Обобщающее повторение по теме «Сложноподчиненные предложения»
Конспект урока
Обобщающее повторение по теме «Сложноподчиненные предложения»
9 класс
Цель:
совершенствовать знания учащихся о типах сложноподчиненных предложений и умение определять виды придаточных предложений;
Задачи:
1) образовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподчиненные предложения, определять его виды, делать синтаксический разбор, ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.2) развивающая: развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; совершенствовать информационно-учебные умения через применение компьютерных технологий; развивать творческие способности.3) воспитательная: воспитывать положительное отношение к знаниям, умение работать в команде.
Тип урока: урок закрепления знаний, умений, навыков.
Форма урока: урок-презентация
Оборудование: компьютер, раздаточный материал: листки успеха, таблицы
УМК: Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений./ Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н.М.Шанский - М. : Просвещение, 2014
Учебно-методическая литература:
Тростенцова Л.А. Русский язык. Поурочные разработки.9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Л.А.Тростенцова, А.И. Запорожец.-М.: Просвещение, 2014
Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. – М.:ВАКО, 2014.
Богданова Г.А Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 2014
Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку: 8-9 классы. – М.:ВАКО, 2012.
Ход урока:
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята, садитесь.
2. Постановка темы и целей урока. Мотивация.
–Мы закончили изучение темы «Сложноподчинённые предложения». Изучению каждого вида придаточного был посвящен отдельный урок.
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня? Кто попробует сформулировать тему занятия? (обобщить изученный материал по теме «Сложноподчинённые предложения с различными видами придаточных»)
- Откройте тетради, запишите число и тему урока (слайд № 1)
– Какие знания по теме вам понадобятся? (знания о СПП)
-А какие умения вы должны будете продемонстрировать?
( умение находить в тексте СПП, определять основу предложения, строить схемы, конструировать предложения)
(-Мне бы хотелось, чтобы сегодня, пользуясь знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках, вы безошибочно определяли виды придаточных предложений, составляли схемы СПП с разными видами придаточными, совершенствовали орфографические и пунктуационные навыки и умело использовали СПП различных видов в своей устной и письменной речи. Это поможет вам сделать вашу речь глубокой по содержанию и выразительной по форме.
Начну урок с известной притчи. Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: »Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, – живая или мертвая?» И тогда мудрец, который, действительно, был умным человеком, сказал: “Все в твоих руках”
– Друзья, все в ваших руках!
- Напоминаю, что в конце урока в листках успеха вы должны будете оценить свою работу.
3. Обобщающее повторение:
1.Начнем с разминки. Перед вами на партах лежат таблицы. Работая в парах, через 3 минуты вы должны будете назвать установленные соответствия
а). Блиц-опрос “Установи соответствия”
Сложноподчинённые предложения -
главного и придаточного предложений.
Сложноподчинённые предложения состоят из
это такие сложные предложения, в которых одно из простых предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом.
Придаточное предложение, как правило, может занимать любое положение по отношению к главному:
интонации, союзов, союзных слов, указательных слов.
Связь между главной и придаточной частями осуществляется с помощью
стоять перед главным, после него или в середине главного.
Выделяются три наиболее широкие по значению группы сложноподчинённых предложений с придаточными:
смысловой вопрос, на который отвечает придаточное предложение,
средства связи придаточного предложения с главным (союзы, союзные слова, указательные слова).
Группы сложноподчинённых предложений выделяются то следующим признакам:
определительными, изъяснительными, обстоятельственными.
Придаточные определительные
относятся к членам главного предложения со значением речи, мысли, чувства или состояния, требующим обязательного распространения, изъяснения. Отвечают на падежные вопросы и присоединяется к главному предложению союзом, союзным словом или частицей ли.
Придаточные изъяснительные
содержат характеристику предмета или явления, названного в главном предложении, и отвечают на вопрос какой? Они относятся к члену главного предложения, который выражен существительным или другим словом в значении существительного. Присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов.
Придаточные обстоятельственные
могут содержать два и более придаточных.
Многочленные сложноподчинённые предложения
отвечают на те же вопросы и соответственно делятся на те же виды, что и обстоятельства. Присоединяются союзами к главному предложению, и только немногие из них присоединяются союзными словами.
б). Цифровой диктант слайд №2
Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны с утверждением, ставьте в тетради цифру 1, если не согласны - цифру 0.
