Рабочая программа по корекционному курсу Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 33 г. Братска»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ:
на заседании МО учителей зам. директора по УР директор ГОКУ «СКШИ № 33 г.Братска»
протокол № от Загудаева Л.В. Иванов А.В.
__________________ ___________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по коррекционному курсу
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
(АООП Вариант 1)
срок освоения 1 год
Составила: учитель Кавелина Д.Н.
2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………3
2.Содержание учебного предмета …………………………………………………………………………………..….5
3.Планируемые результаты освоения учебного предмета……………………………………………………………..8
4.Учебно-тематическое планирование…………………………………………………………………………………..9
5.Календарно-тематическое планирование……………………………………………………………………………..10
6.Учебно-методическое обеспечение……………………………………………………………………………………20
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1599)
Адаптированная основная образовательная программа общего образования детей с интеллектуальными нарушениями ГОКУ «СКШИ № 33 г. Братска»
Методические рекомендации по формированию учебного плана образовательными организациями на 2016-2017 учебный год для детей с умственной отсталостью (Приложение 1к письму от «01» августа2016года № 55-37-1441/16)
Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в ГОКУ «СКШИ № 33 г. Братска»
Цели изучения коррекционного курса:
Формирование учебной мотивации;
Стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;
Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, самостоятельности, формирование навыков самоконтроля;
Развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
Формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Программа курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
1 класс
Развитие моторики, графомоторных навыков
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, перестроения). Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель). Формирование чувства равновесия («дорожка следов»). Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (ходьба с изменением направления). Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика. Элементы вышивания, как способ развития мелкой моторики. Обучение вышивки простейшим швом «Вперед иголка». Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой). Штриховка в разных направлениях как способ развития навыков владения письменными принадлежностями. Штриховка предметов разными способами (горизонтально, вертикально, по диагонали). Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему). Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин). Аппликация в техники обрыва. Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос.
Тактильно-двигательное восприятие
Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином, тестом (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.
Кинестетическое и кинетическое развитие
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).
Восприятие пространства
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху — внизу, над — под, справа — слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона.Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине. Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2—3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2—3 детали с разрезами по диагонали).
Развитие зрительного восприятия
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Развитие слухового восприятия
Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.
Восприятие особых свойств предметов.
Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный — горячий), обозначение словом. Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый — легкий).
Восприятие времени
Времена года, их закономерная смена. Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Работа с графической моделью «Сутки». Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Времена года, их закономерная смена. Дни недели. Месяца. Изучение мер времени. Час, минута, секунда.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты Личностные результаты
1 класс
Учащиеся должны знать:
виды направления штриховок (горизонтально, вертикально, диагонально);
основные плоскостные геометрические фигуры;
основные цвета и оттенки;
определения понятий величин;
последовательность времен года, частей суток, дней недели, месяцев;
виды особых свойств предметов
Учащиеся должны уметь:
целенаправленно выполнять действия по показу и инструкции педагога;
составлять предметы из частей;
определять на ощупь величины предметов;
составлять сериационные ряды предметов и их изображений по одному признаку;
различать речевые и неречевые звуки;
ориентироваться на плоскости листа бумаги;
ориентироваться на собственном теле;
выделять части суток, времена года и определять порядок дней недели.
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра¬вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
(2 часа в неделю)
№ Название раздела Количество часов
1. Обследование детей; комплектование групп для коррекционных занятий. 8
2. Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков. 11
3. Тактильно-двигательное восприятие. 4
4. Кинестетическое и кинетическое развитие. 3
5. Восприятие пространства. 7
6. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. 16
7. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. 5
8. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. 5
9. Восприятие особых свойств предметов. 4
10. Восприятие времени. 5
Всего 68
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1а класс
№ п/п Дата Тема урока Элементы содержания
1 1.09 Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий Схема обследования уровня сформированностимоторных и сенсорных процессов у детей (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича)
2 7.09 Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий Схема обследования уровня сформированностимоторных и сенсорных процессов у детей (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича)
3 8.09 Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий Схема обследования уровня сформированностимоторных и сенсорных процессов у детей (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича)
4 14.09 Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий Схема обследования уровня сформированностимоторных и сенсорных процессов у детей (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича)
5 15.09 Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель) Упражнение с элементами основных движений с массажными мячиками, метание в цель различных предметов.
