Разработка урока по химии на тему Предельные углеводороды. Метан (9класс)
Проект урока химии в 9 классе
в соответствии с современными требованиями (с учетом ФГОС ООО)
учителя биологии и химии МБОУ «Кольцовская средняя школа»
Приходько М.А.
Тема урока: «Предельные (насыщенные) углеводороды на примере метана»
Учебник : Рудзтис Г.Е. Химия.9 класс.
Тип урока: урок формирования предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.
Современные подходы к уроку: личностно-ориентированный, деятельный, компетентностный.
Цель урока: формирование навыков и УУД ,создание условий для проявления познавательной активности учеников в ходе усвоения знаний о предельных углеводородах.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов Тип урока – формирование и закрепление новых знаний
Цель методическая: внедрение компетентностного подхода к обучению на уроках химии, как метода формирования умений действовать в заданной учебной ситуации.
Задачи:
Образования – формирование понятия предельные углеводороды, продолжение знакомства с особенностями научного исследования на основе установления причинно-следственной связи между строением, свойствами и применением на примере метана.
Воспитания – формирование культуры общения, чувства сопричастности общему делу, умения работать коллективно через работу в парах, группе; воспитание культуры умственного труда, сохранения своего здоровья.
Развития – развитие познавательных интересов, умения определять цель, выдвигать гипотезу ; навыков самостоятельной работы и способность к рефлексии, коммуникативных качеств, уверенности в своих силах.
Формирование УУД:
- личностные;
-познавательные;
-регулятивные;
-коммуникативные.
Личностные:
обеспечить ценностную ориентацию детей: умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него знания предельных углеводородов
Регулятивные,
Формировать умение планировать деятельность, самостоятельно определять последовательность выполнения действий; -осуществлять самоконтроль, сличение результата с заданными эталонами; -осуществлять саморегуляцию как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент, переходить к другому виду заданий; - коррекцию как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; - самооценку как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Коммуникативные
- формировать умения учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при парной, групповой или коллективной работе); - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Познавательные:
формировать действия исследования, поиска и отбора необходимой информации при заполнении таблиц, решении тестовых заданий, задач; составлении конспекта урока, его структурировании;
Методы и методические приемы – исследовательский, поисковый, работа в группах, решение проблемных ситуаций, взаимоконтроль, беседа, тестированиеОборудование для учителя: интерактивная доска, проектор, компьютер, выход в Интернет; программное обеспечение: компьютерная презентация к уроку, Интернет-ресурсы.
Оборудование для учащихся : дидактический материал, учебники, тетради.
Понятия: Предельные углеводороды(насыщенные),алканыМетан
Гомологический ряд
Гомологическая разность
Общая формула алкановПлан урока:
Орг момент. Мотивация. Целевая установка.
Актуализация опорных знаний.
Изучение нового
Закрепление первичное, коррекция:
Закрепление. Самостоятельная работа.
Включение в систему знаний и повторение.
Д/з
Рефлексия
Ход урока:
Организационный момент.
Мотивации (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне.
Создание условия для успешной работы, высказывание доброго пожелания ученикам.
Создание ситуации интриги – «Чёрный ящик». В чёрном ящике предмет широко используемый в быт. Это устройство было призвано по одному движению добывать огонь. Появилось на свет раньше привычных всем серных спичек. Первый прототип разработал еще Леонардо да Винчи. Изобретение так и кануло бы в небытие, если бы не мода на курение табака, захлестнувшая мир. (зажигалка)
Как этот предмет может быть связан с органической химией?
Целевая установка: объявление темы урока, обсуждение её пользы в диалоге с учениками, определение задач урока.
2. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материла, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
Работа в группах
Лови ошибку; решение кроссворда и т.д.
Работа с электронным приложением(тест)
Обсуждение выполнения домашнего задания: пересказ и рецензирование пересказа параграфа №51.
Блитц-опрос: « органические вещества»- понятие, примеры; строение неорганических веществ, строение органических веществ, валентность углерода в соединениях, тип связи между атомами углерода, углеводороды.
Индивидуальная работа: алгоритм решения задачи
А)вычисления относительной плотности газа одного по другому;
Б)вычисления количества вещества по объёму или массе;
В)вычисления по уравнению реакции.
3. . «Открытие» нового знания .Цель: фиксирование алгоритма выполнения, организация усвоения учащимися нового материала. Способы: фронтальная работа, работа в парах.
Составление конспекта параграфа №52 с учетом поставленных в начале урока задач ( 1- выяснить понятие углеводороды; 2- привести примеры углеводородов; 3- рассмотреть молекулярную и структурную формулы метана; 4- изучить его физические и химические свойства; 5- проанализировать применение метана)
Работа с понятиями- обсуждение, фиксация в хим. словаре.
«Алкан», «Гомологический ряд», « Гомологическая разность»
«Общая формула алканов»
Составление уравнений химических свойств метана
Первичное закрепление: по группам
1гр: Составление структурных формул этана, пропана по образцу стр181( метан)
2гр: составление 5 тестовых вопросов
3 гр: Выполнение тестового задания стр 183 :
1)-2; 2)-2
4 гр: Пересказ текста параграфа
Коррекция знаний
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Цель: самоконтроль ( каждый должен сделать для себя вывод о том, что он уже умеет - Организация самостоятельного выполнение учащимися тестовых заданий ( приложение) - самопроверка( или взаимопроверка) учащимися решений по эталону;
Тест к №52 «Предельные (насыщенные ) углеводороды». Рудзитис Г.Е. 9 класс
Уровень А. Выбрать один правильный ответ.
