«Обобщение знаний о местоимении»
Тема: «Обобщение знаний о местоимении»Цель: обобщить и систематизировать знания детей о местоимении.
Задачи:
отработать навык точного употребления в речи местоимений;
умение различать местоимения по лицам;
отработать навык разделительного написания местоимений с предлогами;
развивать внимание, память, мышление, речь учащихся;
воспитывать интерес к языку, ответственность за учёбу;
Тип урока: урок–обобщение.
Оборудование: компьютер, презентация к уроку с заданиями и ответами, интерактивная доска, карточки с заданиями, оценочный лист, «смайлы» для оценивания, сердца «Я+Я = МЫ»
Ход урока
Организационный момент.
У: Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
Психологический настрой.
Улыбнитесь, пожалуйста, мне!
Так, как вы ещё не улыбались.
Чтоб, как солнце яркое в окне,
Радость в моём сердце расплескалась!
У: Об оценочном листе. Вы получили оценочный лист. На нём записаны виды работ, которые вы будете выполнять. За каждую работу будете выставлять оценку в виде смайликов. В конце урока вы подведете итог (методом нахождения среднего арифметического).
Оценочный лист
№ Задание Оценка
1. Чистописание 2. Работа у доски 3. Работа в паре 4. Словарная работа 5. Самостоятельная работа 6. Устные ответы 7. Тест 2.Минутка чистописания.
У: На доске: м л я лм мл ля ям ла мы яр вымыты
(учащиеся списывают буквы, соединения букв, слово)
Сколько слов «спряталось» в слове ВЫМЫТЫ? ( 3 слова: вы-мы-ты )
Какой часть речи являются эти слова? (местоимения (личные) )Почему так называются?
Что обозначают? Какое ещё местоимение записали? (я)
Чем местоимения являются в предложении?
Как пишутся местоимения с предлогами?
Какие вы ещё знаете местоимения?
3.Сообщение темы и цели урока.
У: Предлагаю вам сыграть в игру « Четвёртое «лишнее» (Слайд 1)
- В каждой строке найдите лишнее слово и объясните свой выбор.
Я, они, на, ты. (предлог)
Но, оно, она, они (союз)
Я, Яна, ты, вы (имя существительное собственное ) Он, она, они, оно (множественное число)
Мы, я, вы, они (единственное число)
Он, она, они, мы (1-ое лицо)
- Может быть кто-то из вас догадался о какой части речи мы будем говорить, чему посвящён наш урок?
- Что мы должны знать и уметь на уроке?
- О роли местоимения в предложении.
- О правописании местоимений с предлогами.
- Закреплять, обобщать полученные знания о местоимениях.
Задание на доске:
Вставить в предложения подходящие по смыслу местоимения (учащиеся выходят и на интерактивной доске перемещают нужное местоимение).
Как же называются местоимения, которые вы вставили? (личные)
На какой вопрос отвечают личные местоимения? Как изменяются? (по лицам, числам, родам).
В каких случаях мы в нашей речи используем местоимения ВЫ, а когда ТЫ?
Работа в парах.
Раздаточный материал уже на партах.
- Спишите, вставляя пропущенные местоимения. Определите их число, лицо, где возможно – род.
Карточки для работы в паре
Вставьте пропущенные местоимения.
Определи их число, лицо, если возможно – род.
Когда (…) приедете? __
(…) нарисую елочку.
Почему __ (…) улетают?
Куда __ (…) идешь?
Завтра __ (…) пойдем в кино.
Какую задачу __ (…) решает?
Проверка ( слайд 2).
- Как называются эти слова?- Почему эти слова называются местоимениями?- Почему так называется эта часть речи? Что вы знаете о местоимении?
4. Словарная работа. (Слайд 3).
- Предмет « Русский язык» предполагает словарную работу. Предлагаю вам сыграть в игру «Открой секрет»
- Какой секрет в этом упражнении? (в словах спрятались местоимения)
- Ребята, задание на зелёном фоне – более лёгкое, на оранжевом – более трудное. Выберите задание, которое вам по силам. Найдите и выпишите только местоимения.
Самопроверка. ( Слайд 4).
- Что вы можете сказать о местоимениях второго столбика, на оранжевом фоне? (они стоят в каком-то падеже, так как местоимения склоняются по падежам). Падежи, ребята, мы с вами будем изучать позднее. Но я рада, что вы смогли их различить.
5. Физкультминутка ( для пальчиков и глаз, с местоимениями )
Я иду, и ты идёшь.
(шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
Раз, два, три
(хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Я пою, и ты поёшь .(шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
Раз, два, три
(хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Мы идём, и мы поём.
(шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
Раз, два, три
(хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Очень дружно мы живём.
(ладонь в кулак, большой палец вверх) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
6. Задания и упражнения для закрепления.
1) А сейчас я предлагаю вам представить, что вы редакторы. Кто такой редактор?
«Редактор» - с латинского означает – приведённый в порядок текст. - Прочитайте текст. (Слайд 5).
Чем может быть недоволен редактор в этом тексте?
Устраните ошибки и запишите текст в исправленном виде, употребив местоимения в нужной форме.
Проверка. (Слайд 6).
2) А сейчас следующее задание. «Чей ряд быстрее».
Раздаётся лист с заданием. В предложения заменить имя существительное местоимением. Взаимопроверка.
ЧЕЙ РЯД БЫСТРЕЕ И ПРАВИЛЬНЕЕ?
Задание: Каждый ученик в одном предложении подчёркивает местоимение и передаёт следующему.
Я остановился в недоумении.
Они тоже бывают разные.
Поздравляем вас с праздником.
Дружно пели мы песню.
Видел ли ты орла?
Друзья очень ценят тебя.
Вдруг она прыгнула в воду.
Закинул он невод в море.
Тут и выглянуло оно.
У него хороший голос.
3) А кто хочет убедиться, что он достаточно хорошо изучил тему «Местоимение»? Для этого я предлагаю всем выполнить тест про местоимение.
Тест «Местоимение» раздать каждому ученику.
Взаимопроверка ( Слайд 7). Ключи к тесту.
7. Итог:
Назовите личные местоимения.
Назовите постоянные признаки местоимений.
В предложениях, чем могут быть личные местоимения?
8. Рефлексия.
- Прошу вас проанализировать, вспомнить всё, что мы говорили, повторили и рассказать по плану. ( Слайд 8).
Оценки: в течение урока вы оценивали свою работу. Теперь подведите итог и выставите отметку своей деятельности на уроке. ( Вспомнить как найти средний балл)
Выбирают и приклеивают на листы сигналы-смайлики
- У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).
- Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение мы.
Все дети получают сердечки с надписью «Я+Я= МЫ
-4191012763500