Доклад на тему креативный педагог
"Креативнный педагог- основаинновационого педагогического процесса"
Бралина Фарида Измуратовна учитель истории I категорииКурмангазинский район СШ имени М.АуэзоваВзаимосвязь и развитие науки, инноваций и образования вытекает из рассмотрения основы инновационного процесса, а именно процесса создания и распространения образовательных (педагогических) новшеств.Инновационная деятельность ориентирует педагога на будущее, на новейшие достижения науки, а инновационно работающие образовательные учреждения приобретают конкурентные преимущества и тем самым опережают в своем развитии другие структурные элементы системы образования. Под инновационной деятельностью принято понимать деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом Это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, созидания качественно иной педагогической практики.[1]. В Концепции модернизации казахстанского образования сформулированы социальные требования к педагогу новой формации. В частности говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, мобильные, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. При выполнении своей профессиональной деятельности педагог приходит к осознанию необходимости ее улучшения. Этого можно достичь двумя путями: просто усовершенствовать свой подход к выполнению деятельности, добавив определенные детали, или полностью отказаться от прежней позиции. Находясь в относительно одинаковых условиях, педагоги могут входить в инновационную деятельность по-разному. Различия в освоении инновационной деятельности определяются в том числе и уровнем креативности личности.Иновационно-технологический компонент системы управления обязывает педагога использовать современные дидактические методы и формы, техники и технологии, обеспечивающие формирование и развитие творческого потенциала обучаемых. Наибольшее
значение среди них имеют интенсивное, проблемное, интерактивное, эвристическое, знаково-контекстное или профессиональное, развивающее, тренинговое, проективное, модульно-блочное, информационно-компьютерное обучение.Управление процессами формирования и развития творческого потенциала обучаемых обеспечивает профессиональное становление и развитие творческой личности, а именно: самоактуализацию и самовыражение обучаемого в творчестве, подготовку творчески мыслящего и действующего специалиста, формирование творчески ориентированной личности, создание всесторонне и гармонически развитой личности. тоесть одним словом креативный педагог. Понятие «креативность» появилось к началу 50-х годов 20 века благодаря Джо Гилфорду — профессору многих американских университетов. Гилфорд занимался исследованиями интеллекта в части памяти, мышления, концентрации внимания, творчества и темперамента. Джо Гилфорд упоминает шесть параметров креативности:
1) способность к обнаружению и постановке проблем
2) способность к генерированию большого числа идей
3) способность к продуцированию разнообразных идей — гибкость
4) способность отвечать на раздражители нестандартно — оригинальность
5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали
6) способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу
Креативные люди всегда находят выход из любой ситуации, они сейчас очень востребованы на рынке труда, они свободны в своем творчестве и профессии. Слово «креативность» образовано от слова «создавать» — создавать образы, новое видение, новые идеи. Это не только творчество, но и технологии, открытия, идеи. В современном, динамично изменяющемся мире, человеку необходимы три составляющих мышления, чтобы быть продуктивным. Это — креативность, системность, критичность.
Креативность в профессиональной педагогике рассматривается как способность к творчеству, принятию и созданию нового, нестандартному мышлению, генерированию большого числа оригинальных и полезных идей. Креативность личности определяет ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов, помогает находить оригинальные решения сложных проблем в ситуации неопределенности; это внутренний ресурс человека, который поможет ему успешно самоопределиться в обществе.На основе креативной модели становится возможным стимулирование учебно-познавательной и научно - исследовательской деятельности обучаемых, развитие их творческих способностей, проблемно-эвристической доминанты мышления и воображения. Эта модель обеспечивает личностно-креативный подход к организации инновационного образовательного процесса. Действительно, заинтересованному, влюблённому в прошлое школьнику сейчас практически доступна любая историческая информация, от многочисленных детских справочников и энциклопедий до международной сети «Интернет». Вот почему удивить, заинтересовать прежними средствами и приёмами удаётся теперь далеко не всегда. В связи с этим последнее время многие учителя, в том числе и я, на первый план в системе исторического образования выдвигают задачу «оживления» исторического процесса, наполнение его чувствами, страстями, палитрой красок. Именно для того, чтобы не быть посредственным, учитель просто обязан оживить исторические события, факты, показать исторический процесс не только и не столько как цепочку войн, переворотов, революций и изобретений, но и как полный драматизма и стремления к совершенству путь человечества. На фоне обычного учебника истории для многих учащихся, может стать настоящим откровением то, что наши далёкие предки не только охотились, выращивали и строили свои жилища, но и радовались, горевали, любили, ненавидели. Продуманная работа в этом направлении приближает изучающего предмет школьника к его главной цели – живому осмыслению истории, поиску и нахождению общего языка с прошлым . [1,с.35]Оживить общение ребят с историей, увлечь и заинтересовать весь класс в целом и каждого ученика в отдельности помогает проблема, над которой я работаю «Нетрадиционные формы обучения на уроках истории». 1.Роль нетрадиционного обучения в образовании Сегодня практически любой учитель истории применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Это связано, на наш взгляд, со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на интенсивное и эффективное решение образовательно-воспитательных задач в рамках скромного количества предметных часов, на признание факта усиления самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников, на модернизацию активных форм обучения истории. Арсенал форм уроков современного учителя истории не просто обновляется под влиянием, прежде всего, усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Действительно, учитель в меру своих скромных возможностей пытается на уроке удивить школьника, который проводит массу времени не за книгой и в библиотеке, а за компьютером, причем в позиции активного игрока. Использование традиционных форм обучения привело к тому, что детям стало скучно учиться, у них нет возможности в процессе обучения реализовать свои потребности в самовыражении, самопознании и самоутверждении. Комбинированный урок направлен в основном на пассивное усвоение предлагаемого учителем материала, заучивание правил, без учета способностей, склонностей, интересов учащихся. Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению истории. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему урока. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся.