Активизация самостоятельной познавательной деятельности студентов
Активизация самостоятельной познавательной
деятельности студентов
Одним из важнейших аспектов в работе преподавателей – консультативно-наставнический. Это аспект требует высокой компетентности, уверенности в решении различных вопросов по методике, формам, видам проводимых занятий. Работая состудентами, очень важно самому быть твёрдо уверенным в точности определения того или иного термина, понятия. Не так давно при обсуждении посещённого урока молодого преподавателя возник вопрос, можно ли отнести одну из частей этого урока к разряду самостоятельной работы? Одни утверждали: «При выполнении самостоятельной работы», другие возражали: «какая же это самостоятельная работа, если студентам и думать не над чем было?...»
Понятие «самостоятельная работа» трактуется преподавателями неоднозначно. Для одних это способ и метод организации учения, для других – специальные занятия, предназначенные для самостоятельного выполнения, для третьих – только деятельность студентов, которая протекает без непосредственного участия преподавателя. Однако большинство сходится на следующих её признаках:
- наличие задания,
- руководство преподавателя,
- самостоятельность студентов, выполнение заданий без непосредственного участия педагога, активность и усилия студентов,
- специальное время для выполнения задания.
Итак, самостоятельная работа – это такой метод обучения, при котором студенты по заданию преподавателя и под его руководством самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность.
Чем же может быть обусловлена активность студентов при выполнении самостоятельной работы?
Прежде всего целью, которая в самостоятельной деятельности осознаётся студентами, становится для них актуальной и значимой. Трансформация цели во внутренний план личности вызывает мотивы деятельности, главными из которых являются:
потребность расширить свои знания, узнать новое, овладеть каким-либо умением;
желание проявить самостоятельность, выполнить задание без посторонней помощи;
потребность проверить свои знания и возможности.
Особенности самостоятельной работы
Первой особенностью является то, что его основу составляют действия, которые студент выполняет без помощи преподавателя, он сам выбирает способы выполнения этих действий, совершает множество операций, контролирует их в соответствии с поставленной целью.
Второй особенностью является самоконтроль. Ожидаемые результаты не могут быть достигнуты, если студент не контролирует свои действия.
Третья особенность – оценочная деятельность , которая формируется на основе содержательных оценок преподавателя и коллективной оценки студентов.
Четвёртая особенность – результат. Это может быть выполненное упражнение, решение задачи, написание сочинения, реферата, создание таблицы и т. п.
Низкие результаты самостоятельной работы – тревожный сигнал, возникает вопрос «почему?» прежде всего к себе - преподавателю. Начинаешь анализ с
организации и самоорганизации самостоятельной работы. Были ли определены:
фрагменты темы, которые студенты могут усвоить самостоятельно;
задания, направленные на формирование общеучебных умений;
задания репродуктивного и творческого характера, направленные на развитие специальных умений, индивидуальных способностей студентов;
формы организации коллективной самостоятельной деятельности (работа в парах, в малых группах).
место самостоятельной работы на уроке (рассчитано ли время для выполнения и контроля, будет ли задействован весь урок или какая-то его часть)
Необходимо также определить и средства обучения – основу самостоятельной работы.
Организация и активизация полноценной самостоятельной деятельности студента немыслима без современных средств обучения и максимального использования их возможностей. Условно эти средства можно разделить на три группы:
дидактические средства – первоисточники, документы, тексты художественной литературы, комплекты журналов и газет, учебные фильмы и т. п.
технические средства – компьютеры, аудио и видео техника;
средства, используемые для руководства самостоятельной деятельностью студента – методические указания по выполнению той или иной работы, карточки с алгоритмами деятельности, образцы выполнения заданий ит. п.
Нельзя не упомянуть и о формах организации самостоятельной работы. Их тоже можно представить тремя видами:
фронтальная самостоятельная работа;
индивидуальная самостоятельная работа;
групповая самостоятельная работа.
Фронтальная самостоятельная работа
студенты выполняют общее для всех задание;
преподаватель даёт общий для всех инструктаж;
используются общие приёмы организации и руководства дальнейшими действиями студентов.
Успех зависит от того, как поставлена преподавателем цель работы, как мотивируется предстоящая работа, как организуются действия студентов. Успешнее всего эта форма используется при изучении новой темы, когда важно создать нужный настрой, вызвать интерес к изучению темы.
Индивидуальная самостоятельная работа.
Эта форма исключает сотрудничество студентов. Особенности индивидуальной самостоятельной работы:
возрастает роль самого студента в определении содержания работы, выборе способов её выполнения;
появляется возможность сотрудничества студента с преподавателем при выполнении трудоёмких заданий.
К этой форме следует приобщать студентов, которые не отличаются высокой успеваемостью, так как индивидуальное задание вызывает личностное отношение к материалу, стимулирует активность.
Групповая самостоятельная работа.
Эта форма наиболее простая и доступная для сотрудничества студентов в достижении поставленной преподавателем цели. Её можно одинаково успешно использовать для:
совместной проработки материала учебника, документа, раздела темы;
выполнения лабораторных и практических заданий;
взаимной проверки письменных упражнений.
Организация сотрудничества в малых группах является более сложной. В качестве оснований объединения студентов в группы можно выделить следующее:
уровень знаний;
способности;
интерес к учению;
уровень умений;
Инструктаж к заданиям
При организации самостоятельной работы важное значение имеет инструктаж преподавателя к заданиям, поскольку целью деятельности является выработка необходимых умений, навыков, приобретение новых знаний. Инструктаж, как письменный так и устный, также необходим и для того, чтобы помочь студентам осмыслить содержание задания и требования к ним. Инструктаж можно представить следующими видами:
вводный фронтальный проводится для разъяснения цели работы и её конечного результата;
текущим;
индивидуальным;
подробным;
свёрнутым; и т. п.
Письменные инструкции (методические указания по работе и оформлению курсовых и исследовательских проектов, дипломных работ и т. п.) необходимы для тех самостоятельных работ, которые требуют строгой последовательности выполнения.
Констатирующая проверка и самоконтроль.
Каждая работа завершается контролем конкретных результатов (положительных или отрицательных) Это даёт возможность установить, в какой мере результаты соответствуют поставленной цели. Наиболее существенными показателями конечного результата являются:
достигнутый уровень знаний (полнота, обобщённость, оперативность, действенность);
достигнутый уровень умений и навыков;
индивидуальные и типичные пробелы в знаниях и умениях;
уровень самостоятельности (логика ответов, критичность, оригинальность, самоконтроль, творчество).
Помимо своей основной функции, констатирующая проверка является и важнейшим стимулом для:
выявления результатов деятельности непосредственно после её завершения;
всестороннего анализа и учёта общих итогов работы, диагностики уровня усвоения учебного материала;
стимулирования активности, интереса и самостоятельности студентов средствами контроля, создания положительного эмоционального фона контрольно-оценочной деятельности;
сравнения результатов самостоятельной работы с результатами предыдущих работ.
Стимулирование самоконтроля
Самоконтроль – это свойство человека, заключающееся в стремлении и умении регулировать свою деятельность и поведение. Он проявляется в способности своевременно подмечать и устранять негативные стороны деятельности (торопливость, медлительность, небрежность и др.), замечать или не допускать ошибки в работе.
Предварительный самоконтроль проводится до начала выполнения задания. Он необходим студенту для того, чтобы убедиться в правильности ориентиров: понять цель, учебную задачу, требования преподавателя.
Текущий самоконтроль осуществляется в процессе решения учебной задачи, на исполнительском этапе самостоятельной работы, протекает в более благоприятных условиях, поскольку он остаётся той главной и единственной задачей, на которой студент может сосредоточить своё внимание.
Все перечисленные мною выше аспекты работают на активизацию к самостоятельной и познавательной деятельности студентов. Благодаря опыту работы в этом направлении могу сказать, что студенты, конечно, не все, но многие с удовольствием, берутся за выполнение самостоятельной работы по исследованию определённых вопросов, конкретных тем, созданию интересных проектов.
Таким образом, тщательно и детально продуманные формы и методы активизации самостоятельной и познавательной работы студентов дают возможность реализовать в учебном процессе дифференцированный подход в обучении, а, следовательно, и качественную подготовку специалистов.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
15