Урок русского языка для 5 класса по теме «Синтаксис. Простые и сложные предложения» 
5 класс
План урока
Тема урока:Синтаксис. Простые и сложные предложения.
Цели урока: 
систематизировать знания по теме «Синтаксис и пунктуация»;
развивать логическое мышление, уметь подбирать аргументы;
учить школьников культуре речи;
воспитывать интерес к предмету, чувство ответственности и бережного отношения к природе.
Ход урока
Организационный момент.
Объявление темы урока и его целей. Запись даты и темы в тетрадь.
Повторение. Введение в урок.
Вот мы и закончили  изучение темы «Простые и сложные предложения»,  на сегодняшнем уроке должны систематизировать полученные знания по этой теме,  показать свои умения и навыки, приобретённые на предыдущих уроках русского  языка. 
3. Работа по вопросам (повторение теоретического материала). 
Что изучает синтаксис?
Что изучает пунктуация?
4. Выборочный диктант
Правописание словарных слов, изученных в разделе «Синтаксис и пунктуация»
Задание: записать слова  по определенной теме, вставить пропущенные буквы.  
   Темы:
  	1) Слова с удвоенным согласным
	2) Синтаксис и пунктуация (терминология)
	3) Фантастика и космос
Синтаксис, корреспондент, фантастика, дискуссия, фантастический, пунктуация, космос, интонация, территория, предложение, космический, терраса, словосочетание, космонавт, тоннель.
 Самопроверка.
1 группа. Слова с удвоенными согласными: корреспондент, дискуссия, территория, терраса, тоннель.
2 группа. Синтаксис и пунктуация (терминология): 
    синтаксис, пунктуация, интонация, предложение, словосочетание.
3 группа. «Фантастика и космос»: 
    фантастика, фантастический, космос, космический, космонавт.
5. Составление предложения.
- Составьте с самым трудным для вас словом предложение.
- У нас получились разные предложения.
- Давайте вспомним, какие бывают предложения по строению грамматической основы? 
                                             (двусоставные, односоставные)
- Выпишите отдельно односоставные и двусоставные предложения:
Вот и ос..нь. Лес ос..нью краси..! Туман свежего утра. Листья оп..дают. Д..жди. Ноябрь – осе(н, нн)ий месяц.
Вот и осень.
Лес осенью красив!
Туман свежего утра.
Листья опадают.
Дожди.
Ноябрь – осенний месяц.
- Какие бывают предложения по количеству грамматических основ?
                                                          (простые, сложные)
6. Работа с текстом.
В северных и средних широтах страны птицы собираются к отлёту.
 В любое время суток перелётные странницы покидают родные края. Вот летят журавли, и мы слышим их прощальное курлыканье. Грачи долго кружат над полями, чтобы все собрались к перелёту на юг. Труден их путь.
	Синицы остаются на зиму, так как они ведут оседлый образ жизни. *	
Человек должен
Творческое задание
Человек должен (продолжить рассказ)
Выпишите  из текста предложения простые и сложные.
Подчеркните  грамматические основы предложений.
* Синтаксический разбор предложения.
В северных и средних широтах страны птицы собираются к отлёту.
В любое время суток перелётные странницы покидают родные края. 
Труден их путь!
Вот летят журавли, и мы слышим их прощальное курлыканье. 
Грачи долго кружат над полями, чтобы все собрались к перелёту на юг. 
Синицы остаются на зиму, так как они ведут оседлый образ жизни.
7. В копилку слов.	
Оседлый – подобрать однокоренные  слова                           
                                          оседлать,  седло,  оседлое
странницы – подобрать синоним                
                                               путешественники
9. Назовите основные виды сложных предложений.
Союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые)
Бессоюзные.
10. Соберите предложение, выполнив ряд действий.
Из предложения выпишите определение:
На зеркальные озера слетались утки.
Из данного предложения возьмите дополнение:
Озера покрывал падающий снег.
Добавьте к выбранным словам сказуемое и дополнение из предложения:
Речки и озёра подёрнулись ледком.
К выбранным словам добавьте:
водоплавающие трогаются в путь 
и прочитайте как одно целое предложение.
Зеркальные озёра подёрнулись ледком, водоплавающие трогаются в путь.
Переделайте предложение в:
сложносочинённое
сложноподчинённое
Зеркальные озёра подёрнулись ледком, и водоплавающие трогаются в путь.
Так как зеркальные озёра подёрнулись ледком,  водоплавающие трогаются в путь.
Составьте схемы предложений.
10. Подведение итогов. Проверочный тест.
Найдите односоставное предложение:
а) Сентябрь – капризный месяц.
б) Листопад.
в) Поздней осенью выпадает первый снег.
Найдите двусоставное предложение:
а) Прислушайся!
б) Вы любите осеннюю природу?
в) Первый снег.
Укажите простое предложение:
а) Осенью лес молчит.
б) Я люблю лесные сумерки, когда в траве горят светлячки.
в) Налетел ветер, забрызгали тучи дождём.
Укажите сложное предложение.
а) Осенние цветы доцветали, прощались они с летом.
б) Природа зовёт и манит к себе.
в) Лист кружился в воздухе и тихо падал на землю.
5. Укажите сложное предложение, в котором простые предложения связываются друг с другом интонацией.
а) Налетел ветер, и дождь застучал по крышам домов.
б) Опадают листья, так как пришла осень.
в) Наступают холода, птицы готовятся к отлёту.
«5» - все ответы верны
«4» - четыре верных ответа
«3» - три верных ответа 
11.Выводы.
12. Домашнее задание:   №251 (по заданию)