Программа кружка по хору Патриотическая деятельность
Рассмотрено и одобрено Утверждаю
на заседании методсовета Директор МБОУ СОШ №5
МБОУ СОШ № 5. _____________Е.Б.Гербыш
Протокол №1
От « 02 » сентября 2015г. « ___ » сентября 2015г.
Программа хора
«Патриотическая песня»
для 5, 7, 8, 9 кадетских классов.
Рассчитана на 2 года
4 часа в неделю.
Автор программы: Е.С. Миселимян
МБОУ СОШ №5,
г.Пыть-Ях, 2015 г.
Пояснительная записка.
В хоре предусматриваются занятия в возрастной категории 7-16 лет.
В этой категории преобладают групповые занятия по 15 человек (мальчики и девочки). Могут использоваться и индивидуальные занятия с вновь принятыми или солистами. Учащиеся этой возрастной категории обучаются начальным певческим навыкам с элементами начального сольфеджио, поэтому занятия должны быть направлены на выработку устойчивого внимания, качества пения, развития музыкальной памяти, слуха. Длительность занятий составляет 40 минут.
Больше внимания уделяется репетиционной деятельности, записи фонограмм с голосом. Пение тренировочного материала должно проходить живо, интересно, эмоционально. Весь певческий процесс корректируется физическими возможностями детей, особенностями детской психики.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей учащихся: несложные мотивы, песни со средним диапазоном, легко запоминающийся текст.
Уделять внимание воспитанию у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам его прошлого через музыку. Воспитать у учащихся чувство гордости за свою Родину и выражать это в пении.
Также следует уделить внимание воспитанию у детей культуры, восприятия музыки, расширения их музыкального кругозора.
Посещение концертов, просмотр кинофильмов, беседы о музыкальном патриотическом воспитании - всё это поможет развить художественный вкус, высокие нравственные ценности, пробудить слушательский интерес и благородное отношение к своей Родине.
Цель:
Воспитание гармонически развитой личности;
Формирование патриотического сознания учащихся;
Максимального раскрытия творческих способностей участников;
Подготовки к различным видам творческой деятельности.
Привитие священного чувства любви к Родине.
Задачи:
Научить развивать свои голосовые возможности;
Обучить различным видам гимнастических упражнений, укрепляющих голосовой и дыхательный аппарат;
Развивать творческую фантазию, воображение, внимание, память, наблюдательность;
Учить обращению к высоким идеалам, которые имели место в отечественной истории;
Учить общению друг с другом, взаимопониманию и взаимному уважению;
Сформированное представление о благородстве, готовности к подвигу через патриотическую песню.
В процессе обучения, участникам предстоит научиться обнаруживать и самостоятельно снимать мышечные зажимы, направлять звук в основные резонаторы, удерживать дыхание. На начальном этапе обучения используется наглядная информация о строении голосового аппарата, работе связок диафрагмы.
Количество часов
Предмет
1 четв.
2 четв.
3 четв.
4 четв
Год
Вокал
4
8
4
4
20
Музыкальная грамота
4
4
4
4
16
Репетиционная деятельность
24
12
24
24
84
Мероприятия воспитательного,
познавательного характера
4
4
8
4
20
Итого в четверти, за год
36
28
40
36
140
Примерный учебно-тематический план
Раздел вокал
№
п/п
Тема занятий
Количество часов за год
1.
Певческая установка
2
2.
Упражнения на дыхание
2
3.
Вокальные упражнения
Развитие певческого дыхания
Единая манера звукообразования
Чистое интонирование в пределах терции
Цепное дыхание
Чистое интонирование в пределах квинты
Динамика
Дикция
Артикуляционная гимнастика
Подвижность голоса
2
2
2
2
1
2
2
1
1
1
Итого по разделу
20
Раздел музыкальная грамота
№
п/п
тема
Кол-во часов за год
Музыкальная и вокальная терминология
1.
Музыкальный звук
Звукоряд
Ручные знаки звуков
4
2.
Упражнение на развитие ритма
4
3.
Разучивание попевок
4
4.
Повторение пройденного
4
Итого по разделу
16
Раздел репетиционная деятельность
№
п/п
Тема занятий
Кол-во часов за год
1.
Работа над репертуаром:
Разучивание песни
Пение под фонограмму
Работа с микрофоном
Оформление номера
24
28
16
8
2.
Сценическое движение (осанка, жесты, пластика)
8
Итого
84
Раздел мероприятий воспитательно - познавательного характера
№
п/п
Тема занятий
Кол-во часов за год
1.
Посещение детских музыкальных фильмов, спектаклей, концертов.
8
2.
°Слушание записей исполнителей детской патриотической песни с просмотром видеозаписей
4
3.
Просмотр видеозаписей своих выступлений
4
4.
