Метапредметный урок Как определить лексическое значение слова

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
села Соломенского Степновского района Ставропольского края.














Метапредметный урок по русскому языку
по теме «Как определить лексическое значение слова».












Подготовила учитель русского языка и литературы высшей категории
Глушко Лариса Михайловна.







2016 год.
Тема: Как определить лексическое значение слова.
Цели урока:
1. Образовательные: получить представление о словарном богатстве русского языка; знать понятия лексика, синонимы, лексическое значение слова; пользоваться словарями; совершенствовать навыки чтения; обучать самостоятельно пополнять свои знания.
2.Развивающие: развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку.
3. Воспитательная: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы обучения: индивидуальная, групповая.
Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.
Оборудование: словари, рабочие буклеты, иллюстрации.
Ход урока.
Организационный момент. (Эпиграф на доске).
Если в мире есть вещи, достойные
названия «чуда», то слово, бесспорно,
первая и самая чудесная из них.
Л.Успенский
Учитель: В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.
Учитель: Ребята, очень бы хотелось, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны.
Учитель: Предлагаю вам загадку,
Чтоб пошло всё по порядку.
Если буду я молчать,
Как сможешь ты меня понять?
А выручить меня готово
Любимое родное (слово).
Актуализация знаний.
Записать предложение:
Янтарь находят на берегу моря.
- Что такое янтарь?
- А что ещё вы знаете о янтаре?
В толковом словаре (на каждой парте) найдём ответ на вопрос, что такое янтарь.
2. На доске записано слово ущелье.
- Что это такое?
- Как мы определили?
- Что мы делали?
- Как определить значение слова?
( смотреть в словаре, подбирать однокоренные слова).
В сказке о Вини-Пухе есть такой отрывок: собираясь в экспедицию на Северный полюс, Кристофер Робин хочет захватить с собой еду. Он говорит Вини-Пуху:
- Ты бы лучше сказал всем остальным, чтобы они собрались, пока я
почищу ружьё. И ещё надо не забыть провизию.
- Про что не забыть?
- Не про что, а то, что едят.
- А-а!- сказал Пух радостно. – А мне показалось, что ты говорил про какую-то визию. Тогда я пойду и скажу им всем.
Вини-Пух не знает слова «провизия». А вы слышали такое слово? Что оно означает? Как ещё можно назвать еду?
(Продовольствие, провиант, продукты, снедь).
- Что общего у всех этих слов? (Значения).
Такие слова называются синонимами.
На доске записаны слова: ладья, ларец, булава.
Обозначьте значения этих слов.
(Показать иллюстрации)
- Какой ещё способ определения лексического значения слова мы открыли? (По картинкам)
- Когда чаще всего используется этот способ?
(Для объяснения значения слов для детей)
Сообщение темы и цели урока.
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Какие способы определения лексического значения слова мы узнали?
- Обратим внимание на доску. На доске эпиграф. (Читает учитель или ученик)
- Объясните, как вы понимаете эпиграф.
-Почему Л.Успенский слово называет «чудом»?
- Вы согласны с этим высказыванием?
Продолжаем совершать чудеса.
Словарная работа.
(на доске)
Лексика
Синоним
Антоним.
Проговорим слова.
Найдём их значения в учебнике.
Запишем их в словарик.
Физкультминутка «Проснулись»
Потянулись.
Зажмурились.
Улыбнулись.
Разбудили щёчки ( надули и пальчиками нажали «хлоп»)
Потёрли глазки кулачками.
Потёрли ушки.
Разбудили бочок, другой (наклонились).
Разбудили животик.
Разбудили голову (наклоны вправо, влево).
Проснулись, продолжаем работу.
Практикум.
Лексический диктант.
По значению определите слово.
А) Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. (Богатырь).
Б) Место сгиба руки. (Локоть).
В) Слова, имеющие близкие значения. (Синонимы).
Г) Все слова русского языка. (Лексика).
- Что мы сейчас делали?
- Каким способом определяли лексическое значение слов?
2. Работа в группах.
Найдите синонимы в тексте, выпишите их.
(Тексты на каждом столе в буклетах)
Маленький, крохотный котёнок брёл по дороге. Вокруг него с грохотом проносились большие, огромные машины. Рядом с дорогой шёл мальчик. Он увидел маленького котёнка и решил его взять себе. Милосердие и сострадание переполняли мальчика. Так у котёнка появился друг.
( на доске на развороте записаны синонимы).
- Почему синонимов так много в тексте?
- Для чего их использует автор?
3. Работа со словарями (В группах).
Найдите значения синонимов в словарях.
- Каким способом определяли лексическое значение слов?
Домашнее задание. (на выбор)
Упражнение № 238 (п.) – задание по учебнику.
Составьте книжку для малышей, слова выберите сами, нарисуйте к ним иллюстрации.
Я предлагаю вам дома немного пофантазировать и написать забавную историю, сказку или стихотворение о словах.
Закрепление изученного.
Объяснить значения слов разными способами устно:
Дождь, скучный, старый.
Итог урока.
- Чем мы с вами сегодня занимались на уроке?
- Что узнали нового?
(Проверить тетради по ходу работы на уроке и назвать оценки).
Учитель: И завершить наш урок я хочу словами:
Значение слова в нашей жизни
Хоть как его не упраздни
На нём конечно же весь мир
От гор построен до равнин
Была бы речь нема без слова
Оно всегда помочь готово
Слово на свете лучший врач-
На дело доброе – силач.
Ребята, хочу вам пожелать, чтобы слова помогали вам творить чудеса, совершать хорошие и добрые поступки.
До новых встреч!!!







15