Методическая работа Чтение с листа как навык


Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Сычевская детская школа искусств»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Подготовила преподаватель
специального фортепиано
Ермолаева Оксана Александровна
г. Сычевка
План работы:
1. Два основных вида исполнения по нотам (разбор и чтение с листа).
2. Процесс игры с листа.
3. «Предугадывание» - как четко налаженный механизм игры с листа.
4. Комплексное восприятие текста.
1. Два основных вида исполнения по нотам (разбор и чтение с листа).
Принято различать два основных вида исполнения по нотам незнакомого произведения – разбор и чтение с листа.
Под разбором подразумевается медленное проигрывание пьесы, допускающие остановки движения для более тщательного изучения текста. Под игрой с листа – исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере, близком к требуемому, без предварительного проигрывания на инструменте. Такое исполнение должно быть непрерывным; оно предполагает осмысленную фразировку и выполнение тех из авторских указаний, которые в наибольшей степени определяют характер исполняемой музыки.
Первый вид чтения, как правило, не составляет проблемы для грамотного музыканта. Умение ориентироваться в нотном тексте, так или иначе, приобретается им в ходе обучения. Относительная простота разбора заключается в том, что задачи, которые возникают перед пианистом, читающим ноты, как бы рассредоточены, в известной степени расчленены – в связи с замедленным темпом, с возможностью направить внимание поочередно на различные элементы текста, повторить ту или иную фразу и т. п.
Между тем при чтении с листа все действия, осуществляемые музыкантом, вступают в тесную взаимосвязь, объединяются в сопряженный динамический процесс, протекающий с высокой интенсивностью. Если говорить о характере мышления, о соотношении в нем анализа и синтеза, то игра с листа требует в основном напряженной синтезирующей деятельности, в то время как в разборе преобладает аналитическое начало.
2. Процесс игры с листа.
Взятый в своей последовательности процесс игры с листа представляет собой весьма сложную цепь действий, которые можно условно представить объединенными в три группы.
Первая группа – включает действия, предваряющие собственно игру с листа. Это: а) определения (по авторским ремаркам) характера, темпа исполняемого сочинения, основной ладотональности и размера; б) беглый просмотр текста с целью выявить господствующий тип изложения и ведущий метроритмический рисунок (в этот момент рождается общая предварительная моторная установка – стратегия поведения рук).
Вторая группа действий относится уже непосредственно к чтению и связана с работой зрения и слуха: зрительный охват ритмической и звуковысотной графики, «опознание» в тексте знакомых элементов, осознание его структурной логики по различным параметрам и построение гипотезы о его ближайшем продолжении. Работа эта осложняется тем, что слух принужден «обрабатывать» одновременно различные фрагменты текста: и тот, который еще предстоит сыграть (в итоге формируется более или менее приближенный звуковой образ-программа), и тот, который исполняется в данный момент; при этом реальное звучание сличается с ожидавшимся (слуховой контроль или «обратная связь»).
Действия третьей группы состоят в реализации, «озвучивании» воспринимаемого текста. Это сложная координированная деятельность всего двигательного аппарата (рук на клавиатуре и ног на педали).
Даже более простые виды деятельности, включающие значительно меньшее число операций, не могут осуществляться без того, чтобы часть из них не совершалась с известной долей автоматизма.
Пример: стрелок не говорит себе: тебе нужно прижать приклад, теперь задержать дыхание и т. д. В его сознании есть только одна цель – поразить мишень. Это значит, что он владеет нужными для стрельбы двигательными операциями.
Музыкант, свободно играющий с листа, подобно тренированному стрелку, видит перед собой конечную цель – художественное исполнение. Целый ряд звеньев сложной цепи операций выполняется автоматически.
Прежде всего такой музыкант владеет умением предвосхищать развертывание музыкального текста, предугадывать, хотя бы в самых общих чертах, его ближайшие моменты. На определяющую роль предугадывания в процессе игры с листа указывал И. Гофман: «Чтение с листа в значительной степени сводится к предугадыванию, как вы можете убедиться, проанализировав свое чтение книг».
Предсказуемость этого текста, зависит от двух взаимосвязанных факторов.
Первый относится к объекту чтения и характеризует меру сложности сообщения, степень упорядоченности его элементов. Чем выше формальная упорядоченность текста, тем легче предугадать его продолжение. Эта закономерность имеет большое значение для методики и должна учитываться при подборе и последовательном распределении нотного материала.
Второй фактор связан с «начитанностью» пианиста. Значение этого фактора подчеркивал в свое время И. Гофман, который писал, что «быстрота успеха зависит от уровня вашего образования, ибо чем оно шире, тем легче предугадать логическое продолжение начатой фразы».
Пианисты, обучаясь в школе, училище, консерватории, далеко не всегда овладевают языком фортепианной музыки с необходимой полнотой. Происходит это по той причине, что накопление опыта, в процессе которого формируются и закрепляются в сознании «модели» музыкальной речи, протекает во многом стихийно, вне строго продуманной системы. В итоге нередко образуются проблемы и пропуски, набор усвоенных типов и средств весьма ограничен, а сами эти средства усваиваются непрочно, представление о них в значительной мере расплывчато, неопределенно. От этого, естественно, возможность предугадывания существенно ограничивается, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на беглости и связности чтения.
