Индивидуальная коррекционная программа развития ребенка старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией
Индивидуальная коррекционная программа развития ребенка старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией.
Направления
Коррекционной
Работы.
Содержание коррекционной работы
Коррекция зрения
Развитие высших психических функций.
Восприятие:
Зрительное
Развивать восприятие изображений в усложненных условиях (силуэтные, контурные, пунктирные, недорисованные, зашумленные, стилизованные изображения предметов, изображения предметов в нестандартных пространственных положениях), развивать целостность восприятия, восприятие формы и величины.
Слуховое восприятие
Учить узнавать и дифференцировать неречевые звуки.
Учить соотносить звук с предметом, его производящим.
Учить определять направление звука.
Внимание
Совершенствовать зрительное и слуховое внимание, расширять его объем; развивать свойства внимания: устойчивость, концентрацию, распределение, переключение, произвольность.
Память
Расширять объем зрительной памяти, формировать точность, прочность запоминания и воспроизведения зрительной информации.
Расширять объем слуховой памяти, развивать точность и прочность запоминания и воспроизведения слуховой информации (желательно с опорой на зрительные стимулы).
Мышление
Совершенствовать наглядно-действенные и наглядно-образные формы мышления.
Формировать элементы словесно-логического мышления.
Развивать операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, группировки.
Воображение
Развивать невербальное и вербальное, воссоздающее и творческое воображение.
Развитие моторики
Мелкая моторика кистей и пальцев рук
Развивать зрительно-моторную координацию. Развивать тонкие, дифференцированные движения пальцев рук. Обучать приемам обследования предметов и их изображений, обучать соблюдению определенной последовательности при обследовании животных, растений, геометрических фигур.
Общая моторика
Развивать координированность и точность движений.
Развитие пространственной ориентировки
Закреплять знания ребенка о частях своего тела, учить различать их и правильно называть, соотносить с частями тела других детей, куклы. Развивать представления ребенка о пространственном расположении частей тела (голова вверху, ноги внизу, правая рука, левая рука и т.д.). Учить обозначать расположение игрушек и окружающих предметов в ближайшем пространстве с точкой отсчета от себя соответствующими пространственными терминами: справа (направо), слева (налево), вверху (вверх), внизу (вниз), впереди (вперед), сзади (назад).
Развитие речи
Пополнять словарный запас новыми словами. Формировать умения говорить внятно, отчетливо, умеренно, громко, в неторопливом темпе.
Развитие навыков самообслуживания
Воспитывать самостоятельность, желание быть всегда аккуратной, опрятной. Учить навыкам одевания, раздевания. Учить аккуратно складывать и вешать одежду.
Развитие навыков лепки
Учить раскатывать кусок глины прямыми и круговыми движениями ладоней, расплющивать его, передавать круглую, цилиндрическую и овальную форму предметов. Учить видеть и передавать в лепке характерные детали и видоизменения формы. Учить создавать простые рельефные изображения на готовой основе.
Развивать навыки аппликации
Учить раскладывать готовые формы, составлять простые комбинации из изображений предметов округлой формы, располагать изображения в центре листа. Учить аккуратно набирать клей на кисть, намазывать готовые формы на клеенке, прижимать детали тряпочкой.
Развивать навыки рисования
Учить видеть и передавать в изображении характерные особенности предметов: их форму, цвет, строение с помощью трафаретов. Учить рисовать линии разной формы, длины и ширины. Учить рисовать простые цветы: одуванчик, тюльпан, колокольчик по трафарету. Приучать к длительной работе над одним рисунком.
Развивать навыки конструирования
Учить создавать конструкции из одного или нескольких объектов и учить играть с ними.
15