Использование игровых технологий на уроке русского языка


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Хатынгнахская средняя общеобразовательная школа»
Среднеколымский улус (район)
Республика Саха (Якутия)
Использование игровых технологий на уроках
русского языка
Работа учителя русского языка
Ноговицыной Лены Алексеевны
Хатынгнах
2015
Содержание:
Введение
Игровые педагогические технологии
Игры, используемые на уроках русского языка
Заключение

«Человеческая культура возникла и развивается в игре» ( И.Хейзинг).
Введение
Давно известно, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Использование игровых моментов на уроках русского языка пробуждает интерес к предмету, делает его увлекательным, любимым и нужным. Чем интереснее ребенку, тем прочнее его знания.
Цель работы: Используя педагогические технологии на занятиях по русскому языку , способствовать повышению познавательного процесса, доведение полученных знаний до навыков, развивать творческое воображение, уметь анализировать и рассуждать.
Объектом моей работы является познавательная деятельность школьников на уроке русского языка.
Актуальность: Работая в общеобразовательной школе, где учатся дети, имеющие разные интеллектуальные, психологические, мотивационные и поведенческие особенности, нужно осознавать, что первоначальной задачей для учителя должен быть поиск таких средств обучения, которые, во-первых, привлекут учащихся к процессу получения знаний по предметам, то есть повысят познавательный интерес учеников; во-вторых, дадут им возможность реализовать свою индивидуальность; В процессе деловой дидактической игры развивается целеустремленность, активность, динамичность и продуктивность мышления, прочность и оперативность памяти, стремление к совершенству и вера в свои силы. С дидактической точки зрения игровое обучение перспективно тем, что не противостоит современным педагогическим теориям и может стать одной из форм интегрированного обучения.
Так же целью моей работы является изучение дидактических возможностей использования игровых технологий на уроках русского языка в 5-11 классах, закрепление практических навыков на уровне методики и обобщение опыта.
Задачи:
Обобщить опыт использования игровых технологий на уроках русского языка.
Сделать процесс обучения занимательным, создать у детей рабочее настроение.
Облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным.
Целью обращения к игре на уроке является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне моторики, перевод знаний в опыт. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое до конца; в групповой работе – развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Игра на уроке может стать очень серьезным занятием. В этом случае за внешней кажущейся легкостью стоит кропотливая подготовительная работа учителя.
2. Игровые педагогические технологии
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка, литературного чтения и других предметов, изучаемых в школе. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией, которая даётся изначально в готовом, ярком виде, не требующем дополнительной работы или осмысления. Во всём мире неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объём сведений. Приоритетной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации в соответствии с поставленной задачей. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Игра — это естественная для ребёнка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, я учу детей не так, как мне удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Что же такое «игровые педагогические технологии»? Это понятие включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.
2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры.
3. Учебный материал используется в качестве её средства.
4. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.
5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Значение игры невозможно исчерпать развлекательно-реактивным ее приложением. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, воспитание, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. В потревоженном, задетом игрой человеке пробуждается важное очень предчувствие: все не просто так.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде с четко выраженной учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. В чем же преимущества игровых технологий перед традиционными?
Игровая форма соответствует логике деятельности, включает моменты социального взаимодействия, готовит к конструктивному профессиональному обучению. Игровые компоненты насыщены обратной связью (здесь и сейчас). В играх формируются ценностные ориентации и установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка. В играх проявляется вся личность, ее позитивные и негативные индивидуальные особенности, стиль делового партнерства.
Игра – это такой вид деятельности, в процессе которого в игровой ситуации решается учебная задача. В современной педагогической и психологической литературе выделяют множество видов игр.
По характеру педагогического процесса можно выделить следующие группы игр:
- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.
Возможности использования игровых технологий:
1) Ролевые игры на уроке (инсценирование);
2) Игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);3) Игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
4) Использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
5) Различные виды внеклассной работы (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
Классификация дидактических игр:
1.Фонетические игры.
2.Лексико-фразеологические игры.
3.Игры по морфемике и словообразованию.
4. Игры, помогающие осваивать орфографию, пунктуацию, синтаксис.
3.Игры, используемые на уроках русского языка
Я часто на уроках русского языка использую игровые моменты. Особенно на уроках 5-6 классов. Покажу некоторые игры, которые использую по темам «Фонетика», «Лексика», «Словообразование».
Фонетические игры:
1).Подберите слова, отличающиеся только мягкостью/твердостью согласных. Учитель называет твердый вариант, а учащиеся – мягкий.