Одна из задач методики сводится к тому, чтобы стимулировать планомерное накопление в сознании пианиста устойчивых (но в то же время способных расширяться, обогащаться и взаимодействовать) моделей или «формул» фортепианной музыки, охватывающих возможно более широко различные стилистические направления.
3. «Предугадывание» - как четко налаженный механизм игры с листа.
Когда говорится о предугадывании, то имеется в виду не только зрительно-слуховое предвосхищение того, что предстоит прочесть в ближайших тактах, но и заблаговременное представление соответствующих игровых движений. Отсутствие (или нечеткость, ослабленность) моторной двигательной готовности – весьма распространенная причина «разлаженности» механизма игры с листа.
Каким же образом, на какой основе возникает у опытного пианиста мгновенная двигательная реакция на нотную картину?
Для школьной педагогики было характерно представление, будто «пассажи меняются так часто, и их такое множество, что в тысяче пьес, быть может, не найдется и десяти сколько-нибудь похожих один на другой». Между тем еще Ф. Лист пришел к выводу, что «все возможные пассажи могут быть сведены к нескольким основным формулам, из которых проистекают все встречаемые сочетания… все исследования, каковы бы они не были, сводятся к известному количеству основных пассажей, являющихся ключом ко всему; новые сочетания попадаются редко, или же так незначительны, что не служат препятствием». Отсюда, по Листу, следует, что владея «ключами», «набив руку» в вариантах «основных формул», пианист «не встречает больше никаких трудностей… они побеждены заранее». У опытного музыканта игровые движения возникают на основе хорошо натренированной «двигательной» памяти, то есть хранящихся в мозгу обобщений, моделирующие типичные моторно-технические обороты («формулы»).
Однако, говоря о значении «формул», Лист имел в виду не только техническую свободу исполнения, но также и свободное чтение нот: «Что касается читки с листа, ясно, что, приучив глаз и руку ко всевозможным комбинациям, воспроизводишь их с легкостью, не смущаясь ими; сверх того, надо освоиться на практике со всеми аккордами, модуляциями, гармоническими ходами… Благодаря этому, а также занимаясь понемногу обычным разбором музыки, можно быстро научиться читать с листа все, что угодно».
Чтобы «воспроизводить с легкостью» нотный текст, необходимо прежде всего накопить в зрительной, слуховой и моторной памяти достаточный запас «типовых оборотов» фортепианной музыки и их производных, усвоить наиболее употребительные аккордовые структуры, типичные модуляционные последования и т. п.
Но для успешной реализации этого запаса требуется одно условие, относящееся к области восприятия нотной графики, - высокоразвитое умение мгновенно (в значительной мере автоматически) анализировать и синтезировать исполняемый текст, распознавая в нем знакомые, типичные элементы в их соотношении с новыми, индивидуальными, характерными для данного сочинения. Но для этого читающий должен воспринимать текст не по «складам», а комплексно, по более или менее крупным единицам – мотивам, фразам, предложениям и т. п.
4. Комплексное восприятие текста
Комплексное чтение с листа ставит перед пианистом более сложные задачи, чем, скажем, перед скрипачом или виолончелистом: фортепианная ткань, отличаясь, как правило, многослойностью, требует осмысления по нескольким линиям одновременно, по горизонтали и по вертикали. Необходимо осознать структуру текста, принципы фактурного строения, логику развертывания ритма и мелодики, характер ладогармонического развития.
Навык структурного охвата текста одновременно по нескольким параметрам обычно не возникает сам собой, а является результатом направленного педагогического воздействия или (в редких случаях) длительного самовоспитания. Его предпосылки должны быть сформированы на самой ранней стадии обучения пианиста.
Дробное, лишенное структурности восприятие текста, так же как и нечеткая моторная установка, встречается довольно часто и является типичной причиной неумелой игры с листа.
Важным элементом техники чтения с листа является ускоренное восприятие нотной графики. Скорость исполнения нот пассажа оказывается быстрее возможности увидеть и осмыслить все ноты пассажа… скорость игры даже в умеренном темпе не дает возможности разглядеть все ноты. На помощь приходят приемы относительного и обобщенного чтения.
Относительное чтение осуществляется на основе закрепленного в зрительной памяти музыканта ощущения пространственных дистанций между нотными знаками.
Обобщенное чтение предполагает твердое, доведенное до автоматизма знание горизонтальных (гаммы, арпеджио, последования типа мелизмов и т. п.) и вертикальных (интервалы, аккорды с обращениями, привычные гармонические обороты) звуковых комплексов или «формул» фортепианной музыки.
Большое значение в процессе игры с листа имеют также: а) уверенная, точная ориентировка рук на клавиатуре без дополнительного контроля зрением и б) владение аппликатурной техникой – умение мгновенно выбрать наилучший аппликатурный вариант, что особенно важно при исполнении непривычных и неудобных последований.
