных войск немедленно должно извиниться передо мной как командующим «армией генерала Дудаева» и организаторами съезда за то, что они сорвали мой визит на съезд. Военнопленных отдадим после проведения определенной работы. Я лично со своей армией не уйду в мир до тех пор, пока не будет признана официальная независимость нашего государства».
Достоверность этой видеозаписи не отрицал и сам Радуев С. Б.
Вывод суда . Анализ исследованных доказательств привел суд к убеждению о виновности подсудимого Радуева С.Б. в похищении людей – сотрудников сводного отряда милиции УВД Пензенской области, с применением оружия, в составе организованной группы, а также в хищении огнестрельного оружия и боеприпасов, закрепленных за похищенными работниками милиции УВД Пензенской области, путем разбойного нападения.
Об угрозах совершения акта терроризма, высказанных Радуевым С. Б. По этому эпизоду обвинения на суде Радуев С. Б. виновным себя не признал и показал, что он неоднократно в средствах массовой информации делал заявления о своей причастности к тем или иным взрывам в российских городах, а также угрожал совершить иные акты терроризма. Но как он заявил, сделал он это с целью привлечения внимания мировой общественности к ситуации в Чечне, то есть на неопределенность взаимоотношений между Россией и Чечней после Хасавюртовских соглашений. Кроме того, он хотел обратить внимание в политических целях на свою личность. Высказывая такие угрозы, он, мол, не хотел их реально исполнять.
Однако вина Радуева С. Б. по этому эпизоду обвинения полностью установлена исследованными в суде доказательствами.
Организация Радуевым С. Б. акта терроризма – взрыва на железнодорожной станции города Пятигорска.
Радуев С. Б. свою вину и по этому эпизоду обвинения также отрицал. Суду он показал следующее: в первых числах сентября 1996 года им с целью ведения национальноосвободительной борьбы чеченского народа на основе СевероВосточного направления ВС ЧРИ было создано не входящее в структуру вооруженных сил Ичкерии вооруженное формирование – «армия генерала Дудаева». Однако к организации взрыва на железнодорожном вокзале г. Пятигорска он отношения не имеет. В указанное время, то есть в апреле 1997 года, на него было совершено покушение, он был тяжело ранен, проходил лечение в г. Баку и поэтому совершить это преступление не мог, поскольку не находился на территории Чечни.
Тем не менее вина Радуева С. Б. по этому эпизоду обвинения установлена. В частности, она подтверждается показаниями ранее осужденных за совершение теракта на станции Пятигорск Ставропольским краевым судом Таймасхановой Ф. Д. и Дадашевой A. M.
Таймасханова Ф. Д. сообщила, что в феврале 1997 года она познакомилась с начальником штаба «армии генерала Дудаева» Вахой Джафаровым и его заместителем по имени Саид. В тот же день они познакомили ее с Салманом Радуевым, который заявил, что в ближайшее время планировал провести боевые операции в российских городах.
После этого она несколько раз заходила к Радуеву в штаб «армии генерала Дудаева», расположенный по адресу: город Грозный, площадь Революции, 18/67.
В начале марта 1997 года при встрече в штабе «армии…» Радуев выдал ей документ, который представлял собой фирменный бланк на одном листе. В верхней части документа – изображение Джохара Дудаева, в средней – написанный Радуевым текст. Он начинался словами: «совершенно секретно». Далее в тексте речь шла о том, что Таймасханова выполняет задание Радуева. В нижней части документа – два оттиска печатей, один из которых с изображением волка – герба Чеченской Республики. Документ был подписан самим Радуевым С.Б. (Так или иначе, эта информация была уже известна. Но для проверки и подтверждения ее полной достоверности и нужен был еще один скрупулезный допрос в суде. И он состоялся. В ходе таких допросов словно по зернышку, собираются мельчайшие, но очень ценные, важные факты.)
В конце марта – начале апреля 1997 года, сообщала Таймасханова, она вновь посетила штаб «армии генерала Дудаева». Зашла в кабинет к Салману Радуеву. В это время он разговаривал с несколькими незнакомыми ей мужчинами. Она слышала, как Радуев объяснял им, что ему привезли новую партию взрывных устройств или взрывные устройства новой модели, и увидела лежавшие на столе два предмета кубической формы размерами примерно 10х14х6 см черного цвета.
