Проектная деятельность в средней группе на тему Наши пернатые друзья
МБДОУ «Детский сад №3»
Проектная деятельность в средней группе
Тема: Наши пернатые друзья
Подготовила:
воспитатель
Е.Ю.Картамышева
Содержание
Введение 3
Содержание проекта 8
Подготовительный этап 8
Реализация проекта 9
Завершающий этап 14
Заключение 17
Список литературы 19
Введение
Актуальность. Наш посёлок Придонской очень красив. Весной и летом мы любуемся зеленым нарядом белоствольных берез, величественных сосен, заворожено слушаем пение птиц. Они радуют нас стремительным лёгким полётом. Способность птиц летать всегда завораживала человека и манила в небо. Птицы украшают землю, их веселая, звонкая песня, яркая окраска оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Польза птиц в природе огромна: они участвуют в процессе образования биологической цепочки, лечат деревья, уничтожают вредных и ядовитых насекомых. И они дороги нам как незаменимые помощники человека в борьбе за урожай, союзники в борьбе с вредителями сельхозугодий и лесного хозяйства. Наверное, поэтому птицы являются излюбленным объектом изучения биологов и простых любителей природы. Нам тоже было интересно узнать о птицах, живущих в нашем посёлке. Наша игровая площадка находится на территории фруктового сада. К нам часто прилетают разные птицы. В ходе диагностической беседы, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), удалось установить, что из 24 опрошенных воспитанников меньше половины группы (9 детей) узнали и назвали правильно почти всех предъявленных птиц, каждый третий смог узнать и уверенно назвать 6 птиц, а каждый восьмой смог вспомнить и назвать только 4 птицы. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе, имеют недостаточно представлений и знаний о зимующих птицах. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. Отсутствует представление о том, как беречь, ухаживать за птицами, не причиняя им вреда. Мы знаем, что всем птицам, зимующим в городе, очень трудно, когда деревья покрыты снегом и они не могут отыскать насекомых. В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И чтобы они не умерли от голода, нужно устраивать «птичьи столовые». Хорошо бы каждый человек придумал и сделал кормушку, регулярно следил за её пополнением, наблюдал за посетителями этой «столовой», отдыхал душой в такие моменты. Ведь живая природа - это бесценный дар! Просто необходимо сохранить её, поддержать в трудный холодный период.
«Не дразните собак, не гоняйте кошек!
Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек!
И тогда воробей песенкой разбудит,
А царапать и кусать вас никто не будет!»
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с птицами, животными, растениями человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества. Став взрослыми, мы часто вспоминаем детство. Многое, конечно, забывается, но то, что связано с природой, навсегда остается в памяти. Разве можно забыть то чудное ощущение, когда мы попадаем в сказочный зимний лес или когда мы подкармливаем зимующих птиц?!
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, который часто запоминаются на всю жизнь. Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.
Каждый из нас должен охранять и беречь птиц, поэтому тема нашей работы является актуальной.
Цель проекта. Формирование экологических знаний у детей о зимующих птицах родного края, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Выяснить, почему птицам нужно помогать зимой и как это правильно делать.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Задачи проекта. 1.Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах Воронежской области; формировать умения и навыки наблюдения за птицами, определять название птицы по внешнему виду.
Задачи образовательной направленности: формировать элементарные экологические знания; развивать экологические представления; формировать начала экологического мировоззрения; формировать умения решать самостоятельно различные экологические задачи; учить детей самостоятельно находить решение в сложных ситуациях; учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса:
а) познакомить детей с особенностями жизни птиц;
б) показать взаимосвязь растений и птиц со средой обитания: растения служат кормом для птиц, птицы распространяют семена;
2. Воспитывать доброжелательное отношение к природе родного края.
Задачи воспитательной направленности: - продолжать формировать у детей бережное и ответственное отношение к миру природы; формировать эмоционально-доброжелательное отношение к птицам; учить детей заботиться о зимующих птицах; учить делать кормушку для птиц из бросового материала.
3.Вызвать стремление беречь птиц и помогать зимующим птицам.
Задачи по оформлению эстетических суждений о природе через продуктивные виды деятельности - развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке и аппликации; учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы; продолжать формировать у детей бережное и ответственное отношение к миру природы; формировать эмоционально-доброжелательное отношение к птицам; воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление помочь зимующим птицам в холодный период.
Тип проекта. Проект – информационно-творческий;
продолжительность проекта – среднесрочный (с 1.11.14г. по 30.11. 14г.);
Участники проекта. Участниками проекта являются:
- дети средней группы «ТЕРЕМОК» (4-5 лет);
- родители;
- воспитатели;
Ожидаемые результаты проекта.