6 21.09 Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, перестроения) 1. Упражнения с основными элементами движений (ходьба, прыжки, повороты, перестроения, подбрасывание мяча).
2. Упражнения, на развитие целеноправленности движений по инструкции (1-2 звена) «Кто живет у бабушки?».
7 22.09 Формирование чувства равновесия («дорожка следов») 1.Упражнение на формирование точности движений «Каток».
2.Сенсорная тропа для ног. Развитие тактильной чувствительности ступней ног.
3.Игровое упражнение на развитие точности мелких движений ног «Сборщик».
4.Упражнение на развитие равновесия и координации движений «Через речку по мостику».
8 28.09 Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (ходьба с изменением направления) Упражнение на развитие согласованности действий и движений разных частей тела (3-4 звена).
9 29.09 Элементы вышивания, как способ развития мелкой моторики. Обучение вышивки простейшим швом «Вперед иголка». 1.Пальчиковая гимнастика «Ежик».
2.Упражнение на развитие навыков выполнения шва «Вперед иголку» на картоне.
10 5.10 Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой) 1.Пальчиковая гимнастика «Сороконожки» на развитие динамической координации пальцев рук.
2.Упражнения на развитие навыков владения письменными принадлежностями.
3. Упражнение на расслабление рук.
11 6.10 Штриховка в разных направлениях как способ развития навыков владения письменными принадлежностями 2.Пальчиковая гимнастика на ритмическую организацию и переключаемость движений рук.
3.Упражнение «Заштрихуй предметы» разными способами на развитие навыков владения письменными принадлежностями.
12 12.10 Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) 1.Упражнение на развитие динамической координации движений пальцев рук «Соревнования по бегу».
2.Упражнение на развитие умений различать внутренние и внешние трафареты.
3. Обводка по внешнему и внутреннему трафаретов.
13 13.10 Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин) 1.Упражнения для развития мелкой моторики.
2. Дидактическая игра «Рамки с застежками».
3. Упражнение на расслабления кистей рук.
14 19.10 Аппликация в техники обрыва 1.Упражнение на развитие динамической координации движений пальцев рук.
2. Аппликация в технике обрыва. «Осеннее дерево».
15 20.10 Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос 1. Сгибание бумаги на две, четыре частей.
2. Пальчиковая гимнастика.
3.Упражнение на развитие навыков безопасного обращения с ножницами.
4. Вырезание ножницами прямых полос.
16 26.10 Определение на ощупь величины предмета (большой — маленький — самый маленький) 1.Упражнение на развитие тактильно-двигательного восприятия «Определи предмет по величине».
2.ДИ «Чудесный мешочек» нахождение знакомых предметов на ощупь.
17 27.10 Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов ДИ «Плоскостной предмет или объемный?» на формирование тактильно-двигательного восприятия.
18 9.11 Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Фигуры» 1.Изучение правил работы с пластилином.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Лепка, раскатывание пластилина.
4. Упражнение «Угадай фигуру» на развитие тактильного восприятия.
19 10.11 Игры с крупной мозаикой 1. Упражнение на развитие статической координации пальцев рук.
2. Игры с крупной мозаикой по образцу.
20 16.11 Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы.
1. Упражнение для развития различных компонентов двигательной сферы.
2. ДИ «Море волнуется» на формирования ощущений от различных поз тела.
3.Сенсорная тропа для ног. Развитие тактильной чувствительности ступней ног.
21 17.11 Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела. 1.Упражнение на формирование точности движений «Каток».
2. Упражнение «Скульптор» на развитие произвольности движение, зависящее от сигнала.
3.Игровые задания на развитие умений объяснять и различать положения различных частей тела.
22 23.11 Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах) 1. Игра «Зоопарк» умение передавать характерные позы и движения.
2. Игровое упражнение «Оркестр» с использованием музыкальных инструментов (шумовые игрушки, металлофон, маракасы).
23 24.11 Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. 1.Упражнение «Мое тело», формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела.