1.Родоначальными соединениями в органической химии считают: а) углерод; б) углеводороды; в) углеводы.
2. Углеводороды, в молекулах которых атомы углерода связаны м/у собой простой связью, а все остальные валентности насыщены атомами водорода, называют….а) предельные; б) непредельные; в) запредельными.3. Насыщенные предельные углеводороды по Международной номенклатуре называются:
А) алкены; б) алканы; в) алкины.
5. Алканы- соединения :А) активные; б) инертные.
6. Углеводороды, в молекулах которых больше 15 атомов углерода: А) газы; б) жидкости; в) твёрдые вещества.
7. Простейший представитель алканов: А) бутан; б) метан; в) этан.
8. При горении метана образуются: А) С и Н2 б) СО и Н2О в)СО2 и Н2О.
9. Для алканов характерны реакции: А) соединения; б) замещения; в) обмена
10. Общая CnH2n+2формула предельных углеводородов: ьА) CnH2n+2; б) CnH2n- 2 ; в) CnH2n.
Уровень В. Установить соответствие.
1. Установить соответствие формула - название:
Болотный газ СО2.
Бурый газ CO
Угарный газ CH4
Углекислый газ NO2
2.Установить соответствие формула - название:
Метан C2H6
Этан С2H4
Пропан С2Н2
Бутан СН4Этилен С3Н8
Ацетилен С4Н10
Составить тест к №52 «Предельные (насыщенные) углеводороды».
Составить структурные формулы СН4, С2Н6 и С3Н8 .
Продолжить ряд гомологический ряд алканов ( общей формулой CnH2n+2, гомологическая разница СН2): СН4, С2Н6,С3Н8,С4Н10….
Сколько ошибок:
Предельными углеводами называются соединения, в молекулах которых атомы углерода связаны до полного насыщения их валентности. как между собой, так и с атомами водорода. В алканах все три связи атомов углерода насыщены, т. е. имеются только простые связи. Метан СН4 – второй член ряда углеводородов.
Дописать уравнения:
А) CH4+2O2=>……
Б) СН4=…….
В) CH4+CL2=CH3CL+…..
CH3CL+CL2=CH2CL2+…..
CH2CL2+CL2=CHCL3+…..
CHCL3+CL2= …….
Составить электронный баланс к уравнениям:
Дописать уравнения хим.свойств других алканов:
Составить 5 вопросов к тексту параграфа №52 с вариантами ответов.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Работа в парах или индивидуаьная. Цель: повторение учебного содержания, 1.«Верю, не верю»(приложение)
2.Тест электронного приложения к учебнику.
3.Решение задач (см приложение) .Решить задачу на выбор.
1.Определите массу метана СН4, который при нормальных условиях занимает объем 280 л. Ответ 200г
2.Вычислите относительную плотность метана по водороду и кислороду. Ответ 8 и 0,5.
3. Какой объем при нормальных условиях занимает метан массой 24г. Ответ 33.6 л
4.Какой объем метана (CH4) подвергли термическому разложению, если в результате реакции образовалось 12 моль ацетилена (C2H2)? Ответ 537,6 литра.
5.Вычислите объём воздуха (н. у.) , который потребуется для сжигании 250 м3 метана.объёмная доля кислорода в воздухе 21%. Ответ 2 381 м в кубе
4.Дописать уравнения:
А) CH4+2O2=>……
Б) СН4=…….
В) CH4+CL2=CH3CL+…..
CH3CL+CL2=CH2CL2+…..
CH2CL2+CL2=CHCL3+…..
CHCL3+CL2= …….
5.Составить электронный баланс к уравнениям:
6.Дописать уравнения хим.свойств других алканов:
7.Выполнение творческих индивидуальных заданий(приложение)
8. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.
Цель: включение нового способа действий в систему знаний, тренировка способности применять новый алгоритм действий в стандартной и нестандартной ситуации. Приёмы обучения: Особое задание
Творчество работает на будущее
Три уровня домашнего задания:
Домашнее задание: А-обязательно всем, В – обязательно хотя бы одно из , С- по желанию.
А.Параграф №52 читать, пересказывать, учить определения, формулы и названия веществ, уравнения реакций наизусть.
В.Упр на стр 183: 1упр-устно дать определение алканам, привести примеры; 2упр- сотавить структурные формулы по аналогии с работой в классе.
3упр- заполнить таблицу, характеризуя свойства метана:
Физические свойстваХимические свойства
4пр- решить задачу аналогично решению задачи №5 .
С.Подготовить информацию о фреонах; о роли метана в парниковом эффекте.
Индивидуальное д/з (см приложение)Решение задачи №4:
Горение метана: CH4 + 2O2 = СО2 + 2Н2О
Объем чистого метана: V(CH4) = V(прир.газа)*фи(СН4) = 150*0,94 = 141 л.
По уравнению видно, что на сжигание одного объема метана расходуется два объема кислорода. Значит кислорода потребуется V(O2) = 2*V(CH4) = 2*141 = 282 л.
V(воздуха) = V(O2)/фи(О2) = 282/0,2 = 1410 л.
Ответ: V(O2) = 282 л, V(воздуха) = 1410 л.
9. Рефлексия деятельности (итог урока). Цель: осознание учащимися своей деятельности, оценка результатов деятельности своей и всего класса. Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; - намечаются цели дальнейшей деятельности Приёмы обучения: Рефлексия эмоциональная : Нарисуй смайлик своего настроения( до, во время , после урока)
Рефлексия оценочная : заполнение листа самооценки (см приложение)