Сценарий внеклассного мероприятия УМНИКИ И УМНИЦЫ
.
УМНИКИ И УМНИЦЫ.
Интеллектуальная математическая игра.
Цель игры - неформальный срез знаний учащихся 9-х классов в ходе решения логических и математических задач. Ход игры - в игре участвуют 2 команды по 5-6 учащихся. Проходит игра в 4 этапа. За правильный ответ 1 балл.
1этап – Разминка “Спринт эрудитов”. Каждая команда получает 25 вопросов.
2 этап – Аукцион знаний «Галерея великих математиков».
3 этап – «Пойми меня».
4 этап – «Заморочки из бочки».
Подведение итогов. Награждение.
Оборудование
Презентация «Галерея великих математиков»;
Бочонок с вопросами;
Плакаты с заданиями;
Призы – медали.
Сценарий
-Когда возникла математика?
Потребность человека сосчитать то, что он видит вокруг себя настолько естественна, что он смело может утверждать: математика возникла на земле одновременно с появлением разума, то есть с появлением HOMO SAPIENS (человека разумного).
Вместе с развитием цивилизации развивалась математика. Невозможно представить науку, которая не была бы связана с математикой.
МАТЕМАТИКА-КОРОЛЕВА. А к королеве отношение королевское. По-настоящему мало кто с ней дружит, считанные единицы с ней на “ты”, остальные пугаются; либо уважают, но сторонятся.
В чем причина такого отношения?
Она кроется в видимой сухости этого предмета. Недаром Паскаль сказал: ”Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным “.
Итак, мы приветствуем в стенах класса интеллектуальную элиту 9-х классов. Тех, кто своими знаниями, умениями и эрудицией завоевали честь представлять эти классы.
Давайте познакомимся
Разрешите представить наше достопочтенное жюри
1 этап. Разминка.Cпринт эрудитов.
За 5 правильных ответов команда получает знак «Умняра».
Вопросы 1 команде:
1. Отрезок, соединяющий 2 соседние вершины многоугольника. [Сторона]
2. На что делить нельзя. [Нуль]
3. Квадратное уравнение, у которого1 коэффициент единица. [Приведенное]
4. Чему равна половина половины. [Четверть]
5. Часть круга. [Сектор, сегмент]
6. Где самые длинные сутки. [Везде 24 часа]
7. Сколько козлят у многодетной козы. [7]
8. Прибор для измерения углов. [Транспортир]
9. У каких животных 6 ног. [Насекомые]
10. Чего у куба и человека ровно по дюжине. [Ребер]
11. Одна сотая метра. [См]
12. Сумма длин сторон многоугольника. [Периметр]
13. Чему равен пуд. [16]
14. Отрезок, соединяющий точку окружности с центром. [Радиус]
15. Что такое “натянутая тетива”. [Гипотенуза]
16. “Крыса, бегающая по углам и делящая их пополам. [Биссектриса]
17. Число, обращающее уравнение в верное равенство. [Корень]
18. Чему равна одна четвертая часа? [15 минут]
19. Шла старуха в Москву, навстречу ей 3 старика. Сколько человек шло в Москву?[1 cтаруха]
20. Чему равно число ПИ.[3,14]
21.Какой вал изображен на картине Айвазовского.[9]
22. Путь от условия к ответу. [Решение]
23. Геометрия, изучающая фигуры на плоскости. [Планиметрия]
24. Равенство двух отношений. [Пропорция]
25. Авторы нашего учебника “Геометрия”. [Атанасян, Бутузов]
Вопросы 2 команде:
1. Какое число делится на все числа без остатка. [нуль]
2 . Сторона, лежащая в треугольнике против прямого угла. [гипотенуза]
3 . Отрезок, соединяющий 2 несоседние вершины многоугольника. [диагональ]
4 .Чему равна дюжина .[12]
5 . Сколько вершин у куба .[8]
6. Сколько музыкантов в квинтете.[3]
7. Самая редкая группа крови.[4]
8 . Сколько “друзей-разбойников” было у Али-Бабы.[40]
9 . Какую часть часа составляют 20 минут. [Треть]
10 .Бежала тройка лошадей, каждая лошадь пробежала 5 км. Сколько км проехал ямщик.[5]
11. Прибор для построения окружностей. [Циркуль]
12. Утверждение, принимаемое без доказательства. [Аксиома]
13. Наука о решении уравнений. [Алгебра]
14. Как называется вторая координата точки. [Ордината]
15. Чему равен один фунт.[400г]
16. Геометрия в пространстве. [Стереометрия]
17. Одна стовосьмидесятая часть развернутого угла. [Градус]
18. Наименьшее натуральное число. [Один]
19 .Постоянная величина. [Константа]
20. Автор школьных математических таблиц. [Брадис]
21. В каком месяце есть 28 дней. [В любом]
22. Название треугольного платка. [Косынка]
23. Геометрическая фигура, она же спортивный тренажер. [Трапеция]
24. Авторы учебников по алгебре. [ Колягин под редакцией Жижченко]
25. Может ли угол параллелограмма быть равен 200 градусов. [Нет]
Пауза. Машинные стихи.
614,15,13,10,32,
713,220,2,45 и 202.
7,8,5,4,300,
2,30,40,50,
614,2300,
3,45 и 60
2 этап.” Галерея великих людей”
На презентации расположены портреты знаменитых математиков и вопросы. «Умняра» за верный ответ.
1. Великий француз, сын прокурора, получил юридическое образование.
