Конспект обобщающего урока по творчеству В.А.Жуковского и А.С.Пушкина (5 класс)


Обобщающий урок по творчеству В.А.Жуковского и А.С.Пушкина (5 класс)
Цель: обобщить знания учащихся о литературной (авторской) сказке на примере сказок Жуковского и Пушкина, повторить теорию литературы: понятие сказка, стихотворная речь и прозаическая, рифма, ритм.
Ход урока.
Организационный момент.
Основной этап в форме фронтальной беседы с элементами выразительного чтения:
- Какие произведения В.А.Жуковского изучили на прошлых уроках?
- Вспомните сюжет сказки «Спящая царевна» (кто предсказал царице рождение дочери, почему не пригласили двенадцатую колдунью, как она отомстила, кто спас царевну, усыпив ее не навсегда, на сколько, кто пробудил царевну от многовекового сна).
- Какие элементы народной сказки использует Жуковский (зачин, концовка).
- Кто главные герои баллады «Кубок»? Какими чертами характера наделяет их автор? Как вы понимаете смысл слов благородство, рыцарство, жестокость? Когда герои проявляют эти качества?
      Благородство — это высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честностью. Благородство проявляет царевна, когда она, не боясь родительского гнева, заступается за пажа и просит отца не отправлять его в море второй раз.
Рыцарство — это самоотверженность, благородство. Рыцарским поступком можно назвать и первый, и второй прыжок пажа в море.
Жестокость — крайняя суровость, безжалостность, беспощадность. Царь проявляет жестокость, когда впервые объявляет о своем желании увидеть прыжок со скалы за кубком и когда вторично посылает молодого пажа в море.
- В чем заключался литературный спор Жуковского и Пушкина? (кто лучше переделает народную сказку).
- Какая сказка А.С.Пушкина появилась благодаря эту спору? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
- Чьи сказки взяли за основу наши писатели? (немецкая народная сказка, переделанная братьями Гримм, и французская, обработанная Шарлем Перро).
- Назовите главных героев сказки Пушкина.
- Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» вызывает хорошее, радостное настроение. Но сначала возникает чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спасает царевну, грусть и печаль уходят.
- Кто из героев особенно понравился вам? Кто вызвал другие чувства?  (Детям обычно нравится молодая царевна, богатыри, Соколко и королевич Елисей, а мачеха вызывает чувство возмущения).
- Чем сказка Пушкина близка к народной?
- Началом какого произведения является отрывок «У лукоморья…»?
- Давайте перечитаем снова этот отрывок (стр.93), какие сказочные картины вы себе представляется под эти строки?
Работа по теории литературы.
- Что такое сказка? Баллада? (Краткий словарь литературоведческих терминов стр.291, 296).
Рифма — это созвучие окончаний стихотворных строк.( словарь стр. 295)
Ритм — повторение однозначных явлений через равные промежутки времени.
Прозаическая речь — речь, свободно движущаяся от предложения к предложению. Стихотворная речь — речь, подчиненная ритму.
Обобщение, вывод.
- Какие сказки мы называем писательскими (литературными)?
- Что отличает их от народных?
- Что сближает литературные сказки с народными?      
- Писательскими или литературными называют сказки, у которых есть автор.
Создатели литературных сказок часто берут народные сюжеты, вводят в произведение зачины, концовки, повторы, пословицы и поговорки. Литературная сказка отличается от народной тем, что автор наполняет сюжет народной сказки новыми идеями, а иногда и придумывает свой собственный сюжет. Писатель высказывает свое мнение о поступках героев, использует литературные слова и выражения, которые не употребляются в народных сказках.- Какие литературные сказки вы читали? Кто их авторы? (Если ученики затруднятся вспомнить названия и фамилии авторов, порекомендуем им прочитать такие сказки (список их можно написать заранее на доске):      П. П. Ершов.«Конек-горбунок».      А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»
     С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»
В. М Гаршин. «Лягушка-путешественница». «Attalea princeps»
     Д. Н. Мамин-Сибиряк.«Аленушкины сказки».
    А. Н. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Итог. Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе по творчеству В.А.Жуковского и А.С.Пушкина.