Грамматическое и лексическое значение слова. 
Урок русского языка в 7 классе на тему:
«Грамматическое и лексическое значение слова» 
Л.Петрушевская
«Пуськи бятые»
Учитель русского языка и литературы
Злодеева Юлия Николаевна, 
МБОУ СОШ №9 г.Чехов, МО.
Тема урока: «Грамматическое и лексическое значение слова» 
Л.Петрушевская
«Пуськи бятые»
Тип урока: урок-исследование
Цели деятельности учителя: способствовать созданию умения рассуждать (с использованием доказательств)  на основе полученных знаний; углублять знания о стилистических особенностях текста, о способах словообразования, морфемном составе слова, видах предложений (синтаксис)  и постановке знаков препинания  (пунктуация), частях речи (морфология).
Планируемые результаты:
Предметные – исследуют художественный текст на несуществующем языке, применяют умения анализировать и доказывать (с литературоведческой и лингвистической точек зрения), что это текст; находят  в тексте лексические и грамматические связи; систематизируют и обобщают имеющиеся знания; посредством творческого воображения создают реальные образы персонажей произведения.
Метапредметные:
Личностные УУД: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.
Познавательные УУД: развивают связную речь, творческое воображение, умение эмоционально откликаться  на образное слово; применяют умение устанавливать причинно-следственные связи. 
Регулятивные УУД: умеют контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности. Коммуникативные УУД:  планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют выделять главное, работать в группе; способствуют развитию коммуникативной компетенции учащихся.
Методы обучения:
практический;
исследовательский;
частично-поисковый;
сравнительный, аналитический.
Форма работы: фронтальная, групповая
Техническое  обеспечение урока:
ноутбук;
мультимедийный проектор;
программное обеспечение (Ms Office, Power Point);
Методическое обеспечение урока:
раздаточный материал (тексты произведения);
видеозапись «Пуськи бятые» Л.Петрушевской;
слайд-шоу «Пуськи бятые» художника Г. Коровиной;
книги Л.Петрушевской (для выставки);
Сценарий урока
Организационный момент (1мин)
- Здравствуйте ребята! Давайте сегодня обычный урок превратим в необычный. Согласны? 
-Представим, что мы находимся в научной лаборатории и являемся научным сообществом, а гости, присутствующие на уроке – это ученый совет, оценивающий нашу работу.
- Интересно, а в какой области мы будем заниматься научными экспериментами?
В области языкознания.
- Что нам для этого понадобится, кроме желания работать?
Знания по русскому языку.
Откройте тетради одного урока и запишите число,классная работа. Оставьте 2 строчки.
Вступительное слово учителя (3 мин)
Слайд 1
- Для того чтобы придумать свой мир, совсем не похожий на другие, писатели используют разные средства. Одни ищут «помощи» у сказки, в которой возможны любые чудеса и превращения. Другие погружаются в мир приключений. А есть такие писатели, произведения которых не укладываются в рамки известных жанров. Эти авторы пользуются необычным, порой «неправильным» словом, чтобы выразить то, что сотворила их буйная фантазия. Они как будто делают странные опыты, эксперименты с художественным словом и с художественным миром. 
-Предметом нашего исследования станет рассказ современной писательницы Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые». 
Знакомство с текстом, первичное восприятие, постановка учебной задачи (3мин)
-Итак, пришло время познакомиться с самим текстом.
Слайд 4. 
- На каком языке прозвучало произведение?
На несуществующем.
-Почему тогда вы улыбались? Вы поняли, о чем идет речь в данном тексте?
Звучали непонятные, смешные слова. Ясно было, что что-то с кем-то происходит.
- Подобные сказки дают возможность не только проверить способность понимать, на первый взгляд, непонятное, но и выступить в роли исследователя, доказывающего гипотезу о том, что текст, в котором лексическое значение слов непонятно, может быть понятен. 
