Методика особенности построения учебно-тренировочного процесса футболистов 6 — 8 лет
. Принципы построения и содержание учебно-тренировочных занятий юных футболистов
В программу подготовки футболистов возраста 6-8 лет, вошли те элементы, которые непосредственно воздействуют на технику владения мячом (ведение, передачи, остановки мяча). Ряд элементов (отбор мяча, жонглирование и вбрасывание мяча двумя руками из-за боковой линии) применяется в ограниченном количестве. Умение хорошо контролировать мяч (осуществлять ведение, передачи и остановки мяча) показывает очевидное развитие двигательно-координационных способностей, умение быстро перемещаться с резкой сменой направления — развитие быстроты и силы; не уставать при длительных нагрузках — развитие выносливости; принимать оптимальные решения в различных игровых ситуациях — развитие интеллекта. Ориентирами здесь служат показатели физического развития, взятые из комплексной программы физического воспитания учащихся начальных классов общеобразовательных школ.
Наряду с обучением элементам футбола в процессе общей физической подготовки должны быть использованы двигательные действия, характерные для других видов спорта: легкой атлетики, гимнастики, передвижения на лыжах. И наконец, все учащиеся должны обладать основами теоретических знаний в области физической культуры. С помощью легкой атлетики мы проверяем развитие основных двигательных качеств: быстроты (бег 30 м, челночный бег 3 х 10 м); скоростно-силовых возможностей (прыжки в длину с места); координации движений (прыжки в высоту с разбега и метание малого мяча в цель и на дальность); выносливости (6-минутный бег). Данную проверку осуществляют в основном в начале и конце учебного года.
Из раздела «Гимнастика» в младших классах применяют строевые и акробатические упражнения.
При наличии соответствующих условий необходимо проводить занятия по лыжной подготовке. Такие занятия дают нагрузку на все группы мышц, служат хорошим закаливающим фактором.
На всех тренировках надо говорить о необходимости соблюдения правил соревнований, честности борьбы, уважения к сопернику и поддержки более слабого товарища. Следует обращать внимание на внешний вид занимающихся, подчеркивая важность использования удобной, одежды и обуви, что является неотъемлемой частью гигиенического, нравственного и эстетического воспитания футболистов.
Применение элементов футбола как средства всестороннего развития личности при обучении юных спортсменов должно проходить в строгом соблюдении дидактических принципов: наглядности, доступности, постепенности, систематичности, сознательности и активности занимающихся, с учетом их индивидуальных способностей. Можно сказать, что основным развивающим фактором здесь служит мяч, а оптимальным является такое количество мячей, которое соответствует числу занимающихся. Это значительно повышает плотность занятий, позволяет разнообразить применяемые упражнения и игры, укрепить дисциплину, потому что в данном случае внимание футболистов направлено на мяч, не дающий ей отвлекаться на посторонние действия.
Используемые на занятиях футболом мячи могут быть различными по размеру и весу, изготовлены из различных материалов. На стадии обучения желательно учитывать аэродинамические свойства мячей, применять немного приспущенные («покладистые»), а при совершенствовании, по мере усвоения приобретенных знаний и умений, более упругие мячи. Принцип индивидуализации реализуют здесь раздачей мячей, по своим характеристикам соответствующих возможностям занимающихся.
На занятиях желательно иметь инвентарь, который поможет расширить диапазон упражнений и игр (стойки, кегли, гимнастические палки, гимнастические обручи, гимнастические скамейки). У детей должны оставаться после занятий приятные чувства, поэтому не рекомендуем на начальной стадии освоения элементов футбола использовать игры и упражнения, связанные с отбором мяча, когда занимающиеся могут получить болезненные удары или травму.
Характерной особенностью учащихся младших классов является подвижность нервных процессов. Значит, следует менять специальные упражнения как можно чаще или чередовать их с общеразвивающими упражнениями. А если поощрять спортсменов премиальными баллами за хорошее и быстрое выполнение того или иного задания, то это введет элемент соревнования, заинтересованности и позволит детям более активно участвовать в таких упражнениях.
Полезным стимулирующим средством служит проведение соревнований между занимающимися с применением элементов футбола. Такие состязания могут проходить в виде эстафет, а затем и игр. Причем привлекать в команды надо всех и давать им возможность соревноваться с равными по силам, но более взрослым футболистам.
