Конспект «Выбор профессии – дело серьёзное»
родительская профориентационная игра
«Выбор профессии – дело серьёзное»
Цель: Обеспечить готовность родителей и детей к эффективному сотрудничеству на этапе профессионального самоопределения старшеклассников.
Задачи:
Образовательные
- учить навыкам взаимодействия родителей и ребенка в процессе профессионального самоопределения;
- показать учащимися и родителям необходимость учета различных факторов в выборе профессии.
Развивающие
- развивать коммуникативные способности при работе в группах: вести дискуссию, приводить аргументы.
- развивать позитивную мотивацию на работу и общение в группе.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к труду; уважительное отношение к людям разных профессий;
- воспитывать уважение к своим товарищам.
Участники игры: обучающиеся 11-х классов, их родители (заменяющие представители) – до 30 человек.
Продолжительность игры: от 1 час
Материалы: компьютер, проектор, экран для показа презентаций, столы, стулья, листы формата А4, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, ручки, клей, ватман, магниты, мяч.
Ход мероприятия
I. Ориентировочный этап:
1. Вступительное слово.
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые родители и дорогие ребята. Сегодня у нас важный разговор, разговор о будущем ваших детей. Будущая взрослая жизнь связана с обретением своего места в этом мире, с обретением своей профессии.
Каждая профессия диктует свой образ жизни – образы жизни продавца, педагога, врача, геолога, сталевара, сыщика сильно различаются.
И если не понимать этого, то произойдет конфликт, который приведёт к неудовлетворенности профессией. Чтобы избежать подобных ошибок, мы попробуем осмыслить свое будущее, ожидания и представления, ценности и цели.
2. Разминка.
Упражнение «Прокричи имя».
Ведущий. Сейчас мы с вами познакомимся, для этого встанем в круг. Участники образуют круг.
Ведущий. Я называю, любую букву из алфавита и у кого начинается имя на эту букву, должен громко прокричать своё имя.
Участники выполняют упражнение.
Игра с мячом
Цель: эмоциональное погружение в будущее.
Участники стоят в кругу и в случайном порядке перебрасывают мячом, называя ассоциации к слову «будущее».
Ведущий. Теперь, предлагаю вам занять свои места, за красный стол садятся родители, за желтый стол - дети.
II. Основной этап
Ведущий. В процессе выбора профессии дети испытывают влияние разных людей. Для нас очень важно понять, какую роль играют эти люди, насколько определяют выбор ребенка.
На слайде представлены те люди, которые могут повлиять на профессиональный выбор. Мы полагаем, что это в первую очередь он сам, а также родители, братья, сестры и другие родственники, учителя – предметники, классный руководитель, друзья, профконсультант.
Каждой группе предлагается составить круговую диаграмму, которая бы отражала долю влияния на профессиональный выбор ребенка каждой из предложенных категорий окружающих людей (и конечно, самого ребенка); эту долю (в виде сектора) необходимо выделить в круге.
Через 15-20 мин. выполненные участниками диаграммы вывешиваются на доске.
Происходит обсуждение, сравнений диаграмм, родителей и учащихся.
Ведущий: Чтобы достичь цели нужно пройти определенный путь, преодолеть трудности, которые могут встретиться на этом выбранном вами пути. Ведь грамотная постановка цели основа успеха в любой сфере жизни.
Игра «Пять шагов»
Смысл упражнения – повысить готовность участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности.
Процедура включает следующие этапы:
1.Ведущий предлагает группам определить какую-либо интересную профессиональную цель, например, поступить в какое-то учебное заведение, оформиться на интересную работу, а может даже – совершить в перспективе что-то выдающееся на работе. Эту цель, так как ее сформулировала группа, выписывается на доске (или на листочке).
2. Ведущий предлагает группам определить, что за воображаемый человек должен достичь эту цель. Участники должны назвать его основные (воображаемые) характеристики по следующим позициям: пол, возраст, успеваемость в школе, материальное положение и социальный статус родителей и близких людей. Это все также кратко выписывается на листке.
3. Участники должны выделить основные пять этапов (пять шагов), которые обеспечили бы достижение намеченной цели. На это отводится примерно 5 минут.
4. Представитель от каждой группы кратко сообщает о наиболее важных пяти этапах, которые выделены в групповом обсуждении. Остальные участники могут задавать уточняющие вопросы. Возможна небольшая дискуссия (при наличии времени).
5. При общем подведении итогов игры можно посмотреть, насколько совпадают варианты, предложенные разными группами (нередко совпадение оказывается значительным). Также в итоговой дискуссии можно оценить совместными усилиями, насколько учитывались особенности человека, для которого и выделялись пять этапов достижения профессиональной цели. Важно также определить, насколько выделенные этапы (шаги) реалистичны и соответствуют конкретной социально-экономической ситуации в стране, т.е. насколько общая ситуация в обществе позволяет (или не позволяет) осуществлять те или иные профессиональные и жизненные мечты.
Ведущий. Имея четкую цель, можно составить план её достижения. Учитесь ребята, составляйте для себя «дорожную карту» своих целей, определяя очередность их достижений.
