Конспект урока русского языка в 5 классе по теме Простые и сложные предложения (ФГОС)
Автор урока : Новосёлова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 6» город Лысьва Пермский край.Простые и сложные предложения. 5 класс.
Урок открытия новых знаний.
Цель: формирование навыка распознавания простых и сложных предложений; определения границы частей в сложном предложении; различения видов сложных предложений и средств связи в них.
1. Мотивация к учебной деятельности. Определение темы урока и постановка цели.
Составь тему урока, выполнив ряд действий.
1. Из предложения «Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений» возьмите союз.
2. Из предложения « Текст состоит из предложений» возьмите дополнение.
3. Из предложения «Ученик решил простую задачу» возьмите определение.
4. Из предложения « Мы выучили сложный танец» возьмите определение.
Из данных слов составьте тему урока. Запишите цель (чему мы должны научиться)
Тема: Простые и сложные предложения
Цель (дети): Находить СП. Разбирать СП. Подчёркивать гр.основу в СП. Понимать, как связываются ПП в составе сложного.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пройденном материале.
Мы изучали с вами ПП. А что вы знаете о ПП, проверим с помощью кроссворда, который вы будете разгадывать самостоятельно. Кто решит первый, получит ответы, себя проверит и поставит оценку.
Кроссворд.
Вопросы к кроссворду.
Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей.
Второстепенный член предложения, обозначающий место, время и способ действия.
Члены предложения, относящиеся к одному члену предложения и отвечающие на один вопрос.
Главный член предложения, который чаще всего выражен глаголом, а может быть выражен прилагательным и существительным.
Слово, которое является общим по значению для стоящих при них однородных членов.
Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей?
Раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их постановки.
Раздел науки о языке, изучающий строение словосочетаний и предложений.
Главный член предложения, отвечающий на вопросы кто? что?
КРОССВОРД «Простое предложение»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 Какое получилось ключевое слово? Дайте определение этому понятию и приведите примеры.
Самопроверка и взаимопроверка. Определение затруднения и способа выхода из него.
Вывод: мы много знаем, но впереди такая интересная тема, что вам понадобится внимание, усердие.
Ответы к кроссворду
Дополнение
Обстоятельства
Однородные
Сказуемое
Обобщающее
Определение
Пунктуация
Синтаксис
Подлежащее
Обращение – слово или сочетание слов, называющих того, к кому обращаются с речью.
Оценка
«5» - 9 ответов + определение и пример
«4» - 7-8 ответов + определение
«3» – 5-6 ответов + неточное определение
3. Создание проблемной ситуации. Выявление места затруднения.
Прочитай предложения. Что в этих предложениях есть общее и чем они отличаются?
Ночью ветер злится и стучит в окно.
Северный ветер несёт свинцовые облака, и вскоре в воздухе появляются белые снежинки.
Забор затрещал, потому что мы навалились на него все сразу.
Неслись мимо леса, мелькали реки.
Обобщение наблюдений.
Здесь представлены ПП и СП.
В СП употреблены разные союзы.
В одном СП нет союза.
В СП ПП связаны по смыслу.
Физминутка.
Учитель зачитывает предложения из книги « Приключения Электроника», а дети стараются показать действия, о которых сказано в предложениях. Слушайте предложения внимательно, потому что нужно определить простые они или сложные.
1.Сережка выскочил на обрывистый берег реки.
2.Сбегая по лестнице, профессор заметил удивленное лицо директора и помахал ему рукой.
3.Покачивая головой, профессор достал из кармана очки и нагнулся к розетке.
4. Он нагнулся над чемоданом, отпер замки, откинул крышку.
5. В чемодане лежал мальчик с закрытыми глазами. Он крепко спал.
После проделанной работы дети делают вывод, что все предложения простые, так как состоят из 1 грамматической основы
3. Построение проекта выхода из затруднения. Прочитать текст. Придумайте название текста. Представьте текстовую информацию в графическую. Оформление графа. Работа в парах.
Текст
Умение различать виды сложных предложений необходимо, для того чтобы правильно расставлять знаки препинания.
По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные. Простое предложение — предложение с одной грамматической основой. Сложное предложение — предложение, у которого две или более грамматические основы.
Сложное предложение представляет собой единое целое. Предложения, которые входят в его состав, связаны друг с другом по смыслу и интонацией. По способу соединения простых предложений сложные предложения делятся на две группы: союзные и бесссоюзные. А союзные предложения — на сложносочиненные и сложноподчиненные.
Бессоюзное предложение — это сложное предложение, части которого соединены без помощи союзов.
Сложносочиненное предложение — это союзное сложное предложение, части которого соединены с помощью сочинительных союзов И, А, НО. Части сложносочиненного предложения равноправны по смыслу.
Сложноподчиненное предложение — это союзное сложное предложение, в котором одна часть зависит от другой. Части сложноподчиненного предложения соединены с помощью подчинительных союзов (что, если, потому что, когда и др.) В сложноподчиненном предложении выделяют главную часть и придаточную часть (или придаточные части). От главной части можно задать вопрос к придаточной.
Отработка новых знаний. Реализация построенного проекта.
Приглашает учеников к доске для представления своих работ, организует наблюдение над новым материалом. Представляют свои графы у доски.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа с доской. Первичное закрепление. Работа с предложениями. ( Основы, союзы, схемы, вид предложения.)
1.Давно угомонился дождь, но капельки воды долго не пропадали на листьях.
2.В ярком золоте день утопает.
3.Трава появляется там, где сильнее пригревает солнце.
4.Наступила осень, птицы потянулись к югу.
7. Повторение изученного.
Упр. 232, с.108
Упр. 233, с. 108 № 2, 3
Рефлексия
Поставь себе оценку (от 1 до 5)
1. Я доволен собой.
2. Я узнал, как отличать сложные предложения от простых и определять вид СП.
3. Я всё успел на уроке.
4. Мои товарищи работали хорошо.
5. Я готов к новым задачам.
Учащиеся делают вывод о своей деятельности на уроке, используя рефлексию «Поставь себе оценку»
9. Домашнее задание П. 46, стр.106-108, упр. 234