Таковы главные элементы навыка чтения с листа, начиная от восприятия текста и кончая его исполненим. Способы развития этого навыка, приемы автоматизации значительной части действий – все это, естественно, должно явиться составной частью методики обучения игре с листа.
План-конспект открытого урока преподавателя МКОУ ДОД «Сычевская ДШИ» Ермолаевой Оксаны Александровны с учениками 3 класса Гончаровым Владимиром, Собственниковой Юлей.
Тема урока: «Чтение с листа как навык»
Цель урока: Раскрытие процесса действия чтения с листа (основные задачи).
1. Определение (по авторским ремаркам) характера, темпа исполняемого сочинения, основной ладотональности и размера. Беглый просмотр текста с целью выявить господствующий тип изложения и ведущий метроритмический рисунок.
2.Действия относящиеся непосредственно к чтению с листа и связанные с работой зрения и слуха (зрительный охват ритмической и звуковысотной графики, опознание в тексте знакомых элементов, осознание структурной логики, слуховой контроль или «обратная связь» ).
3. Сложная координированная деятельность всего двигательного аппарата (руки, ноги) – действия реализующие «озвучивание» воспринимаемого текста.
4. И. Гофман: « Чтение с листа в значительной степени сводится к предугадыванию, как вы можете убедиться, проанализировав свое чтение книг», «Быстрота успеха зависит от уровня вашего образования, ибо чем оно шире, тем легче предугадать логическое продолжение начатой фразы»
План урока:
1. Раскрытие основных задач на уроке чтения с листа (небольшое вступление).
2. Два одинаковых произведения данные для чтения с листа ученикам 3 класса Гончарову Владимиру и Собственниковой Юлии.
«Контраданс» Старинный танец
С. Майкапар «В садике»
3. Разбор и игра с листа первой пьесы.
4. Разбор и игра с листа второй пьесы.
5. Домашнее задание.
Ход урока:
После раскрытия основных задач поставленных перед пианистом при исполнении чтения с листа, началась основная часть урока. Ученикам 3 класса было дано произведение «Контраданс». Ученики на протяжении небольшого времени (5 -7 минут) должны были проанализировать самостоятельно пьесу, и затем прочитать с листа. Прежде чем играть, педагог проанализировал с каждым учеником по очереди произведение в целом. Тональность, ритмический рисунок, повторяющиеся элементы, сложные фразы. Затем по темпу, оттенкам и названию пьесы, проанализировали характер произведения. Гончаров В. показал уверенное исполнение текста. Он не делал ошибок со знаками в Ре мажоре, правильно проанализировал форму строения (нашел одинаковые части), ему был понятен ритмический рисунок, который повторялся в каждом предложении. Надо отметить, что в начале чтения с листа (I часть) он играл медленно, без ошибок, не передавая характера танца. Со II части появилась аккуратность басового исполнения и мелодическое движение. В III части различались оттенки. Моторные движения ( в одинаковых мотивах) удобные с правильной аппликатурой. Из проигранного произведения видно, что у ученика есть определенные (для 3 класса) навыки анализа произведения (умение находить одинаковые мелодические построения и одинаковый тип ритмического рисунка), он ориентируется в тональности с двумя знаками. В аккомпанементе, в басах, правильно координировала левая рука. Главное – в третей части пьесы играл передавая характер танца в штрихах и оттенках.
Это же самое произведение Собственникова Юлия прочитала с большим количеством ошибок. Не обращала внимание на тональность, не разобрала форму произведения (повторные I, III части), мелодию шестнадцатых играла с трудом, неверной аппликатурой, в басовом аккомпанементе делала текстовые ошибки. Из-за такого количества проблем задача о передачи характера не стояла.
Второе произведение для чтения с листа, более сложное по фактуре (мелодия интервальная). Гончаров В. прочитал с листа первую часть пьесы осознанно, с уверенной координацией движений и была видна взаимосвязь зрения и слуховой работы. Второе предложение (повторение первого) играл свободнее. Надо отметить, что ученик заметил главное в интервальной мелодии – многократно повторяющийся одинаковый звук интервала. Вторая часть сыграна с ошибками, из-за появления мелодии в левой руке. В целом чтение с листа у этого ученика уверенное, видна систематическая работа, умение анализировать текст, по оттенкам, темпу и названию пьесы, передавать характер.
Собственникова Ю. с этой пьесой не справилась. На это повлияло интервальное изложение, нотный тест в разных октавах и «неслаженная» моторика двух рук. Ученица не нашла в интервальной мелодии «подсказки» - одинакового звука. Были неточности в исполнении четвертных – передерживала. У этой ученицы нет навыков чтения с листа (нет регулярных занятий, отсутствует анализ произведения, нет связи в координации рук, слабая зрительная и слуховая работа).
В конце урока было дано домашнее задание. Вторую пьесу тщательно проанализировать и грамотно разобрать к следующему уроку. Так же были даны на чтение с листа два этюда К. Черни на интервалы.