Программа по Хору












ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ХОРУ
для учащихся младших классов инструментальных отделов
отделения «Музыкальное искусство»
к учебному плану со сроком обучения 7 лет






















с.п. Салым 2009г.


Пояснительная записка.
Хоровое пение для учащихся инструментальных отделений - это предмет, который введён в программу Детской школы искусств.
В школе искусств №1 предмет « хоровое пение» проводится с учащимися: отделения духовых инструментов (младшие классы), отделения фортепиано( с 1-7 классы), отделения народных инструментов (предмет по выбору).
Хоровой класс в Детской школе искусств занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. Хор- это творческий коллектив, в нём побуждается способность к коллективному музицированию. Хоровое пение развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня.
Преподаватели хора стремятся к тому, чтобы предмет хора объединял результаты всей учебной работы, был итогом педагогических усилий музыкантов всех дисциплин.
В ДШИ, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением игре на одном из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте. В свою очередь на уроках хора важно практическое применение знаний, полученных по всем музыкальным предметам, должна установиться не только взаимосвязь, но и взаимопроникновение между музыкальными дисциплинами.
Задача преподавателя хорового класса - привить учащимся любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение наиболее доступный вид подобной деятельности.
Целью работы с детьми в процессе их обучения пению в хоре, является оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого участника хора, обучение его умению петь в хоре, формирование его певческой культуры.
В связи с этим задачи можно разделить на две группы.

1. Задачи специального развития:
формирование навыков певческой установки;
разностороннее развитие вокально-хорового слуха, накопление музыкально-слуховых представлений;
формирование музыкальной памяти;
обучение использованию при пении мягкой атаки, смешенного звучания; развития гибкости и подвижности мягкого нёба;
формирование стереотипа координации в деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса - звонкостью, полётностью, вибратностью, мягкостью при условии сохранения индивидуальности звучания здорового детского голоса,
формирование навыков певческой эмоциональности, певческой выразительности;
формирование вокальной артикуляции; развитая певческого дыхания;
расширение диапазона голоса;
обеспечения роста выносливости голосового аппарата.
На этой основе в процессе хорового пения происходит формирование хоровых навыков:
пение без сопровождения;
многоголосное пение;
умение выстраивать звучание,

2. Формирование личностных качеств.
Развитие мышления певца хора - одна из основных задач. В хоровом коллективе должна быть создана атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результат общего дела. Такая атмосфера способствует формированию личности ребёнка, помогает ему
поверить в свои силы, воспитывает чувство товарищества, а именно в этом залог высоких художественных результатов хора.

Учебным планом Детской Школы Искусств №1 предусмотрен для занятий хором следующий объём часов:
1 акад. часа в неделю в 1-4 классах
1- 2 акад. часа в неделю в 5-7 классах.
Время, отведенное на хор, может быть использовано на занятия по группам, сводные занятия и другие формы работы в зависимости от плана работы коллектива в пределах часов, выделяемых на хор в соответствии с учебным планом. Помимо текущих занятий хора один раз в месяц проводятся двухчасовые сводные занятия отдельно для младшего и старшего хоров.
Количественный состав групп по сменам в среднем 12 человек. Занятия по хору проводятся по группам в две смены. Групповые занятия вводятся как вспомогательный элемент к основным общим репетициям (например, работа по партиям или для проведения контрольных уроков)
С одной стороны, небольшое количество детей в группах даёт возможность максимального использования принципа индивидуального подхода к ученику, но, с другой стороны, нарушает главную идею хорового искусства - идею коллективного творчества. Поэтому в Школе используется система общих хоровых занятий.
При организации занятий хорового класса необходимо руководствоваться не только вокальными возможностями и возрастом детей, но и уровнем подготовки. Сводные репетиции назначаются в субботу для того, чтобы объединить группы 1- и 2 смены.