Футболистам младшего возраста присуща образность мышления, поэтому «знакомство» с мячом нужно начинать со сказки о «Волшебном клубочке», который может привести любого в сказочную страну, где живут сильные, красивые и умные люди. Но чтобы попасть туда, надо уметь управлять этим клубочком. Первое, самое простое и доступное действие, — наступить на мяч подошвой и катать его, в том числе кругами. (Обучать можно с помощью подвижных игр «Быстро по местам», «У ребят порядок строгий», «Совушка», «Космонавты».) Это действие поможет провести тестирование уже на первых уроках.
После освоения движения подошвой, катающей мяч, можно приступать к освоению ведения мяча и остановки мяча подошвой во время ведения. Ведение осуществляют тремя способами: внешней стороной стопы серединой подъема, внутренней стороной стопы. Освоение ведения внешней стороной стопы лучше начинать при таком ее положении, когда носок немного поворачивается внутрь и мяч небольшими толчками подбивается вперед. Это движение близко к естественному и поэтому проще для освоения.
Осуществлять построения для упражнений и игр надо так, чтобы занимающиеся выполняли ведение мяча по прямой при отсутствии сбивающих факторов. Лучшим вариантом является построение в шеренгу (если спортивный зал достаточно большой) или по кругу (когда площадка невелика). Отрезки с ведением мяча с 3-4 м постепенно увеличивают до 10-12 м. Темп медленный, чтобы ученица могла в любой момент наступить подошвой на мяч.
Ведение мяча можно включать в подготовительную часть занятия, сочетая с выполнением общеразвивающих упражнений. В основной части - ведение мяча по прямой и остановку его подошвой выполняют при проведении подвижных игр «Волк во рву», «Два Мороза», «У медведя во бору», «Лиса и куры».
Освоив ведение мяча по прямой в медленном темпе внешней стороной стопы, футболисты начинают выполнять ведение серединой подъема. Данный способ целесообразно использовать в эстафетах, где надо быстро преодолеть отрезок свободного пространства.
И наконец, при ведении мяча с изменением направления применяют ведение внутренней стороной стопы. Такой способ ведения мяча осуществляют по разметке площадки или по специальному маршруту, который обозначается стойками, кеглями. По мере освоения данный технический элемент включают в подготовительную часть занятия при выполнении пробежки.
Изучаемые элементы гимнастики (перекаты в группировке, стойка на лопатках с согнутыми ногами) и элементы футбола (ведение мяча и остановка его подошвой во время движения), дополняя друг друга, позволяют создавать упражнения и игры, комплексно развивающие ученика. Например, закрепление учебного материала по перекату в группировке может проходить в виде соревнования команд из трех-четырех человек. На расстоянии 5-6 м от стартующих лежит гимнастический мат. По сигналу тренера первые участники ведут мяч к мату (маршрут можно составлять в зависимости от способа ведения мяча). Остановив около мата мяч, занимающийся выполняет перекат, встает и возвращается в свою команду или передвигается дальше к финишу. Побеждает команда, быстрее закончившая задание. Начисляя очки за занятые командами места (например, за 1-е место — 5 очков, за 2-е — 4 и т.д., в зависимости от количества команд), можно также давать поощрительные очки за правильно выполненный перекат. Это заставит соревнующихся выполнять гимнастические элементы не только быстро, но и правильно.
Передача мяча в футболе является сложным элементом для учащихся первого года обучения, и ее начинают осваивать в конце учебного года. Сначала занимающиеся выполняют передачи мяча в стену или гимнастическую скамейку (расстояние 1-2 м), отскочивший мяч останавливают подошвой. Чтобы повысить интерес к этому однообразному упражнению, можно нарисовать круги на стене или скамейке и давать премиальные очки за точное попадание, определяя места по количеству набранных очков. Передачу здесь выполняют внутренней стороной стопы («щечкой»), и по мере освоения расстояние увеличивается до 3-6 м.
