«КРЕПОСТНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ СТЕПАНА РАЗИНА», конспект урока истории Отечества, 8 класс
ДАТА:
КЛАСС: 8
ТЕМА:
«КРЕПОСТНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ СТЕПАНА РАЗИНА»
ЦЕЛЬ:
Формирование представлений у учащихся о положении крепостных крестьян.
ЗАДАЧИ:
Разъяснить понятия «крепостные крестьяне», «барщина», «оброк»; сформировать представление о крепостном угнетении; показать не только тяжесть подневольного труда, но и любовь крестьянина к земле;
Коррекция и развитие зрительной памяти на сходств и различий между крестьянами и помещиками;
Воспитывать сочувствие к угнетенным, уважение к героизму русских людей.
ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:
Крепостные крестьяне – крестьяне, которые прикреплены к земле, к барину; барщина, оброк – повинности крепостных крестьян.
ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ:
Крепостные крестьяне, барщина, оброк, Соборное уложение,
ОБОРУДОВАНИЕ:
Таблица « Крепостные крестьяне и помещики»,
ТИП УРОКА:
Сообщение новых знаний
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Приветствие учащихся
Проверка готовности учащихся к уроку
5 – ти минутное чтение
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Учитель:
Вспомните, о чем говорили на прошлом уроке?
Учащиеся:
На прошлом уроке говорили о начале правления династии Романовых.
Учитель:
Когда начала править новая династия Романовых?
Учащиеся:
Династия Романовых начала править в 1613 году
Учитель:
Почему Алексея Михайловича прозвали «Тишайшим»?
Учащиеся:
Алексея Михайловича прозвали «Тишайшим» за то, что он стремился к тишине и покою в государстве.
Учитель:
Какие важные события произошли в годы правления Алексея Михайловича?
Учащиеся:
В годы правления была война с Польшей, «Соляной бунт» и «Медный бунт»
Учитель:
Почему в Москве начался «Соляной бунт»?
Учащиеся:
«Соляной бунт» в Москве начался из-за того что царь повысил налог на соль.
Учитель:
Из-за чего начался Медный бунт?
Учащиеся:
Медный бунт в Москве начался из-за того, что царь приказал чеканить монеты не из серебра, а из меди. А медные деньги многие торговцы не принимали.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Учитель:
В течение многих уроков мы говорили о замечательных людях, строителях Кремля, о первопечатнике Иване Фёдорове. Российское государство достигло больших успехов в развитии культуры. Всё это было возможно благодаря труду народа. В те времена основное население состояло из крестьян. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся, как же жилось крестьянам в деревнях. Откройте тетради и запишите дату и тему урока.
Тема урока: «КРЕПОСТНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ СТЕПАНА РАЗИНА»
Учащиеся: (открывают тетради, записывают дату и тему урока)
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель:
Посмотрите на доску и прочитайте новые слова, которые нам сегодня встретятся при изучении новой темы:
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
КРЕПОСТНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ – ПРИКРЕПЛЁННЫЕ К ЗЕМЛЕ И ЛИЧНО ПОДЧИНЕННЫЕ ОДНОМУ ХОЗЯИНУ КРЕСТЬЯНЕ
БАРЩИНА – БЕСПЛАТНЫЙ ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД КРЕПОСТНЫХ НА ПОМЕЩЕЧЬЕЙ ЗЕМЛЕ
ОБРОК – НАЛОГ КРЕПОСТНЫХ КРЕСТЬЯН ПОМЕЩИКУ В ВИДЕ ДЕНЕГ И ПРОДУКТОВ
СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ – СБОРНИК ЗАКОНОВ
Учитель:
Основным богатством в России была земля, а основным занятием крестьян было сельское хозяйство.
По ходу урока нам нужно с вами будет заполнить таблицу.
КРЕСТЬЯНЕ ПОМЕЩИКИ
СХОДСТВО
ЖИЛИ В ДЕРЕВНЕ ЖИЛИ В ДЕРЕВНЕ
РАЗЛИЧИЯ
ОТРАБАТЫВАЛИ БАРЩИНУ РАСПРЕДЕЛЯЛИ РАБОТУ
ПЛАТИЛИ ОБРОК ПОЛУЧАЛИ ОБРОК
Землевладельцами в России были – царь, церковь, бояре, дворяне, помещики.