Ведущий: Профессионал – это не только оптимизирования деловая единица. В первую очередь любой профессионал – это такой же человек со своими принципами и желаниями, который вступает в контакт с множеством других людей. И важной информацией которые предъявляют работодатели к соискателям это личностные и профессиональные качества. Конечно, вы не пойдете искать работу прямо сегодня или завтра, но именно поэтому я хочу дать вам эту информацию, чтобы у вас было время развить необходимые качества и приобрести нужные навыки
Задание группам: напишите, благодаря каким качествам (личностным и профессиональным) человек может добиться успеха.
Ведущий. Какие же качества являются наиболее значимыми при приеме на работу по любой специальности? Участники называют качества.
Список общих качеств, предъявляемых работодателями
(независимо от профессии)
ЛИЧНОСТНЫЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
Уверенность в себе
Гражданственность
Самостоятельность
Добросовестность
Коммуникабельность
Трудолюбие
Работоспособность
Профессиональная компетентность
Ответственность, порядочность
Гибкость и глубина ума
Инициативность
Предприимчивость
Ведущий: это далеко не полный перечень личностных и профессиональных качеств, без которых успех в профессиональной деятельности будет затруднителен. Поэтому постоянно нужно совершенствоваться и приобретать новые личностные качества.
Игра «Защити свой выбор»
Цель игры – научиться аргументировано отстаивать свой профессиональный выбор перед родителями (товарищами, учителям и т.д.).
Процедура проведения игры:
Ведущий зачитывает инструкцию.
Инструкция: «Представьте, что ребёнок приходит домой и заявляет о своих профессиональных намерениях (если профессия еще не выбрана, ребёнок может заявить, что ему все равно и думать об этом вообще он не собирается).
Родители не согласны с позицией ребёнок и пытаются его отговорить.
Разыгрывается домашний конфликт, при этом выигрывает тот, чьи аргументы убедительнее. Старайтесь не прибегать к насилию, т.к. насилие – признак слабости аргументов».
Типичные трудности.
Учащиеся могут увлечься эмоциональным обыгрыванием своих ролей и забыть о главной цели игры. В крайнем случае, ведущий может взять себе роль «прадедушки» и через эту роль вернуть игру в деловое русло, а если учащемуся будет слишком трудно, стать его союзником, но не решать за него все проблемы.
Ведущий. Выбор профессии одно из самых ответственных решений в жизни человека. И на этот выбор многое влияет: огромное количество альтернативных вариантов, необходимость учитывать различные факторы. В данной ситуации ни кто не застрахован от ошибок. Но если человек неровно отрезал колбасу для бутерброда – это не смертельно. Если закройщик ошибся в раскрое материала – ценой ошибки будет испорченный материал. А какова цена ошибки хирурга или авиадиспетчера, обходчика железнодорожных путей или сапера?
Что такое ошибка в выборе профессии?
Чем она может быть вызвана?
Каковы последствия ошибок?
На эти проблемные вопросы мы должны сегодня ответить.
Все ошибки, допускаемые при выборе профессии, можно разделить на три группы: незнание себя, незнание мира профессий, незнание правил выбора профессии.
Незнание себя – необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение). Незнание своего здоровья. А также неумение или нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии.
Незнание мира профессий. Одна из главных причин неправильного выбора профессии – слабая информированность о мире профессий. Представления о профессиях часто бывают неполными, искаженными, что ведет к переоценке своей пригодности и ошибкам. Поэтому человек должен быть хорошо осведомлен о том, какие профессии существуют в обществе, много ли их, каковы объекты, цели, орудия, условия труда, требования, которые они предъявляют к способностям человека, особенностям его личности.
Незнание правил выбора профессии – отождествление учебного предмета с профессией; перенос своего отношения к человеку на профессию; выбор профессии "за компанию"; неумение определить пути получения профессии.
Практическая работа.
Работа по карточкам в группах, каждой из которых раздается карточка с ситуациями выбора профессии.
Ситуация 1
Девушка хочет поступить в педагогический колледж и работать учителем начальных классов, как ее любимая учительница. В тоже время, она по характеру очень замкнута, не любит читать книги, увлекается разведением комнатных растений, предпочитает одиночество. Может ли эта девушка стать хорошим педагогом?
Ситуация 2
Юноша 17 лет выбрал профессию следователя и собирается и собирается поступать в школу милиции по совету друга, который хочет работать милиционером. Имеет сниженное зрение и часто болеет. Занимался в радиотехническом кружке. Подходит ли профессия следователя этому юноше?
Ситуация 3
Андрей мечтал военным моряком. Когда его дядя – офицер подводной лодки – приезжал в отпуск, Андрей не мог оторвать завороженного взгляда от военной формы. В школе Андрей учился хорошо, но у него кружилась голова, наблюдалась одышка. О своем недомогании он никому не говорил. С врачами не консультировался. Какую ошибку может допустить Андрей?