Передача партнеру осуществляется только в парах на расстояние 2-4 м. Этот элемент футбола также можно использовать в любой части занятия: подготовительной, основной, заключительной. Например, игра «Волк во рву» может выглядеть так: посередине площадки проводят две линии на расстоянии 2-4 м. Пространство между линиями — «ров», в котором находится «волк». Занимающиеся располагаются по разные стороны рва и выполняют передачи мяча друг другу. Волк, передвигаясь во рву, старается коснуться мяча; коснувшись мяча, он «отбирает» все очки, которые ранее набрали участники игры с помощью передач. Игру можно проводить на время. В результате определяются места пар по количеству набранных очков и лучший волк, собравший наибольшее количество очков.
Подобным образом можно провести игру «Два Мороза», но в данном случае уже два ученика пытаются коснуться мяча, «заморозить» его. Обязательно необходимо включать в занятие вбрасывание мяча. Это еще больше разнообразит занятия, частично развивая силу.
И конечно, особую радость доставляет сама игра в футбол. У занимающиеся первого года обучения эта игра имеет ряд особенностей и ограничений:
-количество игроков в команде не должно превышать 3-4 человек, причем команды следует составлять из примерно равных по физическим возможностям детей;
-запрещено отбивать мяч куда попало;
-не ставить вратарей; вместо ворот использовать кегли или резиновые (пластмассовые) стойки, которые надо сбивать, чтобы получить премиальное очко.
Особенно эффективна игра двумя мячами, что значительно увеличивает время владения мячом каждой играющей командой и ограничивает число случаев отбора мяча, а значит, и число ударов по ногам.
Заканчивается учебный год проверкой развития физических качеств как с выполнения общих (предусмотренных программой) нормативов, так и специальных (челночный бег 3 х 10 м с мячом с мяча подошвой после каждых 10 м; челночный бег 3 х 10 м с ведением мяча без остановки, изменением направления ведения мяча внутренней стороной стопы).
На втором году обучения происходит развитие физических качеств с помощью элементов футбола, гимнастики и др., освоенных за предыдущий период, но применяемых теперь в более сложных условиях.
Основным элементом футбола здесь служит ведение мяча, которое следует включать в каждое занятие:
-простое ведение мяча (по прямой, по кругу, с изменением направления на 90° — в подготовительной части урока);
-скоростное (с изменением направления на 180°, с обводкой стоек, препятствий — в основной части).
Большинство подвижных игр осуществляют с ведением мяча: «Вызов номеров», «Белые медведи», «Зайцы в огороде», «Пустое место», «Невод», «Перемена мест», «Шишки, жёлуди, орехи», «Салки», «Посадка картофеля», а также эстафеты.
В начале учебного года проводится тестирование на ведение мяча с обводкой стоек. Упражнение начинают от стартовой линии, на расстоянии 3 м от нее установлена стойка, далее с интервалом в 2 м — еще две стойки, через 3 м от последней стойки кладут гимнастический обруч или чертят круг, в котором надо остановить мяч. Данное упражнение выполняют на время. Одновременно с проверкой ловкости проверяют и быстроту. Во второй попытке, занимающийся после остановки мяча в кругу бежит обратно 10 м.
Освоение ведения мяча позволяет развивать умение принимать правильное решение в быстро меняющихся ситуациях. Хорошо помогает этому игра «Смена мест»: занимающиеся выполняют ведение мяча по площадке, стараясь не столкнуться с партнершами (за столкновение — 1 штрафное очко). По сигналу тренера останавливает подошвой мяч и перебегает к мячу своему партнеру, что оговорено заранее. Последний из участников, наступившая на мяч, получает также 1 штрафное очко. В конце игры нужно подвести итоги и определить места участников в соответствии с количеством полученных ими штрафных очков.
Развитию мышления способствуют также упражнения или эстафеты, где надо выполнять последовательно разные действия. Например, при совершенствовании передачи и ведения мяча с изменением направления (в парах) дают следующее задание: партнеры стоят на расстоянии 3-5 м друг от друга; по сигналу тот, у которого мяч, делает передачу партнеру и перебегает на ее место; занимающийся, получившая мяч, выполняет его ведение на место, откуда прибежал партнер, затем разворачивается (меняет направление движения) и делает ему передачу мяча.
В подготовительной части занятий это задание выполняют 2-3 раза после каждого общеразвивающего упражнения (можно отмечать поощрительными очками детей, выполняющих задание правильно и быстро, например, за 1-е место давать 2 очка, за последнее — 0, всем остальным начислить по 1 очку и определить победителей в разминке). В основной части занятий можно давать это упражнение на время.
