Статья Корпоративный лифткак инновационная форма развития общих и профессиональных компетенций педагогических работников


Корпоративный лифт как инновационная форма развития общих и профессиональных компетенций педагогических работников
Таборидзе Л.В., к.п.н.
Бирюкова Р.С.
В Концепции модернизации российского образования определено, что «…значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала». Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для развития экономики России, но и общества в целом. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, с переосмыслением цели и результатов образования. Этот подход нашел отражение в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010 г.) и в новом федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», где ясно обозначена переориентация оценки результата: с понятий «знания», «умения» и «навыки» на понятия «компетенция» и «компетентность». Меняется образовательная парадигма с когнитивной на системно-деятельностную, личностно-ориентированную, где последовательно реализуется компетентностный подход. Потребность страны в педагогах, способных занять личностно – ориентированную позицию по отношению как к обучающемуся, так и к себе, выдвигает в разряд особо актуальных - проблему повышения профессиональной компетентности педагога в рамках образовательной организации. Это одна из важнейших методических задач. От успешности ее решения в значительной степени зависит повышение эффективности труда преподавателя, преодоление (и предотвращение) таких негативных явлений как «педагогическое выгорание», «профессиональная деформация» педагога; преодоление его профессиональных и личностных затруднений.
Современный этап развития общества насыщает образование новым содержанием и новыми технологиями. Проблема приобретает особую остроту в связи с необходимостью перестройки учебно-воспитательного процесса в колледже, направленного на развитие профессиональной личности студента в соответствии с новыми образовательными стандартами, новыми вызовами времени: педагог должен выступать как управленец процессами постижения нового.
Проблемы модернизации требуют не только новых организационных форм образовательного процесса, но и наполнения педагогической деятельности новым смыслом и более совершенной педагогической техникой и технологиями. Для этого необходима разработка новых подходов и инновационных механизмов повышения компетентности в рамках самого образовательного учреждения, позволяющий отвечать на реальные потребности педагогов, развивать педагогическую деятельность с помощью коллег и даже стать важным элементом управления качеством профессионального образования. Это обеспечит развитие всех субъектов образовательного процесса. Отслеживать эффективность осваиваемых подходов в образовательном процессе позволят технологии мониторинга.
Решая данную проблему, колледж «Царицыно» осуществляет повышение профессионализма педагогических кадров, оптимально управляя этим процессом на основе личностно-ориентированного и деятельностного подхода. Не случайно, Колледж «Царицыно» в течение трех лет является Лауреатом Гранта Правительства Москвы в сфере образования и многих других престижных наград.
В современных условиях реорганизации системы московского образования, важным вектором своей модернизации колледж «Царицыно» считает разработку и апробацию инновационного механизма повышения компетентности педагогических кадров через организацию «Корпоративного лифта», с учетом личностно-ориентированного подхода и применения педагогических технологий в рамках различных форм обучения педагогов:
Клуб молодых педагогов;
Лаборатория педагогических технологий;
Школа наставничества;
Мониторинг сформированности профессиональных компетенций педагогов.
Целью внедрения данного механизма является обеспечение повышения качества образовательных услуг и конкурентоспособности колледжа через реализацию различных форм повышения квалификации и построения индивидуальных траекторий профессионального развития педагогов.
Среди основных задач корпоративного обучения можно выделить:
внедрение инновационных образовательных технологий в учебно-воспитательный процесс с целью повышения качества образования;
оптимизация управления деятельностью колледжа на основе современных принципов менеджмента и критериев качества, признанных мировым сообществом;
обеспечение формирования кадрового резерва колледжа;
укрепление имиджа колледжа, обеспечение его инвестиционной привлекательности.
Процесс формирования педагогического мастерства в колледже «Царицыно» непрерывен, системный и многоуровневый, осуществляемый в различных формах:
Учеба педагогических работников на курсах повышения квалификации в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования согласно Приказу Минобрнауки РФ (Приказ 1 1760 от 14.12.2010г.).
Стажировки преподавателей на производственной базе социальных партнеров.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации по программам ГМЦ, ФИРО, МИОО.
Система обучающих семинаров, тренингов по проектной деятельности на базе колледжа.
Учеба в "Клубе молодого педагога" (молодые преподаватели, имеющие стаж работы менее 3 лет), проводимая с целью профессиональной адаптации молодых специалистов колледжа.
Лаборатория педагогических технологий (педагоги, имеющие стаж работы более 3 лет), позволяющая развивать профессионально- технологические компетенции педагогов.
Школа наставничества как условие для полноценного проявления и развития педагогического мастерства.
