Разработка интегрированного урока русского языка и литературы в 9-м классе на примере повести И.С. Тургенева «Первая любовь»
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе на примере повести И.С. Тургенева «Первая любовь»
Цели урока:
1) На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” повторить правила постановки знаков препинания в ССП,СПП, закрепить знания о постановке запятой, точки с запятой и двоеточия в БСП.
2) Развивать навык комплексного анализа прозаического произведения, умение давать связный ответ по проблеме, изложенной в тексте, развивать интерес к литературе и русскому языку.
3) Способствовать формированию высоконравственной личности, способной на искреннее чувство; прививать интерес к классической литературе, умение наслаждаться красотой художественного слова мастеров русской словесности.
Эпиграф
Это единственная вещь, которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь
И.С. Тургенев
Оборудование:
Карточки для проверки усвоения знаний по теме «СП,СПП», словари синонимов, антонимов
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Вступительное слово учителя.
“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык
Сегодня мы проведем необычный урок. Я не случайно начала его со слов великого русского поэта и писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Свободное владение всеми языками Европы не мешало ему быть непревзойденным стилистом в русской литературе. Всю свою любовь к родине, к русскому языку он воплотил в нескольких бессмертных строках одного из последних стихотворений в прозе «Русский язык».
Я предлагаю вам понаблюдать за очаровательным, притягательным словом Тургенева в повести “Первая любовь”. Надеюсь, что слово это, исполненное нравственной чистоты, пронизанное любовью и светом, поможет сделать ваши души светлее и возвышеннее. Но при этом мы не должны забывать и о синтаксисе с пунктуацией.
II. Проверка домашнего задания.
Работа по карточкам разного уровня:
а) 1 группа – «СПП» (выбрать из указанных видов придаточных)
б) 2 , 3 группы – «СПП» (виды придаточных написать самим);
(Самопроверка)
III. Беседа на восприятие повести И.С.Тургенева “Первая любовь”.
Дома вы прочитали повесть И.С.Тургенева “Первая любовь”, на уроках мы обращались к ее тексту, поэтому, я думаю, не стоит говорить о сюжете.
Я прошу учащихся 2 и 3 групп в тетрадях написать несколько предложений о том, какие чувства вызвала у вас повесть. Учащиеся 1 группы работают по карточкам «Сложное предложение» (под руководством учителя)
Давайте все вместе прослушаем несколько ответов учащихся 2 и 3 групп. (2-3 ученика)
Иван Сергеевич Тургенев тоже очень любил эту повесть, ведь в ней , как мы уже говорили на прошлых уроках , много автобиографического материала. Сам он так сказал о повести ( работа с эпиграфом): “Это единственная вещь, которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь”.
Что вы можете сказать о конструкции данного предложения? (СПП с придаточными определительным и обстоятельственным причины)
Какое чувство сильней всего сохраняло в памяти писателя этот живой сюжет? (Чувство любви)
Да, о своем чувстве герой повести говорит так: “Я, помнится, почувствовал тогда нечто подобное тому, что должен почувствовать человек, поступивший на службу: я уже перестал быть просто молодым мальчиком; я был влюбленный” .Запишите это предложение.
IV. Практические задания.
Пунктуационный и синтаксический разбор записанного предложения.
Дополнительные задания для отдельных учащихся
Подберите синонимы и антонимы к словам неопрятный, неожиданно, неприятный
Словарно-орфографическая работа.
Дома вы повторяли орфограммы “Н и НН в разных частях речи”, “Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи”. Предлагаю вам написать словарный диктант по 3 главе из повести «Первая любовь».
Никого не видел, прошелся несколько раз, расхаживая по песчаной равнине, особенно ясно представлялось, на запечатанной сургучом бумаге, написанном безграмотным языком, неопрятным почерком, в неприятном расположении духа, отца не было, не с кем было посоветоваться, не отвечать было невозможно, матушка недоумевала, казалось ей неуместным, неожиданно быстрое исполнение.