2. ДИ «Найди пару» различение правой и левой сторон тела.
3. ДИ «Какая рука», различение правой и левой сторон тела человека в зеркальном отражении.
4. Упражнение «Покажи правильно», закрепление ориентировки в схеме собственного тела.
24 30.11 Определение расположения предметов в пространстве (вверху — внизу, над — под, справа — слева).1. ДИ «Определи, что и где находиться», определение расположения предметов в классной комнате.
2. ДИ «Спереди - сзади», различение пространственных понятий спереди – сзади.
3. ДИ «Выполни задание», формирование умения определять пространственные отношения с помощью употребления предлогов.
25 1.12 Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.).
1.ДИ «Разведчики» определение направления и изменения по инструкции
2. ДИ «Автомобили» развитие навыков ориентировки в пространстве.
3. ДИ «Следопыты», развитие навыков ориентировки по схеме пространства (классной комнаты).
26 7.12 Ориентировка в линейном ряду (порядок следования).
1. Упражнение на умение ориентироваться в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т. д.)
2. ДИ «Составь предметы в ряд по инструкции», развитие навыков ориентироваться в линейном ряду.
27 8.12 Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх-низ, правая-левая сторона)
1. ДИ «Слушай и рисуй» закрепление навыков ориентировки на плоскости листа.
2. ДИ «Лабиринты» развитие навыков ориентировки в схемах соединения объектов на листе бумаги.
3. ДИ «Что, где находиться» развитие навыков ориентировки на плоскости листа по готовому изображению
28 14.12 Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх-низ, правая-левая сторона) 1. ДИ «Самый внимательный», различение горизонтальных и вертикальных направлений на листе бумаги.
2. Графический диктант, закрепление навыков ориентировки на листе бумаги.
29 15.12 Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, эллипс)
1. ДИ «Конструирование из счетных палочек геометрических фигур по образцу».
2. Упражнение «Какая фигура лишняя» на умение различать геометрические фигуры.
3. Упражнение «Найди фигуру» на формирование представлений о плоскостных геометрических фигурах.
4.Упражнение «Коврик» на умение выделять отдельные геометрические фигуры.
30 21.12 Группировка плоскостных геометрических фигур. (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, эллипс, куб, шар, цилиндр) 1. Упражнение «Какая фигура лишняя» на умение различать геометрические фигуры.
2. Упражнение «Найди пару» на формирование представлений о плоскостных и объемных геометрических фигурах.
31 22.12 Классификация предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные) 1. ДИ «Найди предмет по форме», формирование представлений предметов по форме.
2.ДИ «Какая фигура лишняя?» на развитие умений различать геометрические фигуры.
32 28.12 Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу 1. Зрительный диктант (составление орнамента из геометрических фигур по образцу).
2. Моделирование различных предметов из геометрических фигур, по образцу.
3.Упражнение «Волшебный замок» выделение геометрических фигур по рисунку.
33 29.12 Составление целого из частей (3—5 детали) на разрезном наглядном материале 1. Вырезание геометрических фигур.
2.ДИ «Составь целое из частей» на развитие умений составлять из частей целую геометрическую фигуру.
34 11.01 Работа с геометрическим конструктором (по показу: крупный напольный «Лего») 1. Конструирование из геометрических фигур по образцу и по собственному замыслу.
2. НПИ «Пазлы».
35 12.01 Конструирование объемных предметов из составных частей (3—4 детали) 1.ДИ «Какой фигуры не стало» на развитие зрительной памяти, концентрации внимания.
2. Конструирование различных предметов по схеме.
36 18.01 Сравнение предметов по величине (большой — маленький)
1. Упражнение «Разложи по размеру» соотнесение предметов по величине.
2.ДИ «Чудесный мешочек» (Найти предметы разные по величине).
3.ДИ «Что в чем» соотнесение предметов по величине.
37 19.01 Сравнение предметов по высоте (различие понятий высокий - низкий) 1.Игровые упражнения на формирование умений различать предметы по высоте.
2.Игровое упражнение «Самый высокий, самый низкий» составление сериационных рядов по высоте 2-3 предмета (по показу педагога).