В ее присутствии Радуев объяснял, как ими пользоваться. Два названных предмета взрывного устройства должны были както взаимодействовать: если положить один предмет с одной стороны какойто поверхности, то второй предмет «прилеплялся» с другой стороны, как бы примагничивался. (Это уже технические особенности.)
5 или 6 марта 1997 года, как показала Таймасханова, Ваха Джафаров познакомил ее с Асет Дадашевой, представив ее своей подругой. В один из дней апреля 1997 года, уже после покушения на Салмана Радуева, Таймасханова с Дадашевой пришли в штаб «армии…». Они присутствовали на совещании, пояснила Таймасханова, которое проводил Ваха Джафаров в своем кабинете. Он ругал подчиненных, говорил, что Радуев всем дал указания на проведение приуроченных к годовщине смерти Джохара Дудаева боевых операций в российских городах. В частности, развертывание серии взрывов в Пятигорске, Минеральных Водах, Новосибирске, Самаре, захват воинской части в Моздоке. Но никто ничего не сделал, а отвечать перед Радуевым приходится ему одному.
Через несколько дней после этого в штабе «армии…» Ваха Джафаров предложил ей за материальное вознаграждение в виде погашения ее долгов в сумме 60 млн неденоминированных рублей произвести взрыв на железнодорожном вокзале города Пятигорска или в аэропорту города Минеральные Воды. Джафаров говорил, что Радуев приказал осуществить взрыв именно на железнодорожном вокзале или в аэропорту и что цель этого взрыва – напугать людей, создать панику, а человеческие жертвы и разрушения Радуева не интересуют.
Таймасханова согласилась (она остро нуждалась в деньгах), выбрала город Пятигорск, который хорошо знала.
23 апреля 1997 года в кабинете Салмана Радуева, который отсутствовал изза покушения на него, Джафаров сообщил, что вместе с Таймасхановой взрыв в Пятигорске будет осуществлять Дадашева. После этого он ознакомил ее и Дадашеву со взрывным устройством, показал, как привести его в боевую готовность и как пользоваться.
Затем он передал им взрывное устройство и 700 тыс. рублей на расходы, связанные с поездкой. Взрывное устройство состояло из металлической банки изпод краски, наполненной тротилом. Так как оно было объемным и довольно тяжелым, Таймасханова попросила у Джафарова взрывное устройство, которое ей показывал Салман Радуев ранее. Оно было более легким, меньшим по размерам, и его удобнее было спрятать при перевозке и хранении. На это Джафаров ответил, что таких взрывных устройств у него больше нет.
Он проинструктировал, как после взрыва они должны были бы вести себя: ни в коем случае не убегать с вокзала, а спокойно уйти. Также он заверил, что в случае задержания российскими правоохранительными органами их обменяют на пленных российских солдат.
25 апреля 1997 года, после неудавшейся попытки совершения взрыва на железнодорожном вокзале в Пятигорске, Таймасханова и Дадашева вернулись в Грозный и доложили обо всем Джафарову. Он очень разозлился, проверил техническое состояние взрывного устройства, которое они привезли обратно. 27 апреля 1997 года Джафаров выдал им другое взрывное устройство, аналогичное предыдущему, вновь проинструктировал, как приводить его в боевую готовность и производить взрыв.
Так, выполняя задание Радуева, 28 апреля 1997 года диверсантки совершили взрыв на втором этаже зала ожидания железнодорожного вокзала города Пятигорска.
Дадашева А. М. полностью подтвердила показания Таймасхановой Ф. Д. В частности, она показала суду, что задание на совершение взрыва на железнодорожном вокзале города Пятигорска она получила от Вахи Джафарова, который в свою очередь получил такой приказ непосредственно от Радуева С. Б.
В судебном заседании в порядке ст. 286 УПК РСФСР исследованы показания и матери осужденной Таймасхановой Ф. Д. – Таймасхановой С. М.
