Внеклассное мероприятие «Из истории платка»
СЛАЙД 1
Внеклассное мероприятие
«Из истории платка»
Цель: развитие творческого подхода у ребенка к использованию аксессуара в своем образе. Создание максимально благоприятных условий для эмоционального, умственного проявления личности, всемерного раскрытия ее способностей; участие детей в коллективных творческих делах.
Задачи:
обучающая: ознакомить учащихся с историей платка и с различными методами его применения ,расширить кругозор по вопросам истории, этики, искусства.
развивающая: развивать у учащихся творческое мышление, эстетический вкус, воображение, интерес к предмету, речь.
воспитательная: воспитывать трудолюбие, ответственность, аккуратность, культуру общения, умение работать в коллективе.
.Методы и приёмы обучения: наглядный метод, беседа, практическая работа
Материалы и оборудование:
- Компьютер (песни о платке, презентация);
- Образцы платков, шалей;
Ход мероприятия:
I.Организационный момент.
- приветствие,
- проверка готовности к мероприятию;
II. Объявление темы мероприятия.
Фоном играет фонограмма «Синенький скромный платочек»
Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о старинном и востребованном аксессуаре во все времена- о женском платке. Вы узнаете историю возникновения платка, какие бывают типы и виды платков, из чего их изготавливают. Сравните, как носили платки раньше, и как сейчас, как правильно и красиво завязать шейный платок, чем украсить и как носить.
СЛАЙД 2
СЛАЙД 3 Предлагаю вам послушать «Балладу о платке».
Заглянем в старый сундучок
Лежит там бабушкин платок,
СЛАЙД 4
Ведь с незапамятных времён-
Он бабий спутник и дружок!
Платок – в подарок дорог был
Любовь он, счастье приносил
И в церковь – без платка нельзя,
Покрыта женщин голова,
СЛАЙД 5
А в горести – другой платок
Тебя утешит и поймёт…
И каждый знает – у тебя
Случилась страшная беда…
СЛАЙД 6
У госпожи – платок другой –
Он шёлковый и дорогой!
Всегда покрыта голова –
У замужней бабы –
Неважно – бедна ль она и знатна,
Но шаль, платок с нею всегда.
СЛАЙД7
Платок Вас от жары спасёт,
И в холод – он всегда согреет…
А в праздник – будет украшеньем,
Мужчинам всем на загляденье!
Девицы – на плечах платки красивые носили
И из платков наряды шили,
Наряды – всем на удивленье
Женихам на загляденье!
СЛАЙД 8
В песнях, стихах платки воспевали…
Художники красавиц в платках рисовали…
Бабы в платки детей пеленали
Шали в блокаду людей согревали…
СЛАЙД 9
Платки вязали, расшивали, бахромою украшали –
Платки царицы носили и жрицы…
А от милого платок –
Он на память узелок
Немало лет с тех пор прошло-
Платок как был – так он остался,
Он ничего не испугался!
В гардеробе любой дамы есть,
хоть маленький платок-
Он и вправду наш дружок.
Так что же такое платок ?
Слайд 10
Платок – аксессуар, представляющий собой кусок текстиля, чаще всего прямоугольной, квадратной или треугольной формы. Является предметом мужского, женского и детского гардероба. Платок может быть носовым, головным, шейным, нагрудным. Дизайнеры также предлагают использовать данный аксессуар в качестве ремня, браслета, топа, платья. Платки могут изготавливаться из шелка, хлопка, шерсти, синтетических материалов, ситца, льна, пуха, смесовых тканей.
СЛАЙД 11 Основные виды платков
СЛАЙД 12Бандана – небольшой женский или мужской головной платок из хлопка квадратной или треугольной формы. Завязанный определенным образом, считается атрибутом представителей субкультуры хип-хоп, хиппи, байкеров.
СЛАЙД 13
СЛАЙД 14
СЛАЙД 15Косынка – небольшой женский головной платок в форме треугольника.
СЛАЙД 16
СЛАЙД 17
СЛАЙД 18 Кашне – мужской или женский шейный платок прямоугольной формы, достаточно большого размера.