Мероприятия, проводимые внутри коллектива (день именинника, день знакомств)
4
Итого по разделу
20
Итого за год
140
Вокал.
Обязательным условием правильной работы голосового аппарата во время пения является соблюдение певческой установки:
- прямое положение корпуса, руки опущены вдоль головы, выпрямленные колени, ноги с опорой на пятки. Мышцы лица, шеи, плеч – также в спокойном состоянии. Важный Фактор голосообразования у певцов - дыхание.
Упражнения на дыхание:
1.Вдох носом – 2 выдоха ртом;
2. «Собачка» - медленный вдох и выдох, тоже в быстром темпе;
3. Вдох-выдох на «ф» короткое, «одуванчик»;
4. имитация крика на «а»;
Дыхание развивается и на вокальных упражнениях:
1. Петь звуки примарной зоны, как можно дольше удерживая на дыхании (гласные: ю(у); я(а); е(о) ).
2. один звук тянется на какой-либо слог: ли, ле, ля в унисон;
3. Для расслабления челюсти используется коробок для спичек;
4.Освоив унисон, можно перейти к терции «паровозик», в разных ритмических рисунках.
Работа над дикцией имеет большое значение для формирования правильного произношения слов и развития подвижности речеобразующих органов. Довольно часто, особенно в первые месяцы занятий, детям необходимо, чтобы текст песни или упражнения должен быть понятен слушателям, поэтому слова нужно произносить активно и четко. Губные согласные «б» и «м» способствуют активности губ. Гласные «о» и «у» способствуют развитию голоса. Преодолеть вялость и малоподвижность языка можно упражнениями на слог «ля». Можно использовать упражнения с имитацией криков животных или птиц: «вопрос- ответ», «как поет ворона?», - «кар-кар-кар».
Артикуляционная гимнастика помогает в работе над дикцией. Её можно использовать как «переключатель» с одного вида деятельности на другой.
Музыкальная грамота.
Сохранить интерес детей на протяжении всего урока поможет чередование разных форм работы. Сольфеджирование рукой – одна из них. На протяжении полугода дети учат звукоряд и изучают ручные знаки звуков. Также рукой можно показать движение мелодии в попевочках, и в изучаемом произведении. Дети также знакомятся с музыкальной и вокальной терминологией (легато, стаккато, пиано, форте и т.д.).
Репетиционная деятельность.
Большое оживление и удовольствие у детей этой возрастной группы вызывает введение в урок музыкальной игры и введение в занятия движений под музыку. Постигая основы движений под музыку, постигая основы сценического движения – дети забывают про усталость и напряжение, возникшие в течение занятия.
Используются упражнения:
1. на воспитание ритмичности (ходьба ровными четвертями, ходьба с хлопками в ладоши, меняя ритмичный рисунок);
2. упражнения на пластику рук (жесты и т.д.)
3. воспитание осанки, походки, разучивание репертуара также занимает достаточно времени и проходит в несколько этапов:
А) показ – исполнение песни руководителя.
Б) разучивание текста, проговаривание его, затем пропевание.
В) работа над трудными фрагментами: (пение на слух, пение на гласные и т.д.)
Г) пение под музыкальную фонограмму.
Важно научить детей пользоваться микрофоном.
Возможно, для начала использования муляжа.
Мероприятия воспитательного характера.
Слушание на занятиях хора, доступно подростковому восприятию, позволяет научить детей не просто слушать, но и понимать музыкальное произведение. Используются записи исполнителей патриотической песни, песен из кинофильмов.
Знакомство с понятиями: вступление, запев, припев, куплет.
Предполагаемые успехи, достигнутые участниками в процессе обучения, демонстрируются во время проведения творческих мероприятий в коллективе и оцениваются соучастниками, родителями и другими руководителями дополнительного образования. Выступления на мероприятиях муниципального, межрегионального уровней.
Литература
1.Л.Шамина. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. М.: Музыка 1988
2. Музыка. Программа для общеобразовательных школ. М.: Просвещение 1986
3. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. М.С.Осенев. М.Академия 1999
4. Тесты по музыке А.Смолина. «В музыкальном королевстве». Челябинск 2001
5. Л.А.Алунц «Свет добра». Сборник песен и стихов для детей. Ханты-Мансийск 2001
Репертуарный план.
1.Гимн России 2630
2. Бери шинель пошли домой 2620
3.Журавли 2639
4. Летите голуби 2646
5.Прощение славянки 2663
6. Там вдали за рекой 2667
7. Хотят ли русские войны 2672
8. Широка страна моя родная 2673
9. Малиновый звон
10. Живи родник
11. Трус не играет в хоккей 2747
12. Берёзовый сок 2761
13. Уголок России 2770
14. Идёт солдат по городу 2783
15. Аты-баты, шли солдаты 2779
16.Детства последний звонок 2781
15