В частности, Таймасханова С. М. – жительница города Аргуна свидетельствовала, что в мае 1997 года встречалась с Салманом Радуевым в штабе «армии генерала Дудаева», говорила с ним по поводу судьбы дочери – Таймасхановой Фатимы, арестованной за совершение взрыва в городе Пятигорске. В ходе разговора Радуев заявил ей, что приказ на совершение указанного взрыва был дан лично им и он лично постарается помочь.
Суд нашел показания осужденных Таймасхановой Ф. Д. и Дадашевой A. M., а также свидетеля Таймасхановой С. М. достоверными, поскольку они соответствовали фактическим обстоятельствам дела и доказательствам, исследованным судом.
Допрошенный судом свидетель Беловецкий Д. В. – обозреватель «Литературной газеты» показал, что в последних числах апреля 1997 года он выехал в Чеченскую Республику в командировку для сбора информации и подготовки статьи о послевоенной жизни этой республики. Статья предназначалась для журнала «Огонек», в редакции которого он в то время работал, и была опубликована в № 18 за май 1997 года под названием «Салман Радуев с первомайским приветом». В эту чеченскую командировку он в ряду прочих запланировал встречу с Салманом Радуевым.
Во второй половине дня 26 апреля 1997 года он встретился с ним на квартире Радуева в Грозном. Встреча длилась несколько часов и закончилась во втором или третьем часу ночи. Радуев заверил, что перед Беловецким был именно он, Радуев, так как после покушения на него многие сомневались в его существовании. Он был в черной мусульманской одежде. С его слов, он только недавно приехал из Саудовской Аравии. (Правда, с «географией» и временем своих перемещений он обращался весьма вольно.)
Одной из тем разговора были террористические акты в российских городах. Радуев клялся на Коране, что все взрывы, прогремевшие за последний месяц в российских городах, организовал и разработал он. Что осуществили их по его приказу люди, специально подготовленные для террористической деятельности. В ходе разговора Радуев передал Беловецкому заявление командования «армии генерала Дудаева» для средств массовой информации. В заявлении речь шла о том, что в знак возмездия к годовщине покушения на первого президента Чечни Джохара Дудаева руководимая им «армия генерала Дудаева» начинает наносить удары по всей территории России, особенно по железнодорожным вокзалам и военным объектам – до полного признания политической независимости чеченского государства Ичкерия.
Кроме того, Радуев в ходе разговора сообщил, что купил сто взрывных устройств с дистанционным управлением и поэтому должны прозвучать сто взрывов в городах России. Он достал из стола две серые пластмассовые коробочки и два пульта управления. На одном из пультов Радуев нажал какуюто кнопку, и прозвучал пронзительный звуковой сигнал. Пульт управления представлял собой пластмассовую коробочку черного цвета, не больше спичечного коробка с антенной. Беловецкий не исключил, что именно такой пульт дистанционного управления был использован Таймасхановой и Дадашевой при производстве взрыва в Пятигорске.
По моему ходатайству к делу Радуева было приобщено Заявление командования «армии генерала Дудаева» для средств массовой информации с дарственной записью Радуева Беловецкому от 26 апреля 1997 года, с подписью Радуева С. Б.
Подлинность этого документа Радуев С. Б. не оспаривал.
Вывод суда:
Анализ исследованных доказательств в их совокупности привел суд к убеждению о виновности Радуева С. Б. как руководителя вооруженной организованной группы (банды) в организации в целях нарушения общественной безопасности и устрашения населения акта терроризма.
При этом подсудимый Радуев С.Б., организовав совершение террористического акта на железнодорожном вокзале г. Пятигорска, осознавал общественную опасность своих действий, предвидел возможность наступления общественноопасных последствий, в том числе и гибель людей, но относился к ним безразлично.
А угроза применить химическое оружие возмездия?
Это уже новый виток угроз, угроз применять оружие, которое запрещено конвенциями, мировым сообществом.
Себя же Салман Радуев считал способным «парламентером». Вот какое «заявление» он оставил следователю.
Следователю по особо важным делам
Следственного управления ФСБ России
подполковнику Баранову Л. В.
от Радуева Салмана Бетыровича
<< Предыдушая