Урок по русскому языку для 9 класса по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 42
муниципального образования Абинский район
Тема урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным»
9 класс
Автор:
Нестерова Ирина Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 42
МО Абинский район
Русский язык, 9 класс
Сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным
(Использован УМК Г.А.Богдановой «Уроки русского языка в 9 классе»)
Цель: повторить орфографические правила; обобщить и закрепить изученное об СПП; дать понятие придаточных изъяснительных предложений; развить пунктуационную зоркость у учащихся; воспитать эстетическое восприятие художественных произведений.
Задачи: 1. Сформировать умение определять место придаточных изъяснительных в сложноподчиненном предложении.
2. Правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными.
Ход урока:
Организация класса.
Индивидуальная работа по карточкам.
Повторим орфографию! Индивидуальная работа за доской. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы.
Еще (не)заверше__ый роман; расставле__ы недавно покраше__ые скамейки; здание (не)построе__о в срок; шел (не)торопясь; дотемна бродил (не)спеша; (не)вероятные эксперименты; (не)изгладимое впечатление; (не)брежный почерк; (не)широкая,но бурная речонка.
У доски повторяем тему прошлых уроков. Расставить знаки препинания, разобрать синтаксически.
Погода которая с вечера обещала быть дождливой с утра порадовала нас солнцем.
Заменить придаточную часть причастным оборотом. Будет ли он обособляться? Почему?
Проверяем задание за доской. Ученик объясняет орфограммы.
На доске текст (слайд 1). Переписать, вставить пропущенные буквы, знаки препинания. «По цепочке» комментируем написание.
Объяснительный диктант
1) Месяц св..тил в окно и луч его играл по земл..ному полу хаты. 2) Вдруг на яркой полосе перес..кающ..й пол пром..лькнула тень. 3) Я пр..встал и взгл..нул в окно: кто(то) вторично проб..жал мимо него и скрылся бог знает куда. 4) Я (не)мог полагать что(б) это существо (з,с)бежало (по)отвесу берега. 5) Однако ему (не)куда было д..ва(т, ть)ся. 6) Я встал накинул бешмет оп..ясал кинжал и тихо(тихо) вышел из хаты; (на)встречу мне слепой мальчик. 7) Я пр..т..ился у забора и он верной но осторожной поступью прошел мимо меня.
Из какого текста этот отрывок? Кто автор?
Проверяем (слайд 2).
1) Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты. 2) Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень. 3) Я привстал и взглянул в окно: кто-то вторично пробежал мимо него и скрылся бог знает куда. 4) Я не мог полагать, чтоб это существо сбежало по отвесу берега. 5) Однако ему некуда было деваться. 6) Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и тихо-тихо вышел из хаты; навстречу мне слепой мальчик. 7) Я притаился у забора, и он верной, но осторожной поступью прошел мимо меня.
(М.Ю.Лермонтов «Тамань»)
Тестовая работа по тексту. (Слайд 3).
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд 4.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд 5.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд 6.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд 7.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Какой вопрос задаем к придаточному? Какой член предложения отвечает на вопросы косвенных падежей? Сформулируйте: какие придаточные называются изъяснительными? Читаем правило.
(Слайд 8).
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Записываем домашнее задание. Параграф 11, упражнения 111(п.), 123(у)
Тестовая самостоятельная работа по новой теме.
1 вариант
1. Найдите сложноподчиненное предложение.
А. Гора, высившаяся над городом, сверкала вся, как глазированный кулич.
Б. Во времена Владимира Мономаха половцев отогнали от южных границ Руси, однако и позднее не раз приходилось русичам отражать их набеги.
В. Из чащобы все время доносились неясные шорохи, и поэтому мальчики долго не могли успокоиться.
Г. Охотник, вздрогнув, быстро оглянулся, потому что в кустах он услышал какой-то шум.
2. В каком предложении придаточное стоит в середине сложноподчиненного? (Знаки препинания не проставлены.)
А. Впервые я услышал как шелестит лист падающий поздней осенью с дерева.
Б. Нынче в пять часов утра когда я открыл глаза в окно моей комнаты повеяло запахом цветов.
В. Должно быть каждый из нас подумал о лесных ручьях которые бегут под буреломом о мерцающих звездах.
Г. Слышно было как мать звенела стаканами разливая чай.
3. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.
Б. Голицыно, где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.
В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.
Г. В том месте, где зашло солнце, небо еще рдело багряными полосами.
4. Определите тип предложения Ученый должен был узнать, много ли сохранилось предметов, найденных в кургане.
А. Простое
Б. Сложносочиненное
В. Сложноподчиненное
Г. Сложное бессоюзное
5. Найдите предложение с придаточным определительным.
А. Изредка лишь дуновенье ветерка, роптанье листьев приносило, да с темным берегом уныло шепталась горная река.
Б. Это был первый бал после его приезда из Петербурга, однако он присутствовал на нем без удовольствия, не стараясь понравиться.
В. Гоголя мы узнаем в ту пору нашей жизни, когда каждая страница жизни равноценна для нас пережитому событию.
Г. Чтобы не заблудиться в лесу, собирая грибы, я беру с собой компас.
П вариант
1. Найдите сложноподчиненное предложение.
А. В прошлом году, как рассказывал мне дед, лавиной снесло домик у дороги.
Б. К полудню опять появились тучи и начал капать дождь, мелкий, теплый, не приносящий прохлады.
В. Пожар, возникший вследствие неосторожного обращения с огнем, уничтожил рощицу.
Г. Бесшумно скользя в темноте, он пролез через заборчик в сад и уже собирался выйти на улицу.
2. В каком предложении придаточное стоит в середине сложноподчиненного? (Знаки препинания не проставлены.)
А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.
Б. Голицыно, где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.
В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.
Г. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.
3. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
А. Воодушевляясь замыслом, отец сочиняет, что придет в голову.
Б. Березки, словно девочки босые, стоят в снегу.
В. Когда Мария увидела ребят, сердце ее зашлось от жалости.
Г. Обласканные дети поспешно вошли в дом, чтобы впервые за долгие годы скитаний поесть и уснуть в тепле.
4. Определите тип предложения Это был первый бал после его приезда из Петербурга, однако он присутствовал на нем без удовольствия, не стараясь понравиться.
А. Простое
Б. Сложносочиненное
В. Сложноподчиненное
Г. Сложное бессоюзное
5. Найдите предложение с придаточным определительным.
А. Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.
Б. В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.
В. Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.
Г. Она попросила повести ее в поле, которое было недалеко от села.
11. Подведение итогов урока.
Какие предложения называются сложноподчиненными?
Как определить главное и придаточное предложение?
Назовите виды придаточных.
Какие называются определительными?
Что вы знаете о придаточных изъяснительных?
боротом. будет вала нас солнцем. (не)широкая,но бурная речонка.)вероятноео определять место придат
15