38 25.01 Сравнение предметов по длине (различие понятий длинный – короткий) 1.Игровые упражнения на формирование умений различать предметы по длине.
2.Игровое упражнение «Самая длинная, самая короткая» составление сериационных рядов по длине 2-3 предмета (по показу педагога).
39 26.01 Сравнение предметов по ширине (различие понятий широкий – узкий) 1.Игровые упражнения на формирование умений различать предметы по ширине.
2.Игровое упражнение «Самая широкая, самая узкая», составление сериационных рядов по ширине 2-3 предмета (по показу педагога).
3.Ди «Найди самый узкий и самый широкий предмет».
40 1.02 Сопоставление предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине. Формирование восприятия величины. 1. Классификация предметов контрастных величине.
2.Ди «Окошки», сравнение предметов по высоте.
3.Ди «Разложи по размеру», соотнесение предметов по величине.
4.Ди «Выполни задание», сравнение изображений по разным параметрам величины.
41 2.02 Составление сериационных рядов из 2—3 предметов по заданному признаку величины. 1.Ди «Расставь по порядку», составление сериационных рядов из одних и тех же предметов по разным параметрам величины.
2.Ди «Палочки в ряд», синхронное составление двух сериационных рядов.
42 15.02 Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый) 1.ДИ «Угадай какого цвета».
2.ДИ «Какого цвета не стало» выделение и называние цвета, развитие зрительного восприятия, памяти.
43 16.02 Сопоставление различных предметов с основными цветами. 1.ДИ «Назови цвет предмета».
2.Ди «Неразлучные цвета», закрепление умения выделять постоянные цвета предметов.
44 22.02 Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. 1.ДИ «Собери радугу» соотнесение изображений по цвету.
2.ДИ «Цвета теплые и холодные».
45 1.03 Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога) 1.Задание на формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов).
2.«Запомни и нарисуй» развитие зрительного внимания и памяти.
3. Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола — ножки, у стула — спинки, у ведра — ручки)
46 2.03 Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. 1.Игра «Сравни предметы» развитие умения находить отличительные и общие признаки двух предметов.
2.Упражнение «Найди различие и сходство» развитие зрительного внимания.
47 9.03 Определение изменений в предъявленном ряду. 1. Упражнение для тренировки зрения.
2.ДИ «Что изменилось» (3-4 предмета).
3. ДИ «Перевернутые изображения».
48 15.03 Нахождение лишней игрушки, картинки. 1. ДИ «Найди ошибку» на развитие зрительного восприятия.
2. Упражнение «Знаковая таблица» на развитие зрительной концентрации
49 16.03 Упражнения для профилактики и коррекции зрения 1.Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
2. ДИ «Разрезанные изображения» развитие навыков зрительного конструирования.
3.Упражнение на расслабление глаз.
4.ДИ «Наложенные изображения» различие изображений по их «наложенным контурам».
5. ДИ «Пройди лабиринт», развитие умения зрительно «перемещать» объекты.
50 22.03 Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона.
1.ДИ «Опрели, что слышно», развитие умения прислушиваться и по звуку определять его происхождение
2.Ди «Шумящие коробочки» развитие умения прислушиваться и различать шумы по громкости.
3.Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных)
4. ДИ «Звоночки», различение высоты звуков.
51 23.03 Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук.
1. Звуковой анализ, развитие навыков звукового анализа.
2.ДИ «Повтори» развитие умения прислушиваться и запоминать серию звуков.
3. ДИ «Определи на слух», определение слов по отдельно произнесенным звукам.
52 5.04 Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов.
1. ДИ «Тихо и громко» различение музыки по громкости.
2. ДИ «Какой музыкальный инструмент звучит», различение звучания музыкальных инструментов.
3. ДИ «Двигаемся под музыку», различение звучания музыкальных инструментов.
53 6.04 Формирование чувства ритма.
1. ДИ «Различай веселую и грустную музыку» различение характера музыки.
2. ДИ «Быстро и медленно», развитие чувства ритма.
54 12.04 Различение по голосу ребенка и взрослого. 1. ДИ «Высокий и низкий звуки», различение высоты звуков.
