Тема «Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе и получение»
11.11.2016 Тема «Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе и получение».
8класс,УМК Г.Е Рудзитис, Ф.Г. Фельдман
Цель урока: расширить знания о кислороде как о химическом элементе и как о простом веществе; рассмотреть распространение кислорода в природе; изучить физические свойства кислорода; познакомиться с историей открытия кислорода.
Задачи: Образовательные:
уметь различать понятия « химический элемент » и « простое вещество » на примере кислорода;
уметь характеризовать физические свойства кислорода.
Развивающие:
продолжить развитие интеллектуальных и практических умений учащихся (выстраивание логических цепочек, умение анализировать, сравнивать и обобщать, уметь составлять опорный конспект );
развивать познавательный интерес учащихся;
развивать химическую терминологию.
продолжать развивать умения учащихся самостоятельно работать с дополнительной литературой.
Воспитательные:
продолжить формирование научного мировоззрения учащихся;
воспитывать культуру общения через работу в парах «ученик-ученик», «ученик-учитель» (умение слушать и слышать другого человека);
воспитывать у учащихся такие личностные качества, как внимание, наблюдательность, инициатива, доброжелательность.
Оборудование и реактивы: компьютер, интерактивная доска, мультимедиа проектор, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, презентация, портреты ученых - Д. Пристли, К. Шееле и А. Лавуазье, карточки с заданиями, прибор для получения газов, штативы, пробирки, спиртовка, лучина, вата, перекись водорода, перманганат калия, на доске формулы и названия «перекись водорода, перманганат калия», «катализатор»Тип урока: изучение нового материала (с элементами беседы и самостоятельной работы учащихся).Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяПланируемые результаты обучения
I.Организационный момент
II. Актуализация знаний. Организация проблемной ситуации
(Цель: актуализация имеющихся знаний учащихся по пройденной теме)
III Этап целеполагания на урок (Цель: формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на урок)
IV.Этап «Открытие нового знания»(Цель: формирование системно-информационного анализа, развитие умений определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели)
V.Рефлексия
VI Домашнее задания
Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Я приготовила две стопки карточек с формулами веществ, но они у меня упали и смешались. Я прошу вас помочь мне и разделить эти карточки на две группы.
Как вы думаете, какие вещества простые или сложные мы будем изучать после знакомства с первоначальными химическими понятиями?
Слайд №1-4
На слайде картинки с применением кислорода.
Звучит стихотворение:
В чем горят дрова и газ,Фосфор, водород, алмаз?Дышит чем любой из насКаждый миг и каждый час?Без чего мертва природа?Правильно, без…
Предложите свой план его изучения.
(Работа в парах) слайд №5.6
Мы можем изучить все это на одном уроке?
Как бы вы разделили изучение кислорода на три части?
Исходя из выше сказанного,определите тему нашего урока. (Записать тему урока на доске и в тетрадях)
Работа с логической смысловой моделью (ЛМС) слайд №7
1.Почему изучение простых веществ мы начинаем именно с кислорода?
2.Как бы вы охарактеризовали кислород как химический элемент? слайд №8
Работайте в парах! (Подсказка: воспользуйтесь периодической таблицей)
Проверьте себя по учебнику на стр. 72
3.На слайде представлена диаграмма распространения элементов в природе (по массе). Сравните предложенную диаграмму с рис.24. найдите ошибки, если таковые имеются. слайд №9,10
4.На слайде №11-15 представлена диаграмма содержания кислорода в воздухе (по объему). Соответствует ли она представленным в учебнике данным? (Изучите пункт «Нахождение в природе» §22)
Сделайте необходимые записи
5. Знакомство с физическими свойствами кислорода.
слайд №16-17
Прочитайте внимательно стихотворение.
О каких свойствах кислорода идет речь?
Когда-то в Древней Англии Великий Пристли жил.
Все соблюдая правила оксид он разложил.
Под куполом сосуда бесцветный газ собрал.
Старательно исследуя, его он описал.
Не видим и безвкусен, всех запахов лишен,
В воде не растворяется, свеча сгорает в нем.
Ученый в изумлении: Ну что за чудеса?
Горят легко в нем многие простые вещества.
Этот газ из колбы вышел, никому он не знаком
Этим газом дышат мыши под стеклянным колпаком!
Дрова лучистым пламенем сгорали в нем, понятно,
Сам пробовал дышать – легко дышать, приятно!
слайд №18
Сделайте соответствующие записи
6. Знакомство с историей открытия и способами получения кислорода.
Выполните предложенное задание. Работайте в группах. слайд №19-21
Задания в карточках:
О чем идет речь в данном рассказе?
Попробуйте составить соответствующее уравнение реакции самостоятельно. Запишите его в тетрадь.
