Работа с трудными детьми








«Трудный» подросток и работа с ним













Введение
В первой трети ХХ века в России семья была прочной, надёжной и действенной школой воспитания детей, в которой воспитанием занимались оба родителя, дедушки и бабушки. После Октябрьской революции всё изменилось: раскрепощается женщина, уничтожается частная собственность, семейное воспитание заменяется общественным (сад, ясли, школа-интернат и т.д.), родители перестали воспитывать детей как наследников. У многих женщин развилось отрицательное отношение к материнству.
К 80-м годам положение усугубилось экономическими, гражданско-общественными процессами, которые привели к пьянству, наркомании, воровству, проституции, жестокости и насилию в отношении женщин, детей, пожилых и престарелых людей. Нарушилась, эмоциональна и духовная близость между родителями и детьми, определённая часть отцов и матерей перестали заниматься воспитанием, полагаясь на образовательные учреждения. В итоге, во многих семьях дети растут с искажёнными представлениями о смысле человеческой жизни, порядочности, человеческих ценностях, с отсутствием уважения и привычки к честному труду.
Снижение уровня позитивного родительства и негуманное отношение к родным детям в конце ХХ - начале ХХI века обусловлено многообразными объективно-субъективными факторами:
- низкий доход.
- генетическая и духовная деградация родового чувства (кровных связей);
- увеличилось число отцов и матерей, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками, возросло число суицидов, всё это приводит к увеличению семей группы риска для детей и общества. Именно в таких семьях происходит расторжение браков, дети становятся сиротами (33 000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, из них 86% социальные сироты при живых родителях), идёт полная деградация членов семьи;
- наличие категорий матерей и отцов с ярко выраженной эгоистической устремлённостью - люблю себя и не могу пожертвовать своим комфортом для детей;
- наличие отцов и матерей, отбывающих наказание в местах лишения свободы, которые не могут ничего дать своим детям ни в моральном, ни в материалом плане;
- наличие категории юных матерей, нуждающихся в поддержке, которые не имеют средств к их воспитанию.
- наличие категории матерей-отказниц, которое постоянно возрастает.
- неподготовленность юношей и девушек к будущей семейной жизни;
- изменения в основных функциях семьи: репродуктивная - тенденция к молодёжному типу, воспитательная - сложности и трудности в воспитании детей налаживания с ними контактов, морально-нормативная - ухудшение отношений между родителями и детьми, насилие и жестокость в обращении с женой, детьми, стариками, отчуждение детей от родителей и наоборот, регулятивная - ослабление контроля за жизнедеятельностью детей, игнорирование ЗОЖ, ослабление родительского внимания по формированию личности, злоупотребление алкоголем, наркотиками, увеличение суицидов среди детей.
Под неблагополучной мы склонны принимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети.
В настоящее время мы все чаще употребляем понятие "трудный" подросток. Многие огрехи семейного и школьного воспитания можно списать на то, что ребенок относится к так называемой группе риска. Для того, чтобы найти верный подход к таким учащимся, педагогу приходится выстраивать целую воспитательную систему.
По отношению к подростку термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном развитии, отсюда – проявления недостатков развития, неправильных установок в поведении, отрицательных качеств характера, нездоровых потребностей и т. д. И, как результат, – сначала "трудные" дети и школьники, а затем – взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении.
В чем же причины такого отставания?
Во-первых, в самом подростке, его психологических особенностях. Этот возраст трудный сам по себе. Подростку присущ целый комплекс противоречий. С одной стороны, он старается казаться взрослым, а с другой, – сохраняет детские черты, не умеет совершать самостоятельные действия и принимать решения, предъявляет завышенные требования к учителям и родителям, критичен по отношению к ним, а сам не умеет владеть собой.
Во-вторых, "трудный" подросток и "трудные" семьи – понятия неразделимые. Многие социальные пороки (алкоголизм, преступность, наркомания), присущие подросткам, имеют корни в семье.
Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:
отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
незнание их интересов и потребностей;
политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
усиление влияния псевдокультуры;
неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
"эпидемия" разводов;
потеря эмоциональных контактов с детьми.
Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно классный руководитель должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.
Основные направления деятельности классного руководителя в работе с учащимися и их родителями.
Основная задача классного руководителя (общая с родителями) - создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому. Для этого классный руководитель собирает необходимые данные о каждом ученике по следующим формам и составляет педагогический дневник.
Список учащихся класса.

Ф.И.О. учащегося
Дата
 рождения
Домашний адрес, телефон
Ф.И.О. родителей
(опекунов)
Место работы
Категория семьи (многодетная, неполная, малообеспеченная, опекаемая)
Группа здоровья учащегося
Дом. телефон

1
 
 
 
 
 
 
 
 

Ф.И.О. ребёнка:___________________________________________
Дата рождения:____________________________________________
Место рождения: __________________________________________
Адрес проживания: ________________________________________
Телефон: _________________________________________________
Медицинский полис: ______________________________________
Свидетельство о рождении:_________________________________
Паспорт: _________________________________________________
Ф.И.О. мамы: _____________________________________________
Образование: _____________________________________________
Должность: _______________________________________________
Место работы: ____________________________________________
 Ф.И.О. папы: _____________________________________________
Образование: _____________________________________________
Должность: _______________________________________________
Место работы: ____________________________________________
Состав семьи: _____________________________________________
Социальные условия: _____________________________________ 
Социальный паспорт класса
             Количество детей в классе - ___, из них мальчиков - __, девочек - __.
            Количество семей - ___
1.      Дети из многодетных семей. Кол-во детей _, кол-во семей _.