- систематизация знаний детей о птицах;
- формирование осознанного действенного отношения к птицам;
- желание заботиться о пернатых.
Сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах, знание детьми внешнего вида, образа жизни птиц, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года. Вызвать постоянное желание детей помогать и заботиться о птицах зимой. Уметь сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия во внешнем строении, поведении, способах добывания пищи. Обогатить словарный запас детей. Научить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку. Приобщить к совместной деятельности родителей.
Содержание проекта.
Этапы работы над проектом
Подготовительный. Во время прогулок на наш участок часто прилетают разные птицы. Дети, наблюдая за ними, не могут назвать их самостоятельно, им сложно описать птицу, объяснить, как можно ей помочь зимой и почему она не улетела в теплые края, а осталась рядом с нами. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И поскольку на дворе начинается ноябрь, я решила, что данная тема актуальна для изучения. Перед началом работы по проекту с родителями и детьми была проведена беседа о целях, задачах проекта, я постаралась убедить их в необходимости оказания помощи в проведении проекта, серьезного отношения к исследованиям детей. К сожалению, далеко не все родители понимают необходимость экологического образования. Однако работа в рамках проекта оказалась привлекательной для многих пап и мам, бабушек и дедушек. Такая работа, как правило, сближает родителей с детьми. Детям было предложено провести вместе с родителями наблюдения за птицами во время совместных прогулок, по дороге домой из детского сада, рассмотреть внешнее строение птиц.
Для проведения данного проекта был составлен план проведения основного этапа, который основывался на занятиях, проходящих в нашей группе (согласно сетке занятий), была подобрана методическая литература, художественная литература: рассказы: Е. Чарушина «Воробей»; М. Горького «Воробьишко»; В. Бианки «Синичкин календарь», «Холодно, в лесу голодно»; стихи: С. Маршак «Где обедал воробей?»; С.Михалков «Птичья столовая»; А.Яшина «Покормите птиц зимой»; А. Барто «Скачет шустрая синичка»; и др. так же была подобрана музыка с голосами птиц и просто голоса птиц (прослушивание аудиозаписи), репродукции с изображением птиц. Были просмотрены мультфильмы о птицах и с участием птиц: «Лесные путешественники», «Большая горка», «Оранжевое горлышко» и др. Я как воспитатель, выполняла координирующую роль, консультировала родителей, участвовала в разработке критериев оценки конкурсов, работала с воспитанниками: проводила наблюдения во время прогулок, игры, давала задания, привлекала к участию в проекте родителей, оформляла вместе с детьми результаты работы; создавала условия для развития творческих способностей ребят.
Реализация проекта. Перед началом работы я провела беседу «Зимующие птицы», прослушала с детьми аудиозаписи голосов птиц (синица, воробей, ворона, сорока, и др.). Это помогло мне выяснить представления участников проекта о понятии «зимующие птицы», их отношение к ним, заинтересовать проблемой. Так же на протяжении проекта были проведены беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой» - обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу. Беседа - обсуждение о каждой зимующей птице, обитающей в нашем регионе: об образе жизни, питании, характере, внешнем виде. Беседа «Кто заботится о птицах»: обратить внимание детей на то, что в зимний период птица не может найти себе пропитание, о них нужно заботиться, подкармливать их. «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?». Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой» Заучивание скороговорок, дразнилок о зимующих птицах.
Во время проведения проекта я использовала:
Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор», Подвижные игры «Снегири», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль».
Разнообразные игры:
• Игра «Совы»: знакомство детей с образом жизни сов (ночью совы летают и ведут активный образ жизни, а днем спят) Развитие общей моторики, слухового внимания. Смена вида деятельности. Эмоциональная и двигательная разгрузка.
• Игра «Воробушки и кот»: закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.
• Игра с мячом «Подбери действие»: закрепить знания детей о птицах, о действиях, которые они совершают.
• Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»: закрепить умение классифицировать птиц по признаку «зимующие -перелетные».
• Подвижная игра "Воробушки и автомобиль": развивать умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и прыжках.
• «Собачка и воробьи»: закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.
• Д/и «Один - много»: образование множественного числа имени существительного (ворона-вороны и т. п.)
• Д/и «Назови ласково»: упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (воробей- воробушек, воробьишко).