Проверьте свои записи
Группа №1. Джозеф Пристли: «1 августа 1774 г. я попытался извлечь воздух из ртутной окалины (оксида ртути (II)) и нашел, что воздух легко может быть изгнан из нее посредством линзы. Этот воздух не поглощался водой. Каково же было мое изумление, когда я обнаружил, что свеча горит в этом воздухе необычайно ярким пламенем. Тщетно пытался я найти объяснение этому явлению».Полгода спустя Д. Пристли осуществил опыт с мышами, поместив одну в сосуд с кислородом, а другую в такой же сосуд с воздухом, и обнаружил, что в кислороде живые существа живут дольше, чем в воздухе. Затем он сам пробовал дышать полученным газом и убедился, что им «дышится чрезвычайно свободно и легко».
(Тип реакции – разложение.Не забудьте о законе сохранения массы веществ!)
Группа №2. Отрывок из романа ЖюляВерна «Опыт доктора Окса». «Доктор, искусный химик, умел получать этот газ в больших количествах и дешево, не пользуясь марганцевокислым натрием, по методу Гессьедю-Мотэ, а просто разлагал слегка подкисленную воду с помощью изобретенной им батареи. Электрический ток проходил сквозь большие чаны, наполненные водой, и жидкая стихия разлагалась на составные части - кислород и водород».
(Тип реакции – разложение.Не забудьте о законе сохранения массы веществ!)
Группа №3. Официально считается, что кислород был открыт англ. химиком Джозефом Пристли 1 августа 1774г. Но есть информация, что еще в XVII в. голландец Дреббель создал подводную лодку, которую заполнял кислородом. Дреббель получил кислород из селитры (KNO3). Данный способ относился к области военной техники, и поэтому содержался в строжайшем секрете.(Одним из продуктов данной реакции является азотистокислый калий KNO2.Тип реакции – разложение)
Группа №4. В школьной лаборатории чаще всего кислород получают из перманганата калия (марганцовки). При нагревании происходит разложение данного вещества с образованием трех веществ, одно из которых кислород. Тип реакции – разложение.
Группа №5. Очень часто для получения кислорода используют пероксид водорода Н2О2 (перекись). Данная реакция протекает с образованием воды и выделением кислорода.
Группа №6. Французский химик Бертолле предложил получать кислород из хлората калия KClO3 (это вещество еще называют бертоллетовой солью, в честь открывшего его химика). В результате реакции кроме кислорода образуется хлорид калия KCl. Тип реакции – разложение.
По одному представителю от каждой группы записывают свое уравнение реакции на доске и комментируют: коротко о способе получения .
7. Демонстрация «Получение кислорода» и ведение понятие катализатор.
Для получения кислорода учитель использует перекись водорода и перманганат калия (напоминает правила ТБ) и водит понятие «катализатор»
разложение пероксида водорода: 2Н2О2 = 2Н2О + О2 (демонстрационный опыт)
разложение перманганата калия: 2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2+ O2
Разложение пероксида водорода и бертолетовой соли лучше протекают в присутствии особых веществ (например, оксида марганца (IV)), которые ускоряют реакции. Такие вещества называют катализатором, а сами реакции – каталитическими.
8. Методы собирания газа – кислорода. Слайд22-23
Какие физические свойства кислорода необходимо учитывать для сборки прибора, с помощью которого можно получить и собрать кислород (кислород – газ тяжелее воздуха, поэтому кислород будет собираться на дне сосуда (метод вытеснения воздуха – рис.В); кислород ограниченно растворяется в воде, поэтому его можно собирать методом вытеснения воды – рис. Б)
Проводится рефлексия
Составление рассказа о кислороде с использованием ЛСМ слайд24
Выполнение теста стр.76
П. 22 упр. 1,4-5
упр. 6 решить задачу и выразить виде диаграмм
Составить синквейн к слову кислород
Подготовить презентацию «Интересные факты о кислороде»
Разложить карточки на группы: простые и сложные вещества. Объяснить данное разделение.
Высказывают свои предположения и обосновывают их.
Составляют план изучения кислорода. Озвучивают. Вносят поправки.
Оценивают свои возможности.
Вносят свои предложения.
Записывают тему урока в тетрадь.
Выражают свои мысли
Работают самостоятельно.
Самопроверка.
Сравнивают, анализируют
Сравнивают, анализируют
Сравнивают, анализируют
Работают в группах: читают, составляют уравнения реакций.
Взаимоконтроль.
Самоконтроль.
Наблюдение, анализ, синтез, обобщение
сравнительный анализ, обобщение и извлечение необходимой информации
Подводит учащихся к формированию выводов по итогам урока в ходе беседе Личностные: действие, смыслообразование.
Регулятивные:
саморегуляция.
Коммуникативные: настрой на сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: самоанализ, самоконтроль, самоорганизация.
Познавательные: способность выстраивать аналогии, определять закономерности.
Личностные: развитие качеств максимально развивающих ученика.
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли
Познавательные: знако-символические действия, сравнение, анализ, умения структуировать знания
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли.
Регулятивные: прогнозирование, коррекция, контроль
Личностные:
развитие, саморазвитие, самосовершенствование.
Познавательная: умение структуировать знания.
Коммуникативные: умение работать в группе,выражать свои мысли.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.