СЛАЙД 19
СЛАЙД 20
СЛАЙД 21Шаль – женский вязаный или тканый платок большого размера, квадратной или треугольной формы, которым покрывают голову либо укутывают шею и грудь.
СЛАЙД 22
СЛАЙД 23
СЛАЙД 24 Палантин – женская накидка прямоугольной формы, которую носят на плечах. Обычно имеет значительные размеры.
СЛАЙД 25
СЛАЙД 26
СЛАЙД 27 Парео – большой прямоугольный женский платок для ношения на пляже. Является нательным аксессуаром.
СЛАЙД 28
СЛАЙД 29
СЛАЙД 30 Куфия – большой головной платок прямоугольной формы, элемент мужского гардероба в арабских странах.
СЛАЙД 31
СЛАЙД 32
СЛАЙД 33 Хиджаб – большой головной платок прямоугольной формы, традиционный в исламе женский предмет одежды.
СЛАЙД 34
СЛАЙД 35
СЛАЙД 36 Фишю – женский шейный треугольный или сложенный по диагонали квадратный платок из легкой ткани (муслина, батиста, кружева), прикрывающий шею и декольте.
СЛАЙД 37
СЛАЙД 38
СЛАЙД 39 История развития платка.
История современного платка насчитывает не одну сотню лет.
СЛАЙД 40 Первобытно-общинный строй
Прообраз современного платка появился в каменном веке: во время непогоды люди защищали шею узкими полосами ткани, закутывались в необработанные меховые шкуры.
СЛАЙД 41 Античность
СЛАЙД 42 Древний Китай. В 1974 году на территории Китая была обнаружена армия из статуй воинов императора Цинь Шихуанди, созданных в 210 году до н.э. Каждая фигура имела свои уникальные черты. У большинства воинов на шее был вылеплен платок из глины. По мнению ученых, в то время он выполнял защитную функцию.
СЛАЙД 43 Древний Египет. В Древнем Египте платки носили фараоны, повязывая их на шею для защиты от ветра.
Иногда египтяне – и женщины, и мужчины – носили на голове платок –клафт – для защиты от солнца. Клафт делался из пестрой полосатой материи, спереди, у висков, к нему прикреплялись завязки, спускающиеся на плечи. Клафты желтого и синего цвета могли носить только члены семьи фараона.
СЛАЙД 44 Древний Рим. В античный период платок получил широкое распространение в Риме, преимущественно среди мужчин. Легионеры различными способами обвязывали им шею, чтобы защитить ее от натирания пластинами панциря или кольчугой.
Во II веке платок надевали древнеримские актеры во время спектаклей. На гладиаторских боях зрители могли махать платками с трибун. Ораторы накидывали на плечи прямоугольное покрывало, напоминающее современный палантин. В Древнем Риме платок являлся показателем статуса. Чем выше являлось социальное положение его обладателя, тем качественнее и дороже был материал платка, тем богаче и ярче он был украшен.
СЛАЙД 45
СЛАЙД 46 Израиль. В античный период появился платок, получивший название талит. Он представлял собой прямоугольное покрывало и являлся частью повседневной одежды. Обязательной частью мужского гардероба у мусульман являлась куфия, покрывавшая голову и защищавшая от солнца, песка и холода. Женщины носили хиджаб. Эти виды платков в мусульманских странах используются и в настоящее время.
СЛАЙД 47
СЛАЙД 48 Средние века
Византия.
При византийском дворе платок имели право носить только дамы из императорской семьи. Они закрепляли его на левом плече или локте.
Европа. В Средние Века в Европе дамы дарили мужчинам платок со своими инициалами. Рыцари прикрепляли его к своему копью как напоминание о победе в турнире в честь возлюбленной. Платок, брошенный между двумя готовыми к поединку мужчинами, мог предотвратить схватку и примирить их.
СЛАЙД 49 Индия. В XV веке в Кашмире началось производство первых шалей — квадратных накидок из пашмины, которые складывали треугольником и надевали на голову. Они закрывали тело до груди.
