Таблица для дистанционного тура Краевого конкурса
Дистанционный тур краевого форума
«Молодежь и наука»
Полное название темы работы Влияние цвета на человека
Название секции форума Социология, психология и педагогика
Тип работы Исследовательская работа
Фамилия имя отчество (полностью)автора, дата рождения (ДД.ММ.ГГГГ) Япина Анна Александровна
17.05.2003 г.р.
Место учебы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6
Класс 4 класс
Место выполнения работы МБОУ СОШ № 6
Руководитель Боровских Ирина Анатольевна, МБОУ СОШ № 6, учитель начальных классов
Научный руководитель Ответственный за корректуру текста работы Боровских Ирина Анатольевна, МБОУ СОШ № 6, учитель начальных классов
e-mail (обязательно)Контактный телефон yapina_anstasiya@mail.ru, 8 (39157)25456
Аннотация
Япина Анна Александровна
г.Боготол, МБОУ СОШ № 6 , 4 класс
Влияние цвета на человека
Руководитель: Бусыгина Ирина Анатольевна, МБОУ СОШ №6, учитель начальных классов.
Цель исследования: выявить влияние цвета на психологическое и эмоциональное состояние человека. Методы проведённых исследований: социологический опрос проводился путем проведения двух анкетирований в группе состоящей из 24 человек. Основные Результаты исследования. Методом социологического опроса выявлены наиболее популярные цветовые гаммы используемые в оформлении интерьера, а также выявлена связь между прослушиваемой музыкой и вызываемой у человека ассоциацией цвета.
ВВЕДЕНИЕ
Человек видит мир в цветах, цвет присутствует везде, поэтому он влияет на человека также, как и все остальное. У каждого человека есть свой любимый цвет. Но, несмотря на это мы редко задумываемся над тем, какое значение в нашей жизни имеет цвет.
Мы не случайно начали работать над изучением данной проблемы. Оказывается, ещё в древности люди верили, что цвет обладает магической силой. С тех пор ученые провели многочисленные исследования, которые подтвердили тот факт, что цвет оказывает воздействие на настроение, на чувства, мысли и, в целом, на здоровье человека.
Цель моего исследования: определение влияния цвета на психологическое и эмоциональное состояние человека.
Задачи моего исследования: 1) используя литературные источники, изучить какие чувства и эмоции может вызывать определенный цвет; 2) методом социологического опроса выявить с каким цветом у людей ассоциируется различная музыка; 3) методом социологического опроса выявить какие цвета присутствуют в интерьере респондентов; 4) определить влияние цвета одежды человека и окружающих его людей на эмоциональное состояние.Синий цвет означает:
сосредоточенное внимание к своим делам
пассивность
вовлеченность
восприимчивость
стремление достичь цельности.
Его психологические проявления:
спокойствие
удовлетворенность
Зеленый цвет означает гибкость ума.
Он олицетворяет:
сосредоточенное внимание к своим делам
умение защищаться
цепкость
оригинальность суждений.
Его психологические проявления:
упорство
самоуверенность
упрямство
самоуважение.
Красный цвет означает силу воли.
Он олицетворяет:
интерес к окружающему миру
активность
агрессивность
независимость
стремление к постоянному движению
стремление к соревнованию
подвижность.
Его психологические проявления:
жизнелюбие
Желтый цвет означает:
непосредственность.
Он олицетворяет:
интерес к окружающему миру
активность
целеустремленность
любознательность.
Его психологические проявления:
оптимизм
оригинальность характера
веселая натура. Когда мы слушаем ту или иную музыку, в нашем мозге формируются связи между восприятием музыки и определенным цветом. Какие именно цвета будут ассоциироваться с теми или иными мелодиями, зависит от того, какие чувства мы переживаем при их прослушивании. Для решения поставленной задачи по определению ассоциации цвета и прослушанной музыки были опрошены 24 учащихся 4 класса нашей школы.
Согласно полученных данных (таблица 1), можно сделать вывод, что у 24 % респондентов быстрая, энергичная музыка ассоциируется с яркими, светлыми, теплыми оттенками (желтый, красный, белый), а медленная печальная музыка с цветами более темными, блеклыми, холодными (синий, серый, голубой) – 14 % респондентов. Таблица 1
Результаты анкетирования «Музыка в цвете»
Тип музыки Белый % Красный % Оранжевый % Желтый % Зеленый % Розовый % Голубой % Синий % Фиолетовый % Серый % Коричневый % Черный %
Грустная 3 14 14 0 10 0 14 38 0 3 0 0
Веселая 18 18 0 18 9 14 4 3 5 0 9 0
Нейтральная 14 9 14 3 0 0 29 3 0 19 3 0
Быстрая 0 0 14 19 24 14 9 10 3 0 3 0
Медленная 33 3 9 9 3 0 0 3 10 14 3 3
Спокойная 3 9 3 0 9 0 33 0 29 3 0 3
Джазовая 0 9 19 19 10 3 3 0 14 0 3 14
Ретро 9 5 0 9 29 0 0 14 19 3 10 0
Показатели анкетирования совпадают со стандартными данными, но были расхождение, потому что каждый человек воспринимает музыку по - разному и в связи с этим цвет тоже будет другой.
Влияет цвет музыки тоже по - разному на одного человека влияет положительно, а на другого отрицательно.
Возможности цвета безграничны, он способен вызвать не только определенные эмоции, но и создать ощущение тепла или холода, тесноты или большого пространства.
Не секрет, что цветовой дизайн дома оказывает существенное влияние на настроение и работоспособность.
