Аннотация к уроку по теме: «Отражение света. Законы отражения»


Образовательное учреждение: МОАУ «Кировская СОШ»
 Фамилия, имя, отчество учителя: Козлова О.П.
Аннотация: Урок построен по технологии учебного проблемного исследования. Данная технология позволяет реализовать системно-деятельностный подход в обучении, так как учащиеся на уроке, включаясь в деятельность по открытию нового знания, овладевают способами этой деятельности.
Структура урока соответствует структуре продуктивного мыслительного процесса: постановка проблемы  поиск путей решения формулировка вывода  проверка вывода. 
Основной метод в этой технологии – метод открытия или исследования. Способы организации деятельности учащихся – индивидуальная и групповая работа.
Активное применение групповой формы позволяет учителю успешно решать задачу формирования коммуникативных учебных действий.
Технология учебного проблемного исследования предоставляет учителю возможности планировать достижение не только предметных результатов обучения, но и личностных, и метапредметных, что соответствует требованиям новых образовательных стандартов.
Помимо цели урока, планируется цель на каждом этапе. Это позволяет сделать цель урока диагностируемой, так как цели этапа, по сути, являются задачами урока.
Методическая разработка поможет учителям физики. Также будет представлять интерес для преподавателей естественнонаучных дисциплин и для всех, кто готов внедрять эффективные образовательные технологии реализации требований ФГОС ООО.
Название УМК: Физика 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Перышкин. - 13-е издание, стереотип.- М.: Дрофа, 2010
Предмет: физика
Класс: 8
Тема урока: «Отражение света. Закон отражения»
Место и роль урока в изучаемой теме: второй урок при изучении главы «Световые явления». Основополагающая и фундаментальная роль урока в физике.
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: познакомиться с явлением отражения света и законами, которым подчиняется это явление.
Оборудование: компьютер или ноутбук для учителя, мультимедийный проектор, экран, плоское зеркало, лазерный фонарик, транспортир, карандаш, пульверизатор.Планируемые результаты:
Предметные результаты: понимание сущности определения понятий «угол падения», «угол отражения», «обратимость световых лучей», «законов отражение света».
Метапредметные результаты: развитие у учащихся универсальных учебных действий:
проводить эксперимент по предложенному плану;
на основании результатов эксперимента формулировать обобщающий вывод;
соотносить полученный вывод с гипотезами и на этом основании делать вывод о верности гипотез; работать в группе – устанавливать рабочие отношения.
Личностные результаты: формирование представлений учащихся о явлениях отражения и преломления света.
Формирование и развитие коммуникативных умений, умения общаться и взаимодействовать в коллективе, уважать мнение других.
Решаемые учебные задачи:
ввести понятия отраженный луч, падающий луч, угол падения, угол отражения, обратимость световых лучей;
формирование понятия отражения света и знания о законе отражения света;
рассмотрение особенностей распространения света на границе раздела двух сред;
раскрыть значение отражения света в жизни.
План проведения урока:
Этапы урока Время
1. Организационный момент: 1 мин
2. Актуализация знаний учащихся 5 мин
3. Постановка цели и задач урока учащимися 5 мин
4.Открытие новых знаний 10 мин
5. Физ. Разминка. 1 мин
6. Первичное закрепление. 8 мин
7.Первичная самопроверка знаний и коррекция с помощью учителя. 10 мин
8. Итог урока. Рефлексия 3 мин
9. Домашнее задание к следующему уроку. 2 мин
                                                           