п/п
Ф.И.О.
родителей.
Место
работы.
Имя ребенка до 18 лет.
Год рожде-ния.
Где находится или обучается.
Домашний
адрес,
телефон.

удост.

1.
 
 
 
 
 
 
 


2.Дети из малообеспеченных семей.  Кол-во детей __, кол-во семей ___.

п/п
Ф.И.О.
родителей.
Место
работы.
Имя ребенка.
Год рождения.
Где находится или обучается.
Домашний
адрес,
телефон.

1.
 
 
 
 
 
 


3.Дети из неполных семей. Кол-во детей __, кол-во семей.

п/п
Ф.И.О
родителя.
Социальный статус родителя.
Место
работы.
Имя ребенка
Год рождения.
Где находится или обучается.
Домашний
адрес,
телефон.

 1.
 
 
 
 
 
 
 

4.Дети, проживающие с отчимом или мачехой. Кол-во детей __, кол-во семей _

п/п
Ф.И.О
родителей.
Социальный статус родителя
Место
работы.
Имя ребенка
Год рождения.
Где находится или обучается.
Домашний
адрес,
телефон.

1.
 
 
 
 
 
 
 

   5.Дети из семей беженцев. Кол-во детей _ , кол-во семей _ .

п/п
Ф.И.О
родителей.
Откуда прибыли.
Место
Работы.
Имя ребенка
Год рождения.
Где находится или обучается.
Домашний
адрес,
телефон.

 1.
 
 
 
 
 
 
 

 6.Дети из семей переселенцев. Кол-во детей ___, кол-во семей ___.

п/п
Ф.И.О
родителей.
Откуда
 прибыли.
Место
работы.
Имя ребенка
Год рождения.
Где находится или обучается.
Домашний
адрес,
телефон.

1.
 
 
 
 
 
 
 
 




7.Дети из семей ликвидаторов аварии на ЧАЭС. Кол-во детей ___, кол-во семей .

п/п
Ф.И.О
родителей.
Место
работы.
Имя ребенка
Год рождения.
Где находится или обучается.
Домашний
адрес,
телефон.
Номер удостоверения.

1.
 
 
 
 
 
 
 

 8.Дети из опекунских семей. Кол-во детей ___, кол-во семей ___.

п/п
Ф.И.О
опекуна.
Место
работы.
Имя ребенка
Год рождения
Социальный статус ребенка
Где находится или обучается.
Домашний
адрес,
телефон.

1.
 
 
 
 
 
 
 

 9.Дети – инвалиды. Кол-во детей ___, кол-во семей ___.

п/п
Ф.И.О
родителей.
Место
работы.
Имя ребенка
Год рождения.
Форма обучения.
Домашний
адрес,
телефон.
Заболевание.

1.
 
 
 
 
 
 
 

 10. Дети из неблагополучных семей. Кол-во детей ___, кол-во семей ___.

п/п
Ф.И.О
родителей.
Место
работы.
Имя ребенка
Год рождения.
Где находится или обучается.
Домашний
адрес,
телефон.
Причина неблагополучия.

1.
 
 
 
 
 
 
 

11.Дети, состоящие на учете в ОППН.

п/п
Ф.И.О
родителей.
Место
работы.
Имя ребенка
Дата рождения.
Домашний
адрес,
телефон.
За что поставлен на учет.
Дата постановки на учет.

1.
 
 
 
 
 
 
 

 
12.Дети, состоящие на профилактическом учете в школе.

п/п
Ф.И.О
родителей.
Место
работы.
Имя ребенка
Дата рождения.
Домашний
адрес,
телефон.
За что поставлен на учет.
Дата постановки на учет.

1.
 
 
 
 
 
 
 

 
13.Количество учащихся, получающих бесплатное горячее питание _____.    Из них:
а) из многодетных семей _____;
б) из малообеспеченных семей _____;
в) детей, находящихся под опекой (попечительством) _____;
г) туб инфицированных детей _____;
д) детей ликвидаторов аварии на ЧАЭС _____;
е) детей, получающих сухой паек _____.
14. Количество учащихся, получающих льготные проездные билеты _____.
 Из них:
а) из многодетных семей _____;
б) из малообеспеченных семей _____;
в) детей, находящихся под опекой (попечительством) _____;
 
15.     Количество учащихся, получающих пособие на школьную форму, на спортивную форму _____.
  16.                Количество учащихся с ослабленным здоровьем _____.
  17.                Количество учащихся, отдохнувших летом:
а) в загородном оздоровительном лагере _____;
б) в пришкольном оздоровительном лагере _____;
в) выезжали с родителями на отдых в другие регионы _____;
г) уезжали из города к родственникам в сельскую местность _____;
д) находились дома _____.
18. Количество родителей _____.
         Из них:
а) работающих _____;
б) неработающих _____;
в) зарегистрированных в центре занятости _____;
г) находящихся в местах лишения свободы _____.
 19.  Количество родителей, имеющих:
а) высшее образование _____;
б) среднее специальное образование _____;
в) неполное высшее образование _____;
г) среднее образование _____;
д) неполное среднее образование _____.  