Для жилой комнаты наиболее подходит зеленый: он снимает напряжение и усталость. Для лучшего восприятия к нему добавляют синие и желтые аксессуары. Если преобладает красный, то повышается раздражительность и агрессивность. Этот цвет улучшает пищеварение, и поэтому хорошо подходит для столовой. Желтый помогает сосредоточиться, повышает творческую активность, поэтому его можно использовать для рабочего кабинета. Синий цвет вызывает ощущение покоя, расслабленности - он идеален для спальни. Фиолетовый не следует выбирать: воздействие на психику проявляется в понижении активности и работоспособности. Коричневый цвет вызывает чувство спокойствия.
Нейтральные цвета (белый, серый, черный) можно использовать в любом интерьере. Для детской не рекомендуются темные цвета, наилучшими будут нежные тона пастельного цвета.
Цветовой дизайн дома оказывает существенное влияние на настроение и работоспособность. От цвета обстановки, в которой мы живем, зависит наше самочувствие, настроение и даже личная жизнь. Мною были проведен опрос в указанной выше группе по выявлению цвета в интерьере проживания респондентов. Для решения поставленной задачи по определению ассоциации цвета и прослушанной музыки были опрошены 24 учащихся 4 класса нашей школы.
Согласно полученных данных (таблица 2), можно сделать вывод, что у 21 % респондентов в спальне преобладают спокойные теплые тона, близкие к белому цвету – розовый, голубой, зеленый, у 21 % в детской комнате преобладают яркие цвета (желтый, зеленый, оранжевый), которые стимулируют детей к играм и развитию; 29 % на кухне преобладают оранжевый и красный цвет, который повышает аппетит и 29 % опрошенных в ванной комнате преобладают светлые цвета (белый, голубой, розовый).
Таблица 2
Результаты анкетирования «Цвет в интерьере»
Тип комнаты Красный Оранжевый Зеленый Голубой Синий Фиолетовый Розовый Черный Белый Жёлтый
Спальня 0 0 21 21 8 4 0 0 21 13
Кухня 0 21 17 4 4 0 4 0 9 29
Детская 0 14 29 3 9 3 0 0 9 19
Ванная комната 0 9 4 23 3 0 18 5 36 9
Современный выбор одежды предоставляет человеку просто огромные возможности для создания собственного образа, проявления индивидуальности, стиля и вкуса. Существуют определенные психологические факторы, в связи с которыми подходящая на вид одежда заставляет человека чувствовать себя некомфортно, неуютно без видимых причин. Поэтому прежде, чем приобретать одежду, желательно узнать об особенностях влияния одежды на человека.
Большое влияние, как на внешний вид, так и на психологическое состояние человека оказывает цвет одежды. Цвет воздействует на состояние человека независимо от того, хочет он этого или нет.
Желтый – самый оптимистичный цвет, снимает стресс, уравновешивает психику;
Зеленый - цвет природы, благополучия, здоровья, укрепляет нервную систему и в целом восстанавливает гармонию в организме;
Красный – цвет жизненной силы и любви, страсти (в зависимости от насыщенности и оттенка) стимулирует активную деятельность, утомляет;
Оранжевый – теплый и активный цвет, выводит из депрессии, хорош во время беременности, может утомлять;
Голубой – цвет безмятежности, чистоты, спокойствия, прохлады;
Синий – холодный, чистый и глубокий цвет, успокаивает и расслабляет, в больших количествах может подавлять и угнетать;
Фиолетовый – цвет вдохновения.
Выбирая одежду, желательно обращать внимание на ее оттенок, который должен соответствовать настроению, состоянию, которое будет сопровождать ношение того или иного платья, костюма, вечернего наряда.
Взрослея, люди меняют свои цветовые предпочтения.
Первый период - красный, когда человек молод, влюблен и стремится сделать карьеру.
На смену ему приходит голубое, синее или зеленое время, когда он уже устроился в жизни, добился определенного социального положения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершая работу по исследованию влияния цвета на человека, я определилась в следующем:
1. Цвет - это жизнь, он придаёт нам силы, оживляет, лечит, вдохновляет.
2. Цвет оказывает на нас огромное влияние, и, хотим мы того или нет, формирует наши психологические и эмоциональные качества.
3. Каждый человек воспринимает мир по–своему, пытаясь выразить мысли и чувства через цветовосприятие.
4.Из существующих методов диагностики влияния цвета можно использовать диагностики М.Люшера.
Выбирая что-либо по цветовой гамме, мы не задумываемся о влиянии цвета на наше самочувствие , а он уже оказывает сильное влияние на нашу жизнь. В заключении хочу сказать, что эта тема для меня очень интересна и увлекательна. Я обязательно продолжу исследование влияния цвета на человека ( “Цвет и имя”, “Цвет и знак зодиака”).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, 1984.
2. Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство. М., 1984.
3 . Ж. Агостон “Теория цвета и её применение в дизайне” М. “Мир” 1982 г.
4. Б. А. Шашлов “Цвет и цветовоспроизведение” М. “Книга” 1986 г.
5.Дженис Линдси “Все о цвете” Книжный клуб 36.6. 2012
6. Люшер М. Цвет вашего характера/Сара Д. Тайны почерка. – М.: Изд.
«Вече: Персей», 1996.
7. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест. – М.: Изд. «Харвест»,
2000. (Серия «Библиотека практической психологии»).
8. Клар Г. Тест Люшера. Психология цвета. – М.: Изд. «Питер», 1998.
9. Люшер М. Оценка личности посредством выбора цвета. – М.: Изд.
«ЭКСМО-Пресс», 1998.
10. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек – цвет – пространство. – М.: Изд.
«Питер», 1995.
11.http://www.iluhin.com/notes/color/index.html
12.http://www.art-granatis.ru/information/color/index.html
13.http://www.gdekakpochemu.ru/chto-takoe-cvet/