Крестьяне же землёй не владели, а жили на землях монастырских, государственных, вотчинных. И чем больше крестьян проживало на земле, тем богаче был ее хозяин. И поэтому хозяину не нравилось, что крестьяне могли уйти с их земли. Царь же принимал такие законы по которым переход крестьян от одного хозяина к другому ограничивался. Так постепенно крестьяне прикреплялись к земле одного хозяина, то есть становились крепостными. землевладелец наделял крестьянина не большим участком земли. За полученный надел крестьянин обрабатывал хозяйскую землю, да еще и ухаживал за скотом, валил лес, ловил рыбу, чинил дороги, копал колодцы. Такая работа называлась – барщиной. (ТАБЛИЦА)
Учитель:
Кто такие крепостные крестьяне?
Учащиеся:
Крестьяне, которые жили на земле хозяина, т.е. зависели от землевладельца
Учитель:
Кроме отрабатывания барщины, крестьяне платили оброк, т.е. натурой – овощами, ягодами, рыбой, мёдом и др.
Многие крестьяне были недовольны своим крепостным положением. Они убегали от своих хозяев на окраины Российского государства. Но если их догоняли или находили хозяева их наказывали. Со временем на границах России скопилось огромное количество бежавших от хозяев крестьян. Бежавшие крестьяне занимались грабежами, разбоями.
Но существовал закон, по которому если сбежавший крестьянин не был пойман хозяином – становился свободным. Т.е. помещики не имели на него права.
Учитель:
Кто такие крепостные крестьяне?
Учащиеся:
Крестьяне, которые жили на земле хозяина, т.е. зависели от землевладельца
Учитель:
Что такое барщина?
Учащиеся:
Барщина это бесплатный принудительный труд крепостных крестьян на помещичьей земле.
Учитель:
Что платили и за что крестьяне помещику?
Учащиеся:
Крестьяне платили помещику оброк, за пользование помещичьей землёй.
Учитель:
Чем занимались крестьяне, сбежавшие от своих хозяев?
Учащиеся:
Крестьяне, сбежавшие от своих хозяев, занимались грабежом и разбоем.
Учитель:
Но помещикам не нравился закон, в котором говорилось, что после 5 лет бегства крестьянин становится свободным. И тогда они стали требовать изменить существующий закон и так как помещики были опорой царя во всех государственных делах. В 1649 году чтобы ублажить помещиков Алексей Михайлович принял новый сборник законов – соборное уложение.
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ:
1649 г. – ПРИНЯТ СБОРНИК ЗАКОНОВ - СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ
Учитель:
Сейчас работая с текстом учебника на стр.89 (8 абзац), вам нужно найти изменения по новому закону.
РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА СТР.89 (8 АБЗАЦ)
Учитель:
Какие изменения были внесены в Соборное уложение?
Учащиеся:
По Соборному уложению был упразднен (отменен) Юрьев день по которому крестьяне могли перейти от одного хозяина к другому.
Учитель:
Отныне помещики получили право искать беглых крестьян постоянно – без ограничения времени и возвращать в свои поместья.
Таким образом, в 1649 году в России было окончательно узаконено крепостное право.
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ:
1649 г. – УЗАКОНЕНО КРЕПОСТНОЕ ПРАВО
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Учитель:
Ребята о чем говорили сегодня на уроке?
Учитель:
Что общего было у крепостных крестьян?
Учитель:
Почему крепостные крестьяне были бесправными?
Учитель:
Какие повинности были у крепостных крестьян?
Учитель:
Какой закон закрепил крепостное право?
Учитель:
Когда был принят этот закон?
Учитель:
В каком году было узаконено крепостное право?
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
А сейчас давайте подведем итоги вашей работы на уроке:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
I ГРУППА – СТР. 89 - 90, ЧИТАТЬ,
II ГРУППА – СТР. 89 - 90, ЧИТАТЬ,
III ГРУППА – 89 – 90, читать
1649 г. – УЗАКОНЕНО КРЕПОСТНОЕ ПРАВО
1649 г. – ПРИНЯТ СБОРНИК ЗАКОНОВ - СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