Конструкт урока химии в 8 классе по теме Реакции ионного обмена 
Прожерина Ольга Анатольевна, учитель химии и биологии МАОУ «Школа №3», г. Камышлов;
Тема: «Реакции ионного обмена»
Класс: 8
УМК: Рабочие программы по учебникам О.С. Габриеляна ФГОС Химия. 8-11 классы, учебник «Химия-8» О.С.Габриеляна,  ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица «Растворимость кислот, оснований, солей в воде», карточки для проведения лабораторных опытов, тест «РИО», карточки с формулами веществ, рейтинговые листы, презентация «Урок «Реакции ионного обмена».Оборудование: лабораторное оборудование и  химреактивы для проведения опытов по группам.
Результаты обучения: 
Личностные:
Продолжить развитие умений управлять своей познавательной деятельностью;
Способствовать реализации личностного потенциала;
Продолжить формирование потребности в самовыражении и самореализации.
Метапредметные:
Развивать умения самостоятельно планировать пути достижения целей;
Продолжить развитие умений соотносить свои действия с планируемыми результатами;
Способствовать развитию умений оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Предметные:
Базовый: уровень:
знать сущность РИО, 
составлять полные и сокращенные ионные уравнения по алгоритму, 
выделять молекулярные уравнения по сокращенному ионному;
 проводить эксперименты по алгоритму. 
Повышенный уровень: 
знать и объяснять сущность РИО, 
составлять полные и сокращенные ионные уравнения, 
подбирать молекулярные уравнения по сокращенному ионному;
 совершенствовать экспериментальные умения при проведении опытов; 
использовать приобретенные знания в практической деятельности (безопасного обращения с хим.реактивами).
Высокий уровень: 
знать, объяснять и применять сущность РИО для решения экспериментальных задач, 
самостоятельно составлять полные и сокращенные ионные уравнения;
 вариативно подбирать молекулярные уравнения по сокращенному ионному; 
самостоятельно составлять план эксперимента и проводить его, использовать приобретенные знания в практической деятельности (безопасного обращения с хим.реактивами).
Цели урока:
Обучающие: 
Предполагается, что к концу урока ученики буду знать сущность РИО;
Планируется, что к концу урока ученики будут владеть такими умениями, как составление уравнений РИО в молекулярном и ионном видах, совершенствовать технику химического эксперимента.
Развивающие: 
Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между формулами реагирующих веществ и сокращенными ионными уравнениями;
 Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать, различать, выбирать необходимые вещества для проведения эксперимента;
Обеспечит условия для развития внимательности, наблюдательности, и умений выделять главное; 
Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач.
Воспитательные: 
Создать на уроке ситуацию рефлексии по поводу самоопределения на групповую работу;
Способствовать развитию у обучаемых исследовательских умений и навыков;
Создать условия для развития коммуникативной культуры ученика;
Обеспечение условий для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.
Дидактические материалы
Карточка № 1
1. Проведите реакцию между растворами CuSO4 и NaOH. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Будет ли эта реакция идти до конца?
2. Подберите реактивы и проведите реакцию, соответствующую сокращенному ионному уравнению:   2Н+ + СО32- = СО2 + Н2О. Что наблюдаете? Напишите молекулярное уравнение  этой реакции.
Карточка № 2
1. Проведите реакцию между  Na2CO3 и HCl. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Будет ли эта реакция идти до конца?
2. Подберите реактивы и проведите реакцию, соответствующую сокращенному ионному уравнению:   Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3. Что наблюдаете? Напишите молекулярное уравнение  этой реакции.
Карточка № 3
1. Проведите реакцию между растворами NaOH и H2SO4. Для этого к раствору NaOH добавьте каплю индикатора фенолфталеина, затем немного H2SO4. Что наблюдаете? Составьте уравнение в молекулярном и ионном виде.
2. Подберите реактивы и проведите реакцию, соответствующую сокращенному ионному уравнению:   2Н+ + СО32- = СО2 + Н2О. Что наблюдаете? Напишите молекулярное уравнение  этой реакции.
Карточка № 4
1. Проведите реакцию между Cu(NO3)2 и KOH. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Будет ли эта реакция идти до конца?
2. Подберите реактивы и проведите реакцию, соответствующую сокращенному ионному уравнению:   Ag+ + Cl- = AgCl. Что наблюдаете? Напишите молекулярное уравнение  этой реакции.
Карточка № 5
1. . Проведите реакцию между  К2CO3 и H2SO4.Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Будет ли эта реакция идти до конца?
2. Подберите реактивы и проведите реакцию, соответствующую сокращенному ионному уравнению:   Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2. Что наблюдаете? Напишите молекулярное уравнение  этой реакции.