СЛАЙД 50 Россия. Истоки русского головного платка теряются в ХII веке. В то время на Руси замужние женщины покрывали голову убрусом – узким длинным платком изо льна, хлопка или шелка. Его концы обвязывали вокруг шеи. Убрус носили под шапкой либо использовали в качестве самостоятельного головного убора. В зависимости от достатка владелицы платок этого типа могли украшать драгоценными камнями, золотой и серебряной нитью, речным жемчугом, вышивкой. Позднее убрус стали изготавливать в форме квадрата. Женщины складывали его по диагонали и закалывали под подбородком. Концы убруса богато расшивали. Православная традиция требовала, чтобы платок обязательно покрывал голову женщины, когда она появлялась на людях.
СЛАЙД 51 Девушки так и делали (выйти простоволосой не то что из дому, даже из своей горницы считалось недопустимым).
СЛАЙД 52 А замужние надевали платок поверх головного убора.
СЛАЙД 53 Платок имел большое значение в свадебном ритуале. Он служил одним из видов подарка. В недалеком прошлом по дороге в дом будущего мужа свадебный кортеж всех встречных одаривал небольшими платками и кусками материи, «чтобы обезвредить злые силы, способные навредить молодой семье»
СВАДЕБНЫЙ ПОЕЗД
СЛАЙД 54 Эпоха Возрождения. В Италии впервые как модный аксессуар появляется носовой платок. Он имел разные названия и использовался для различных целей: простой употреблялся для вытирания носа, слез, пальцев рук, и фаццолетто - был платком декоративным, модным элементом костюма. Эти платки были богато украшены кружевом, вышивкой и сильно надушены. Они имели различную форму: овальную, круглую, продолговатую и были очень дорогими.
Слайд 55 Дамы часто держали его в руке, чтобы привлекать внимание кавалеров.
В России шейный и носовой платок вместе с европейским костюмом ввел в употребление Петр I. В XVIII веке популярным занятием стало нюхание табака, которое в Европе существовало с XVI века. Именно этот обычай закрепил за носовым платком статус гигиенической принадлежности. Его перестали изготавливать из дорогих тканей, использовать богатую расшивку. Появились цветные носовые платки.
Слайд 56 хVII – XVIII века
В XVII веке в гардеробе французских женщин из средних слоев общества появились фишю. Тонким треугольным или сложенным по диагонали квадратным платком из легкой ткани (муслина, батиста, кружева) женщины прикрывали шею и декольте. В мужском гардеробе иногда поверх платка с целью его фиксации повязывали шелковую ленту, делая большой бант под подбородком.
Слайд 57
Слайд 58 В европейскую моду платок ввел Людовик XIV. Однажды на одном из парадов он был очарован платками хорватских солдат, которые являлись обязательным элементом формы. И тут же заказал дюжину подобных платков и себе. Чуть позднее по его указанию ношение мужчинами платка свидетельствовало о принадлежности к дворянскому происхождению. Таким образом, обыкновенный платок стал считаться предметом роскоши.
Слайд 59
(на фоне песни «Оренбургский платок», девушка вынимает пуховый платок)
Слайд 60 Во второй половине XVIII века в Оренбурге началось производство пуховых платков. Знаменитые оренбургские пуховые платки. Долгими зимними вечерами сидели крепостные мастерицы за лучиной в низенькой светелке и выполняли кропотливую работу. Кто прял, кто пропускал пух через ческу. Кайма у этих платков загляденье и узор у каждого платка свой, неповторимый. Их вязали ручным способом их козьего пуха и применяли для повседневной носки. Существовала также паутинка – более тонкая, ажурная версия изделия. Она надевалась в торжественных случаях. На изготовление одного изделия уходило почти 2 недели.
Слайд 61
Слайд 62 В начале 60-х годов XVIII века появились павлопосадскиие платки и шали.
