Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме Простые и сложные предложения
Простые и сложные предложения
Планируемые результаты:Научить различать простые и сложные предложения, расставлять в них знаки препинания;Развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, составлять самоинструкцию;формировать ценностное отношение к слову и его значению.
Цели урока:Научиться различать простые и сложные предложения;расставлять знаки препинания в сложных предложениях;составлять инструкцию;учиться работать в парах.
Отправляемся в путешествие по стране «Синтаксис и пунктуация»
Отвечаем на вопросы:Что изучает синтаксис? Что изучает пунктуация? Что такое словосочетание? Что не может быть словосочетанием? Что такое основа предложения? Дайте определения главным членам предложения.Назовите второстепенные члены предложения.
1 СТАНЦИЯ – СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.Задание 1.Выпишите словосочетания. Объясните свой выборСолнечный день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков, любимое занятие, были заняты, открывая дверь, выбирать профессию, правильно и аккуратно, урок окончен, стакан молока, более важный, доволен результатами, заняты делом, альбом или тетрадь, книга интересна, двадцать пять, слово в слово, упорно учиться.
Оцениваем свою работу на урокеКритерии промежуточных отметок«5»- нет ошибок«4»-1, 2 ошибки«3»- 3-5 ошибокВыводим среднюю отметку за урокНапример, 5+4+3=12:3=4
ПроверяемСолнечный день, подъехать к станции, любимое занятие, открывая дверь, выбирать профессию, стакан молока, доволен результатами, заняты делом, слово в слово, упорно учиться.Словосочетание = главное слово + зависимое слово
2 СТАНЦИЯ – ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕЗадание 2 Прочитайте предложения. Выделите в них грамматические основы. Определите, сколько грамматических основ в каждом предложении. Выпишите в тетрадь грамматическую основу каждого предложения.Юннаты охраняют и подкармливают птиц зимой. Ребята старательно изучают грамматику.Люди земли борются за чистоту воздуха, воды.Няня рассказывала детям про свои прожитые годы.Товарищи не бросили друга в несчастье.Муравьи выползают после зимней стужи.Спит черёмуха в белой накидке.
ПроверяемЮннаты охраняют и подкармливаютРебята изучаютЛюди борютсяНяня рассказывалаТоварищи не бросилиМуравьи выползаютСпит черёмуха
Вывод:Простое предложение имеет только 1 грамматическую основу
3 СТАНЦИЯ – СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.Выполните задание: Прочитайте предложения. Выделите в них грамматические основы. Определите, сколько грамматических основ в каждом предложении. Сравни количество грамматических основ в предложениях 2 и 3 станции. Попробуй дать определение сложному предложению.Я люблю свой класс, он очень дружный.Мы изучаем разные предметы, но больше всех мне нравится история.Учителя хотят, чтобы все ученики хорошо учились.
ПроверяемЯ люблю свой класс, | он очень дружный. (2 основы)Мы изучаем разные предметы, |но больше всех мне нравится история. (2 основы)Учителя хотят, |чтобы все ученики хорошо учились. (2 основы)
САМОИНСТРУКЦИЯ - это инструкция, которую человек создал для самого себя. В самоинструкции он подаёт команды, определяет , что и в каком порядке ему нужно выполнять. Составлять инструкции и использовать их при письме - это значит решать орфографические и синтаксические задачи.
Самоинструкция «Простые и сложные предложения»Определяю, сколько основ в предложении.1 основа 2 или более основПредложение простое Предложение сложное
Формулируем правило: Сложное предложение – это предложение, в котором 2 или более грамматических основ.
Выполните задание: Прочитайте предложения. Запишите их, обозначьте границы между простыми предложениями в составе сложного. Определите, с помощью чего соединяются простые предложения в составе сложного. Июнь выдался жарким, и окна в домах по ночам открывались настежь.Когда над озером сияет солнце, глаза слепит от бликов.Шторм уже утих, ветер ослаб.
Проверяем:Июнь выдался жарким,| и окна в домах по ночам открывались настежь.Когда над озером сияет солнце, | глаза слепит от бликов.Шторм уже утих, |ветер ослаб.
Способы соединения простых предложений в составе сложногоИнтонация (без союзов)Союзыподчинительные: сочинительные: что, кто, где, куда, и, а, но, да когда, который, чтобы
Дополняем правило: Сложное предложение – это предложение, в котором 2 или более грамматических основ, которые соединяются с помощью союзов или интонации и разделяются с помощью запятой.
Дополняем самоинструкцию Определяю, сколько основ в предложении1 основа 2 или более основ Предложение простое Предложение сложное обозначаю границу(ы) между простыми предложениями и на месте этих границ ставлю знак.
Физкультминутка
Решите задачу: Прочитайте предложения. С помощью самоинструкции определите, какое перед вами предложение, простое или сложное. При необходимости расставьте знаки препинания.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}I вариантII вариант1. Ожил каждый кустик.1. Вся окрестность озарилась светом.2. Небо заволокло тучами и началась гроза.2. День выдался жаркий и звери потянулись к реке.
ПроверяемI вариантОжил каждый кустик. (простое) Небо заволокло тучами , и началась гроза. (сложное)II вариантВся окрестность озарилась светом. (простое)День выдался жаркий, и звери потянулись к реке. (сложное)
Выполните задание: Прочитайте предложения. Распределите их на 2 группы( 1 группа – простые предложения, 2 группа – сложные). Запишите их. В сложных предложениях расставьте знаки препинания. (Используйте самоинструкцию).Наступила осень. Птицы улетают в теплые края.Листья опадают с деревьев и в воздухе протянулась паутина. Лес обнажился часто идут нудные дожди.Когда веют холодные ветры ветви деревьев качаются.
Проверяем:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Простые предложенияСложные предложенияНаступила осень.Листья опадают с деревьев , и в воздухе протянулась паутина. Птицы улетают в теплые края.Лес обнажился, часто идут нудные дожди.Когда веют холодные ветры, ветви деревьев качаются.
Рефлексия Добились ли мы поставленных в начале урока целей?
Цели урока:Научиться различать простые и сложные предложения;расставлять знаки препинания в сложных предложениях;составлять инструкцию;учиться работать в парах.
Самооценка (пример){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Чему я научился на урокеНад чем мне еще надо работатьФормулировать правило;Составлять самоинструкцию;Работать в парах.Учиться правильно расставлять знаки препинания в сложном предложении.
Оцениваем свою работу на урокеКритерии промежуточных отметок«5»- нет ошибок«4»-1, 2 ошибки«3»- 3-5 ошибокВыводим среднюю отметку за урокНапример, 5+4+3=12:3=4
Домашнее заданиеНа выбор:1.Из учебника по литературе выпишите 3простых предложений и 3 сложных предложений. 2. упр 125.3. еще больше о сложном предложении можно узнать по адресу https://ru.wikipedia.org/wiki сложное предложение