Организация учебно-тренировочного процесса с позиции здоровьясбережения обучающихся


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа №1»
Шебекинского района и города Шебекино Белгородской области
«Организация учебно-тренировочного процесса с позиции здоровьясбережения обучающихся»
В помощь тренеру-преподавателю
Автор:
Дрожжин Юрий Викторович
старший тренер-преподаватель
отделения дзюдо.
г. Шебекино 2015 г.
Содержание
Введение …………………………………………………. 3
Основные методы здоровьясбережения
дзюдоистов …………………………………………….. 3
Педагогические технологии формирования
здоровьясберегающей среды…………………..………. 3
Профилактика травматизма в
учебно-тренировочном процессе……………………….. 4
Список используемой литературы …………………… 6
Введение
Одной из основной целью работы любого тренера-преподавателя, является построение учебно-тренировочных занятий направленных на здоровьясбережение обучающихся. Главная задача педагога - сохранить и укрепить здоровья занимающихся детей. Дзюдо относятся к одним из наиболее эффективных и общедоступных средств для формирования здорового образа жизни, а также высоконравственных ценностей ориентации подростков. Поэтому основная цель педагогической деятельности тренера, это организовать учебно-тренировочный процесс который будет направлен на здоровьясбережение обучающихся.
Основные методы реализации здоровьясбережения дзюдоистов.
Для эффективной реализации аспектов здоровьясберегающих технологий на занятиях дзюдо тренер должен обязательно включать в учебно-тренировочный процесс мониторинг результатов медицинских осмотров учащихся, а также их физической и функциональной подготовленности. Знакомить родителей с результатами мониторинга и их учет в учебно-воспитательной работе. Критерием здоровьясберегающей среды и качество образовательного процесса будет показатель ухудшения или улучшения здоровья спортсменов. Это согласуется с обязательным ежегодным двухразовым прохождением медицинской комиссии и тестированием физической и функциональной подготовленности учащихся.
Если наблюдается рост уровня физиологического и физического состояния учащихся то их организм получает возможность противостоять пагубным влияниям внешней среды, что является показателем хорошей здоровьясберегающей среды в школе.
Педагогические технологии формирования здоровьясберегающей среды.
Помимо этого для формирования здоровьясберегающей среды в образовательном процессе используется комплекс мер, состоящий из ряда педагогических технологии, которые не вредят ребёнку, обучающемуся дзюдо, а так же направлены на мотивацию вести здоровый образ жизни, и развивают навыки культуры здоровья.
Поставленные задачи решаются путем реализации следующих педагогических направлений.
- мотивация у учащихся вести здоровый образ жизни;
- вовлечение детей участвовать в физкультурно-оздоровительных мероприятиях;
- проведения мероприятий направленных на профилактику травматизма.
Обучения дзюдо проводится с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. При этом активно используются следующие здоровьясберегающие технологии:
- лично-ориентированное обучение (направленное на формирование индивидуальных качеств спортсменов;
- дифференцированное обучение (осуществляет контроль, за особенностями организма ребенка);
- диалоговое обучение (при помощи него педагог превращает учебный процесс в эффективное общение, создавая условия для учащихся к самовыражению и благоприятному психологическому фону);
- рефлексивное обучение даёт тренеру возможность отслеживать в процессе обучения уровень освоения дзюдо;
- педагогическое сотрудничество – направленно на успешное решение задач по укреплению и сохранению здоровья.
Целесообразным представляется формирование у детей ориентации на занятия спортом – как обязательной частью образа жизни. Занятия спортом и физической культурой, вместе со здоровым образом жизни будут надежно защищать ребенка. Это все можно достичь путем проведения бесед с учащимися по темам рекомендованных учебными программами.
Профилактика травматизма в учебно-тренировочном процессе.
В учебно-тренировочном процессе особое внимание уделяется профилактики травматизма. У дзюдоистов наиболее часто встречаются следующие травмы: ушибы конечностей; растяжения сухожилий и связок, мышц рук, ног и, туловища; вывих плечевого и голеностопного сустава, а также локтевого, лучезапястного и коленного сустава.
Основными причинами травматизма являются:
Невыполнение основных правил спортивной тренировки: непрерывность, цикличность, плавное повышения нагрузок.
Тренировки на фоне усталости.
Выполнение незнакомых, непосильных, сложных упражнений.
Занятия дзюдо без разминки или плохой разминки.
Невнимательность спортсменов.

Причины организационного характера:
Низкая квалификация педагога.
Формирование групп, не учитывая пол, возраст, физическую подготовленность.
Большое количество занимающихся в группе.
Проведение тренировочных занятий без тренера.
Низкая температура воздуха.
Учащиеся допускаются к тренировочным занятиям без врачебного контроля;
Ранее начало тренировок после болезни, травмы;
Несоблюдение санитарных норм, гигиены тела, ног.
Нарушение правил содержания мест занятий (плохое освещение, недостаточная вентиляция, некачественная поверхность татами, нерациональное расположение инвентаря и оборудования и др.).
Нарушение режима и дисциплины.
Неоптимальный календарь – частое участия в соревнованиях, при котором недостаточно времени на реабилитацию организма дзюдоистов.
Поэтому при планировании тренировочного процесса требуется максимально исключить все эти негативные факторы.
Сохранение и развитие физического, физиологического и психологического здоровья, популяризация здорового образа жизни, профилактика травматизма, должны стать основными направлениями в учебно-тренировочном процессе при обучении детей дзюдо.
Список используемой литературы
Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.
Сократов Н.В., Тиссен П.П. «Здоровьясберегающие технологии в образовательном процессе школьников». Оренбург. Издательство
ОГПУ. 2007 г.
Дзюдо: методические материалы экспериментальной дополнительной (учебной) программы для детей, подростков, молодежи, взрослых / И.Д. Свищев [и др.]. – М.: СпортУниверГрупп, 2004. – 81 с.