Мал – ... , нос – ..., ток – ..., лук – ..., мыл – ..., лыс – ..., воз – ..., был – ..., выл – ..., пыл – ..., угол – ... .2.) Соберите букет
а)Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются только твердые звуки
б)Соберите в букет цветы, в названии которых есть хотя бы один мягкий звук.
Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, жимолость, лютик.3). Подберите парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного из двух согласных. Кто быстрее?
1-й вариант: кора, сиять, жить, дом, жаль, пас, роса, пар, бухнуть, дочка.2-й вариант: коза, колос, шалость, кол, твоих, пить, злой, удочка, башня, гость.4). Эту игру я использую для отработки следующей учебной операции — различения твёрдых и мягких согласных звуков. Учитель бросает мяч ученику и называет слово, которое начинается с любого согласного звука. Учащийся должен вернуть мяч учителю, назвав другое слово с этим же самым согласным звуком или с любым твёрдым согласным звуком (условия игры оговариваются заранее). Назвать слово с таким же звуком ученику легче.
Например: учитель — «рог», ученик — «рама».
учитель — «рог», ученик — «машина».
учитель — «миг», ученик — «мешок».
учитель — «миг», ученик — «сирень».
Затем можно усложнить игру: учитель называет слово, начинающееся с твёрдого согласного звука, ребёнок отвечает словом, начинающимся с его мягкой пары или с любого мягкого согласного звука.
5). Кто быстрее и больше запишет слов, в которых букв больше, чем звуков: конь, мель, печь.
6). Кто придумает больше слов на букву а, в, о и т.д.
7). "Сквозная буква". Предлагаю ученикам считать одну из букв сквозной, т.е. стоящей на определенном месте, придумать и записать такие слова: река, песня, лесной и т.д. Можно задать вопросы-шутки:
1. Чем кончается день и ночь? (Мягким знаком).
2. Что стоит посередине земли? (Буква М)
3. Что находится в начале книги? (Буква К).
Лексические игры.
1).Часто при изучении антонимов использую перевертыши. Например: угадайте русские пословицы по ее перевертышу: «Начал безделье – сиди дома робко» («Кончил дело, гуляй смело»), «Зайцев храбриться – из поля выйти» («Волков бояться в лес не ходить»), «Быстрее стоишь – ближе умрешь» («Тише едешь – дальше будешь») и т.д.2). Игра«Сыщики».
Дети заранее дома или в классе на карточках готовят лексическое значение слова по Толковому словарю. Класс разбивается на команды по 4-5 человек. Первая команда читает второй лексическое значение слова со своей карточки. Если команда не угадывает слово, тогда задание адресуется другой команде. Когда все карточки отгаданы, подводим итоги. Победителем становится команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Эту игру я использую на уроках русского языка при изучении лексического значения слова, а также в тех ситуациях, когда необходимо по ходу урока выйти на работу с определёнными словами (отгаданные слова я помещаю на доску, и начинается работа сними уже по теме урока — определяются общие грамматические признаки, отличия, классификация и сравнение). Данная игра позволяет ребёнку не только научиться пользоваться Толковым словарём, познакомиться с понятием «лексического значения слова», но и пополнить свою устную речь новыми словами. Для меня очень важно, что, участвуя в этой игровой ситуации, многие ребята начинают проявлять самостоятельный интерес к изучению значения и истории возникновения тех или иных слов.
3).При изучении антонимов использую стихотворения. Например: Подберите слова с противоположным значением, чтобы оно завершило стихотворение:
1) Я – антоним к слову «зной»,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада.
А зовут меня ……(прохлада)
2) Я- антоним слову «смех»
Не от счастья и утех,
А бываю поневоле от несчастия и боли,
От обид и неудач. Догадались? Это … (плач)
3) Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец.
Называюсь я ….(конец)
4) Я-антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я – для отдыха, для сна.
Называюсь …(тишина).
5). При изучении фразеологизмов можно предложить следующую игру « Собери фразеологизм»
Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых. Игровые задания к теме «Морфология. Орфография».
1).В 5 классе для лучшего усвоения темы «Одушевленные и неодушевленные существительные» я использую красочные рисунки, изображение разных предметов, читаю загадку, учащиеся отгадывают предмет.
Что за рыжий огонек
Прячет хвостик за пенек?
Выходи - я не боюсь,
Я морковкой поделюсь.
Ребята отвечают: "Это белка". Я показываю рисунок, где изображена белка. Учащиеся ставят вопрос к слову белка. Кто?
2).Изучая тему "Правописание падежных окончаний имен существительных", я использую загадки , которые учащиеся записывают полностью, а также отгадывают их, выделяют окончания существительных.
В поле родился, на заводе варился, на столе растворился (Сахар.)
Сидит на ложке, свесив ножки. (Лапша).
