Итоги работы педагога-психолога в 2015-2016 учебном году в рамках психологического сопровождения учащихся 5-х классов в условиях перехода на ФГОС


Итоги работы педагога-психолога в 2015-2016 учебном году
в рамках психологического сопровождения учащихся 5-х классов
в условиях перехода на ФГОС
В настоящее время во всех образовательных учреждениях Российской Федерации вводятся Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (ФГОС ООО).
Основной целью ФГОС является обучение и воспитание, отвечающие запросам гражданского общества. Реализация стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе.
ФГОС определяет точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе.
Основными нормативно-правовыми документами для педагога-психолога в построении собственной стратегии деятельности по психологическому сопровождению внедрения ФГОС ООО являются:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г.,
2. Основная образовательная программа образовательного учреждения (ООП), разработанная на основе Примерной ООП основной школы, подготовленной и рекомендованной институтом стратегических исследований в образовании РАО.
Для педагога - психолога основной целью деятельности является создание психолого - педагогических условий реализации образовательной программы.
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы должны:
1) формировать и развивать психолого – педагогическую компетентность участников образовательного процесса.
2) обеспечивать преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый.
Программа преемственности подразумевает подразделения на последовательные этапы: предварительный, основной и заключительный, каждый из которых предусматривает решение определенных задач: подготовка детей к обучению в школе, адаптация к системному обучению и переходу в среднее звено, последующая социализация и обучение с использованием возрастных принципов развития.
Основной этап преемственности: адаптация к системному обучению и переходу в среднее звено.
Таким образом, выстраивая работу психолого-педагогического сопровождения особое внимание уделялось обучающимся 5 классов. А точнее, деятельность была направлена на создание условий для успешного обучения учащихся в среднем звене школы.
Особое значение придавалось созданию условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации. По своим задачам этот этап обеспечивается психологическими программами и формами работы с детьми. Главное – создание в рамках образовательной среды психологических условий успешной адаптации.
Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие школьника.
В самом распространённом своём значении школьная адаптация понимается как приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режимным моментам и так далее. Ребёнок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, считается адаптированным.
Переход в среднее звено (5 класс) предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к степени сформированности учебных умений, к способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков.
В этот период происходят существенные изменения в психике ребёнка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах.
Знание особенностей протекания кризисных периодов позволяет психологу выстроить систему своей работы и осуществлять психолого-педагогическое сопровождение процесса школьной адаптации пятиклассников в условиях перехода на ФГОС.
В психолого-педагогической работе в период адаптации пятиклассников на этапе введения ФГОС основного общего образования в деятельность образовательного учреждения реализуются следующие задачи:
совершенствовать у учащихся навыки взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других, адекватного отношения к своим успехам и неудачам;
знакомить учащихся с нормами и правилами поведения на новом этапе их школьной жизни;
создавать условия для снижения тревожности.
Виды работ психологического сопровождения с введением новых стандартов остаются традиционными и включают в себя: профилактику, диагностику, консультирование, развивающую работу, психологическое просвещение и экспертизу.
Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, и метапредметные, и личностные образовательные результаты подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию, а метапредметные результаты – еще и оценке. Универсальные учебные действия (совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса) формируются постепенно и поэтапно.
Для того чтобы отслеживать продвижение каждого ребенка по пути формирования универсальных учебных действий, проводился мониторинг и диагностическое сопровождение адаптации.
В течение учебного года проводилась фронтальная и индивидуальная диагностика. Ее результаты заносились в «Итоговые бланки аналитических отчетов». Таким образом, создавался банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о формировании УУД учащихся.
Комплекс методик обследования адаптационного периода включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, познавательная активность, самооценка, тревожность, агрессия, нравственно-этическая ориентация, социометрический статус и исследование интеллектуального развития учащихся.
Психологическая диагностика позволяет вести эффективный Психологический мониторинг УУД (универсальных учебных действий). Целью психологического мониторинга является отслеживание динамики формирования и развития УУД у учащихся 5 класса.
Психологический мониторинг рассматривается как система информационного сопровождения учебного процесса. Его необходимость обосновывается возможностями получения такой информации об ученике, которая требуется учителю для успешной работы, администрации – для содержательной рефлексии деятельности школы, психологу – для планирования своей деятельности по созданию условий для эффективного или продуктивного развития каждого ребёнка.
Мониторинг УУД пятиклассников осуществлялся с помощью следующего диагностического инструментария:
№ УУД Изучаемый компонент Методика
1. Личностные (действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности учащегося)Исследование мотивации учения и эмоционального отношения к учению учащихся подросткового возраста «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению» (А.М. Прихожан)
2. Личностные (тревожность и агрессивность учащихсяИсследование тревожности обучающихся в школе и уровень агрессии во время обучения в 5 классе «Диагностика тревожности и уровня агрессии» (А.М. Прихожан)
3. Личностные и регулятивные компоненты самооценки
Определение уровня развития самооценки «Методика диагностики самооценки» (Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан)
4. Личностные (профессиональное самоопределение). Изучение способностей учащихся и исследование интереса к определенной профессиональной области Методика «Твои способности».
