Конспект урока математики с использованием технологии проблемного и рефлексивного обучения по теме «Решение уравнений в два действия»


Конспект урока математики с использованием технологии проблемного и рефлексивного обучения по теме «Решение уравнений в два действия» (5 класс).
Цели урока:
Образовательная: совершенствовать вычислительные навыки обучающихся, способствовать формированию умений видеть взаимосвязь между компонентами и результатом действий;
Развивающая: развивать грамотную математическую речь, творческую и мыслительную деятельность, логическое мышление и познавательные интересы;Воспитательная: воспитывать потребность в здоровом образе жизни, через решение математической задачи показать пагубное влияние табакокурения на подростковый организм, способствовать воспитанию умений работать в парах, самостоятельно и коллективно;Используемые педагогические технологии: обучение с ИКТ, игровая, технология уровневой дифференциации, технология проблемного и рефлексивного обучения, технология листов опорных сигналов.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, оценочно-рефлексивный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная (дифференцированные задания), работа в парах, самостоятельная.
Оборудование: видеопроектор, экран, компьютер, карточки для игры «Математическое лото», карточки для индивидуальной работы, карточки с изображением лиц трёх типов настроения, карточки цветового изображения (красный, зелёный, жёлтый), доска, мел.
План урока:
Организационный момент (3 мин).
Актуализация опорных знаний с выходом на тему урока (7 мин).
Изучение нового материала (5 мин).
Закрепление изученного материала (10 мин).
Физкультминутка (3 мин).
Работа над задачей, здоровьесберегающего содержания (7 мин).
Самостоятельная работа (7 мин).
Подведение итогов урока. Выставление оценок. Рефлексия. Домашнее задание (3 мин).
Ход урока
Организационный момент (3 мин).
На доске записано небольшое стихотворение. Стихотворный текст задаёт общее настроение последующих 45 минут.
Я сегодня быстро встал,
В школу рано прибежал
Очень я хочу учиться,
Не лениться, а трудиться.
- Ребята, я рада вас снова видеть на уроке математики, прочитайте стихотворение на доске. Кто из вас пришёл в школу с таким же настроением? Покажите своё настроение с помощью сигнальных карточек.
Проверка настроения: приём «Мордашка» (у каждого ученика на парте 3 карточки, нужно показать ту, которая соответствует настроению в данный момент).
Настроение: отличное, равнодушное и плохое.
- Я вижу у вас у всех хорошее настроение, поэтому улыбнитесь друг другу и начнём наш урок. Сегодня на уроке вас ждёт интересная работа, я думаю, что у вас всё получится, для этого необходимо собрать всю силу ума и внимания! Вы готовы? Тогда в путь! Для начала вы хотите узнать тему урока? Её вы узнаете в процессе устного счёта.
С этого момента дети с увлечением включаются в учебный процесс. Тренинг общения помогает формировать положительную мотивацию и активизировать познавательную деятельность к работе на уроке.
Актуализация опорных знаний с выходом на тему урока (7 мин).
а) Индивидуальная работа у доски (дифференцированные задания).
На данном этапе реализована технология дифференцированного обучения – учитель использует разноуровневые карточки, памятки-подсказки.
Трое обучающихся работают на обратной стороне доски, выполняют письменно задание, предложенной карточки, остальные дети работают с учителем.
Карточка №1. Найди значения выражений.
3400 : 100
560 : 10
17000 : 1000
Карточка №2. Найди корень уравнения.
54х = 11 232 (Ответ: х = 208)
Карточка №3. Выбери и реши примеры на деление только те, у которых в частном три цифры.
2666 : 43
16 632 : 54
186 000 : 150
3672 : 18
б) Математическая разминка. Задание на развитие памяти и внимания (фронтальная работа с классом).
Классу на 10 секунд показывается слайд, на котором изображены разноцветные фигуры с написанными на них числами.
Синий квадрат (19), зелёный круг (27), красный треугольник (45), жёлтый ромб (36)
Вопросы учителя:
- Какое число записано в квадрате?
- Какого цвета круг?
- В какой фигуре число 45?
- Какое число в фигуре жёлтого цвета?
- Какая фигура последняя?
в) Коллективная проверка индивидуальной работы.
г) Игра «Математическое лото» (работа в парах).
Данный этап начинается с постановки проблемной ситуации и вовлечением школьников в игру, с целью формулирования темы и целей урока обучающимися самостоятельно.
Каждой паре класса выдаётся карточка лото и полоски бумаги размером в одну ячейку лото. Учитель читает примеры и одновременно условие задания появляется на экране в виде слайд - презентации, а обучающиеся закрывают в карточке соответствующие ответы. Из оставшихся незакрытых букв, дети складывают слово, которое обозначает тему урока.
Игровая форма позволяет учесть возрастные особенности детей 5 класса, с интересом повторить зависимость между компонентами и результатом арифметических действий, которая известна ребятам с начальной школы и необходима для изучения нового материала. Разгадывание слова и первенство в этой работе задаёт определённый азарт, а презентация позволяет анимировать объяснения правил игры, качественно и быстро провести проверку.
- Вы сможете прочитать тему урока, если правильно решите примеры и закроете ответы в своей карточке.
У каждой пары имеется памятка – подсказка.
У500 С27 Р45 О150
М100 А630 В90 Б54
Н8 Е15 К96 Н1000
Ш341 Ь125 И0 Е48
Найти частное чисел 81 и 3 (27)
Первый множитель 25, второй множитель 6. Найти произведение этих чисел. (150)
Найти сумму чисел 36 и 64 (100)
Делитель равен 9, а частное 6. Найти делимое. (54)
Уменьшаемое равно 100, а разность 4. Найти вычитаемое. (96)
Найти произведение чисел 31 и 11 (341)
Делимое равно 1000, а частное 8. Найти делитель. (125)
Вопросы учителя:
- Какие числа остались открытыми?
