Выступление на семинаре завучей по теме: Работа с трудными детьми

Выступление на семинаре завучей.
Тема выступления: «Работа с трудными детьми».


Современный педагог не тот, кто учит, а тот
Кто понимает и чувствует, как ребенок
Учится, как проходит его становление.

Каждый учитель знает, что подчас просто невозможно справиться со всеми делами, как бы долго ни задерживался в школе. Мы, конечно, сердимся, сетуем на загруженность, на то, что нельзя «объять необъятное». Но в глубине души понимаем: иначе и быть не может. Деятельность классного руководителя – это активное участие в жизни, могучее половодье которой не втиснешь в рамки инструкций. Если речь идет о судьбе воспитанника, педагог не может остановиться на полпути и переложить ответственность на кого – то другого: «Дальше, мол, не моя забота!» Причастность ко всему, что касается ученика, - характерная особенность нашей беспокойной и хлопотливой должности.
Жизненная задача – это актуальная тема, которая появляется в тот или иной момент жизни человека, затрагивает его и ожидает решения. В результате правильно найденного решения человек решает проблему и меняется сам, т.е. делается сильнее в личностном плане, выходит из трудной ситуации более жизнестойким. Такое позитивное изменение является следствием успешно решенной задачи.
Есть тип задач, который носит ненормативный характер – это так называемые задачи повышенной сложности. Речь идет о бедах, которые выпадают на долю и в раннем возрасте. Как обходиться сними? Некоторые из этих задач очень трудны для «правильного решения». Хотелось бы пожелать, чтобы их было как можно меньше. Вряд ли к ним можно подготовить ребенка заранее, но быть рядом с ребенком, не закрывать на них глаза родители и учителя просты обязаны. К таким ненормативным задачам относятся развод родителей, пьющие и неработающие родители, перемена места жительства, хроническая болезнь, депрессия, агрессивность или внезапная смерть одного из родителей, жестокое обращение и многое – многое другое.
Замечательный польский педагог Януш Корчак был глубоко убежден, что детство вовсе не преддверие жизни, а сама жизнь – напряженная, содержательная, насыщенная, радостная и драматическая.
«Трудные» школьники были, есть и, конечно, будут. Но сегодня их особенно много. Это огорчает учителей и вселяет в них безнадежность. Обычно спрашивают: а по отношению к кому ребенок может быть трудным? Отвечаю. Чаще такому ребенку бывает трудно как с окружающими, так и с самим собой.
Со временем делаешь очень важный для себя вывод: надо стараться как можно лучше узнать ученика. Можно сказать, что если классный руководитель хочет воспитывать ребенка во всех отношениях, то он должен прежде узнать его тоже во всех отношениях.
Семейная обстановка, состояние здоровья, друзья – дома и в школе, интересы, место в классном коллективе. Без этого не создать в отношениях с учеником атмосферу откровенности и доверия, не открыть ту чудинку, которая может стать сущностью человеческой личности. Процесс познания человеческой личности сложен, длителен и труден. Я вам предлагаю программу по работе с трудными детьми, которая состоит из трех разделов. Первый раздел «Изучение педагогически запущенных детей».
Выявить всех педагогически запущенных школьников, начиная с 1 класса; завести на них учетные списки.
Путем систематических наблюдений за учеником, изучения результатов его деятельности, установить характер его педагогической запущенности.
Путем наблюдений, анкетирования установить положение ученика в коллективе класса, характер взаимоотношений с ними.
Изучить интересы, способности и склонности ученика, возможность его включения в кружковую деятельность.
Изучить положение ребенка в семейном коллективе.
И все же среди многочисленных задач, которые приходиться решать учителю, есть наиважнейшая: борьба за успеваемость ученика, за качество его учебы; именно борьба
ежедневная, систематическая, упорная. Учеба – важнейший труд наших воспитанников. Ведь успеваемость – это не только показатель кругозора, это показатель подготовленности учащихся к предстоящей трудовой жизни.
«В школьных успехах – писал В.А.Сухомлинский, - залог будущей счастливой, духовно насыщенной жизни взрослого». Сознание этой ответственности заставляет классных руководителей быть особенно внимательным к учебным делам.