Те же действия можно сочетать с выполнением гимнастических элементов, если во время бега без мяча делать кувырок вперед на гимнастическом мате, лежащем между партнерами. Более сложный вид ведения мяча — это ведение с обводкой стоек, партнеров, стоящих на месте. Расстояние при обводке между стойками или стоящими партнерами в начале обучения составляет от 2 до 3 м. Такое упражнение тоже можно включать в подготовительную часть занятий. По мере усвоения расстояние сокращается до 1 м, и выполняют данное упражнение уже в соревновательных условиях (эстафеты, игры). Особенно сложными для детей являются игры «Салки», «Колдуны» с элементами футбола, где требуется, выполняя ведение мяча, двигаться, догоняя участников или убегая от водящих. По тому, как футболисты играют в эти игры, можно судить о степени развития ловкости (особенно если игры проводят на ограниченной площадке и выход мяча за ее пределы не разрешается).
Совершенствование передач реализуют в тройках или четверках; в данном случае передачу мяча выполняют не прямо перед собой, а с изменением направления. Для выполнения такого действия надо освоить остановку мяча внутренней стороной стопы («щечкой»), что представляет определенную трудность, поскольку приходится разворачивать ногу носком наружу и так останавливать мяч. В конце учебного года передачи мяча «щечкой» осуществляют уже с сопротивлением.
Одна из самых распространенных среди школьников подвижных игр является игра «Собачки». Вариантов ее много, и на первых порах используют самый простой из них: 5-6 стоящих игроков передают мяч между собой по кругу, а водящий старается коснуться мяча. Коснувшись мяча, она встает в круг, а водящий становится участник, последний дотронувшийся до мяча. Чтобы заинтересовать детей, определяют лучшего игрока, считая передачи, которые делают стоящие в кругу (водящая при этом очков не получает). Побеждает тот, кто за определенное время набравшая большее количество очков. Основное условие игры: учащийся, принимающая мяч, должен обязательно сначала остановить его и только затем выполнить передачу мяча партнеру.
Вбрасывание мяча двумя руками из-за головы вперед включают в используемые игры и упражнения наряду с ведением и остановкой мяча. Обучение вбрасыванию мяча лучше проводить на большой площадке. Занимающиеся делятся на две группы, участники которых встают в две шеренги. У первой шеренги в руках мячи. По сигналу они бросают мяч двумя руками из-за головы вперед, стоящие сзади бегут за этими мячами, догоняют и останавливают их. Затем соперники меняются местами.
В конце учебного года необходимо провести тестирование по общефизической подготовке и специальным упражнениям, описанным выше.
На втором году обучения необходимо проводить соревнования между занимающимися по игре в футбол или мини-футбол. В команду могут входить 4-7 человек, время игры — 2 тайма по 10-15 мин. каждый.
Основным техническим элементом футбола, который изучают ученики в возрасте 8 лет, является передача мяча, применяемая в игре с сопротивлением или, выражаясь футбольным языком, в «квадратах», причем чем меньше участниц «квадрата», тем сложнее выполнять передачи и, соответственно, обработку мяча при его приеме после передачи. Как и ведение мяча, эту игру можно включать в любую часть занятия, сообразуясь с количеством участников и в зависимости от задач занятия.
Вот как может выглядеть подготовительная часть, включающая в себя закрепление передач мяча с сопротивлением: после легкой пробежки в течение 2-3 мин. и упражнений на развитие мышц стопы (ходьба на носках, пятках, на внешней и внутренней сторонах стопы), занимающиеся разбиваются на группы по 5-6 человек. Каждая группа образует круг, выбирается водящий. Участники по кругу выполняют передачи мяча, а водящий старается их перехватить. После касания им мяча или выхода мяча из круга водящего меняют. Каждые 20-30 сек. дают сигнал. Все останавливаются и выполняют общеразвивающие упражнения, водящий на момент последующего свистка должен выполнить таких ОРУ в 3-4 раза больше, чем остальные игроки. Ту же игру проводят и в основной части, но здесь водящие приходят из других команд (групп). Задача стоящих в кругу — набрать как можно больше очков с помощью передач (каждая точная передача — 1 выигрышное очко), водящая старается отобрать мяч и удержать его у себя. Отнимать у него мяч может только тот, кто его потерял. Каждая водящий водит определенное время (30-90 сек.). По истечении игрового времени подсчитывается количество набранных участниками очков. Когда все побывают в роли водящих, определяется команда, набравшая наибольшее количество очков.