Ситуация 4
Витя давно увлекался техникой. Вместе с отцом он собрал малогабаритный трактор. По физике имел отличные и хорошие оценки. Витя мечтал поступить в машиностроительный институт. Но после окончания 9 классов его друг уговорил пойти ПУ по профессии портной верхней одежды. Поддавшись на уговоры, Витя изменил своей мечте и поступил с другом в ПУ. Какую ошибку допустил Витя? К чему она может привести?
Участники выполняют работу и затем один из группы дает ответ. Идёт обсуждение.
III. Заключительный этап:
1. Подведение итогов. Обсуждение. Рефлексия
Ведущий: Завершая нашу игру, мы пришли к выводу о том, чтобы сделать осознанный выбор своей будущей профессии следует заранее к нему готовиться: надо больше узнать о себе, о своих интересах и склонностях, способностях и возможностях, о также типе темпераменте, о будущей профессии, о предметах, которые необходимы для поступления в учебные заведения, о профиле обучения и т.д.
Итак, окончательное решение остается за вами, ребята. Что вы ждете от своей профессиональной деятельности в будущем? Думайте, решайте.
А сейчас прошу вас, создайте коллаж на тему «Будущее моего ребенка»- родителям; «Моё будущее»- подросткам. Придумайте для этого какой-то образ. На что похоже ожидаемое вами будущее. Используйте все подручные материалы (бумагу, ручки, цветные карандаши, краски, фломастеры и т.д.)
Ведущий: Сегодня на занятии мы выполняли упражнения группами с позиции родителей, и с позиции детей, услышали у кого какое мнение по различным аспектам профессиональной деятельности.
Уважаемые родители дети, сегодня придя домой, сядьте вместе и обсудите о том, что вы хотите для своего ребенка в будущем. Никто не знает своего будущего в точности, поэтому очень важно иметь дополнительные козыри, а для этого составьте диаграмму ответственности, найдите положительные качества у ребенка и развивайте их, изучите мир профессий, изучите правила выбора профессии. И пусть будущее вашего ребенка будет радостным и прекрасным. И все проблемы, которые повстречаются на вашем пути, будут задачами, которые, нужно решать спокойно и рассудительно.
Релаксация. Упражнение “ Сон о будущем ”
С помощью направленного воображения участники могут интуитивно прояснить для себя свои цели, ожидания и желания.
Инструкция: Мы обладаем удивительной способностью по-разному воспринимать время. Иногда нам кажется, что год пролетает как одна секунда, а бывает и так, что секунды растягиваются на годы. Кроме того, мы можем мысленно возвращаться в прошлое или, наоборот, заглядывать в будущее. Эту поразительную способность можно использовать для того, чтобы прояснить для себя глубоко запрятанные желания. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Наберите несколько раз побольше воздуха в легкие и с каждым выдохом пусть вас покидают все заботы, все мысли, все накопившееся напряжение...
Теперь представьте себе часы любые часы с циферблатом и тремя стрелками: часовой, минутной и секундной. Держите их перед своим внутренним взором, и пусть они показывают какое-нибудь время... Наблюдайте за тем, как часы начинают идти вперед. Представляйте себе во всех деталях, как движется секундная стрелка, что в это время происходит с минутной, как перемещается часовая стрелка. Смотрите на них внимательно и наблюдайте за всеми тремя стрелками одновременно... (30 секунд.)
А теперь представьте себе, что часы постепенно начинают бледнеть, и вы засыпаете. Вы находитесь как раз там, где вам бывает легко заснуть. Сон переносит вас в желаемое будущее.
В этом сне появляются различные образы: одни из них видны вполне отчетливо, другие лишь едва намечены. Некоторые из вас услышат звуки, шорохи, слова... Кто-то почувствует запахи или ясно ощутит свои движения... Внимательно посмотрите, какую картину будущего представило вам ваше бессознательное. Свяжите возникшие образы с вашими осознанными желаниями...
А если этот сон о будущем вдруг растает или прервется, вы можете вернуться к картинке с часами и снова понаблюдать за стрелками. Это позволит вам вновь сосредоточиться. За эти несколько минут вы сможете пережить те важные события, на которые надеетесь в будущем... (3-5 минут.)
А теперь возвращайтесь, пожалуйста, назад, в эту комнату. Не торопясь откройте глаза, выпрямитесь, потянитесь...
Запишите, пожалуйста, свой сон о будущем. При этом вы можете дополнить его новыми деталями, которые придут вам сейчас в голову.
Ведущий: Я благодарю всех за работу. Также я прошу вас оценить мою работу-этот урок, с помощью смайликов: если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое – возьмите вот такой смайлик:
если вам было не интересно -
А в заключение, хочу каждому из вас пожелать
«Найди профессию, которая тебе по душе, и твой выигрыш составит пять дней в неделю» (Джексон Браун-младший). Спасибо за работу!
Благодарю за внимание!
Литература:
1. Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК»,1997-56с.
2. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. –М.: Вако, 2006 - 240с.
3. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. СПб.: Питер, 2009. – 160с.
4. Интернет ресурсы.
Заголовок 1ђЗаголовок 2Заголовок 415