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие учащихся, самоконтроль готовности к уроку.
Учитель: 
Чудный дар природы вечной,
Дар бесценный и святой,
В нём источник бесконечный
Наслажденья красотой.
Солнце, небо, звёзд сиянье,
Море в блеске голубом –
Всю природу и созданья
Мы лишь в свете познаём.
2. Актуализация знаний
Учитель:  На столах у вас лежат по 2 карточки – зелёная и красная. Если вы согласны с утверждением, поднимите зелёную, не согласны - красную.
Верны ли утверждения: (слайд №2)
1.Свет - это излучение, которое воспринимается глазом. 2.Световой луч - это кривая, по которой распространяется свет.3.Тела, от которых исходит свет, являются источниками света. 4.Мы видим предметы только когда они освещены.5.Образование тени не служит доказательством прямолинейности распространения света.6.Излучение, идущее от источника света, попав на предмет, меняет своё направление и попадает нам в глаза.3. Постановка цели и задач урока учащимися.
Учитель:  Ребята, посмотрите на картинки. Что вы видите? Что общего на картинках?
(слайд 3)
Ученики: Свет отражается.
Учитель: Что бы вы хотели узнать? С чем вы хотите сегодня познакомимся?
Ученики: С отражением света.
Учитель:  Посмотрите на другую картинку
(слайд 4).
Где ошибка?
(ребята рассуждают)
Почему свет не может так отразится? (ребята рассуждают)
/Учитель подводит к тому, что свет отражается по каким-то законам./
Ребята, с чем бы хотели вы ещё познакомимся?
Ученики: С законами отражением света.
(слайд 5, 6)
Учитель: Запишем тему занятия в нашу карту разума.
 4. Открытие новых знаний.
Учитель: Представьте, что стало темно. Можно ли видеть окружающие предметы? А если направить луч света фонариком? Куда попадает свет, отражаясь от предметов? (в глаза). Мы видим пучок света от фонарика? (нет). Что можно сделать, чтобы луч был виден? (напылить, побрызгать пульверизатором).
Демонстрация лазерного луча в пространстве (брызгаем пульверизатором).
Какой вывод? (мы видим окружающий мир потому, что свет отражается от предметов и попадает нам в глаза).
Учитель: У вас на партах лежат листы с заданиями, и разные предметы: лист бумаги, зеркало, … Работая в группах, проведите опыты.
/1 и 3 группы: Увидеть, что находится за спиной, не оборачиваясь, при помощи разных предметов.
2 и 4 группы: Рассмотреть себя с помощью предметов./
Ученики: Если смотреть на лист бумаги, нельзя увидеть себя и что сзади. Смотря в зеркало, видим своё отражение и что находится за спиной.
Учитель: Но ведь свет отражается от всех предметов. Так почему смотря в зеркало, видим себя? А в лист смотрим, но не видим себя? /подводим ребят к тому, что в зависимости от поверхностей отражение разное: зеркальное и рассеянное (диффузное)./
(слайд 7)
Найдите у вас на партах картинки этих двух отражений. Приклейте их в карту разума.
Далее учитель рисует на доске зеркало и просит кого-нибудь из учащихся нарисовать падающий луч и обозначить точку, куда упал луч.
Учитель: Ребята, как будет называться эта точка?
Ученики: Точка падения.
Учитель: Кто начертит перпендикуляр в точке падения луча? Как проводится перпендикуляр?
Учитель: Давайте придумаем название углу, который образуется между падающим лучом и перпендикуляром.
Ученики: Угол падения.
Учитель:  У вас есть картинка этого угла, найдите её. Приклейте в карту разума.
(слайд 8)
Учитель: Кто попробует провести отражённый луч? (выходит ученик)
Ребята, давайте придумаем название углу, который образуется между отражённым лучом и перпендикуляром.
Ученики: Угол отражения.
Учитель:  У вас на столе есть картинка этого угла. Приклейте её.
(слайд 9)
Затем учитель берёт картон и лепит комочек пластилина.
Учитель: Это у нас будет точка падения луча.
Потом крепит стержень к картону в эту точку.
Учитель: А это падающий луч.
Учитель: Кто покажет, как будет расположен перпендикуляр? (Даётся другой стержень).
А может ли отражённый луч пройти вот так? (кривит стержень за плоскость)
Ученики: Нет. (Рассуждения)
Учитель: Значит, есть какая-то закономерность в ходе лучей? Значит, это будет что?
Ученики: Закон.
Далее учитель берёт тетрадный лист и показывает, что лучи и перпендикуляр лежат в одной плоскости.
Учитель: Давайте попробуем сформулировать этот закон.
Ученики: Падающий луч, отражённый и перпендикуляр, восстановленный в точку падения, лежат в одной плоскости.
(слайд10)
Затем учитель с помощью лазерного фонарика и зеркала демонстрирует отражение луча. Обращает внимание на углы.
Учитель: Мы видим, что? Углы, какие?
Ученики: Одинаковые, равные.
Учитель: Давайте попробуем сформулировать эту закономерность.
Ученики: Угол падения равен углу отражения.
(слайд 11)
Учитель:  Давайте проверим, совпали ли наши законы с формулировкой в учебнике. (Ребята проверяют)
Учитель:  Сделаем запись законов отражения в карту разума: Лучи, падающий и отраженный, лежат в одной плоскости с перпендикуляром, проведенным к границе раздела двух сред в точке падения луча.
Угол падения равен углу отражения.
(слайд 12)
Учитель: Скажите, а как пойдёт отраженный луч, если падающий пройдёт по пути отражённого луча? Как это явление можно назвать, если лучи и туда и обратно идут по одному пути? Давайте найдем в учебнике. (Обратимость лучей).
5. Физ. разминка.
Учитель: Ребята, встаньте из-за парт. Повторяем за мной зарядку….
Солнце светит нам в окошко,
Потянулись мы немножко.
Руки в стороны потом,
Мы пошире разведём.
Наклонились вправо, влево.
И садимся, вновь за дело.
6. Первичное закрепление .Учитель:  Ребята, чему равен угол отражения, если угол падения 28° ?Ученики: Углы равны, значит тоже 28°.
Учитель: Решим задачи.
(Слайд 13)
α+β=90° α=? β=?


