Конспект урока:Птица из мифов.
Тема: Птица из мифов.
Цели урока.
Воспитательные цели: обеспечить условия для развития интереса к стране изучаемого языка (России), развить чувство патриотизма, Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности, Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работы,
Развивающие цели: Обеспечить условия для развития творческих умений и навыков
Познавательные цели: учащиеся знакомятся с русской живописью и фольклором, обогащают свой словарный запас.
Этапы урока
Действия учащихся
время
1. Организационный момент и эмоциональная рефлексия для начала урока.
Добрый день, дорогие учащиеся. Я рада приветствовать вас на нашем уроке русского языка. Это уже не первый ваш урок в рамках нашего курса русского языка. Мы с вами изучили много новых русских слов и сегодня познакомимся еще ближе с русской культурой и русским языком.
И для начала, я бы хотела узнать, какое у вас сегодня настроение? Как вы видите на доске нарисовано солнышко. Но у нашего солнышка не хватает лучиков. Я предлагаю вам выбрать «лучики» для нашего солнышка: красный – у меня отличное настроение; оранжевый - я веселый; желтый – я устал.
2. Определение темы урока.
Я не просто так предложила вам поработать с солнышком. Герой нашего сегодняшнего урока имеет прямое к нему отношение.
В русской культуре образ нашего героя часто ассоциируется с солнцем, с рассветом. Даже имя его «Будимир» связано с пробуждением. Как вы думаете, о ком идет речь?
Итак, сегодня мы будет говорить о петухе.
3. Основная часть.
Почему же мы сегодня говорим об этой сильной, горделивой птице? Какое отношение петух имеет к Франции? Что общего у русского Будимира и Галльского петуха?
Ответить на эти вопросы нам помогут учащиеся 4 «А» класса.
4. Петух один из самых любимых образов у русских ремесленников
5. Введение новых слов по теме.
Как мы уже сказали выше, образ петуха очень распространен в русской традиционной живописи. И сегодня я вам предлагаю попробовать создать свой образ этой красивой птицы и нарисовать его на кухонных доска. Но перед этим давайте узнаем, как же называются части петушка.
Une tete – голова
Un corps – телоune patte – лапка
Un peigne de coq – гребень
Un aile – крыло
Un queue - хвост
6. Создание рисунка.
7. Подведение итогов.
9. Рефлексия
Наш урок подошел к концу, поэтому предлагаю вам провести рефлексию. На ваших столах находятся 3 карточки. Если на уроке вам все понравилось, вы справились со всеми заданиями, вам было комфортно работать, то поднимите карточку с солнышком. Если у вас возникали затруднения, что-то осталось не до конца понятным – то поднимите карточку с солнышком и тучкой. Если вы неудовлетворенны своей работой. Испытывали большие затруднения при выполнение заданий, то поднимите карточку с тучкой.
Дорогие друзья! Я надеюсь, что урок вам понравился, и оказался полезен для вас. Спасибо вам за работу. До свидания!
Учащиеся приветствуют учителя.
Французские учащиеся выбирают по одному «лучику» и крепят его рядом с солнышком, затем на русском языке объясняют свой выбор.
Французские учащиеся высказывают свои предположения, о ком идет речь.
Французские учащиеся высказывают свои ответы на поставленные вопросы
Учащиеся 4 класса выступают с маленькими сообщениями по теме. Птица из мифов Петух давно и навечно вошёл в фольклор многих народов мира. Его почитали как солнечную птицу, «глашатая Солнца». (Вышивка на свадебном полотенце).
Петух символизирует Перуна у славян и Тора у германцев и связывается с огнём и молниями, отсюда корни выражения «пустить красного петуха». (Ермиловская игрушка)
Петуха почитали как оберег. На домах, над воротами или на наличниках изображался петух. (Петушки на наличниках)
Петух, особенно чёрного цвета, необходимый элемент некоторых магических обрядов, в этом смысле петухам часто не везло приходилось играть неблагодарную роль жертвы.
Будимир Очень почитали петуха древние славяне. «Гласим-царь», «Будимир-царь» так уважительно называли его. Он символ рассвета, пробуждения, бдительности и призыва к бою. Петуха издавна водружали на башни, чтобы он глядел во все стороны и предупреждал об опасности. Этот мотив звучит в «Сказке о золотом петушке» А. С. Пушкина.
Петух – неофициальный символ Франции, так как, по мнению самих французов, он олицетворяет главные черты их национального характера – благородство, силу, храбрость, упрямство и гордость. Слово «петух» по-французски звучит как «гало, гальо» и имеет латинские корни. Слово созвучно древнему наименованию племён, населявших территорию современной Франции – галлов, с которыми воевал великий Гай Юлий Цезарь. И хотя в настоящее время признанным символом Франции служит образ революционной девы Марианны, петух продолжает фигурировать на печатях многих учреждений, почтовых марках, в эмблемах спортивных клубов.
Ремёсла Чаще всего, в русских ремёслах, образ петушка как оберега от нечистой силы, использовали в вышивках на одежде, скатертях, рушниках.
Петух символ хорошего семьянина, внимательного и заботливого мужа. Его часто вышивали на свадебных рушниках и полотенцах.
Среди древнейших символов славян изображение петуха почти не встречается в рисунках и резьбе. По преданиям, древние предки использовали его в качестве жертвы при обрядах и гаданиях. Но именно как символ солнца, защиты, семейности.
Зато позднее, уже в христианские времена, эта птица становится любимым символом. Петух символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна, а пробуждение по мнению христиан должно напоминать верующим о Страшном суде и всеобщем воскрешении мёртвых).
Конечно же в последние столетия он стал очень популярным в народных ремёслах. Много изображений петушка можно встретить в народных игрушках филимоновской, городецкой, богородской, да пожалуй и во всех остальных.
В виде петуха делают кувшины и солонки, сажают изображающую его фигурку на различную утварь. Конечно же, его рисуют. Во многих видах росписи можно встретить эту красивую птицу. Гжель, Жостово, Городец это только начало длинного перечня.
(Матрёшка Малютина с чёрным петухом) Кстати, первая матрёшка, нарисованная Малютиным, тоже держит в руках петуха. Скорее всего, такой образ выбран не случайно. Получилась русская крестьянка, у которой в доме достаток и символом этого, возможно, является чёрный петух.
Конечно Петя-петушок не даром любим в народе. Он очень красив, его можно делать разноцветным. При виде его изображения хочется улыбнуться, он всегда вызывает позитивные эмоции.
Французские учащиеся записывают новые слова в тетрадь, повторяют за учителем, имитируя русское произношение.
Французские учащиеся создают рисунок на кухонной доске. После нанесения рисунка, учащиеся раскрашивают петушка красками. По окончании работы доска покрывается лаком. Во время выполнения работы русские учащиеся помогают своим иностранным сверстникам.
Учащиеся презентуют свой готовый продукт. По желанию рассказывают какой у них получился петушок.
Учащиеся высказывают своем мнение об уроке.
1
3-4
2
2-3
7
3
15
2-3
3
1