Задача руководителя хорового классапривить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение наиболее доступный вид подобной деятельности.
В хоровом коллективе должна быть создана атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела. Такая атмосфера способствует формированию личности ребенка, помогает ему поверить в свои силы, воспитывает чувство товарищества, ибо именно в этом залог высоких художественных результатов хора. При организации занятий хорового класса необходимо руководствоваться не столько вокальными возможностями детей, сколько их возрастом.
На занятиях должны активно использоваться знание нотной грамоты и навыки сольфеджирования, т. к. пение по нотам, а затем и хоровым партитурам помогает учащимся овладевать музыкальным произведением сознательно, значительно ускоряет процесс разучивания, приближает их к уровню исполнения многоголосия и пения без сопровождения. Пение по нотам необходимо умело сочетать с пением по слуху (в том числе в старших группах), т. к. именно пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти. Таким образом, могут разучиваться достаточно сложные одноголосные произведения с развернутым фортепианным сопровождением.
На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков учащихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией и пр.), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.
Отбирая репертуар, педагог, помимо прочего, должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение мощное средство патриотического, идейно-эстетического, нравственного воспитания учащихся. Поэтому произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с песнями советских композиторов и народными песнями разных жанров.
Огромное влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает тщательная работа педагога над художественным образом исполняемого произведения, выявлением его идейно-эмоционального смысла. При этом особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, умение почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего произведения, так и его отдельных частей.
Особое внимание следует уделять куплетной форме, как наиболее часто встречающейся в репертуаре хорового класса. Заложенный в самой ее природе принцип многократного повтора музыкального материала таит в себе опасность внутреннего ощущения статичности, преодолеть которую можно лишь с помощью разнообразных приемов варьирования, основанных, как правило, на принципе развития поэтического содержания. Опираясь на него, можно выявлять в каждом куплете все новые оттенки общего смыслового и эмоционального содержания песни. Могут быть использованы также такие приемы, как сочетание запевов солистов (или группы солистов) с хором, динамическое развитие, варьирование элементов хоровой и оркестровой (фортепианной) аранжировки и пр. Исполнительские приемы при этом должны быть художественно оправданы, и не превращаться в способ демонстрации «эффектов».
Постепенно, с накоплением опыта хорового исполнения, овладением вокально-хоровыми навыками, репертуар усложняется. Наряду с куплетной формой учащиеся знакомятся с многообразными жанрами хоровой музыки. Краткие пояснительные беседы к отдельным произведениям используются руководителем хорового класса для выявления своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы способствуют обогащению музыкального кругозора учащихся, помогают формировать их художественную культуру.
Хоровой класс организуется на инструментальных и хоровых отделениях ДМШ и ДШИ. Занятия проводятся по группам, составленным с учетом возраста, музыкальной подготовки и голосовых данных учащихся.
Для учащихся инструментальных отделений хоровой класс является одной из обязательных дисциплин, способствующих формированию навыков коллективного музицирования. На хоровых отделениях хоровой класс является основной, ведущей дисциплиной.
Всемерно используя возможности групповых занятий, предусмотренных учебными планами, нельзя забывать о том, что хор это коллектив. Лишь, исходя из этого, можно профессионально строить работу над всеми компонентами хоровой звучности. Так, при организации учебного процесса в школе (составлении расписания и пр.) целесообразно руководствоваться интересами и возможностями коллективных форм занятий, координируя их с групповыми, объединенными и даже индивидуальными. Такой организационный принцип будет способствовать успешной работе хорового класса как исполнительского коллектива, особенно на начальном этапе обучения, когда исполнительские возможности учащихся ограничены и не позволяют активно участвовать в оркестро-классах.
Учитывая необходимость бережного отношения к детскому голосу, полезно организовывать периодические консультации для всех учащихся у врачей-фониатров или ларингологов, специализирующихся в области фониатрии. Только заключение специалиста может быть основанием для определения певческого режима ребенка.
При организации занятий целесообразно делить хор на два основных состава младший и старший. Младший состав могут представлять две группы: дети первого года обучения (подготовительный или первый классы) и учащиеся средних классов.
Старший хор объединяет учащихся старших классов.
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты-лекции в общеобразовательных школах, в университетах культуры, на праздниках песни, в Неделе музыки для детей и юношества и пр.).
За учебный год в хоровом классе должно быть пройдено примерно следующее количество произведений младшие группы: инструментальные отделения 1012, хоровые отделения2025; старшие группы; инструментальные отделения 810, хоровые отделения 1820.
Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий. При оценке учащегося учитывается также его участие в выступлениях хорового коллектива.
В Школе искусств несколько хоровых коллективов инструментальных отделений. Это так называемые хоровые ступени. Хоровые ступени - это первое условие стабильности хорового коллектива и его творческого роста. И наоборот, отсутствие ступеней вынуждает преподавателя принимать в хор совершенно не подготовленных в музыкальном отношении детей, что постоянно тормозит, сдерживает развитие коллектива. Наличие даже 3-х ступеней создаёт возможность подготавливать уч-ся для пения в старшем хоре. И если подготовительная работа проводится на должном уровне хор каждой последующей ступени получает возможность не начинать всё с начала в новом учебном году, а постоянно наращивать свой творческий потенциал.
*ученики 1-2 класса – младший хор.
*ученики 3-4 классов - средний хор
* ученики 5-7 классов – старший хор.
Возможен вариант введения дополнительного подготовительного (вспомогательного) хора, в который должны входить только что поступившие в первый класс дети. Среди них могут быть:
Дети, имеющие хорошие музыкальные данные, возможно даже с опытом хорового пения. Обычно после небольшой подготовки во вспомогательном хоре, они могут быть переведены в младший хор.
Дети со средними данными, не имеющие певческих навыков
«Гудошники». Их целесообразно выделять в группы и заниматься с ними по специальной методике. У таких детей специфические проблемы, с интонацией, слухом, проблемы с координацией слуха и голоса, физические дефекты голоса
Школа имеет оркестр и струнные ансамбли. Поэтому старшая группа хора бывает малочисленной, т.к. дети, посещающие другие занятия предмета «коллективное музицирование», освобождаются от хора. В связи с этим в группу старшего хора привлекаются продвинутые в вокальном отношении уч-ся 4 класса.
В основе формирования возрастных групп - физиологический принцип, который продиктован особенностями развития детского голоса Так, у детей 7-10 лет, короткие и тонкие голосовые связки. При пении у этих детей колеблются только края связок, что и определяет фальцетное (головное) звучание. В старшем возрасте (11-14 лет) при пении у детей вибрирует вся масса связок. К этому времени полностью оформляется и голосовая мышца, которая оказывает значительное влияние на силу и диапазон голоса. Большинство мальчиков пользуются при пении только грудным регистром, от этого сила голоса их значительно возрастает, но диапазон, наоборот, сужается. У девочек же формируется смешанный тип звукообразования, который определяет диапазон и значительно его расширяет Грудное и головное звучание прослушивается у них лишь на крайних звуках диапазона
Однако важно подчеркнуть, что сила голоса в детском хоре не играет существенной роли: красота детского голоса - в его лёгкости, звонкости, «серебристости». Динамическая шкала, даже в старшем хоре, должна находиться в пределах р (пиано) - ограниченное f (форте). Многообразие красок в звучании достигается за счёт эмоциональной выразительности и искренности передачи чувств.