(Слайд14)
3.


(слайд15)
Постройте дальнейший ход луча:

7. Первичная самопроверка знаний и их коррекция.
Раздаются тесты.
Тест. Вариант 1
1. Угол падения луча на зеркало 600 . Чему равен угол между падающим и отраженным лучами:
А) 300;
Б) 600;
В) 900;
Г) 1200.
2. На зеркало падают два луча: их углы падения 300, и 450. Угол между отраженными от зеркала лучами равен:
А) 150;
Б) 300;
В) 450;
Г) 750.
3. Углом падения светового луча называют …
А) …угол между лучом света и поверхностью, на которую он падает;
Б) …угол, образованный падающим на поверхность лучом света и продолжением перпендикуляра к этой поверхности;
В) …угол, образованный падающим на поверхность световым лучом и перпендикуляром к ней в точке падения луча;
Г) …угол, между падающим лучом света и отраженным лучом.
4. Угол между лучом и зеркалом равен 300. Чему равен угол падения лучей на плоское зеркало:
А) 300;
Б) 900;
В) 600;
Г) 1200.
5. На каком из рисунков представлен ход отраженных лучей от зеркальной поверхности?

1 2 3 4
А) 1;
Б) 2;
В) 3;
Г) 4.
Тест. Вариант 2
1. Угол падения луча на зеркало 300 . Чему равен угол между падающим и отраженным лучами:
А) 300;
Б) 600;
В) 900;
Г) 1200.
2. На зеркало падают два луча: их углы падения 400, и 550. Угол между отраженными от зеркала лучами равен:
А) 150;
Б) 300;
В) 450;
Г) 750.
3. Углом отражения светового луча называют …
А) …угол между лучом света и поверхностью, на которую он падает;
Б) …угол между отраженным световым лучом и перпендикуляром к отражающей поверхности в точке падения луча;
В) …угол, образованный падающим на поверхность световым лучом и перпендикуляром к ней в точке падения луча;
Г) …угол между падающим и отраженным лучом.
4. Угол между лучом и зеркалом равен 600. Чему равен угол падения лучей на плоское зеркало:
А) 300;
Б) 900;
В) 600;
Г) 1200.
5. На каком из рисунков представлен ход отраженных лучей от зеркальной поверхности?

1 2 3 4
А) 1;
Б) 2;
В) 3;
Г) 4.
По итогам теста поставьте себе по одному баллу за каждое верно выполненное задание.
Вариант 1: Г А В В А
Вариант 2: Б А Б А АПоднимите зелёные карточки кто справился на «4» и «5».
Молодцы.
8. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: С каким явлением сегодня на уроке мы познакомились? По каким законам происходит отражение света? Что такое обратимость световых лучей? Когда отражение зеркальное, а когда диффузное (рассеянное)?
Учитель: Достигли мы цели, какую поставили в начале урока?Ученики: (ответы учащихся)
Учитель:
-Сегодня на уроке я узнал…..
- На уроке я понял…..
- Научился…..
-Что вы хотели бы узнать на следующем занятии?
Учитель: Поднимите зелёную карточку если вам понравилось.
- Был ли полезен для вас урок? (да –зелёная карточка, нет – красная)
Учитель: Молодцы, вы хорошо поработали. Вам полагается награда…. Домашнее задание.
9. Домашнее задание: §63, упражнение 30 (1,2).
Дополнительное задание: Для желающих подготовить сообщение или презентацию «Калейдоскоп и его устройство».
Список литературы.
1.Физика 8 кл.: учебник для общеобразоват. Учреждений / А.В. Перышкин. – 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
2. Рабочая тетрадь по физике: 8 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика 8 класс»/ В.А. Касьянов, В.Ф. Дмитриева.- 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
3.Ученический эксперимент по физике. Методические рекомендации к лабораторным работам по геометрической и волновой оптике /Степанов С.В., Евстигнеев В.Е.- М.: ООО «Химлабо» 2008 г.
4.«Единая коллекция ЦОР» (http://school-collection.edu.ru)