Самообразование и саморазвитие через участие преподавателей в научно- практических семинарах, конкурсах различного уровня; городских, всероссийских и международных конференциях и др..
Учеба в аспирантуре, научно-исследовательская деятельность в качестве соискателей ученой степени кандидата наук.
Система менеджмента качества как условие повышения квалификации педагогов.
Мониторинг педагогических процессов и сформированности профессиональных компетенций.
Основными элементами инновационного механизма повышения профессиональных компетенций педагогов является "Клуб молодого педагога»(Приложение1), «Лаборатория педагогических технологий»(Приложение 2), Школа наставничества, где используются личностно-ориентированные и деятельностные технологии: технология целеполагания в педагогической деятельности, технология педагогических мастерских, мозгового штурма, метода проектов, проблемно-модульных технологий; деловые игры, дискуссии, метод кейсов, квест-технологии и др. Необходимо отметить, что содержание различных форм повышения профессиональных компетенций строится с учетом, выявленных затруднений педагогов. На занятиях, тренингах применяются такие методы, как работа в малых группах, анализ конкретных ситуаций, метод проектов, обмен опытом.
Для организации обратной связи, рефлексии в рамках данных форм применяются различные виды опросов, бесед по проблемным вопросам корпоративного обучения. В ходе организации самостоятельной работы педагогов используется анализ психолого-педагогической литературы, конкретных ситуаций в педагогической деятельности.
В целях оказания помощи молодым и начинающим педагогическим работникам в их профессиональном становлении, формирования стабильного, высокопрофессионального коллектива в колледже, распространения передовых научно-педагогических технологий и создания условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства организована Школа наставничества. За каждым молодым специалистом закреплен наставник из числа педагогов–мастеров своего дела.
Значимым в организации данных процессов является системно-деятельностный, технологический подход, в русле которого формируется, совершенствуется профессиональная компетентность педагога - интегративная характеристика профессиональных и личностных качеств, совокупность знаний, умений и опыта педагога в системе его профессиональной педагогической деятельности.
Данный инновационный механизм закономерно потребует от педагога постоянного стремления к профессиональному и личностному росту, овладения образовательными технологиями, потребности в трансляции своего опыта. Одним из важнейших средств реализации данного механизма является мониторинг педагогических процессов. На основании результатов самооценки, педагогического мониторинга, рекомендаций и замечаний, полученных в ходе предыдущей аттестации, а также Программы развития образовательного учреждения в рамках «Корпоративного лифта» разрабатывается индивидуальная программа профессионального развития как педагога, так и управленца. В программе определяются содержание, формы, методы повышения уровня профессиональной компетентности, т.е. что конкретно педагог должен знать и уметь для реализации намеченного.Эта же программа является основным документом для прохождения педагогом аттестационных процедур. В процессе реализации программ в нее включают информацию: о наиболее значимых и интересных учебных и внеаудиторных занятиях, их анализ; об участии педагога в методической работе и его творческой деятельности в образовательной организации и вне ее (педагогические чтения, семинары, научно-практические конференции, педагогические советы, временные творческие коллективы и т.д.), а также данные диагностики обучающихся; результаты педагогических исследований. В качестве приложений к индивидуальной программе можно добавить методические разработки, материалы о деятельности обучающихся и т.д.В индивидуальную программу профессионального развития педагога вносятся и результаты внутриколледжного контроля: взаимопосещения занятий коллегами, администрацией; материалы контрольных мероприятий, проводимых администрацией или специалистами методической службы.
На основании накопленных материалов в конце каждого учебного года проводится мониторинг педагогической деятельности, предполагающий соотнесение полученных результатов с раннее поставленными целями и задачами, что служит основой корректировки индивидуальной программы педагога на следующий период. Данная работа проводится систематически в конце каждого учебного года, это позволяет сформировать обобщенную характеристику деятельности педагога и полученных им результатов, что и служит предметом экспертизы во время проведения аттестационных процедур.
Повышение профессионализма педагогических кадров в рамках «Корпоративного лифта», обеспечивает во-первых освоение педагогических технологий, выступающие как средство развития педагогической деятельности и личности педагога; во-вторых, как способ формирования готовности педагогов к использованию их для формирования компетенций у обучающихся. Данный процесс носит не только личностно- ориентированный, но и опережающий характер, который основан на стратегических целях развития всей системы профессионального образования.
Таким образом, основным результатом внедрения инновационного механизма повышения компетентности педагогических кадров в рамках колледжа «Царицыно» является успешное формирование интегральных компетенций обучающихся, повышение качества образовательных услуг, укрепление имиджа и инвестиционной привлекательности колледжа.