2. ДИ «Угадай эмоции человека» развитие умения прислушиваться к различным звукам человеческого голоса.
55 13.04 Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный — горячий), обозначение словом 1. Игра на восприятия температурных различий «Какой предмет».
2. ДИ «Какая вода в стакане?», формирование навыков температурных различий.
56 19.04 Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). 1.ДИ «Вкусовые банки», ознакомление с основными видами вкуса.
2. Упражнение «Назови вкус продуктов».
57 20.04 Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый — легкий).
1.Упражнение на сравнение предметов по тяжести «Весы».
2.Упражнение «Определи, что легче» сравнение веса предметов на «глаз».
58 26.04 Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Работа с графической моделью «Сутки». 1. ДИ «В какое время суток это бывает» формирование представлений о сутках и временной последовательности событий.
2. ДИ «Приветствие» формирование представлений о сутках и временной последовательности событий.
3. Знакомство с временным отрезком.
59 27.04 Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Работа с графической моделью «Сутки». 1. ДИ «В какое время суток это бывает» формирование представлений о сутках и временной последовательности событий.
2. ДИ «Приветствие» формирование представлений о сутках и временной последовательности событий.
3. Знакомство с временным отрезком.
60 3.05 Времена года, их закономерная смена 1. Загадки о временных отрезках.
2. ДИ «Когда деревья надевают этот наряд?», формирование знаний о сезонных изменениях в природе.
3. ДИ «В какое время года нужны эти предметы», закрепление понятий о временах года и сезонных изменениях в природе.
61 4.05 Времена года, их закономерная смена 1. Загадки о временных отрезках.
2. ДИ «Когда деревья надевают этот наряд?», формирование знаний о сезонных изменениях в природе.
3. ДИ «В какое время года нужны эти предметы», закрепление понятий о временах года и сезонных изменениях в природе.
62 10.05 Дни недели.
1.Упражнение «Неделька» на восприятие временных отношений.
2. ДИ «Молчанка» закрепление представлений о количестве дней в недели и порядке их следования.
3. ДИ «Веселая неделька»
63 11.05 Дни недели.
1.Упражнение «Неделька» на восприятие временных отношений.
2. ДИ «Молчанка» закрепление представлений о количестве дней в недели и порядке их следования.
3. ДИ «Веселая неделька»
64 17.05 Итоговое обследование детей Схема обследования уровня сформированностимоторных и сенсорных процессов у детей (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича)
65 18.05 Итоговое обследование детей Схема обследования уровня сформированностимоторных и сенсорных процессов у детей (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича)
66 24.05 Итоговое обследование детей Схема обследования уровня сформированностимоторных и сенсорных процессов у детей (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича)
67 25.05 Итоговое обследование детей Схема обследования уровня сформированностимоторных и сенсорных процессов у детей (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Выготский Л.С. Психология. – М., 2000. – 1008с.
Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. - М.. 1930. Т. 1. – 342с.
Лопатина Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами // Дефектология- 2003- №5. с.45-51.
Любина Г., Желонкин О. Рука развивает мозг // Ребенок в детском саду – 2003 - №5 – С. 31 – 34.
Плутаева Е., Лосев П. Развитие мелкой моторики у детей 5-7-лет // Дошкольное воспитание – 2005 - №5 – С.43
Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. – С. Пб, 2003.- 176 с.
Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. — СПб.: КАРО, 2006.—92с.
Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников // Дошкольное воспитание – 2005 - №1 – С.60 – 63.
Рубинштейн С.Л. Движение // Основы общей психологии. - М., 1989. Т.2. - С.44 – 48.
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми – М., 1994 – 344 с.
Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников: психогимнастика, пальчиковые упражнения, программа развития интеллекта. – М., 2003. – 48с.
Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. – М., 2000. – 234с.
Токарева О.В. Дизартрия. // Расстройства речи у детей и подростков. Под ред. С.С. Ляпидевского. - М., 1969. – С.144 – 155.
Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г. «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.- Нижний Новгород, 1995 – 28с.
Шишкина В. А. Движение + движения: Кн. для воспитателя дет. сада.— М.: Просвещение, 1992.— 96 с.