Продолжается закрепление обработки мяча «щечкой» и начинается обучение обработке мяча внешней стороной стопы. Данный элемент лучше начинать изучать при ведении мяча. Занимающийся выполняет ведение мяча только одной ногой, переводя его с одной стороны проведенной от нее прямой линии на другую; затем следует ведение мяча одной ногой с обводкой стоек; далее обучение происходит в парах при передачах мяча сначала по прямой, затем уводя мяч в сторону мимо стойки. Тот же прием применяют при выполнении обманного движения — имитация ухода в одну сторону и перевод мяча внешней частью стопы в другую.
Одним из самых трудных упражнений является жонглирование мячом, то есть подбивание мяча, различными частями стопы, не давая ему опускаться на землю. Жонглирование обычно включают в подготовительную часть (5-10 мин.). Сначала при жонглировании мячом удары выполняют, чередуя отскок мяча от пола с подбиванием его серединой подъема, затем внутренней и внешней частью стопы. Подбивание мяча выполняют несильными ударами, чтобы мяч не подлетал выше пояса. Затем занимающиеся пробуют выполнять жонглирование одной ногой, не давая опускаться мячу на пол. Оценивать упражнение можно по количеству ударов, выполненных за один раз.
Увеличивается количество двусторонних игр 3 х 3, 2 х 2. Вместо ворот можно использовать стойки, кегли, набивные мячи, гимнастические обручи и т.д. Поскольку здесь играют одним мячом, то необходимо освоить простейший отбор мяча, когда занимающийся ставит внутреннюю сторону стопы жестко перед мячом, который старается провести мимо него соперник. Осваивать отбор лучше в парах, когда одна из участников медленно выполняет ведение мяча, второй — подставляет ногу. Постепенно скорость ведения мяча увеличивается, применяется обводка соперницы.
Завершают развитие физических качеств с помощью элементов футбола, и занимающиеся знакомятся с видами легкой атлетики, с помощью которых они будут совершенствовать свою физическую подготовленность (бег, прыжки в длину и высоту, метание мяча, эстафетный бег).
Основу подготовки футболистов составляют специальные упражнения, которые позволяют гармонично развивать все физические качества, и улучшать техническую подготовку занимающихся. Основные элементы, специальных упражнений представлены на рис. 1-11.
Рис. 1. Совершенствование быстроты стартового разгона и техники остановок и передач мяча
Рис. 2. Совершенствование быстроты стартового разгона и техники остановок и передач мяча
Рис. 3. Короткие и средние передачи мяча «на ход» в группе из игроков в сочетании со скоростными рывками
Рис. 4. Короткие и средние передачи мяча в тройках, в скоростном движении, с постепенно уменьшающимися расстояниями между игроками
Рис. 5. Короткие и средние передачи мяча в тройках, в скоростном движении, с постепенно увеличивающимися расстояниями между игроками
Рис. 6. Скоростные перемещения футболистов в тройках с фланговым прострелом и ударом по воротам
Рис. 7. Упражнение для совершенствования быстроты бега в сочетании с совершенствованием техники ударов головой
Рис. 8. Упражнение для совершенствования быстроты и скоростной выносливости
Рис. 9. Упражнение для совершенствования скоростных качеств, техники передач и ударов по воротам
Рис. 10. Упражнение для совершенствования скоростных качеств или скоростной выносливости в сочетании с совершенствованием техники передач и ударов
Рис. 11. Упражнение для совершенствования скоростных качеств в сочетании с совершенствованием техники ударов по воротам
Методика проведения упражнений взята из спортивной практики подготовки футболистов (М.А.Годик, С.И. Андреев, Э.Г. Алиев, 2006). Упражнения выполнялись как на стадионе, так и в спортивном зале.
При ознакомлении, разучивании и совершенствовании приемов игры и технико-тактических действий юных футболистов, приемы игры изучаются и совершенствуются в специальных упражнениях, эстафетах, играх с элементами футбола. У учащихся формируются знания о базовых элементах техники футбола. Методические рекомендации при изучении новых приемов, таковы:
Удары по мячу внутренней частью подъема. Базовыми элементами здесь являются: постановка опорной ноги — 10-12 см сзади-сбоку от мяча — и положение колена бьющей ноги над мячом во время удара.