Первоначально они изготавливались методом ручной набивки, а в 70-х годах ХХ века ручную технологию сменила машинная. С тех пор платки стали не столь многоцветными, поскольку ручная набивка позволяет художнику не ограничивать количество цветов, а машинная допускает максимум 10 цветов в рисунке.
В декорировке платков преобладают пышные букеты и гирлянды, мотив «турецкие огурцы». Используется молочно-белый, чёрный, красный, тёмно-синий, вишнёвый фон.
Слайд 63
Стихотворение «Павло-посадский платок»
Я вчера разбиралась в шкафу, и нашла
Мамин павло-посадский платок,
Что-то важное вспомнила сразу душа
Как свободы глотнула глоток.
А в платке то самом: поле, поле цветёт!
И цветы в нём безумно красивы…
В каждой нитке Россия родная живёт:
Реки…горы…дороги и нивы!
Слайд 64
В каждой нитке небесная тянется высь!
Домотканым, цветастым узором,
На платке уместилась – работа и жизнь,
Старый домик с прогнившим забором.
А с платка, улыбаясь, ткачиха глядит:
«Одевай и носи на здоровье!
Он теплом и любовью тебя защитит,
Когда станет промозгло и больно!»
Не смогла удержаться надела, кручусь
Возле зеркала, как лепесток…
Опускаюсь, да нет, окунаюсь я в Русь –
В мамин павло-посадский платок…
Слайд 65
Слайд 66 XIX век
Европа. Во времена Наполеона Бонапарта при дворе существовала мода на легкие платья и туники из полупрозрачных тканей, из-за чего девушки часто простужались.
Слайд 67
Именно тогда платки, шали и палантины из кашемира становятся неотъемлемой частью женского туалета. Их не снимали ни летом, ни осенью, ни зимой, носили дома, в театре, на балах. При однообразных по цвету нарядах яркий платок, шаль или палантин приобретали важный цветовой эффект.
Слайд 68 XX век
В XX веке платки пережили второе рождение – ими стали украшать запястья, предметы одежды и аксессуары (брюки, юбки, блузы, шляпы, сумки).
Их стали завязывать различными способами - не только на шее и плечах, но и вплетать в прическу, делать из платка «ободок» и повязку, завязывать «хвост», использовать вместо банта. Платки меньшего размера могут украшать карманы и лацканы пиджаков.
Слайд 69 Представители субкультуры хиппи носили платок вместо пояса и браслета.
Одним из атрибутов одежды рок-исполнителей и байкеров стала бандана.
Слайд 70
Слайд 71 XXI век Платок являлся во все времена олицетворением чистоты, нравственности и скромности, а еще подчеркивал социальный статус обладательницы. Он являлся интересным дополнением любого наряда. И в нашем 21 веке платок не потерял своей актуальности.
Если приложить намного старания и выдумки, из платков можно сшить любую вещь - блузку, платье, тунику, юбку, брюки-шаровары, жилет.
Слайд 72
Сегодня все чаще можно встретить стильных мужчин, шеи которых украшает экзотический аксессуар – шейный платок, выступающий в качестве альтернативы галстуку. Его повязывают под распахнутым воротом рубашки, создавая элегантно-небрежный образ творческого интеллектуала
Слайд 73
1682115132715
Слайд 74
В прошлом летнем сезоне коллекция Дольче - Габана произвела настоящий фурор – все модели в ней были выполнены из платков.
Слайд 75
Шли годы, века, тысячелетия, платок стал спутником человека, он вошел в состав народного костюма многих этносов, вобрав в себя все лучшее, что создано искусством и талантом многих поколений, помноженный на труд сотен и тысяч народных умельцев. Платок стал неотъемлемой частью народных традиций и обрядов, о нем слагали стихи и песни. Одно из самых известных, это стихотворение Расула Гамзатова, которое демонстрирует особое отношение не только к женщине, но и к платку, как символу материнской любви.
слайд 76
В горах джигиты ссорились, бывало,
Но женщина спешила к ним и вдруг
Платок мужчинам под ноги бросала,
И падало оружие из рук.