(Самопроверка и сверка с написанным заранее на доске)
Индивидуальная работа
Задание для 3 группы
- Комплексный анализ текста (описание “воробьиной ночи” глава 7) “Гроза”,- подумал я,- и точно была гроза, но она проходила очень далеко, так что и грома не было слышно; только на небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвленные молнии: они не столько вспыхивали, сколько трепетали и подергивались, как крыло умирающей птицы. Я встал, подошел к окну и простоял там до утра Молнии не прекращались ни на мгновенье; была, что называется в народе, воробьиная ночь. Я глядел на немое песчаное поле, на темную массу Нескучного сада, на желтоватые фасады далеких зданий, тоже как будто вздрагивавших при каждой слабой вспышке Я глядел – и не мог оторваться; эти немые молнии, эти сдержанные блистания, казалось, отвечали тем немым и тайным порывам, которые вспыхивали также во мне. Утро стало заниматься; алыми пятнами выступила заря. С приближением солнца все бледнели и сокращались молнии: они вздрагивали все реже и реже и исчезли наконец, затопленные отрезвляющим и несомнительным светом возникавшего дня”
Прочитайте отрывок.
Определите тип и стиль текста, его основную мысль.
Скажите, как состояние природы помогает автору передать настроение героя?
Какие выразительные средства языка использует автор, создавая картину грозовой ночи?
С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями в тексте?
Какие предложения преобладают в данном тексте? Как вы думаете, почему?
Задание для 1,2 групп
Контрольное списывание с последующим объяснением правил постановки знаков препинания и орфограмм.
С замиранием испуга, с каким-то ужасом недоумения на сердце бросился я назад и, пробежав переулок, чуть не упустив Электрика, вернулся на берег реки. Я не мог ничего сообразить. Я знал, что на моего холодного и сдержанного отца находили иногда порывы бешенства, и все-таки я никак не мог понять, что такое я видел Но я тут же почувствовал, что, сколько бы я ни жил, забыть это движение, взгляд, улыбку Зинаиды было для меня навсегда невозможно
(Справившийся с заданием учащийся у доски вставляет буквы, расставляет знаки препинания и объясняет)
- Какие по структуре предложения преобладают в обоих текстах?
- Какие чувства героя хочет передать автор такими осложненными конструкциями?
V. Подготовка к домашней работе.
а) В главе 9 , когда Зинаида слушает стихотворение М.Ю.Лермонтова «На холмах Грузии», она высказывает свое мнение о любви.
“Зинаида сказала:
- Прочтите мне “На холмах Грузии”. Только сядьте сперва.
Я сел и прочел “На холмах Грузии”.
-“Что не любить оно не может”,- повторила Зинаида,- Вот чем поэзия хороша: она говорит нам то, чего нет и что не только лучше того, что есть, но даже больше похоже на правду Что не любить оно не может – и хотело бы, да не может!”
б) Обсуждение. (Проводить при наличии времени)
- Согласны ли вы с утверждением Зинаиды?
- Была ли “первая любовь” Вольдемара подлинной любовью?
- Кто из героев повести пережил настоящую любовь?
Предлагаю вам дома выполнить следующее задание: напишите сочинение-рассуждение «Согласна ли я с мнением Зинаиды?» или сочинение-миниатюру «Что такое настоящая любовь?».
Учащиеся, которые сегодня испытывали трудности, могут выписать из главы 15 несколько БСП с двоеточием и на схемах объяснить постановку данного знака (см. упр. 155).
VI. Выводы:
-Так о чем же мы говорили на наших уроках? (О правилах постановки знаков препинания в сложных предложениях разных типов, о чувствах, которые описаны в повести И.С.Тургенева и нашем отношении к произведению)
- С помощью каких синтаксических конструкций лучше передать такое возвышенное чувство, как любовь?
VII. Выставление оценок.
VIII.Заключительное слово учителя.
Любовь - это прекрасное, возвышенное чувство. Когда вы будете знакомиться с другими произведениями И.С.Тургенева, вы увидите, что всех своих героев писатель проводит через испытание любовью, считая именно это чувство высшим мерилом нравственности. Я бы хотела, чтобы и вы прислушались к мнению великого Тургенева.
IX.Рефлексия
13PAGE 15
13PAGE 14615
Свинарева Ирина Алексеевна