Удары средней, внешней частью подъема. Базовыми элементами являются: постановка опорной ноги — 10-12 см сбоку от мяча — и положение колена бьющей ноги над мячом вовремя удара.
Удар носком. Базовым элементом является положение стопы бьющей ноги по отношению к голени. Они образуют прямой угол.
Удары по катящемуся мячу изученным способом. Базовые элементы те же, что и при ударах с места. Направления движения мяча (от игрока, навстречу, сбоку) определяют особенности постановки опорной ноги. Если мяч катится сбоку, то удар рациональнее выполнять ближней к мячу ногой.
Остановка мяча бедром, средней частью подъема. Базовым элементом является уступающее движение ноги в момент соприкосновения с мячом.
Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Базовым элементом является активное сгибание туловища в момент вбрасывания.
Удар по мячу головой — средней частью лба. Базовыми элементами являются прохождение туловищем и головой фронтальной плоскости в момент удара и сгибание туловища в этот момент.
Обманные действия — финты (обманное движение — это результат смены движений: ложного и истинного. Чем правдоподобнее исполнение ложного движения, тем более успешно выполняется истинное движение, направленное на выполнение двигательной задачи). Базовыми элементами являются правдоподобность ложного движения и быстрый переход отложного движения к истинному.
9. Удары по мячу внутренней, средней и внешней частью подъема с полулёта. Базовыми элементами являются постановка опорной ноги по отношению к мячу и положение колена бьющей ноги над мячом в момент удара.
Организация упражнений. Наиболее эффективной формой организации упражнений является работа в парах. Если материальное обеспечение и размеры спортивного зала не дают такой возможности, то ученики выполняют упражнения в группах — поочередно, со сменой мест, с перемещением во встречные колонны. Перемещения учащиеся осуществляют различными способами: скоростные, прыжками, с отягощениями, в сочетании с кувырками на гимнастических матах и другими дополнительными заданиями. Это позволяет одновременно с разучиванием и совершенствованием техники воспитывать двигательные качества.
Обучение ударам по мячу внутренней частью подъема. 1. Выполнить серию ударов по неподвижному мячу с места на расстояние 10-15 м.
Выполнить серию ударов по неподвижному мячу с одного-двух шагов разбега, затем после разбега под углом 45°.
Выполнить серию ударов по мячу с небольшого разбега в вертикально расположенную цель. Расстояние 10 -12 м.
Выполнить серию ударов (передач мяча) партнеру над шнуром, натянутым на высоте1,5-2 м между стойками, находящимися в 2-3 м друг от друга. Расстояние между партнерами 15-20 м.
Выполнить серию передач мяча партнеру, находящемуся на расстоянии 20-25 м, чтобы мяч пролетал над стойкой, расположенной между игроками.
Обучение ударам по мячу средней, внешней частями подъема и носком. 1. Выполнить серию ударов с места по неподвижному мячу поочередно всеми вышеназванными способами. Мяч направлять партнеру или в стену на расстояние 8-10 м.
Выполнять передачи мяча партнеру с одного-двух шагов, затем после прямого разбега. Расстояние 10-15 м.
Выполнить серию ударов мячом в цель, вертикально расположенную на стене или между стоек (деревьев) с расстояния 15-20 м после разбега.
Совершенствование ударов по мячу внутренней стороной стопы, внутренней, средней, внешней частями подъема. 1. Упражнение выполняют три игрока. Два партнера находятся на расстоянии 25-30 м друг от друга, еще один игрок с мячом располагается между ними. Этот центральный игрок делает передачу внутренней стороной стопы одному из партнеров. Тот, после остановки мяча, выполняет передачу по воздуху одним из изученных способов партнеру — дальнему игроку, который после остановки выполняет передачу мяча внутренней стороной стопы в центр и, получив ответную передачу, посылает мяч по воздуху дальнему партнеру и т.д.
Расположение игроков, как и в упражнении 1. Но после каждой передачи мяча центральный игрок меняется местами с партнером, которому сделал передачу.