Основные задачи и вокально-хоровые навыки.

Основная задача воспитать интерес к пению, музыке, развить музыкальные способности детей. Преподаватель должен создать непринуждённую атмосферу, при которой смогут наиболее полно проявиться способности каждого ребёнка. Такая атмосфера возникает тогда, когда дети играют. Значит, игровые песни и должны стать основой репертуара подготовительной группы. И здесь в первую очередь следует назвать широко распространённые среди детей песни-игры. Обычно мелодии таких песен-игр бывают очень простые, с небольшим диапазоном и несложным ритмическим рисунком. Игра, которая сопровождается мелодией, так захватывает детей, что снимает всякую скованность и стеснение. Даже «гудошник», если у него есть желание заниматься, к концу первой ступени интонирует. Ведь в хоре способности к интонированию развиваются гораздо быстрее, чем на других музыкальных занятиях.
На первой хоровой ступени, как и на последующих, большое внимание уделяется хоровому сольфеджио.
Продолжается работа по воспитанию музыкального слуха, гармонического слуха, ритма. Исполнительские возможности хора постепенно растут. Ребята всё чаще выступают в роли солистов.
В солистах должно побывать максимальное число детей. Это позволяет сочетать индивидуальный подход к каждому ребёнку и работу со всем хором. У солиста не обязателен отличный голос. Важно умение эмоционально и выразительно пропеть свой небольшой запев. Преподаватель постепенно втягивает в солирование, поручая выступать в небольших ансамблях, где запевает по 2-3 ребёнка.
В младшем хоре основная задача определяется идеей усвоения первых видов двухголосного пения и пения без сопровождения, выстраивание хорошего унисона в сложных одноголосных произведениях с широкими ходами мелодии, с большим диапазоном.
Примерные требования к учащимся младшего хора.

Вокальные навыки (проверяют в конце года строго индивидуально)
*Стоять при пении (сидеть) прямо, не напряженно.
*Соблюдать при пении певческую установку.
*Петь только с мягкой атакой, лёгким звуком, стараться его «тянуть» без всякого напряжения, без «утечки» воздуха.
*Знать, что певческий голос надо беречь.
*Уметь на звуке «ля» 1 октавы правильно показать самое красивое, индивидуальное звучание своего голоса, правильно и ясно выговаривать слова песни.
*К концу года уметь осмысленно петь в группе детей выученные произведения, соблюдая пройденные в течение года правила пения. *Правильно дышать: уметь делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч, петь ровно короткие фразы на одном дыхании.
*Уметь петь на одном дыхании более длинные фразы, стараться «тянуть звук», слышать свои недостатки и стремиться избавиться от них.
*В более подвижных песнях уметь делать быстро, активно спокойный вдох. Уметь точно повторять звук в гармоническом интервале и в аккорде.
*Петь чистым, естественным голосом, легко, нежно-звонко, мягко, сохранять индивидуальность здорового певческого звучания, правильно формировать гласные и произносить согласные.
*Импровизировать в «вопросах-ответах», в «музыкальном разговоре».

