Урок русского языка для 5 класса по теме «Синтаксис. Простые и сложные предложения»

5 класс
План урока

Тема урока:Синтаксис. Простые и сложные предложения.

Цели урока:
систематизировать знания по теме «Синтаксис и пунктуация»;
развивать логическое мышление, уметь подбирать аргументы;
учить школьников культуре речи;
воспитывать интерес к предмету, чувство ответственности и бережного отношения к природе.

Ход урока

Организационный момент.

Объявление темы урока и его целей. Запись даты и темы в тетрадь.

Повторение. Введение в урок.

Вот мы и закончили изучение темы «Простые и сложные предложения», на сегодняшнем уроке должны систематизировать полученные знания по этой теме, показать свои умения и навыки, приобретённые на предыдущих уроках русского языка.

3. Работа по вопросам (повторение теоретического материала).
Что изучает синтаксис?
Что изучает пунктуация?

4. Выборочный диктант
Правописание словарных слов, изученных в разделе «Синтаксис и пунктуация»

Задание: записать слова по определенной теме, вставить пропущенные буквы.

Темы:
1) Слова с удвоенным согласным
2) Синтаксис и пунктуация (терминология)
3) Фантастика и космос

Синтаксис, корреспондент, фантастика, дискуссия, фантастический, пунктуация, космос, интонация, территория, предложение, космический, терраса, словосочетание, космонавт, тоннель.

 Самопроверка.
1 группа. Слова с удвоенными согласными: корреспондент, дискуссия, территория, терраса, тоннель.
2 группа. Синтаксис и пунктуация (терминология):
синтаксис, пунктуация, интонация, предложение, словосочетание.
3 группа. «Фантастика и космос»:
фантастика, фантастический, космос, космический, космонавт.

5. Составление предложения.
- Составьте с самым трудным для вас словом предложение.
- У нас получились разные предложения.
- Давайте вспомним, какие бывают предложения по строению грамматической основы?
(двусоставные, односоставные)

- Выпишите отдельно односоставные и двусоставные предложения:

Вот и ос..нь. Лес ос..нью краси..! Туман свежего утра. Листья оп..дают. Д..жди. Ноябрь – осе(н, нн)ий месяц.

Вот и осень.
Лес осенью красив!

Туман свежего утра.
Листья опадают.

Дожди.
Ноябрь – осенний месяц.


- Какие бывают предложения по количеству грамматических основ?
(простые, сложные)

6. Работа с текстом.

В северных и средних широтах страны птицы собираются к отлёту.
В любое время суток перелётные странницы покидают родные края. Вот летят журавли, и мы слышим их прощальное курлыканье. Грачи долго кружат над полями, чтобы все собрались к перелёту на юг. Труден их путь.
Синицы остаются на зиму, так как они ведут оседлый образ жизни. *

Человек должен

Творческое задание
Человек должен (продолжить рассказ)
Выпишите из текста предложения простые и сложные.
Подчеркните грамматические основы предложений.
* Синтаксический разбор предложения.




В северных и средних широтах страны птицы собираются к отлёту.
В любое время суток перелётные странницы покидают родные края.
Труден их путь!

Вот летят журавли, и мы слышим их прощальное курлыканье.
Грачи долго кружат над полями, чтобы все собрались к перелёту на юг.
Синицы остаются на зиму, так как они ведут оседлый образ жизни.



7. В копилку слов.

Оседлый – подобрать однокоренные слова

оседлать, седло, оседлое

странницы – подобрать синоним

путешественники

9. Назовите основные виды сложных предложений.

Союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые)
Бессоюзные.

10. Соберите предложение, выполнив ряд действий.

Из предложения выпишите определение:

На зеркальные озера слетались утки.

Из данного предложения возьмите дополнение:

Озера покрывал падающий снег.

Добавьте к выбранным словам сказуемое и дополнение из предложения:

Речки и озёра подёрнулись ледком.

К выбранным словам добавьте:

водоплавающие трогаются в путь

и прочитайте как одно целое предложение.

Зеркальные озёра подёрнулись ледком, водоплавающие трогаются в путь.

Переделайте предложение в:
сложносочинённое
сложноподчинённое

Зеркальные озёра подёрнулись ледком, и водоплавающие трогаются в путь.
Так как зеркальные озёра подёрнулись ледком, водоплавающие трогаются в путь.
Составьте схемы предложений.

10. Подведение итогов. Проверочный тест.

Найдите односоставное предложение:
а) Сентябрь – капризный месяц.
б) Листопад.
в) Поздней осенью выпадает первый снег.

Найдите двусоставное предложение:
а) Прислушайся!
б) Вы любите осеннюю природу?
в) Первый снег.

Укажите простое предложение:
а) Осенью лес молчит.
б) Я люблю лесные сумерки, когда в траве горят светлячки.
в) Налетел ветер, забрызгали тучи дождём.

Укажите сложное предложение.
а) Осенние цветы доцветали, прощались они с летом.
б) Природа зовёт и манит к себе.
в) Лист кружился в воздухе и тихо падал на землю.

5. Укажите сложное предложение, в котором простые предложения связываются друг с другом интонацией.
а) Налетел ветер, и дождь застучал по крышам домов.
б) Опадают листья, так как пришла осень.
в) Наступают холода, птицы готовятся к отлёту.
«5» - все ответы верны
«4» - четыре верных ответа
«3» - три верных ответа

11.Выводы.
12. Домашнее задание: №251 (по заданию)