О, женщины, пока в смертельной злости
Не подняли мечей материки,
Мужчинам под ноги скорее бросьте
Свои в слезах намокшие платки.
Послушаем песню о платке в исполнении учащихся школы.
«Синенький скромный платочек»
Слайд 77
МОЛОДЦЫ!
В жизни вы частенько можете столкнуться с ситуацией: у вас отсутствует время, необходимое, чтобы переодеть свои наряды, если вас внезапно пригласят вечером на какое-либо мероприятие. Ваши старые наряды начнут выглядеть по-новому, если вы будете использовать платки или шарфы, завязанные различными способами. Накиньте яркую шаль или используйте платок, и скромная блузка станет шикарной и праздничной.
И сейчас мы с вами разучим несколько самых распространённых методов ношения платка или шарфа
Сейчас наши мастера приглашают вас в салон красоты, где можно научиться красиво и необычно завязывать платок.
Слайд 78
1. Завязывание платков на пояс
Отличный способ оживить однотонное платье или костюм.1. Возьмите платок.2. Расположите платок в руках так, чтобы он симметрично лег на талию, заведите концы за спину.3. Завяжите одинарный узел.4. Проденьте концы еще раз так, чтобы получился аккуратный узелок.Несложно и стильно!
Слайд 79 2. Завязывание головного платка
Нестареющая классика. Такой головной убор подходит для любого возраста.1. Сложите платок по диагонали. Занесите над головой и положите так, чтобы его край был прямо над бровями.2. Завяжите концы одинарным узлом сзади.3. При необходимости сделайте второй узел, а один конец платка положите поверх другого. Выровняйте.Готово!
Слайд 80 3. Завязывание платка на пояс
Просто, быстро, эффектно!1. Расположите платок швом в середину.2. Проденьте его концы в брюки на манер пояса.3. Завяжите красивым узлом, можно не по центру, а ассиметрично.Ваш новый пояс готов!Такое завязывание платка на пояс отлично сочетается со штанами спортивного стиля и джинсами.
Слайд 81 4. Завязывание шейного платка
Очень нежно и романтично.1. Сложите платок по диагонали. Положите его на шею так, чтобы концы свисали на спину.2. Перекрестите концы платка и верните их вперед.3. Завяжите концы платка аккуратным узлом.4. Сделайте аккуратные складочки или распрямите платок, как вам нравится.Такой вариант очень хорошо подходит под верхнюю одежду
Слайд 82 5. Завязывание нательного платка
Возьмите два больших платка.2. Обвяжите один вокруг талии.3. Возьмите второй платок.Тоже оберните вокруг талии, только в сторону, противоположную той, в которую заворачивали первый платок. Завяжите.Необычный наряд готов!Можно взять одинаковые платки. Также подойдут однотонный и цветной.Это, казалось бы, элементарное завязывание платков на талии поразит вас своим изяществом и красотой.
Слайд 83 Вопросы:
Какие вы знаете основные виды платков?
Из каких материалов можно изготовить платок?
Какие изделия можно сшить из платков?
Как можно повязать платок?
Слайд 84 Ответы:
Бандана, косынка, шаль, палантин, кашне, парео, хиджаб.
Платки можно изготовить и шелка, хлопка, шерсти, синтетических материалов, льна, пуха.
3.Из платков можно сшить блузку, платье, тунику, юбку, брюки, жилет.
4.Платок можно повязать на голову, шею, талию, украсить сумки, сделать ободок, браслет, вплести в прическу.
Слайд 85
Никогда в России не переставали носить платки. Их цвета, рисунки, качество материала – своеобразная летопись своего времени. Платок всегда был дополнением к наряду женщины. То, как женщина носит платок, повязывает косынку или накидывает шаль - говорит о ее вкусе, характере, настроении.
И какие бы ветры ни царили в мире моды, они не смогли унести из нее обыкновенный, платок, который придает вашему облику привлекательность и неповторимость, женственность и шарм.
Платки и шали и нынче в моде!
Слайд 86 Спасибо за внимание!