Сведения о занятости
  учащихся во внеурочное время. 

Ф.И.О. учащегося
Название кружка, секции, элективного курса
Увлечения, интересы учащегося.

1
 
 
 


Классный руководитель должен знать проблемы физического и психического здоровья учеников и сделать все возможное, чтобы и родители и ученики не боялись рассказывать о своих проблемах.
В процессе систематической работы с проблемными детьми и семьями обычно выделяет пять типов семей (табл. 1), что позволяет классному руководителю более адресно и точно предупреждать и корректировать "изъяны" семейного воспитания.
Таблица 1
Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями
Типы проблемных семей
Задачи классного руководителя

Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта
Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.
Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.
Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.
Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем

Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми
Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.
Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.
Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.
Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль

Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей
Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.
Пробудить интерес к самообразованию.
Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях

Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют
Изменить жизненную ориентацию родителей.
Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.
При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы

Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью.Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими
Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.
Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.
Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании


На первое место в работе педагога выносятся проблемы физического здоровья учащихся, поскольку именно от качества здоровья ребенка зависят успехи в учебе и уровень его развития.
Для обеспечения нормального физического здоровья школьников классный руководитель работает по следующим направлениям:
1. Привлечение детей по программе «Здоровье».
2. Привлечение к этой деятельности преподавателей физической культуры, родителей.
3. Подготовка и проведение классных мероприятий, направленных на осознание учениками самоценности здоровья.
4. Информирование родителей о специфике физического развития, вынесение вопросов сохранения физического здоровья на родительские собрания, привлечение специалистов-медиков к просветительской работе с родителями и самими учениками.
Второе направление деятельности классного руководителя-общение.
Общение - это воздействие, обуславливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это прежде всего эстетическое воздействие, направленное на формирование общепризнанных ценностей. Успеху работы классного руководителя способствует три личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре.
Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, они должны стать нормой для учащихся.
1. Высшая ценность - человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее.
Интерес к жизни - это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания.
Воспитание с этих позиций направленно на формирование способности быть счастливым, в основе которой принятие жизни как дара природы.
2. Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на понимание, способной совершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения).
Классный руководитель должен воспринимать детей как носителей индивидуального внутреннего мира и поэтому быть простым в общении, добрым в оценке, спокойным и несуетливым в организации дела.
3. Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности жизни.
Какие общечеловеческие ценности могут помочь в воспитательном процессе - во введении ребенка в контекст современной культуры? Главная их роль - стать регулятором норм общения между людьми, критериями оценки поступков человека.
Задача педагога - помочь учащимся понять, что без принятия культурных ценностей мира, без их освоения они не смогут состояться во взрослой жизни.
Третье направление деятельности классного руководителя - это познавательная сфера жизни ребенка. Защита учеников в этой области означает разъяснение всем учителям - предметникам индивидуальных особенностей школьника. Классный руководитель при этом защищает не ученика, а человека в нем, подходя к каждому ребенку с «оптимистической» позиции (А.С.Макаренко).
Для решения этой проблемы нужно обратить внимание:
- на выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения;
- на осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление;
- на проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся и всего класса;
- на организацию классных часов по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.
Четвертое направление деятельности классного руководителя - это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет в первую очередь на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями.
Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:
1. Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи.
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед.
3. Организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей.
4. Защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.
Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методах воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношении в группе, о выявленных способностях в текущих делах и т.п.) и корректировка семейного воспитания - именно той стоны, которая имеет отношение к ребенку (искусство любить детей), режиму жизни и деятельности ребенка, что обеспечивает и коррекцию личности родителей.
Формы взаимодействия учителя с родителями учащихся.
В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом случае реализуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.
Традиционные формы работы с родителями.
1. Родительские собрания.
2. Общешкольные и общественные конференции.
3. Индивидуальные консультации педагога.
4. Посещение на дому.
Рекомендации по проведению родительских собраний.
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
2. Тема собраний должна учитывать возрастные особенности детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся.
Родительские конференции.
Имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут дети.
Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье - вот темы родительских конференций. Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе.
В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции и их анализ, а так же знакомство учеников конференции с результатами исследований. Активными участниками конференции выступают сами родители. Они готовя анализ проблемы с позиции собственного опыта.
Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по намеченной проблеме.
Индивидуальные консультации.
Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо провести индивидуальные консультации-собеседования с родителями.
Готовясь к консультации необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом.
Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителем и учителем. Учитель должен дать родителем возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя, в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:
1. Особенности здоровья ребенка.
2. Его увлечения, интересы.
3. Предпочтения в общении в семье.

·