• Д/и «Счёт птиц»: закрепление согласования числительных с существительными (один воробей, два воробья, три воробья и т. д.);
• Д/и "Кто где живет": закрепить слова-названия домиков птиц (гнездо, дупло и т. п.);
• Д/и "Назови птичку, которой не стало": развитие внимательности и наблюдательности детей, закрепление названий птиц.
• Д/и "Угадай птицу по описанию": загадывание загадок от имени птиц,
• Д/и «Кто больше "- подбор действий, признаков: закрепить знания о зимующих птицах, об их признаках и выполняемых действиях.
Чтение художественной литературы:
• Чтение рассказов С. В. Образцова «Ничего особенного», М. Н. Богданова «Домашний воробей»: знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам.
• Чтение и обсуждение стихотворений А. Яшина «Покормите птиц зимой», В. Звягиной «Воробей»; С. А. Есенина «Поёт зима, аукает»; В. Токмаковой «Сизари»; А. Прокофьева «Снегири»; Н. Рубцова «Ворона» и др.: продолжать совершенствовать художественно - речевые навыки детей при чтении стихотворений, развивать память, логику мышления, воспитывать любовь к зимующим птицам, эстетические чувства.
Наблюдения:
• Наблюдение за птицами на участке: закрепить знания детей о зимующих птицах, сформировать желание заботиться о живых существах.
• Наблюдение за синичками: познакомить с синичками, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
• Наблюдение за вороной: познакомить с воронами, учить различать ворон по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
• Наблюдение за воробьями: познакомить с зимующими птицами - воробьями, учить различать воробьёв по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
• Наблюдение «Какие звуки издают птицы»: учить различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьёв, воркование голубей), наблюдать поведение птиц и объяснять, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат.
Художественное творчество:
• Рисование «Синички»: учить рисовать птичку-синичку. Продолжать учить равномерно закрашивать гуашью, не выходя за края рисунка. Развивать фантазию.
• Рисование «Совушка - сова»: учить рисовать детей фигуру совы несложным конструктивным способом, используя геометрические формы (круг, овал, учить отмечать отличительные особенности (характер окраски, размер туловища, особенности клюва и глаз). Совершенствовать технический элемент – контурную линию.
• Коллективное рисование «Снегири на ветке рябины»: учить детей переходить на начальном этапе рисунка от общей схемы к его конкретизации посредством важных деталей, отображающих главные признаки птицы. Учить проявлять творчество в создании художественного образа.
• Лепка «Учимся лепить птиц»: учить лепить птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки. Побуждать к самостоятельному поиску приёмов декоративного украшения.
• Аппликация «Снегирь на ветке рябины»: учить передавать особенности строения, окраски снегиря приёмом силуэтного вырезания с дополнительными наклейками.
Трудовое воспитание:
• Ручной труд - совместно с родителями сделать кормушку для птиц.
• Труд в природе – чистка кормушек
• кормление птиц
Наглядная информация:
• Оформление папки- передвижки «Покормите птиц»;
• Выставка рисунков «Наши зимние друзья», конкурс-выставка кормушек «Лучший домик для птиц»;
Работа с родителями:
• Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц); консультации: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?».
• Совместно с ребенком сделать кормушку и повесить во дворе или принести в детский сад;
• Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.);
• Заучивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»;
• Отгадывание загадок про зимующих птиц;
• Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Завершающий. В конце проекта было проведено открытое занятие «Наши пернатые друзья», в котором был подведен итог нашей деятельности. (фрагмент этого занятия приведен ниже).
«…Дети под музыку входят в зал.
Воспитатель. Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев. Они сбросили свой пестрый наряд из листвы. Откружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь.
И как только на улице похолодало, многие птицы засуетились, как будто их кто- то напугал. Почему это происходит?
Бывают птицы разными - одни боятся вьюг
И улетают на зиму на добрый, тёплый юг.
Другие – те народ иной - в мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной страшнее лютой стужи.
К их пёрышкам взъерошенным не пристают снежинки,
Они и под порошами резвятся для разминки.
К. Мухаммади
Дети отвечают.
Воспитатель. Да, одни птицы улетели в теплые края, другие наоборот прилетели зимовать к нам. Сейчас мы проверим, знаете ли вы зимующих и перелетных птиц.
Проводится Игра «Найдите зимующих птиц».
Воспитатель предлагает детям выбрать для себя картинку с изображением птицы.
Воспитатель. А сейчас вы превратитесь в стайку птиц. По условному музыкальному звуку зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих в их рядах.
Игра повторяется с обменом карточек.
Воспитатель. А знаете ребята, что с давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день – день встречи зимующих птиц. Издавна к этому дню люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему этот день называется «Синичкин день»? Да потому что в народе говорили, что «синица для Руси божья птица». Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». А какие ещё приметы, связанные с птицами вы знаете?
Дети отвечают.
Воспитатель. Не только птичка – синичка остаётся с нами зимовать, но и другие птицы тоже пережидают в наших лесах и парках зимнюю стужу. Как мы можем помочь птицам зимой?
Дети отвечают, что можно смастерить кормушки, принести корм, подкармливать птиц.
Воспитатель. Да, наша задача не дать погибнуть зимой от голода птицам, сделать для них кормушки и ежедневно их подкармливать. Пернатые друзья приносят пользу, а кто из вас знает, какую?
Дети отвечают.
Воспитатель. Ребята с родителями смастерили кормушки, давайте их рассмотрим.
Взрослые и дети показывают кормушки и рассказывают, как их мастерили.
Воспитатель. А сейчас забавная задача ожидает вас. Сосчитайте, сколько птичек прилетело, в этот час?
Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли.Поползень, лесной – сосед, будет вам зимой обед.В гости первый день недели к нам синицы прилетели.А во вторник, посмотри, прилетели снегири.Три вороны были в среду, мы не ждали их к обеду.А в четверг со всех краев – стая жадных воробьев.В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей.А в субботу на пирог налетело семь сорок.
Воспитатель. Я предлагаю вам смоделировать эту задачу. Выбрать картинки с изображением птиц в необходимом количестве и посадить их в кормушку.
Демонстрируется модель кормушки и картинки с изображением птиц».
В ходе этого праздника дети оценивают кормушки, поясняют, чем удобна та или иная кормушка. Во время проведения викторины сами исправляют тех ребят, которые неверно отвечают, затрудняются при выполнении задания.
По результатам всего проекта, была создана презентация, просмотр которой состоится во время проведения родительского собрания.
Заключение
Итогом проекта стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе птиц. В процессе данной работы у детей сформировались элементарные представления о жизни пернатых как о части живой природы, их взаимосвязях в природе и с человеком, зависимости образа жизни птиц от времени года. Дети получили ответы на интересующие вопросы и самостоятельно определили и составили рекомендации - всем людям необходимо бережно относиться к птицам: знать название птиц, как можно им помочь. Любить свой край, охранять и бережно относиться к природе.
Наблюдая за птицами и изучив теоретический материал, мы с ребятами пришли к выводам:
1. В посёлке можно встретить разные виды воробьев – домовых и полевых, они отличаются окраской, размерами, поведением и местом обитания.
2. Вороны ведут неколлективный образ жизни. Они умные и осторожные птицы.
3. В еде птицы предпочитают семена подсолнуха, пшеницы, овса, рябины.
4. Синицам очень нравится солёное сало.
5. Снегири переселяются ближе к жилью человека в сильные морозы, в другое время предпочитают находиться рядом с деревьями – источником пищи.
6. Все птицы приносят человеку пользу, поэтому мы должны отплатить им добром.
В результате деятельности ребята с родителями придумали интересные конструкции кормушек из пластиковых бутылок, дерева. Всего было изготовлено 13 кормушек.
Расширен кругозор детей о зимующих птицах. Улучшилась предметно – развивающая среда – она пополнилась литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками.
У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Список литературы:
Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУК: учебно-методическое пособие. – СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
Бусеева–Давыдова И. Игрушки Крутца. – М.: Детская литература, 1991.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989.
Бондаревская Е.Н. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1997.
Веракса Н.Е.. Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: система работы в средней группе детского сада/ Н.Ф. Губанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: изд-во Юрайт, 2013. – 510 с.
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения – / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб., Пи-тер, 2013 – 464 с.
Комплексное перспективное планирование в средней группе детского сада/ под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез,2011
Михина Е.Н. Развивающие игры для детей 2 -7 лет. – М.: Учитель, 2010.
Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Серия «Среднее профессиональное образование». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004.
Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - М.: Эгвес, 2004 - URL: http://www.biblioclub.ru/book/82780/От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика – Синтез, 2014.
Программа «Тропинка» Развитие речи 4-5 лет. - М.: «Вентана – Граф», 2007.
Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / Под общ. Ред. М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой. – СПб.: КАРО, 2014.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2011.
Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
Талызина Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогическом процессе // Современная высшая школа. – 1977. – № 1.
Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. / И.Э Унт. - М.: Педагогика, 1990. - URL: http://www.biblioclub.ru/book/87497/Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Вестник образования, №24, 2013.
Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001.