Передвигаясь параллельно на расстоянии30 м, два игрока выполняют друг другу одновременно длинные передачи. После остановки мяча следуют очередные передачи. В упражнении используют два мяча.
Два игрока передвигаются в одном направлении параллельно друг другу, находясь на расстоянии 6-8 м. Один из них с мячом. Выполнив передачу мяча, игрок делает забегание партнеру за спину и оказывается на его месте. Игрок, которому адресована передача, двигаясь навстречу мячу, обрабатывает его и занимает место своего партнера.
Организация упражнения та же, что и в упражнении 4. Задание выполняют три игрока.
Обучение ударам по катящемуся мячу внутренней, средней, внешней частями подъема и носком. 1. Послать мяч вперед и, догнав его, нанести удар заданным способом, направляя мяч в цель.
Выполнить серию передач партнеру, посылая мяч на расстояние 15-20 м заданным способом. Удары наносить по катящемуся навстречу мячу.
Встать в 3-5 м от партнера спиной к нему. Партнер выполняет удар по мячу любым способом так, чтобы мяч проходил справа (слева) от первого игрока. Догнав мяч, выполнить удар по катящемуся мячу в цель заданным способом.
Встать в 15-17 м от стены (ворот). Партнер с мячом, находясь в 8-10 шагах справа (слева), впереди выполняет передачу. Выполнив разбег, нанести удар заданным способом по катящемуся сбоку от игрока мячу, направляя его в цель. Удар выполнять ближней к мячу ногой.
В тройках выполнять передачи катящегося в различных направлениях мяча, передвигаясь по полю в любых направлениях. Расстояние между игроками 20-25 м.
Обучение остановкам мяча бедром и средней частью подъема. 1. Выполнить серию остановок мяча после собственного набрасывания.
Выполнить серию остановок мяча после его набрасывания в стену и отскока от стены.
Выполнить серию остановок мяча после его вбрасывания партнером из-за боковой линии.
4. Выполнить серию остановок мяча после его передачи партнером. Расстояние 20-25 м.
Обучение вбрасыванию мяча из-за боковой линии. 1. Выполнять вбрасывание мяча с места, адресуя мяч партнеру. Расстояние между игроками 10-15 м.
Выполнить серию вбрасываний мяча в цель, расположенную на стене. Расстояние 8-10 м.
Выполнить серию вбрасываний мяча в цель, обозначенную на поле (квадрат 2 х 2 м).Расстояние 15-18 м.
Выполнить серию вбрасываний мяча на дальность с места, с разбега.
Обучение ударам по мячу головой — средней частью лба.
1. Выполнить имитацию данного удара по мячу, стоя на месте, в движении шагом, в прыжке.
Выполнить серию ударов головой по мячу, подвешенному на веревке.
Выполнить серию ударов по мячу головой после собственного набрасывания.
Выполнить серию ударов по мячу головой после его набрасывания партнером. Удары можно выполнять, направляя мяч в цель. Расстояние 6-8 м.
Выполнить серию передач головой в парах. Расстояние 6-8 м.
Обучение финтам.
1. Выполнить имитацию финта без мяча на месте и в движении.
2. Выполнить финт на месте, мяч неподвижен.
Выполнить финт в движении шагом.
Выполнять финты с пассивным и активным сопротивлением партнеров.
Игра один на один с использованием изученных финтов.
Обучение ударам с полулёта.
1. Подбросив мяч перед собой, выполнить постановку опорной ноги и имитацию ударного движения.
Выполнить серию ударов по мячу заданным способом, направляя мяч партнеру после собственного набрасывания. Расстояние 5-7 м.
Выполнить серию ударов по мячу, посылая мяч в цель после собственного набрасывания. Расстояние 10-12 м.
Подбросив мяч вперед перед собой и догнав его, нанести удар с полулёта в ворота. Расстояние 15-17 м.
Выполнить серию ударов с полулёта в цель (в ворота) после передач мяча партнером. Расстояние 12-15 м.
Процесс обучения футбольной технике можно условно разделить на два этапа, которые предопределяют будущую техническую вооруженность. Первый этап - это первый, второй, третий годы обучения, когда с помощью соответствующих упражнений происходит овладение множеством простых и сложных технических элементов, приемов футбола и освоение широкого арсенала двигательных навыков.