Программа коррекционной работы психологического сопровождения ФГОС с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программа коррекционной работы психологического сопровождения
ФГОС с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Педагог-психолог,
заместитель директора по УВР Л.М.ВоецкаяПояснительная записка
В содержательный раздел адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) входит программа коррекционной работы.
Цель коррекционной работы
Коррекционная работа представляет собой систему психолого - педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии умственно отсталых школьников.
В соответствии с требованиями ФГОС для умственно отсталых обучающихся целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.Задачи коррекционной работы:
Выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;
Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого - медико-педагогической комиссии);
Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся;
Реализация системы мероприятий по социальной адаптации умственно отсталых детей;
Оказание родителям (законным представителям) умственно отсталых детей консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
Принципы коррекционной работы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Специфика организации коррекционной работыс умственно отсталыми обучающимися
Коррекционная работа с умственно отсталыми обучающимися проводится:
в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);
в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой);
в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.
Характеристика основных направлений коррекционной работы
Основными направлениями коррекционной работы являются:
1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья, обучающихся с умственной отсталостью с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной образовательной программы.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:
развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;
развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;
мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении адаптированной основной образовательной программы общего образования;
анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.
В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы работы:
сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),
психолого-педагогический эксперимент,
наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,
беседы с учащимися, учителями и родителями,
изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.
оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).
2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:
составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося (совместно с педагогами),
формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся,
организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие,
разработку оптимальных для развития умственно отсталых школьников групповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями,
организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся,
развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения,
социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:
занятия индивидуальные и групповые,
игры, упражнения, этюды,
психокоррекционные методики,
беседы с учащимися,
организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся,
консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении образовательной программы.
В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы:
беседа, семинар, лекция, консультация,
анкетирование педагогов, родителей,
разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
Психологическое консультирование основывается на принципах анонимности, доброжелательного и безоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и ценности, включенности консультируемого в процесс консультирования.
Информационно-просветительская работа предполагает осуществление
разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания умственно отсталых учащихся, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др.
Информационно-просветительская работа включает:
проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей,
оформление информационных стендов, печатных и других материалов,
психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности,
психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.
Социально-педагогическое сопровождение представляет собой взаимодействие социального педагога и воспитанника и/или его родителей, направленное на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки.
Социально-педагогическое сопровождение включает:
разработку и реализацию программы социально-педагогического сопровождения учащихся, направленную на их социальную интеграцию в общество,
взаимодействие с социальными партнерами и общественными организациями в интересах учащегося и его семьи.
В процессе информационно-просветительской и социально- педагогической работы используются следующие формы и методы работы:
индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги,
лекции для родителей,
анкетирование педагогов, родителей,
разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
Механизмы реализации программы коррекционной работы
Взаимодействие специалистов образовательной организации в процессе реализации адаптированной основной образовательной программы - один из основных механизмов реализации программы коррекционной работы.
Взаимодействие специалистов требует:
создания программы взаимодействия всех специалистов в рамках реализации коррекционной работы,
осуществления совместного многоаспектного анализа эмоционально-волевой, личностной, коммуникативной, двигательной и познавательной сфер учащихся с целью определения имеющихся проблем,разработки и реализации комплексных индивидуальных и групповых программ коррекции эмоционально-волевой, личностной, коммуникативной, двигательной и познавательной сфер учащихся.
Взаимодействие специалистов образовательной организации с организациями и органами государственной власти, связанными с решением вопросов образования, охраны здоровья социальной защиты и поддержки, трудоустройства и др. умственно отсталых учащихся.
Социальное партнерство- современный механизм, который основан на взаимодействии образовательной организации с организациями культуры, общественными организациями и другими институтами общества.
Социальное партнерство включает сотрудничество (на основе заключенных договоров):
с организациями дополнительного образования культуры, физической культуры и спорта в решении вопросов развития, социализации, здоровьесбережения, социальной адаптации и интеграции в общество умственно отсталых детей,
со средствами массовой информации в решении вопросов формирования отношения общества к лицам с умственной отсталостью,
с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и другими негосударственными организациями в решении вопросов социальной адаптации и интеграции в общество умственно отсталых детей,
с родителями учащихся с умственной отсталостью в решении вопросов их развития, социализации, здоровьесбережения, социальной адаптации и интеграции в общество.
Цель психологической программы – создание социально-психологических условий для развития личности учащихся начальной школы и их успешного обучения.
В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:
Разработка критериев и методов оценивания личностных компетенций учащихся начальной школы;
Систематическое отслеживание психолого-педагогических компетентностей ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения;
Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.
Методы работы: пошаговое обучение (информирование), обучение через погружение
Формы работы: психолого-педагогическая диагностика, развивающие занятия, лекции и семинары, родительские собрания, консультации.
Контингент: все участники образовательного процесса в начальной школе
Структура деятельности педагога-психолога в рамках ФГОС ОУ
Достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных;
достижение двух видов результатов: личностных и предметных;
диагностика развития личностных качеств на основе принципа безопасности;
помощь педагогам в анализе и интерпретации результатов
Создание развивающей среды
просветительская и консультативная работа с родителями;
развивающая психологическая работа с педагогами Развивающие и коррекционные мероприятия с детьми
групповая развивающая работа;
коррекционно-развивающая работа (индивидуальная или подгрупповая);
участие в работе консилиумов
Основные направления деятельности психологического сопровождения
1. Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения.
3. Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению.
4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
5. Составление индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.
6. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
7. Психологическое просвещение и образование детей и взрослых - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Ожидаемые результаты:
Наличие системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС ОУ в начальной школе через разработку эффективных механизмов совместной деятельности участников учебно-воспитательного процесса школы
Наличие системы оценивания освоение АООП , созданной на основе ФГОС ОУ, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных, с учетом возрастных особенностей учащихся.
Мониторинг отслеживания видов результатов и динамики психологического развития учащихся
Сформированность положительного отношения к школе и навыков коммуникативной культуры у большинства выпускников начальной школы через развивающие занятия
Наличие системы коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих проблемы в психологическом развитии и обучении.