5. Личностные (отношение к нравственно – этическим нормам) выявление уровня развития нравственно-этической ориентации обучающегося. «Нравственная воспитанность учащихся» (по Н.Е. Щурковой)
«Определение уровня развития нравственно-этической ориентации учащегося»
6. Личностные (определение социометрического статуса ученика). Выявление социометрических позиций членов группы, измерение степени сплоченности (разобщенности) в классе Социометрия» (Якоба Морено)
7. Познавательные (определение уровня интеллектуального развития) Изучение интеллектуальной сферы учащихся пятых классов ГИТ (групповой интеллектуальный тест)
Результаты, полученные в ходе психологического мониторинга являются конфиденциальной информацией и заносились в Карту развития ребёнка.
Результаты психодиагностического обследования позволяют:
определить преимущества и проблемные стороны готовности на индивидуальном и групповом уровне;
определить возможные пути коррекции образовательного процесса (учебного и воспитательного);
сформулировать задачи по профилактике дезадаптации в основном звене;
выделить группу риска для углубленной диагностики и коррекционно - развивающих программ;
провести индивидуальные и групповые консультации информационно-рекомендательного плана с участниками образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами).
Заключение по итогам проделанной работы соответствует принципам гуманной диагностики.
Консультирование в рамках сопровождения 5 класса в условиях ФГОС
Консультирование в школе проводилось по результатам диагностики и запросам педагогов и родителей. С педагогами – по отдельным проблемам школьной дезадаптации, с родителями – по проблемам семейного воспитания и поиску ресурсов для их решения.
Консультирование родителей, чьи дети показали низкие результаты в процессе диагностики осуществлялись индивидуально или в виде групповых консультаций на родительских собраниях. В начале второй четверти для родителей пятиклассников было проведено общешкольное собрание на тему: «Психологические трудности перехода учащихся в среднее звено».
Родителей важно информировать о психологических особенностях детей этого возраста, о вероятных проблемах, которые могут возникнуть в начале обучения в пятом классе.
Также родители были ознакомлены с планом работы, получено их согласие на проведение занятий с детьми.
Работа велась и в отношении педагогов. В индивидуальном консультировании педагогов психологом в обобщенном варианте доводились результаты диагностики, отмечались преимущества класса, возможные проблемы и рекомендуемые варианты учебной деятельности. По проблеме преемственности и адаптации к среднему звену для педагогов был проведен семинар «Проблемы адаптационного периода при переходе из младшего звена в среднее», где были предоставлены результаты входной диагностики пятиклассников и даны рекомендации по оптимизации обучения учащихся в среднем звене.
Практика показала, что довольно распространенным являлось консультирование информационно-рекомендательного характера. Психолог подбирал информационный материал по той или иной проблеме (тревожность, агрессивность, преобладание игровой мотивации, низкий уровень рефлексии, неразвитость первичных учебных умений и навыков и т.п.) и предоставлял информацию в индивидуальном режиме, в связи с конкретным запросом родителя или педагога.
Коррекционно - развивающая работа с 5 классом в процессе адаптации в условиях перехода на ФГОС.
Результаты, полученные в ходе диагностического обследования стали основой для проведения коррекционно – развивающих индивидуальных и групповых занятий с учащимися, имеющими недостаточно сформированные учебные навыки. Поэтому в пятых классах реализовывалась коррекционно-развивающая программа «Новичок в средней школе», целью которой являлось оказание психолого-педагогической поддержки учащимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе. А основными задачами: создание условий для снижения тревожности; выполнение упражнений в игровой форме, проведение дискуссий; развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими, адекватно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других; выработка на основе собственного опыта норм поведения и общения.
Переживания школьников, связанные с новыми изменениями, далеко не всегда осознаются ими, часто школьники даже не могут сформулировать свои трудности, проблемы, вопросы. В результате возникает психологическая незащищенность перед новым этапом развития. Формирование у ребенка его субъектной позиции, общей положительной оценки себя в целом вне зависимости от конкретных результатов и ситуаций – вот главная цель работы психолога в период адаптации.
Помочь ребенку осознать свои мотивы и побуждения, научить положительному отношению к себе, умению сохранять самоуважение даже в ситуациях неуспешности, умению признавать свои ошибки и учиться на них; общаться и слушать другого, выстраивать свои взаимоотношения со сверстниками; способствовать сплочению класса, уважению друг к другу и взаимопониманию, помочь ученикам осознать качества, необходимые учащимся среднего звена и дать им уверенность в том, что они готовы к переходу.
Переход обучающихся из начального в основное звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения .