Статья на тему: Активизация познавательной деятельности студентов специальности Землеустройство через выполнение самостоятельной работы.
Направление:
Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, как условие для формирования профессиональных компетенций
Активизация познавательной деятельности студентовспециальности «Землеустройство» через выполнение самостоятельной работы
Кривошапкина Аина Валерьевна, преподаватель ГБГЮУ PC (Я) «Якутский сельскохозяйственный техникум»
Самостоятельная работа является одной из форм организации обучения. Ее роль в современном образовании возрастает с введением ФГОС СПО нового поколения. В программах профессиональных модулей организация самостоятельной работы студентов занимает приоритетную позицию. Это показывает увеличение часов на самостоятельную работу, в организации процесса обучения на деятельностной основе, обеспечивающих субъективную позицию студента, формирование у него опыта практической деятельности, а на его основе - овладения профессиональными и общими компетенциями.
Самостоятельная работа - это планируемая в рамках учебного плана образовательного учреждения деятельность обучающихся по освоению содержания общих и профессиональных компетенций, которая осуществляется по заданию, при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия.
Цель. Организация формирования у обучающихся общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих развитие у них способности к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию.
Главная задача самостоятельной работы - это развитие умений, приобретение знаний путем личного поиска информации, формирования активного интереса к учебной деятельности.
Самостоятельная работа студентов - способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей Организационные мероприятия, обеспечивающие нормальное функционирование самостоятельной работы студента, должны основываться на следующих предпосылках:
самостоятельная работа должна быть конкретной по своей предметной направленности;
самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов.
Задача состоит в том, чтобы создать условия, при которых студент:
самостоятельно и охотно приобретает недостающие знания из разных источников;
учится пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
развивает у себя исследовательские умения, способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
воспитывается самостоятельность как личностное качество будущего рабочего и специалиста.
Виды заданий CPC:
Обучающие, когда преподаватель показывает путь и характер выполнения задачи и практической работы;
Поисковые - выполнение задания целиком возлагается на обучающихся: они самостоятельно выбирают аспект для анализа материала;
Творческие - самостоятельный поиск, выбор, написание реферата, доклада, курсовой работы, проекта, плана, чертежа, карты.Из всех видов самостоятельной работы студентов по преподаваемой мной дисциплине: Топографическая графика, я выделяю творческий метод, где студенты работают в подгруппах т.е. в бригадах.
Например, при выполнении задания по теме «Вычерчивание и оформление проекта внутрихозяйственного землеустройства» группа студентов делится на подгруппы по 4-5 человек, где каждый выполняет определенные функции: решение геодезических задач, компоновка плана, составление экспликации, составление доклада для защиты работы. По теме «Дешифрирование материалов аэрофотосъемки» подгруппы выполняют работы по: распознаванию угодий на аэроснимках или фотопланах, нанесение условных знаков на план местности. Итогом работы является соединение всех частей аэросъемки в единый план.
Студенты, систематически включающиеся в групповую самостоятельную работу, имеют более высокую подготовку, прочные и систематизированные знания и умения. Выполнение задания в срок, приучает к ответственности, исполнительности, аккуратности и воспитывает трудолюбие, солидарность. Студент учится выражать и отстаивать свою точку зрения
Коллективная работа помогает реализовывать требования ФГОС СПО к уровню подготовки выпускника: уметь, знать, иметь практический опыт, ОК и IIK. А также помогает решить ряд педагогических задач: развивать учебно - познавательную активность у студентов, прививать интерес к изучаемой дисциплине, к будущей профессии землеустроителя, воспитывать у студентов такие профессионально значимые личностные качества как: самостоятельность, ответственность, творческая активность, работать в коллективе, умение организовывать собственную деятельность, осуществлять внутримодульную и междисциплинарную интеграцию.