Cамопроверка задания 2
1группа:  
2HCl + Na2CO3 = 2 NaCl + CO2 + H2O
H2SO4 + Na2CO3 = Na2SO4 + CO2 + H2O
2 группа: 
FeCl3 + 3 NaCl = Fe(OH)3 + 3 NaCl FeCl3 + 3 KOH = Fe(OH)3  + 3KCl 3 группа: 
2HCl + K2CO3 = 2 KCl + CO2 + H2O
H2SO4 + K2CO3 = K2SO4 + CO2 + H2O
4 группа:
AgNO3 + NaCl = AgCl + NaNO3
AgNO3 + HCl = AgCl + HNO3
5 группа: 
CuSO4 + 2 NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4
Cu(NO3)2 + 2 NaOH = Cu(OH)2 +2 NaNO3
Рейтинговый лист
Группа  № ________
№ Фамилия, имя Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Коэф-тактивности Отметка
1 2 3 4 5 Группа Задание выполнено верно: +
Задание выполнено с ошибками: +-
Задание не выполнено: -
Коэффициент активности:  принимал активное участие в работе группы – 3 балла; принимал участие – 2 балла; не принимал участие в работе группы – 1 балл.
Тест «Реакции  ионного обмена»
1 вариант
1. Осадок образуется при взаимодействии растворов: 
а) K2CO3  и HCl 
б) H3PO4  и KOH  
в)  AlCl3 и KOH
2. Какое уравнение соответствует сокр. ионному: Н+ + ОН- = Н2О
а) ZnCl2 + 2NaOH = Zn(OH)2 + 2NaCl  
б) HNO3+ KOH = KNO3 + Н2О
в) H2SO4 + Ba(OH)2 = BaSO4 + 2 Н2О
3. Одновременно не могут находиться в растворе ионы группы:
а) Ba2+, Ag+, Cl-, OH- 
б) K+, H+, NO3-,Cl- 
в) H+, Ca2+, NO3-, Cl-
2 вариант
1. Газ выделяется при взаимодействии растворов: 
а) HCl и + Ba(OH)2  
б) K2S и HCl 
в) Na2SO4 и Ba(OH)2
2. Какое уравнение соответствует сокр. ионному: Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3 
а) Fe(NO3)3 + 3KOH = Fe(OH)3 + 3 KNO3 
б) Fe(OH)3 + 3 HCl = FeCl3 + 3 Н2О
в) Ba(OH)2  + FeCl2 = Fe(OH)2 + ВаCl2
3. Одновременно могут находиться в растворе  ионы группы: 
а) Na+, H+, OH-, Cl- 
б) Zn2+, Mg2+,OH-, NO3-  
в) Са2+, Na+, Cl-, NO3- 
 
Конструкт урока «Реакции ионного обмена»
№ Этап урока Деятельность
учителя Деятельность
учащихся Развиваемые УУД: Л.Р. К.П. Продукт деятельности ученика
1 Орг.момент. 
Приветствие. Фиксация отсутств.
Проверка готовности к уроку.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Р. способность к волевому усилию, готовность к уроку. 
Л. знание моральных норм
Готовое рабочее место ученика. Включение в учебный процесс. 
2 Актуализация опорных знаний
Целеполагание
Организует беседу-повторение знаний. Дискуссия по определению темы урока. Направляет на самостоят.определение цели урока. Говорит девиз урока «Дорогу осилит идущий»
Мотивирует уч-ся к оценке своей д-ти (рейтинг.листы) Сравнивают состав формул веществ. Ставят цель д-ти,
заполняют рейтинговый лист; распределяют обязанности в группе. Записывают тему урока. П. Логический анализ объектов с целью выделения признаков.
Л. Осмысление задания. 
К. Высказывают свою точку зрения Участвуют в беседе, дискуссии, Устные ответы на вопросы учителя.
Формулировка цели урока. Составлен план работы в группе, заполнение рейтингового листа.
3 Открытие «нового» знания
Объясняет как составить ионные уравнения.
Организует работу в группах по проведению эксперимента. Побуждает к анализу собств.д-ти. Контроль и коррекция уч-ся в случае затруднений. Проводят опыты, фиксируют рез-ты. Записывают ур-я в тетрадях и на доске. 
Анализируют проблем.ситуацию.
Контролируют ответы одноклассников. Высказывают свою точку зрения.
Проводят самооценку.
Заполняют рейт.листыК. Инициативное сотрудничество в группе
П. Формулирование познавательной цели, Построение логической цепи рассуждений. 
Р. Целеполагание. Планирование деятельности. 
Л. Мотивация учения
Оформление результатов эксперимента, Коллективное обсуждение 
проблемы:
4 Закрепление. Самостоятельная работа
Организует письменную индивидуальную сам.работуВыполняют задания теста, используя приобретенные знания.
Проводят взаимо- и самопроверку по эталону. Заполняют рейтинговые листы Р. контроль результата с заданным эталоном.
Л. Умение управлять своей познавательной деятельностью
П. самостоятельное выделение 
применение методов информационного поиск
Ответы на тест в тетради, взаимопроверка. Заполнение рейтингового листа
5 Подведение итогов. Рефлексия.
Организует рефлексию учениками своей д-ти. Способствует ситуации повышения самооценки учащихся. Анализируют д-ть по достижению цели. Заполняют рейтинговые листы. Оценивают работу каждого и группы в целом. Л. Оценивание деятельности по рейтинговым листам.
Р. Коррекция – внесение необходимых дополнений 
в случае расхождения с эталоном.
Представление результатов работы групп. Сдача рейтинговых листов
6 Домашнее задание
Задает и комментирует дифференцированное \з. Осознанно фиксируют информацию. Р. Предвосхищение результата и уровня усвоения Записывают или фотографируют домашнее задание.