Конспект урока по литературе Серебряный век русской литературы
Преподаватель русского языка и литературы ГБОУ "Гимназия Назрановского района" Нальгиева Лидия Халитовна.
Предмет : литература, 11 класс.
Тема урока: " Серебряный век русской поэзии"
Тип урока - урок обобщения и систематизации знаний с применением технологии критического мышления
Цели урока:
учебная: обобщение и систематизация знаний учащихся о поэзии Серебряного века;
развивающая: умение выделять главное, умение производить целостный анализ текста, умение выразительно читать текст;
воспитательная: воспитание чувств прекрасного, воспитание гражданской позиции, привитие интереса к дисциплине, воспитание способности понимать и воспринимать материал.
Оборудование: портреты поэтов Серебряного века, выставка книг поэтов Серебряного века, раздаточный материал, интерактивная доска.
Этапы урока.
I.Оргмомент. Учитель приветствует ребят, настраивает на рабочий лад.
Технологический алгоритм урока
Технологические этапы
I стадия
Вызов II стадия
Осмысление III стадия
Рефлексия
1.Создание ситуации проблемы
2.Актуализация и обобщение имеющихся у ученика знаний по данной теме или проблеме
3.Пробуждение интереса к получению новой информации
4.Постановка собственных целей обучения
5.Вызов устойчивого интереса к изучаемой теме, мотивация ученика к учебной деятельности
6.Формулировка вопросов, на которые хотелось бы получить ответы
7.Побуждение ученика к активной работе на уроке и дома
1.Каждый ребёнок сам для себя делает открытие
2.Получение новой информации, осмысление её, соотнесение с уже имеющимися знаниями
3.Корректировка учеником поставленных целей обучения
4.Поиск ответов на вопросы, поставленные в первой части. 1.Закрепление и оценка того, что я узнал
2.Целостное осмысление, рождение нового знания 3.Обобщение полученной информации
4.Присвоение нового знания, новой информации учеником
5.Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу
6.Анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации
1 Стадия -вызов
Приёмы, используемые на уроке:
1. "Кластер"
С этим приемом дети знакомы хорошо, поэтому учить их этому не нужно, достаточно назвать ключевое понятие, которое обучающиеся могут сформулировать сами: "Серебряный век".
Дети на чистом листе бумаги составляют кластер. Группа экспертов проверяет, возможна взаимопроверка.
(Ответы учащихся: модернизм, декаданс, акмеизм, футуризм, лунность, символы, Ницше, Шопенгауэр, Соловьев, Брюсов, Блок и т.д.)
2.Второй приём - целеполагание: таблица ЗХУ, выглядит так:
Знаю Хочу узнать Узнал
Цель этой таблицы-развить мыслительные способности учащихся, с её помощью учащиеся собирают воедино всю информацию, все знания по данной теме, проблеме. Таблица заполняется по ходу работы .
3. Продолжение работы с приёмом "Кластер". Ключевое понятие «Мой любимый поэт Серебряного века». Работают индивидуально, а потом обмен информацией.
Итог проделанной работы? Кластер превратился в конспект, произошёл обмен информацией, было обобщение знаний, поставлены вопросы, на которые надо дать ответ, намечены цели работы, проявлен интерес к теме.
4.Следующий приём "Верные или неверные утверждения".
1.Верно ли, что у русского и итальянского футуризма есть сходство?
2.Верите ли вы, что в 1914 году Маринетти приезжал в Москву?
3.Верно ли, что в России существовало 4 группы футуристов?
4.Верно ли, что символисты использовали в стихах символы: лазурь, золото, заря, закат, рассвет, пламя, белый цвет, София, Вечная Жена?
5.Верно ли ,что И. Анненский знал 14 иностранных языков?
6.Верно ли, что Блок набивал наволочку рукописями?
7.верно ли , что В.Брюсов опубликовал 82 стихотворения, посвященных А.С.Пушкину?
8.Верно ли ,что Ф.Сологуба называли певцом смерти?
9.Верно ли , что второе название акмеизма -адамизм?
5. Приём "Мозговая атака" использую на стадии вызова с целью активизации имеющихся знаний по теме. За основу работы берём стихотворение И. Хлебникова "Ананасы в шампанском"
Чтение стихотворения. Читает заранее подготовленный ученик. Предлагаю записать всё по теме "Поэзия Серебряного века»
Подведём итог работы, который будет отмечен в таблице ЗХУ. Спрашиваю, есть ли пополнение информации о поэтах Серебряного века?
2 фаза-осмысление
На этой фазе используются другие приёмы.
1.Приём "Бортовые журналы" используется при чтении текста Назначение этого приёма-получение новой информации по теме. За основу мы берём текст стихотворений разных поэтов. В первую колонку таблицы внесите знания, которые вы знаете по этой теме. Во вторую - что нового узнали по теме "Поэзия Серебряного века"
В.Маяковский.. "Адище города"
Чтение стихотворения.
Учитель: Проанализируйте пункты 1 и 2 манифеста "Пощечина общественному вкусу". Что футуристы называют "произвольными " и "производными" словами? Найдите подобные слова в стихотворении Маяковского "Адище города". Как они образованы? Приведите примеры. За счет чего еще футуристы расширяли поэтический лексикон?
Ученик: Маяковский использует "производные" слова, образованные от уже существующих в языке ( адище, излюбилась) . Расширение поэтического лексикона шло за счет слов неэстетических, часто грубых, даже бранны.
Результат наблюдений запишите в соответствующий раздел
Бортовой журнал. «Поэты Серебряного века»
Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?
2.Интересным приёмом является приём "Взаимоопрос" и задавание "Толстых и тонких вопросов". Эти приёмы развивают коммуникативные навыки, способствуют активной фиксации вопросов при чтении, и дети проявляют большую активность, любят задавать вопросы, заранее готовят их.
Таблица "толстых" и "тонких" вопросов
"Толстые""Тонкие"
Дайте три объяснения, почему…?
Объясните, почему…?
Почему вы думаете…?
Почему вы считаете…?
В чём различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
Кто?
Что?
Когда?
Может…?
Будет…?
Мог ли…?
Как звать…?
Было ли…?
Согласны ли вы…?
Верно ли?
Для работы можно воспользоваться текстом стихотворения , которое предложит учитель, дети тоже могут предложить свой вариант.
Подведём итог. Что происходило на фазе осмысления? Каждый для себя делает открытия,получает новую информацию, соотносит её с уже имеющимися знаниями
А теперь обратимся к приему ЗХУ. Заполните таблицу и поделитесь результатами работы. Нас будет интересовать графа "Узнал" Если у вас появились новые знания, давайте послушаем, какие они
Знаю Хочу узнать Узнал
3 фаза- рефлексия.
Закрепление и оценка того, что узнал, обобщение полученной информации, присвоение нового знания, формирование у каждого ученика собственного отношения к изученному материалу, анализ, творческая переработка полученной информации.
Мои дети приём написания "Синквейна" знают хорошо. Они с ним знакомы, и мне не приходится объяснять, как его писать. Написать синквейны на тему "Поэзия Серебряного века"будет домашним заданием. Работу начинают в классе.