- Из соответствующих букв составьте слово. (Уравнение)
- Назовите тему урока.
- Вспомните, что такое уравнение?
- Сегодня на уроке, мы будем решать уравнения нового вида.
3. Изучение нового материала (5 мин).
Объяснение нового материала проходит в форме диалога с опорой на знания обучающихся и с использованием опорных схем. На данном этапе используется технология листов опорных сигналов.
На доске записано уравнение.
(x – 12)8 = 56
Вопросы учителя:
- Где находится неизвестное число?
- Как найти неизвестный множитель?
- Что теперь неизвестно в уравнении?
- Как найти неизвестное уменьшаемое?
x – 12 = 56:8
x - 12 = 7
x = 7+12
x = 19
Закрепление изученного материала (10 мин).
Детям предлагается решить 3 уравнения на доске и в тетрадях с подробным комментированием и с помощью изученного алгоритма.
Выход к доске для объяснения решения, посадка на место и продолжение работы, данные действия направлены на снятие напряжения с мышц туловища, увеличение двигательной активности, создание ситуации успеха.а) ( y +25): 8 = 16
Вопросы учителя:
- Где находится неизвестное число?
- Как найти неизвестное делимое?
- Какой компонент теперь неизвестен?
- Как найти неизвестное слагаемое?
y + 25 = 16 8
y +25 = 128
y = 128 -25
y = 103
б) 44 : с + 9 = 20
Вопросы учителя:
- Где находится неизвестное число в этом уравнении?
- Как найти неизвестное слагаемое?
- Что теперь неизвестно?
- Как найти неизвестный делитель?
44 : с =20 – 9
44 : с = 11
с = 44 : 11
с = 4
в) 5х – 28 = 17
Вопросы учителя:
- Где находится неизвестное число?
- Как найти неизвестное уменьшаемое?
- Какой компонент теперь неизвестен?
- Как найти неизвестный множитель?
5х = 28 + 17
5х = 45
х = 45 : 5
х = 9
Физкультминутка (3 мин).
Комплекс двигательных упражнений проводится под музыкальное сопровождение, с помощью компьютера. Затраченное время помогает детям снять эмоциональное и мышечное напряжение, повышает их работоспособность.
Поднимает руки класс – это «раз»,
Повернулась голова – это «два»,
Руки вниз, вперёд смотри – это «три»,
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять»,
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
Для профилактики утомления органов зрения проводится гимнастика для глаз. На экране появляются разноцветные геометрические фигуры, школьники глазами обводят контуры этих фигур.
6. Работа над задачей, здоровьесберегающего содержании (7 мин).
- Вы должны заботиться о своём здоровье, вести здоровый образ жизни, не курить сигареты. Сейчас мы решим задачу с помощью уравнения, и вы узнаете, сколько минут жизни забирает одна, выкуренная сигарета (условие задачи записано на слайде).
Задание дети прослушивают с учебником на голове. Данный методический приём способствует формированию и коррекции правильной осанки.
Если неизвестное число увеличить в 2 раза, а к полученному произведению прибавить 36, то получиться 48.
Обучающиеся самостоятельно составляют уравнение по условию задачи и выполняют его решение. (2x + 36 = 48)
- Сколько минут жизни у человека забирает одна выкуренная сигарета? (6 минут)
- Поэтому, курение – это яд, который губит ваш организм, у мальчика под воздействием никотина замедляется рост.
- Я хочу прочитать вам стихотворение Геннадия Касмынина о человеке, который курит сигареты.
Утром наполнить спешит никотином
Хилые лёгкие. Пусть похрипят.
Так он воюет и с медициной,
И с утвержденьем – «Курение – яд!»
Это непросто: щёки обвисли,
Сердце в груди совершает прыжки.
Выпали волосы, Спутались мысли.
Руки дрожат. Под глазами мешки.
Но с ненавистным журналом «Здоровье»,
Что издаётся на радость ханже,
Вплоть до победы биться готов он.
Врач успокоил: «Недолго жить!»
- Ребята, давайте беречь здоровье с детства!
Самостоятельная работа (7 мин).
Вариант 1 25а + 49 = 149 (Ответ: а = 4)
Вариант 2 9у – 54 = 162 (Ответ: у = 24)
Работа выполняется индивидуально по вариантам с дальнейшей взаимопроверкой и фронтальным обсуждением характера допущенных ошибок. Здесь можно увидеть каков примерно процент качества усвоения материала, попросив поднять руки обучающихся, получивших оценки «5» и «4».
Подведение итогов урока. Выставление оценок. Рефлексия. Домашнее задание (3 мин).
На данном этапе применяется технология рефлексивного обучения, которая помогает учителю отследить уровень понимания учебного материала, особенности психологического состояния обучающихся посредством обратной связи.
Вопросы учителя:
- Как называются числа при делении?
- Как найти неизвестный делитель? Множитель?
- Скажите, понравился ли вам урок?
- У вас на партах квадраты разного цвета. Я прошу вас с помощью этих квадратов показать, как вы усвоили алгоритм решения уравнения в два действия.
Зелёные квадраты – да, я понял (а) решение уравнения в два действия.
Красные – нет, я не усвоил (а) алгоритм решения уравнения.
Жёлтые – недостаточно усвоил (а).
- Запишите домашнее задание. Спасибо за внимание! Урок окончен!
Домашнее задание даётся в виде практики – номера по учебнику.
Отметочное оценивание в течение урока происходит при индивидуальной работе, на этапе закрепления, самостоятельной работы, эмоциональная оценка сопутствует на протяжении всего урока.