3).При изучении темы "Имя существительное" и темы "Имя прилагательное" я провожу выборочные диктанты с использованием карточек. Читаю текст, ребята выписывают только словосочетания существительное + прилагательное. Проверку провожу так: один из учеников читает выписанные словосочетания, а все остальные поднимают карточки с буквой, обозначающей падеж. При такой проверке сразу видно, кто из учащихся затрудняется в определении падежей существительных, а поэтому допускает ошибки в окончаниях. Такая работа проводится по проверке усвоения склонения существительных, правописания суффиксов прилагательных.
4).«Падежные окончания». Из альбомного листа изготовляются карты, на которых записаны предложения, но вместо существительных помещены соответствующие рисунки. Читая предложение, учащиеся по рисункам называют имена существительные в соответствующем падеже, подбирая правильное окончание.
5).Обучение русскому языку подразумевает не только освоение письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм.
Это может быть минутка-разминка под общим названием «Говорите по-русски правильно».
6) Разгадайте загадки, вставьте ответы в кроссворд, в выделенных клеточках прочитаете слово. Просклоняйте полученное слово.
По теме «Словообразование»
Ребята любят шарады «Составь слово».
1. Корень тот же , что и в слове СКАЗКА,
Суффикс тот же, что и в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка та же, что и в слове РАСХОД. (рассказчик)
2. Корень мой находится в ЦЕНЕ.
В ОЧЕРКЕ найди приставку мне.
Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ вы встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка)
3. В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень,
Суффикс в СОБРАНИИ встретите вскоре,
В слове РАССКАЗ вы приставку найдете,
В целом – по мне на уроки пойдете. (расписание)
В результате подобных заданий у учащихся формируется умение определять состав слова, выделять нужные морфемы, различать однокоренные слова, лучше усваиваются способы образования слов.
При изучении «Синтаксиса» часто использую игру «Серпантин одной фразы». В игре отрабатывается умение пользоваться распространенными предложениями, умение строить сложные предложения. Учитель предлагает фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить ее в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу.
Например:
1-й - Я читаю книгу.
2-й – Я читаю интересную книгу.
3-й - Я читаю интересную книгу по вечерам.
4-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день.
5-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день, потому что это мое любимое занятие.
Использовать игровые технологии можно не только в 5-6 классах, но и на любой ступени обучения.
В 9-11 классах очень часто провожу игру «Корректор». Учащимся даётся текст, где допущены ошибки и нужно их исправить. Эта игра учит орфографической зоркости, умению классифицировать ошибки, умению аргументировать свои варианты написаний.
Представьте, что корректор – это вы, вам нужно правильно расставить запятые, определить вид придаточных предложений.
Например, такая карточка:
Грош цена человеку который не может сломить дурной привычки.
Комната куда меня привели была похожа скорее на сарай.
И нищий наездник таится в ущелье где Терек играет в свирепом веселье.
По радио сообщили что такого засушливого лета не было тридцать лет.
Нас не спрашивают хотим ли мы сдавать экзамены.
Суеверные люди уверяют будто встреча с черной кошкой сулит несчастье.
4.Заключение
В этой работе лишь маленькая часть тех игр, которые я использую на уроках русского языка. Ребятам нравится играть, узнавая что-то новое.
Игровые технологии я использую в основном в 5-6 классах. Это связано с тем, что 5 класс – переходный этап в жизни детей: из начальной школы – в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов.
Моя задача, как учителя русского языка, в это время – сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе и как самостоятельное учебное занятие: уроки-игры, уроки-соревнования.
Присутствие «великой учительницы» — игры в жизни школьника должно быть осмысленно соотнесено с другими видами его деятельности. Целесообразно спланированную, правильно подобранную и умело использованную игру педагогом, по моему мнению, можно считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок. На уроке игра позволяет учащемуся испытать радость умственного напряжения и преодоления интеллектуальных трудностей, которые сопряжены с решением учебных задач.
Таким образом, игровая деятельность является хорошим средством для формирования познавательного интереса учащихся к русскому языку и литературе, она способна привлечь их внимание, показать красоту этих предметов. Но пользоваться ей надо умело, использовать игры в системе, не упуская сути предмета и не придавать игре характер обычного упражнения. Ведь игра — это всегда праздник для ребёнка.
Список литературы
1. Граник Г.Г. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1994.
2. Иванова В.А. Тайны слова: занимательная грамматика. Волгоград,1961.
3. Игровые технологии на уроках русского языка. Авт.-сост. В.Н.Пташкина. Волгоград, 2011.
4. Шкатова Л.А. Подумай и ответь: занимательные задачи по русскому языку. М.: Просвещение, 1989.
5. Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие игры со словами. – М:ООО издательство «Дом.XXI век», 2007