Вскоре увлекся изучением астрономии и тригонометрии. Занимал видную придворную должность тайного советника при короле Генрихе III, где преуспел в разгадывании шифров. Математика была его единственной страстью на протяжении всей жизни. Его имя носит известная теорема.
·Франсуа Виет
2. Он впервые стал известен как победитель Олимпийских игр по кулачному бою, затем увлекся музыкой, установил связь между длиной струны и издаваемым звуком. Тогда он решил: ”Числа правят миром!”
О нем сложено много легенд. ”Он сын бога Аполлона, его бедро сделано из чистого золота”. Вместе со своими последователями образовал тайный союз, члены которого носили на одеяниях звездчатый пятиугольник-пентаграмму.
Одна из теорем носит его имя.
Пифагор
3. На ее детскую комнату не хватило обоев, и комната была оклеена страницами книги петербургского математика М. В. Остроградского. Девочка часами изучала дифференциальное и интегральное исчисление по формулам, пытаясь найти порядок. Впоследствии дочь генерала фиктивно вышла замуж за ученого-биолога, они выехали в Германию, где она продолжила обучение. Педагоги были реакционерами, пытались отбить у нее охоту к знаниям, но степень доктора философии с высшей похвалой она получила без защиты диссертации. Муж ее трагически погиб, а она умерла от простуды в Стокгольме.
Софья Ковалевская
4. Точных сведений о его биографии нет. Согласно легенде, ученый был дерзок с владыкой Александрии и всего Египта, царем Птолемеем. Монарх с трудом изучал геометрию. Он вызвал ученого и спросил, нет ли особого,
доступного лишь правителям, способа усвоить эту науку. “Царской дороги в математике нет”. На его счету огромное количество теорем, главная работа- 13 томный труд по геометрии “Начала”.
Евклид
5. Родился он в семье уездного землемера и домохозяйки, в семье было 3 сына. В 1817 году он закончил Казанский университет и остался работать там в звании магистра - помощника профессора. Первой была работа по теории многочленов, лекции по математике и механике. В 1827 году он стал ректором Казанского университета до 1846 года[19 лет].
Николай Лобачевский
3 этап. «Пойми меня»
I Вопросы 1 команде:
Их все любят. (8 умняр)
На них все едят. (7 умняр)
Они есть у взрослых и маленьких. (6 умняр)
Это когда девочки бегают за мальчиками. (5 умняр)
Когда гоняют сифу по полу и в салки играют. (4 умняры)
Когда это начинается, все вылетают с криком. (3 умняры)
А когда кончается, залетают обратно. (2 умняры)
Когда все балуются. (1 умняра) (Ответ - Перемена)
II Вопросы 2 команде:
Любят жевать за столом. (8 умняр)
Всегда хорошо выходят на фотографии. (7 умняр)
У них бывают разные имена. (6 умняр)
Любят собирать вкладыши, банки, пачки от сигарет. (5 умняр)
Когда вырастут, им платят деньги. (4 умняры)
Они бывают разные: послушные, непослушные, бывают девочками и мальчиками. (3 умняры)
Любят кричать, плохие выкрикивают первыми и всегда неправильно. (2 умняры)
У них бывают отдыхи: весной, зимой, летом и осенью. (1 умняра)
(Ответ - Ученики)
4 этап. “Заморочки из бочки”.
Команды по очереди вытаскивают задания из бочонка. За верный ответ – «умняра».
1.Какое изобретение некоторые ученые встретили враждебно со словами:
“Зачем обозначать то, чего нет!” Может, они правы!
/Изобретение нуля. Они не правы, так как без нуля нельзя записать отсутствующий разряд/
2.Задача-шутка. Муж весит 6 пудов. Сколько весит вся семья? Веса мужа достаточно для решения.
/Жена-половина, дети - произведение.6+3+6*3=27 пудов/
3.Сколько концов у трех с половиной палок? /8/
4.Почему крышки уличных люков делают круглыми, а не квадратными?
/Если квадратную крышку поставить на ребро, она может соскользнуть в люк/
5.За какое время вы найдете все числа от 1 до 41?
/Соперники контролируют, как участник команды ищет числа, разбросанные по листу/
6.Соревнование между командами “Кто больше знает геометрических фигур”
Последний выигрывает.
7.Это число впервые обозначил английский математик Вильям Джонс в 1706 году, всемирное признание оно получило после издания книги “Анализ” Леонарда Эйлера. Если сумму двух сторон основания пирамиды Хеопса поделить на высоту пирамиды, то получится это число. Оно же получится, если длину окружности разделить на диаметр ее же. И, наконец: “Это я знаю и помню прекрасно”
/Число
·
· 3,14/
8.На гробнице Диофанта (древнего математика) сделана надпись:
“Путник! Здесь прах погребен Диофанта,
И числа поведать могут, о чудо,
Сколь долог был век его жизни.
Часть шестую его представляло прекрасное детство.
Двенадцатая часть протекла еще жизни-
Покрылся пухом тогда подбородок.
Седьмую в бездетном браке провел Диофант.
Прошло пятилетие, он был осчастливлен
Рожденьем прекрасного первенца сына,
Коему рок половину лишь жизни
Прекрасной и светлой дал на земле
По сравненью с отцом.
И в печали глубокой старец
Земного удела конец восприял,
Переживши года 4 с тех пор,
Как сына лишился”
Для чего сделана эта надпись, и что она означает?
/Если составить и решить уравнение по тексту, то мы узнаем обо всех важных событиях в жизни Диофанта, сколько лет он прожил./
Подведение итогов. Выступление жюри.
Подсчёт командами количества «умняр». Подведение итогов. Награждение победителей. Каждый участник получает памятную медаль.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415