Сегодня много спорят о допустимости или недопустимости использования разнообразных психолого – педагогических методик определения готовности детей к школьному обучению. Но практика показывает, что уже в сентябре учителя первых классов сталкиваются с весьма запутанными проблемами, связанными с обучением своих подопечных. Не всегда педагоги в силах понять причины школьной не успешности отдельных детей. Необходимо определить начальный уровень, с которого учитель начинает работать с конкретным ребенком. Для этого и предназначены разнообразные тесты. Самый простой из них – методика Керна – Йерасика. Выполнение каждого теста отражает в таблице при помощи следующих отметок: отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо. В зависимости от результатов обследования строится работа учителя по развитию у детей памяти, внимания, воображения и т. д. проводятся индивидуальные и групповые консультации для родителей.
Второй раздел по работе с трудными детьми «Организация педагогической помощи».
Вести систематический учет пробелов в знаниях, умениях, навыках «трудных» учеников по основным разделам учебной программы.
Повысить и укрепить интерес «трудных» учащихся к учебе.
Укреплять положение «трудных»детей в коллективе классов.
Всем учителям, не снижая педагогических требований к «трудным» проявлять к ним уважение, доброжелательность и приветливость.
Показать родителям, как нужно работать с «трудными» детьми дома.
Какими способами я стараюсь вызвать интерес в учебном процессе у учащихся, чтобы
добиться высокой активности детей на уроке? Во – первых было проведено тестирование. Цель: проверить память зрительную и слуховую, проверить словарный запас слов по различным темам. И сделала следующий вывод: что у меня в классе больше визуалов, т. е. детей у которых лучше развита зрительная память, часть детей – аудиалов, с хорошим слухом и хорошей слуховой памятью, и такой, как Денис Корунков – кинестетик – запоминает чувствами. Отсюда следует, чтобы добиться большей эффективности на уроке, нужно больше наглядности, игровых форм. Успешное обучение является профилактикой правонарушений.
И третий раздел по работе с трудными детьми «Организация свободного времени» «трудных» школьников.
1. Всех «трудных»школьников включить в работу кружков и секций в школе и в не ее.
2. Вовлекать «трудных» в общественно полезную деятельность с учетом их интересов и возможностей, поощрять их.
3. Привлекать «трудных»детей к участию в культурно – массовой и спортивной работе.
4. Всех «трудных», не имеющих достаточного ухода и контроля дома, вовлекать в группы продленного дня.
И наконец правильное воспитание невозможно без тесной связи с семьей. Нельзя всерьез говорить о воспитании ученика, прежде чем не окунешься в атмосферу его семьи, не постигнешь стиль взаимоотношений в семье, не установишь дружеских контактов с родителями своего питомца.
Работа классного руководителя – это бесконечная цепь загадок и вопросов, на которые нужно давать ответы как можно быстрее и без ошибок, потому что за каждым вопросом судьба твоего ученика. Почему Вася, такой способный, стал плохо заниматься? Почему Полина на уроки приходит вялой и сонной? Сколько таких и подобных им «Почему» возникает у учителя в течение учебного года. И нельзя спешить с выводами, пока не откроется тебе та сторона жизни ученика, которую мы называем домашними условиями. Поспешишь – можешь нанести ребенку серьезную душевную травму, можешь навсегда оттолкнуть его от себя.
Я, как классный руководитель, должна хорошо знать каждую семью. И я знаю, что не во всех семьях между родителями и детьми хорошие и доверительные отношения.
Я считаю, что в этой параллели у меня сложился работоспобный родительский комитет, благодаря которому мы совместно решаем различные проблемы в классе и в семье.
Силы истинного учителя велики. Сила современного учителя в любви к детям, желании им добра, признании и уважении личности воспитанника, способствовании свободному развитию и совершенствованию его душевного мира. Всего этого трудно достичь, не овладев искусством индивидуального подхода к школьнику. А для этого надо знать и понимать личность ученика, владеть способами воспитательного воздействия на него и – что особенно важно – самому быть постоянно развивающейся и совершенствующейся личностью. Ибо Личность воспитывается Личностью.



15