Урок обучения грамоте в 1-а классе по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Тема: Такой – другой, такой – такой же
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 имени О. А. Морозова»
Урок обучения грамоте в 1-а классе
по системе развивающего обучения Л. В. Занкова
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Миненкова Т. Н.
Ефремов
2013 г.
Тема. Такой – другой, такой – такой же.
Цели: создать условия для формирования представления об антонимах и синонимах,
содействовать развитию умений находить синонимы и антонимы;
наблюдать за ролью антонимов в речи;
учить выделять главное, сопоставлять, сравнивать, включать в систему имеющихся знаний, осуществлять самоконтроль и взаимопроверку;
развивать внимание, память, усидчивость;
способствовать развитию монологической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления;
воспитывать культуру общения при фронтальной работе, индивидуальной работе;
создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке.
Формировать УУД:
Личностные:
-Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
-В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД:
-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-Слушать и понимать речь других.
-Выразительно читать текст.
-Вступать в беседу на уроке и в жизни.
-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
Оборудование:
для учителя: персональный компьютер, презентация к уроку;
для учащихся: учебник, рабочие тетради, карточки.
Методы: продуктивный, частично-поисковый.
Организационный момент.
(Учащиеся читают стихотворение)
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Учитель.
- Начинаем наш урок. Сейчас сядут те ребята, чье имя начинается с гласного звука, затем – с твердого согласного, а теперь- с мягкого согласного.
- Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости из детского сада. Они успели соскучиться и хотят посмотреть, чему вы успели научиться за это время в школе.
СЛАЙД № 1
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Учитель:
Мы продолжаем путешествие по Стране звуков и букв. Нам предстоит раскрыть еще одну тайну русского языка. Тема урока звучит так:
СЛАЙД №2
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Загадочно! Не правда ли? В конце урока вы поможете сформулировать тему урока по-другому.
- Думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. А чтобы все получили удовольствие от работы не надо забывать следующие правила:
СЛАЙД №3
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Эпиграфом урока будет одна пословица. А прочитать ее сможете, поднявшись по ступенькам знаний.
На доске запись:
тьма
нье -
че
· у
не
а
свет,
нье –
че
у
-Что вы прочитали? Как понимаете смысл этой пословицы?
Работа по закреплению пройденного материала.
СЛАЙД № 4
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Что записано? Назовите их. Какие звуки они могут обозначать?
Разделите буквы на две группы.
СЛАЙД № 5
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Посмотрите на нижнюю строку. Какая буква «лишняя»?
Почему?
- Предложите задание по этой записи. (Дети предлагают варианты заданий.)
- Составьте слова.
- А я составила слово
СЛАЙД № 6
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Фронтальная работа.
- Составьте схему этого слова в тетрадях.
(1 ученик составляет на доске из звуковых фишек)
- Что вы можете сказать о слове?
Индивидуальная работа.
(В это время 3 учащихся выполняют индивидуальные задания.)
1 карточка
- Подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки.
малина, зима, Роман
- Найди и подчеркни «лишнее» слово.
2 карточка
- Поставь в словах ударение.
кролик
собака
посуда
- Найди и подчеркни «лишнее» слово.
Проверка индивидуальной работы. Обсуждение ответов.
3карточка
- Раздели слова на слоги.
крокодил, диван, сова, слон
- Найди и подчеркни «лишнее» слово.
Физкультминутка.
Работа над новым материалом.
Учитель:
- А сейчас я предлагаю вам интересное задание. Самые наблюдательные помогут раскрыть секрет речи.
СЛАЙД № 7
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Прочитайте слова слева - направо. Что вы заметили?
- Кто знает, как называются такие слова?
СЛАЙД № 8
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
-А сейчас я предлагаю интересную игру « Наоборот». Вы должны договорить слова в рифму.
СЛАЙД № 9
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Самостоятельная работа.
а) - Сейчас наш класс превратится в исследовательский центр. Для этого разделимся на три группы (по рядам).
СЛАЙД № 10
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Каждый ряд будет исследовать свою группу слов.
1ряд - 1группа слов
2 ряд – 2 группа слов
3 ряд – 3группа слов
- Постарайтесь понять, о каком предмете говорят эти слова.
б) Обсуждение ответов. Проверка по слайдам презентации.
- Как называются эти слова?
СЛАЙД № 11
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
в) - Посмотрите на следующий слайд.
СЛАЙД № 12
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Назовите синонимы.
- Назовите антонимы.
- Как вы думаете, какую роль выполняют синонимы и антонимы в речи?
СЛАЙД № 13
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Работа с учебником (стр. 36).
- Расшифруйте 1 и 4 пиктограммы. Что заметили?
- Прочитайте 2 и 3 предложения.
- Назовите 4 слово. Что вы можете о нем сказать?
Работа над текстом (стр. 36).
Чтение текста вслух «по цепочке».
Беседа по прочитанному тексту.
- Что прочитали? Докажите.
- Прочитайте 2 предложение. Чем оно особенно?
- Рассмотрите последние два предложения. Что вы заметили? Как они называются?
- Почему ставятся «!», «?» ? Прочитайте их выразительно.
- Как вы думаете, какое заглавие подходит к данному тексту? Объясните свой выбор.
Работа в паре.
Найдите предложение по схеме. Подтвердите свою мысль.
Итог урока.
- Какое же открытие вы сделали на уроке?
- Как же по-другому можно было сформулировать тему сегодняшнего урока?
- Вспомните эпиграф урока. Что заметили в пословице? Назовите их.
Рефлексия.
- Вы сегодня хорошо потрудились. Мне приятно было с вами работать.
- Кто остался доволен своей работой?
Начните свой ответ со слов « Мне сегодня удалось»
- Кого бы сегодня вы хотели похвалить? Почему?
СЛАЙД № 14
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
15