Конспект урока по литературе Серебряный век русской литературы 
Преподаватель русского языка и литературы ГБОУ "Гимназия Назрановского района" Нальгиева Лидия Халитовна.
Предмет :     литература, 11 класс.
Тема урока:       " Серебряный век русской поэзии"  
 Тип урока - урок обобщения и систематизации знаний с  применением технологии критического мышления
Цели урока:
учебная: обобщение и систематизация знаний учащихся о поэзии Серебряного века;
развивающая: умение выделять главное, умение производить целостный анализ текста, умение выразительно читать текст;
воспитательная:   воспитание чувств  прекрасного, воспитание гражданской позиции, привитие интереса к дисциплине, воспитание способности  понимать и воспринимать материал.
Оборудование:  портреты поэтов Серебряного века, выставка книг поэтов Серебряного века, раздаточный материал, интерактивная доска.
                                                  Этапы урока.
I.Оргмомент. Учитель приветствует ребят, настраивает на рабочий лад.
Технологический алгоритм урока
Технологические этапы 
I стадия 
Вызов II стадия 
Осмысление  III стадия 
  Рефлексия
1.Создание ситуации проблемы
2.Актуализация и обобщение имеющихся у ученика знаний по данной теме или проблеме
3.Пробуждение интереса к получению новой информации
4.Постановка собственных целей обучения
  5.Вызов устойчивого интереса к изучаемой теме, мотивация ученика к учебной деятельности 
  6.Формулировка вопросов, на которые хотелось бы получить ответы 
 7.Побуждение ученика к активной работе на уроке и дома 
1.Каждый ребёнок сам для себя делает открытие
2.Получение новой информации, осмысление  её, соотнесение с уже имеющимися знаниями
3.Корректировка учеником поставленных целей обучения
  4.Поиск ответов на вопросы, поставленные в первой части.  1.Закрепление и оценка того, что я узнал 
2.Целостное осмысление, рождение нового знания  3.Обобщение полученной информации 
 4.Присвоение нового знания, новой информации учеником 
 5.Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу 
6.Анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации
1 Стадия -вызов
 Приёмы, используемые на уроке:
1. "Кластер"
С этим приемом дети знакомы хорошо, поэтому учить их этому не нужно, достаточно назвать ключевое понятие, которое обучающиеся могут сформулировать сами: "Серебряный век".
Дети на чистом листе бумаги составляют кластер. Группа экспертов проверяет, возможна взаимопроверка.
  (Ответы учащихся: модернизм, декаданс, акмеизм, футуризм, лунность, символы, Ницше, Шопенгауэр, Соловьев, Брюсов, Блок и т.д.)
2.Второй приём - целеполагание: таблица  ЗХУ, выглядит   так:
Знаю Хочу  узнать Узнал
 Цель этой таблицы-развить мыслительные способности учащихся,   с её помощью учащиеся собирают воедино всю информацию, все знания по данной теме, проблеме. Таблица заполняется по ходу работы .
3. Продолжение работы  с  приёмом "Кластер".  Ключевое понятие «Мой любимый поэт Серебряного века».  Работают индивидуально, а потом обмен информацией. 
Итог проделанной работы? Кластер превратился в конспект,  произошёл обмен информацией, было  обобщение знаний, поставлены вопросы, на которые надо дать ответ, намечены цели работы, проявлен интерес к теме. 
4.Следующий приём  "Верные или неверные утверждения".
1.Верно ли, что у русского и итальянского футуризма есть сходство?
2.Верите ли вы, что в 1914 году Маринетти приезжал в Москву?
3.Верно ли, что в России существовало 4 группы футуристов?
4.Верно ли, что символисты использовали в стихах символы: лазурь, золото, заря, закат, рассвет, пламя, белый цвет, София, Вечная Жена?
5.Верно ли ,что И. Анненский знал 14 иностранных языков?
6.Верно ли, что Блок набивал наволочку рукописями?
7.верно ли , что В.Брюсов опубликовал 82 стихотворения, посвященных А.С.Пушкину?
8.Верно ли ,что Ф.Сологуба называли певцом смерти? 
9.Верно ли , что второе название акмеизма -адамизм?
5. Приём "Мозговая атака" использую на стадии вызова  с целью активизации имеющихся знаний по теме. За основу работы берём стихотворение И. Хлебникова "Ананасы в шампанском"
Чтение стихотворения. Читает заранее подготовленный ученик. Предлагаю записать всё по теме "Поэзия Серебряного века»
Подведём итог работы, который будет  отмечен в таблице ЗХУ.  Спрашиваю, есть ли пополнение информации о поэтах Серебряного века?
2 фаза-осмысление
На этой фазе используются  другие приёмы. 
1.Приём "Бортовые журналы" используется при чтении текста Назначение этого приёма-получение новой информации по теме. За основу мы берём текст стихотворений разных поэтов. В первую колонку таблицы внесите знания, которые вы знаете по этой теме. Во вторую - что нового узнали по теме "Поэзия Серебряного века"
В.Маяковский.. "Адище города"
Чтение стихотворения.
Учитель:  Проанализируйте пункты 1 и 2 манифеста "Пощечина общественному вкусу". Что футуристы называют "произвольными " и "производными" словами? Найдите подобные слова в стихотворении Маяковского "Адище города". Как они образованы? Приведите примеры. За счет чего еще футуристы расширяли поэтический лексикон?
Ученик: Маяковский использует "производные" слова, образованные от уже существующих в языке ( адище, излюбилась) . Расширение поэтического лексикона шло за счет слов неэстетических, часто грубых, даже бранны.
Результат наблюдений запишите в соответствующий раздел
Бортовой журнал. «Поэты Серебряного века»
Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал  из текста?
2.Интересным приёмом является приём "Взаимоопрос" и задавание  "Толстых и тонких вопросов". Эти приёмы развивают коммуникативные навыки, способствуют активной фиксации вопросов при чтении, и дети проявляют большую активность, любят задавать вопросы, заранее готовят их.
Таблица "толстых" и "тонких" вопросов
"Толстые""Тонкие"
Дайте три объяснения, почему…?
Объясните, почему…?
Почему вы думаете…?
Почему вы считаете…?
В чём различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
Кто?
Что?
Когда?
Может…?
Будет…?
Мог ли…?
Как звать…?
Было ли…?
Согласны ли вы…?
Верно ли?
Для работы можно воспользоваться текстом стихотворения , которое предложит учитель, дети тоже могут предложить свой вариант.
Подведём итог. Что происходило на фазе осмысления? Каждый для себя делает открытия,получает новую информацию, соотносит её с уже имеющимися знаниями
А теперь обратимся  к приему  ЗХУ. Заполните таблицу и поделитесь результатами работы. Нас будет интересовать графа "Узнал"  Если у вас появились  новые знания, давайте послушаем, какие они
Знаю Хочу  узнать Узнал
3 фаза- рефлексия.
 Закрепление и оценка того, что узнал, обобщение полученной информации, присвоение нового знания, формирование  у каждого ученика собственного отношения к изученному материалу, анализ, творческая переработка полученной информации. 
Мои дети  приём написания "Синквейна" знают хорошо. Они с ним знакомы, и мне не приходится объяснять, как его писать.  Написать синквейны на тему "Поэзия Серебряного века"будет домашним заданием. Работу начинают в классе.