Урок по хору для 4 класса на тему «Построение в песне – одночастная музыкальная форма».


Преподаватель хора, вокала, учитель музыки ГБОУ СОШ № 57 г. Севастополя – Ким Светлана Владимировна
Урок по хору для 4 класса
Тема урока: «Построение в песне – одночастная музыкальная форма».
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о построении в песне (одночастная музыкальная форма).
Задачи:образовательная – учить овладевать вокально-певческими навыками – чистота интонирования, певческая дикция, артикуляция, дыхание;развивающая – развивать у учащихся интерес к хоровому пению, гармонический слух, чувство ритма, строя, ансамбля;воспитательная – воспитывать любовь к хоровому искусству, к природе, активность и эмоциональную отзывчивость на исполняемые произведения.Методы обучения: наглядно-слуховой, словесно-практический.Форма деятельности: групповая, коллективная.Оборудование: музыкальные инструменты (фортепиано, флейты), нотный материал на доске, иллюстрации (кукушка, ослик).
Универсальные учебные действия:личностные - формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкальной деятельности учащихся;регулятивные - договариваться о распределении функций и ролей в совместной музыкальной деятельности, осуществлять взаимный контроль, оценивать собственное поведение и поведение окружающих;познавательные - участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, знать музыкальные понятия(жанр, песня);коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Ход урока
Музыкальное приветствие («Прозвенел звонок, начинается урок. Добрый день». Ответ детей «Добрый день»).Организационный момент.
Введение в тему урока.
Вопросы: что такое песня? (музыкальный жанр), какие бывают песни? (народные и композиторские), из чего состоит песня? (из музыки и слов),как строится куплет? (слово, фраза, предложение).Учитель: Ребята, важным средством художественной выразительности музыки является её форма. И вот сегодня на уроке мы продолжаем говорить о песнях одночастной формы. Мы уже знаем, что композиторы все звуки и мелодии «укладывают» в разные формы, делят свои произведения на части. Кто мне назовёт характерную особенность одночастной формы?Дети: У одночастной формы один характер и одно настроение, она может обозначаться буквами, рисунками или графически.Учитель: Действительно, если музыка построена на одинаковом музыкальном материале, нет смены характера, то она имеет одну часть. Приведите, пожалуйста, примеры уже знакомых вам песен с одной частью.Дети:«Сел комарик на дубочек», «Пастушья песня», «Кукушка». Учитель: И теперь, чтобы продолжить работу в песнях с одной частью, нам с вами нужно подготовить голосовой аппарат с помощью вокально-хоровых упражнений. Будьте внимательны, слушайте звуки инструмента. Начинаем. Вдох (аромат цветка), пение с закрытым ртом на одном звуке. Упражнения: «Ворон», «Филин», Д. Огороднов – Схемы №1, 2;интонация птицы кукушки на интервале терция, пение упражнения «Кукушка».Пение по полутонам и исполнение попевки с дирижёрским жестом, дойдя до лада Фа мажор. Обратить внимание учащихся на иллюстрацию птицы, проговорить о её поведенческом характере в мире природы.Учитель: О поведении кукушки нам всем известно. Оно даже стало нарицательным, поскольку явно отрицательное: мало того, что она подбрасывает свои яйца в чужие гнезда и снимает с себя все заботы о потомстве, но и появившиеся кукушата губят птенцов своих приемных родителей. И все это действительно так. Сейчас, предлагаю вам исполнить песню «Кукушка» (эстонская народная песня), которая имеет одночастную форму. В этой песне девочки исполнят партию кукушки, а мальчики – медведя. Постарайтесь показать тембром голоса эти персонажи (звучит песня). Спасибо.Учитель: Ребята, а кто знает, что такое спор? (ответы детей).Учитель: Спор – это взаимное пререкание, словесное (устное или письменное) состязание, в котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, доказывает свою правоту. Есть выражения - затеять спор, вести спор, горячий спор, ученые споры. И в песне, которую вы сейчас услышите, тоже состоялся такой спор (осёл и кукушка). Показ песни. Учащиеся, занимающиеся на флейте, помогают педагогу в показе песни. Беседа о содержании, характере, настроении, определение формы песни. Просмотр иллюстрации с изображением животного – ослик, беседа о его роли в жизни человека.Учитель: Скромные труженики ослы, смогли оставить значительный след в человеческой истории и культуре. Отношение к осликам было крайне неоднозначным. С одной стороны, осел — общеизвестный символ глупости и упрямства. Выражение «упрям как осел» имеет широкое распространение у различных народов. С другой стороны осел — животное священное, неоднократно упоминаемое в библейских сюжетах. Так Иисус въехал в Иерусалим именно на осле. Физминутка «Ослик». Исполняется каноном, на одном звуке, размер 4/4: «Ослик мой, шагай, шагай – та, ти-ти, та, ти-ти, едем мы в далёкий край – та, ти-ти, та, ти-ти, мы на ослике весёлом – та, та, та, та, обойдём поля и сёла – та, ти-ти, та».Работа с ладовыми жестами – пение ступеней лада Фа мажор, исполнение терцовых ходов в подготовительном этапе к новой песне «Спор». Разбор первого предложения песни - две партии вместе - анализ исполнения. Затем работа по голосам - исполнение мелодических линий. Параллельные терции – это сложный вид пения в хоре. Ещё раз исполнить партию в 2 голоса первой и второй фразы- ритмический ансамбль, акценты на первую долю, окончания в словах. Продолжить разучивание на последующих уроках.Учитель: Ребята, сейчас мы исполним уже знакомую вам песню немецкого композитора Йозефа Гайдна, которая называется: «Мы дружим с музыкой». Как вы думаете, в этой песне есть припев? (ответы детей). Действительно, нет, потому что это песня одночастной формы. В ней одно настроение, один характер. Исполнение песни. Вот подошел наш урок к концу. Что вы узнали на этом уроке? (ответы детей).На этом уроке мы с вами повторили простую форму в песне – одночастная. С самого первого звука и до последнего музыкальный образ в ней не меняется. Спасибо за работу, урок окончен. До свидания.
Апрель, 2015 г.