Хоровые навыки.
*Петь чисто и слаженно в хоре несложные песни в унисон, с сопровождением и без него.
*Понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им («внимание», «вдох», начало пения и его окончание, характер голосоведения).
*Без сопровождения уверенно петь не трудные, протяжные, одноголосные песни.
*Петь по нотам песни, написанные в медленном темпе, имеющие простую мелодию в основной тональности и в близких к ней, с названием звуков (сольфеджирование и транспонирование)
*Понимать и следовать дирижерским жестам, обусловленным изучаемым репертуаром. Знать средства музыкальной выразительности.

Певческая установка и дыхание
* Посадка хорового певца, положение корпуса, головы, артикуляция при пении. Навыки пения сидя и стоя.
* Дыхание перед началом пения.
* Одновременный вдох и начало пения.
* Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое.
* Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных).
* Цезуры.
* Знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).
* Задержка дыхания перед началом пения.
* Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато).
* Работа над дыханием как важным фактором выразительного исполнения. * Совершенствование навыков «цепного» дыхания: на длинных фразах, не имеющих пауз; на длинных звуках или аккордах в несколько тактов; пение произведений целиком на «цепном» дыхании.

3вуковедение и дикция

* Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). *Преимущественно мягкая атака звука.
* Округление гласных; способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).
* Пение нонлегато и легато.
* Нюансы (меццо-форте, меццо-пиано, пиано, форте).
* Развитие дикционных навыков.
* Гласные и согласные, их роль в пении.
* Взаимоотношение гласных и согласных в пении.
* Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.
* Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации работы губ, языка.
* Выработка 'навыка активного и четкого произношения согласных.
* Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах.
* Сохранение дикционной активности при нюансах пиано и пианиссимо.

Ансамбль и строй
* Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада)
* Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная), * Соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач:
* Интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм).
*Устойчивое интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе.
*Навыки пения двухголосия с аккомпанементом.
* Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.
* Совершенствование ансамбля и строя в произведениях различного склада изложения и с различными средствами музыкального языка.
* Выработка чистой интонации при двух-, трехголосном пении.
* Владение навыками пения без сопровождения.
* Для подвинутых групп более сложные навыки многоголосия.

Работа над формированием исполнительских навыков

*Анализ словесного текста и его содержания.
*Грамотное чтение нотного текста но партиям и партитурам.
*Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения.
*Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы.
*Определение формы (куплетная, двухчастная, трехчастная, рондо и пр.).
*Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. *Взаимопроникновение двух элементов при исполнении фразы и всего произведения динамического и агогического.
*Различные виды динамики.
*Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе; сопоставление двух темпов (медленный и быстрый); замедление в конце произведения; замедление и ускорение в середине произведения; различные виды фермат.
*Воспитание навыков понимания дирижерского жеста. В младших группах элементарные требования (указания дирижера «внимание», «дыхание», «начало», «окончание» пения; понимание требований, касающихся агогических и динамических изменений). В старших группах сознательное отношение ко всем указаниям дирижера, касающимся художественно-исполнительского плана произведения.

















РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Асафьев Б. О хоровом искусстве. Л. 1980
Музыка в школе: Журнал, 19831988
Музыкальное воспитание в СССР. Вып. 1, М, 1978; Вып. П.М., 1985/Ред. сост. Л. Баренбойм
Музыкальное воспитание в школе. Вып. 117.М., 19611986
Попов В. Русская народная песня в детском хоре. М., 1985
Попов В., Тихеева Л. Школа хорового пения. Вып. 1. М., 1986
Попов В., Халабузарь П. Хоровой класс: Пособие для детских музыкальных школ и школ исскуств. М,, 1988 (Вступительная статья)
Работа с детским хором: Сб. статей/Под ред. В. Соколова.М., 1981
Соколов В., Попов В. Школа хорового пения. Выи. 2 (Вступительнля статья).М., 1987
Соколов В. Работа с хором 2-е изд. М., 198,3
Струве Г. Хоровое сольфеджио. М., 1988
Струве Г. Школьный хор. М., 1981
Эстетическое воспитание в школах искусств: Сб. статей/Сост. П. Халабузарь.М., 1988













15