Обобщающий урок по теме Простые вещества


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
 «Волчье - Александровская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Калинина Н.Н.
 Волоконовского района Белгородской области»
Урок по химии
8 класс
Тема: Обобщение знаний по теме «Простые вещества»
Подготовила: учитель химии
Постникова С.В.
2015 год.
Цель урока: расширить и углубить представления учащихся о простых веществах: металлы и неметаллы.
Задачи:
Образовательные: повторить химические элементы металлов и неметаллов,
химическое обозначение в Периодической системе Д.И.Менделеева, их роль в
жизни и деятельности человека.
Развивающие: развивать критическое мышление, коммуникативные умения и
речь в логике поставленных вопросов, развивать навыки самостоятельной
познавательной деятельности, умения добывать знания, выделять главное,
обобщать, делать выводы, взаимодействия с другими людьми, развивать
информационные навыки.
Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду,
чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.
Здоровьесберегающие: приобщить учащихся к культуре здорового поведения в
мире веществ и химических превращений, воспитать интерес к изучаемому
школьному предмету и ответственность за своё здоровье с помощью
зрительных минуток, смены деятельности.
Оборудование и реактивы: бумага для записей: желтая, зеленая; формулы металлов и неметаллов; вазы - эмоций; треугольники - эмоций.
Эпиграф урока:
«Сами трудясь, вы сделаете многое для себя
и для близких, а если в труде успеха не будет, будет неудача, не беда - попробуйте еще».
Д.Менделеев.
Ход урока
I. Организационный момент.
Мотивация.
Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста! Я рада вас видеть.
П. Актуализация субъективного опыта учащихся.
Сегодня на уроке мы обобщим знания о простых веществах, таких как металлы и неметаллы; повторим и выявим роль простых веществ в жизни и деятельности человека.
На уроках биологии вы изучали химические элементы и их значение в организме человека.
Скажите, пожалуйста, какие химические элементы входят в состав живого организма? (железо, кальций, сера, цинк, йод, углерод, водород, кислород и азот)
Каково значение имеют перечисленные элементы в жизни организма? (железо - входит в состав крови, гемоглобин; кальций - в состав костей и эмали зубов, придавая им крепость; углерод, водород, кислород и азот — образуют органические вещества клетки-белки, липиды, углеводы)
В каких продуктах питания содержатся металлы? (яблоко, печень животных, молоко, яйца)
Для чего необходимы эти вещества? (для развития организма человека и укрепления его здоровья)
Какое сложное вещество состоит из водорода и кислорода? (вода) Что вы знаете о воде? (Формула - Н20, входит в состав живого организма (80% массы тела): в эмали зубов -10%, в костях - до 20%, вода определяет физические свойства клетки, ее объем и упругость.) Коль значение воды в организме очень велико, скажите пожалуйста, какую воду необходимо пить, чтобы быть здоровым?(воду из школьного кулера, из чистых природных источников)
III. Обобщение знаний учащихся.
1.Работа выполняется в группах (на работу отводится 3 минуты)
1 группа напишите на листочках все, что вы знаете о металлах,
2 группа - напишите на листочках все, что вы знаете о неметаллах. Приклейте на доску, (проверяем вместе)
2.Химическая разминка.
Найдите металлы и неметаллы и раскрасьте их соответственно зеленым и красным цветами.
________________
N2 Mg(OH)2 F2 Ag
Na HBr Ca Si
НСl Si HI Zn
Li o2 P Al
03 К H3PO4 H2S
С н2 Ba Fe203
3.Задание на выполнение мыслительных операций (на соответствие). Соедините стрелками названия металлов и неметаллов.
водород
литий
калий
олово
кислород МЕТАЛЛЫ
НЕМЕТАЛЛЫ цинк
углерод
сера
хлор
барий
Зрительная минутка. 1 .Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1 -4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6.Повторить 4-5 раз. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх - вправо - вниз- влево и в обратную сторону: вверх -влево -вниз -вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; после чего аналогичным образом вниз - прямо, вправо - прямо, влево - прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6.Повторить 3-4 раза.
IV. Проверка усвоения материала учащимися ПО ТЕМЕ: «Простые вещества»
1. Простые вещества - это...
A) вещества, которые образованы атомами разного вида; Б) вещества, которые образованы атомами одного вида;
B) все вещества, встречающие в химии;
Г) вещества, которые можно смешать в любых массовых отношениях.
2. Металлические свойства металлов слева на право
А) увеличиваются; Б) уменьшаются; В) остаются неизменными.
3. Неметаллические свойства неметаллов слева на право
А) увеличиваются; Б) уменьшаются; В) остаются неизменными.
4. Окислительные свойства неметаллов слева на право
А) увеличиваются; Б) уменьшаются; В) остаются неизменными.
5. Сколько электронов на внешнем энергетическом уровне может находиться у металлов (максимум электронов)?
А)1; Б) 2; В) 3; Г) 4.
6. Сколько электронов на внешнем энергетическом уровне может находиться у неметаллов (максимум электронов)?
А)1; Б) 2; В)3; Г) более 3;
V. Домашнее задание.
Повторить простые вещества: металлы и неметаллы, их свойства.
VI. Рефлексия.
На столе у каждого учащегося с начала урока лежат треугольники -эмоций.
На этом этапе урока ученики подходят к учительскому столу и кладут эти треугольники в вазы. Первая ваза оценивается как понравившийся урок, вторая - нет. (Ваза -I-урок понравился, я чувствовал себя комфортно) (Ваза -II- урок не понравился, я очень устал).
VII. Итог урока.
Оценивание учащихся по итогам обобщения знаний.
Литература
1. Аликбекова Л. Ю. Занимательная химия.-М.:Аст-Пресс,1999
2. Савина Л. А. Я познаю мир. Химия.-М.:АСТ.1998
3. Шеленков Р. В. Тетрадь для учебной работы по химии.- Первое сентября. Химия. №3, 2005.