Защита группы №1: 
Это текст, т. к. в нем повествуется о том, как мама учит своих детей быть послушными. Смысл рассказа заключен в последней строчке,  которая передает главную идею: надо проявлять бдительность,  иначе тебя «стрямкают».Тип текста носит повествовательный характер, т.к. описывается последовательность действий. А стиль данного текста-художественный, т.к. этот текст воздействует на нашу эмоционально-волевую сферу, мы смеемся, улыбаемся, волнуемся, переживаем. Средствами связи предложений выступают повтор слов, однокоренные слова, а также диалог, составляющий основу сказки…
 Перевод
Гуляла Клуша по опушке 
и увидела Козявку. И зовет: 
«Цыплята- цыплятушки – Козявка!» 
Цыплята прибежали, 
козявку схрюмкали 
и подавились, 
а Клуша и говорит: 
«Козявки жесткие, 
и очень, очень невкусные: 
козявок не хрюмкают, 
от козявок давятся». 
Цыплята козявку вытащили. 
Козявка встрепенулась,отряхнулась 
 и ушла за опушку. И кричит: 
«Цыплята подавились, Цыплята подавились!
 Очень-очень невкусные! 
Птенцы неразумные.
Защита группы №2:
Слова сказки сконструированы по законам русского словообразования. Для образования искусственных слов используются несуществующие в нашем языке корни и известные приставки, суффиксы, окончания (аффиксы). 
Суффиксы, приставки и окончания передают следующую информацию о слове:
грамматическая форма (некузявая – качественное полное прилагательное в форме единственного числа женского рода именительного падежа; сяпала – глагол несовершенного вида в форме прошедшего времени единственного числа, женского рода);
морфемное строение (трямк/а/ют- корень, суффикс,окончание);
словообразовательные связи (сяпать – при/сяпать, сяпать – у/сяпать);
лексическое значение (например, сяпала -шла, присяпали – пришли, усяпали – ушли).
Защита группы №3:  Нетрудным оказалось ребятам доказать принадлежность слов к самостоятельным частям речи. К существительным собственным отнесли имена героев, к нарицательным слова:  (по) «напушке» ((с) «напушки»)-предмет, ж.р.,Д.п., обознач. место действие. 
 «бутявку» - предмет, ж.р, В.п.
 «некузявость » - отвлеч. пред., 3 скл., ж.р. 
 Принадлежность слов «увазила », «вздребенулся» к глаголам доказали легко. Нашли ребята прилагательные: «любые», «некузявые» - какие; наречия – «зюмо-зюмо», междометия: «оее» Заметили ученики, что служебные части речи использовались обычные в русском языке (и, не, а, с, в, за и др.), что способы образования слов тоже традиционны: суффиксальный, приставочно-суффиксальный. Все морфемы, кроме корней, традиционные в русском языке. 
- Проверка текста 
       Подведение итогов работы, выводы(3 мин)
- Понравилась вам заниматься исследовательской работой?
-Какой вывод можно сделать после детального рассмотрения произведения?
Когда  мы читаем  рассказ, автор вовлекает  нас в игру, доверяя  нам понимание текста.  ТАБЛИЦА 
Грамматическое значение       Лексическое значение
- Как Вы думаете, а смогут ли понять эти сказки дети, еще не изучавшие русский язык?
Вернемся  в начало, к нашим двум строчкам и сформулируем тему. Запишем.
Что повторили ?Лексические и грамматические связи, пунктуацию.
Просмотр мультфильма «Пуськи бятые»(2мин)
- Предлагаю вам посмотреть мультфильм «Пуськи бятые» и сравнить, совпадают ли ваши образы с образами профессиональных художников.
Слайд 8. Демонстрация м/ф «Пуськи бятые» 
-Наш урок подошел к концу, мне отрадно видеть, что вы постепенно превращаетесь во внимательных, думающих читателей, для которых чтение – труд души. Наша работа над  особенностями игрового текста – свидетельство тому.
Слайд 10
- В память об этом уроке я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Пуськи бятые» и сравнить, совпадают ли ваши образы с образами профессиональных художников.
Слайд 8. Демонстрация м/ф «Пуськи бятые» 
 Домашнее задание(1 мин)
-Домашнее задание будет носить творческий характер. Прочитать рассказ  Л.С.Петрушевской  «Все непонятливые», который не окончен. Придумать и написать окончание.