«Обобщение знаний о местоимении» 
            Тема:  «Обобщение знаний о местоимении»Цель: обобщить и систематизировать знания детей о местоимении.
Задачи:
отработать навык точного употребления в речи местоимений; 
умение различать местоимения по лицам;
отработать навык разделительного написания местоимений с предлогами;
развивать внимание, память, мышление, речь учащихся;
воспитывать интерес к языку, ответственность за учёбу;
Тип урока:  урок–обобщение.
Оборудование: компьютер, презентация к уроку с заданиями и ответами, интерактивная доска, карточки с заданиями, оценочный лист,  «смайлы»  для оценивания,  сердца «Я+Я = МЫ»
Ход урока
Организационный момент.  
У: Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
Психологический настрой.  
Улыбнитесь, пожалуйста, мне!
Так, как вы ещё не улыбались.
Чтоб, как солнце яркое в окне,
Радость в моём сердце расплескалась!
У: Об оценочном листе.  Вы получили оценочный лист. На нём записаны виды работ, которые вы будете выполнять. За каждую работу будете выставлять оценку в виде смайликов. В конце урока вы подведете итог (методом нахождения среднего арифметического).
Оценочный лист
№ Задание Оценка
1. Чистописание 2. Работа у доски 3. Работа в паре 4.  Словарная работа 5. Самостоятельная работа 6. Устные ответы 7.  Тест 2.Минутка  чистописания. 
У: На доске:  м  л  я  лм  мл  ля  ям  ла  мы  яр        вымыты
(учащиеся списывают буквы, соединения  букв, слово)  
Сколько слов «спряталось» в слове ВЫМЫТЫ?  ( 3 слова: вы-мы-ты )
Какой   часть речи являются эти слова? (местоимения (личные) )Почему так называются?
Что обозначают? Какое ещё местоимение записали?  (я)
Чем местоимения  являются в предложении?
 Как пишутся местоимения с предлогами?
Какие вы ещё знаете местоимения?
3.Сообщение темы и цели урока.
У: Предлагаю вам сыграть в игру  « Четвёртое «лишнее»  (Слайд 1)
- В каждой строке найдите лишнее слово и объясните свой выбор.
  Я, они, на, ты.        (предлог) 
  Но, оно, она, они    (союз)
  Я, Яна, ты, вы        (имя существительное собственное )  Он, она, они, оно   (множественное число)
  Мы, я, вы, они      (единственное число)
  Он, она, они, мы   (1-ое лицо)
- Может быть кто-то из вас догадался о какой части речи мы будем говорить, чему посвящён наш урок?
- Что мы должны знать и уметь на уроке?
- О роли местоимения в предложении.
- О правописании местоимений с предлогами.
-  Закреплять, обобщать полученные знания о местоимениях.
Задание на доске:
Вставить в предложения подходящие по смыслу местоимения (учащиеся выходят и на интерактивной доске перемещают нужное местоимение).
Как же называются местоимения, которые вы вставили? (личные)
На какой вопрос отвечают личные местоимения?  Как изменяются?  (по лицам, числам, родам).
В каких случаях мы в нашей речи используем местоимения  ВЫ,  а когда ТЫ?
Работа в парах.
Раздаточный материал уже на партах.
- Спишите, вставляя пропущенные местоимения. Определите их число, лицо, где возможно – род.
Карточки для работы в паре
Вставьте  пропущенные местоимения.
Определи их число, лицо, если возможно – род.
Когда (…)  приедете?    __  
 (…)  нарисую елочку. 
Почему  __  (…) улетают?   
Куда  __  (…) идешь?
Завтра  __  (…) пойдем в кино.  
Какую задачу __  (…) решает?  
Проверка  ( слайд 2).
- Как называются эти слова?- Почему эти слова называются местоимениями?- Почему так называется эта часть речи?  Что вы знаете о местоимении?
4. Словарная работа.      (Слайд 3).
- Предмет « Русский язык» предполагает словарную работу. Предлагаю вам сыграть в игру  «Открой секрет»
- Какой секрет в этом упражнении?  (в словах спрятались местоимения)
 - Ребята, задание  на зелёном  фоне – более лёгкое,  на  оранжевом – более трудное.  Выберите   задание, которое вам по силам.  Найдите  и выпишите только местоимения.
Самопроверка. ( Слайд 4).
- Что вы можете сказать о местоимениях второго столбика, на оранжевом фоне? (они стоят в каком-то падеже,  так как  местоимения склоняются по падежам). Падежи, ребята, мы с вами будем изучать позднее. Но я рада, что вы смогли их различить.
 5. Физкультминутка   ( для пальчиков и глаз, с местоимениями )
Я иду,  и ты идёшь.
(шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей), 
Раз, два, три 
(хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). 
Я пою,  и ты поёшь .(шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) - 
Раз, два, три 
(хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). 
Мы идём,  и мы поём.
 (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) - 
Раз, два, три
 (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). 
Очень дружно мы живём.
 (ладонь в кулак, большой палец вверх) - 
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). 
6. Задания  и  упражнения  для  закрепления.
1) А сейчас я предлагаю вам представить, что вы редакторы. Кто такой редактор?
«Редактор»  -  с латинского означает –  приведённый  в порядок текст. - Прочитайте текст.   (Слайд 5).
Чем может быть недоволен редактор в этом тексте?
Устраните ошибки и запишите текст в исправленном виде, употребив местоимения в нужной форме.
Проверка.    (Слайд 6).
2) А сейчас следующее задание.  «Чей ряд быстрее».  
Раздаётся лист с заданием. В предложения заменить имя существительное   местоимением. Взаимопроверка.
ЧЕЙ    РЯД  БЫСТРЕЕ И ПРАВИЛЬНЕЕ?
Задание: Каждый ученик в одном предложении  подчёркивает  местоимение и передаёт следующему. 
   Я остановился в недоумении.
   Они тоже бывают разные.
   Поздравляем вас с праздником.
   Дружно пели мы песню.
    Видел ли ты  орла?
    Друзья очень ценят тебя.
    Вдруг она прыгнула в воду.
    Закинул он невод в море.
    Тут и выглянуло оно.
    У него хороший голос.
3) А кто хочет убедиться, что он достаточно хорошо изучил тему «Местоимение»? Для этого я предлагаю всем выполнить тест про местоимение.
Тест «Местоимение»  раздать каждому ученику.
Взаимопроверка  ( Слайд 7).   Ключи к тесту.
7. Итог:
Назовите личные местоимения.
Назовите постоянные признаки местоимений.
В  предложениях,  чем могут быть личные местоимения?
8.  Рефлексия.
- Прошу вас проанализировать,  вспомнить всё, что мы говорили, повторили и рассказать по плану.  ( Слайд 8).
Оценки:  в течение урока вы оценивали свою работу. Теперь подведите итог и выставите отметку своей  деятельности на уроке. ( Вспомнить  как найти средний балл) 
 Выбирают и  приклеивают на листы сигналы-смайлики
-  У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).
- Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение мы. 
Все дети получают сердечки с надписью «Я+Я= МЫ
-4191012763500