[ О и О ] – схема сложноподчиненного предложения.
Слово пунктуация произошло от пунктуальный.
Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным.
Придаточное предложение может стоять только после главного.
Придаточное предложение присоединяется к главному по смыслу, с помощью союзов и союзных слов.
В предложении: Мы живем в поселке, в котором строится много новых красивых домов, – придаточное определительное.
В предложении: Всякий труд важен, ибо облагораживает человека,– придаточное предложение находится перед главным.
Придаточные обстоятельственные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей.
Указательные слова в сложноподчиненном предложении находятся в придаточной части.
Предложение: Скажите, когда отправляется поезд? – сложноподчиненное с придаточным изъяснительным.
Для проверки обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа по парте по предложенному ключу, оцените.
Ответы: 0010110001 слайд №3
2.Конструирование предложений слайды №4 , 5, 6
(в это время слабые ученики работают по карточкам):
а). Из двух простых предложений составить ССП и СПП ( коллективно, устно)
№п/п
Деятельность учителя
Деятельность ученика.
ССП.
СПП.
1
Начало всходить солнце. В лесу стало ещё холоднее.
Начало всходить солнце, и в лесу стало ещё холоднее.
Когда начало всходить солнце, в лесу стало ещё холоднее.
2
Станки привезли. Рабочие не спешили их разгружать.
Станки привезли, но рабочие не спешили их разгружать.
Хотя станки привезли, рабочие не спешили их разгружать.
3
Мы вернулись из дальнего путешествия. Воспоминания о путешествии надолго сохранятся в моей памяти.
Мы вернулись из дальнего путешествия, и воспоминания о нём надолго сохранятся в моей памяти.
Мы вернулись из дальнего путешествия, так что воспоминания о нём надолго сохранятся в моей памяти.
4
Обобщающий вопрос:
Что общего в строении ССП и СПП и чем они различаются?
Вывод ученика: ССП состоят из двух или нескольких простых. Части ССП равноправны. Между частями ССП можно поставить точку.
СПП тоже состоит из нескольких простых, но части СПП неравноправны. Все СПП состоят из главного и придаточного. Между ними нельзя поставить точку.
Карточка с заданием.
ССП.
СПП.
1. Со стола никогда не убирали, и буфет стоял открытым с утра до вечера.
2. Мы знали, что эту работу трудно выполнить.
3. Среди дня прошёл дождик, и теперь обмытые листья деревьев блестели по-праздничному.
4. Так как лил сильный дождь, мы не могли выйти из палатки.
1,3
2,4
Задание: распределить предложения на две колонки. Подчеркнуть грамматическую основу.
б). Продолжаем работу и усложняем задание. слайд № 7 -задание
Перестройте предложения так, чтобы главное предложение стало придаточным, а придаточное - главным.( письменно , по вариантам)
слайд № 8 - проверка
Действия учителя.
Действия ученика.
1. Дача, которую мы сняли на лето, расположена в очень красивом месте.
1. Мы сняли на лето дачу, которая расположена в очень красивом месте.
2. В этом парке росли такие цветы, которых я никогда не видел.
2.Я никогда не видел таких цветов, которые росли в этом парке.
3. Нашей прогулке едва не помешал дождь, который начал накрапывать.
3. Начал накрапывать дождь, который едва не помешал нашей прогулке.
4. Зрелище, которое я увидел, поразило меня.
4. Я увидел зрелище, которое поразило меня.
3. Схематический диктант ( 3 ученика работает у доски)
Действия учителя
Действия ученика
Придаточное в начале
Придаточное в середине
Придаточное в конце
1. Когда солнце поднимается над лугами, я невольно улыбаюсь от радости.
2. Лес, где было много грибов, находился недалеко от деревни.
3. Справа поднимались крутые горы, с которых не раз скатывались снежные лавины.
4. Мы должны были знать точно, где он живёт.
5. Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись.
6. Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела.
1. (Когда),[]
5. (Если),[]
2. [, (где),]
6. [, (как),]
3. [.], (с которых)
4. [], (где )
Обобщающий вопрос: какое место может занимать придаточное предложение по отношению к главному в СПП?
Ответ ученика: придаточное предложение может стоять перед главным, после главного и внутри главного предложения.
Аутогенная тренировка
Я лежу на раскаленном берегу моря, смотрю в высокое голубое небо, надо мной плывут причудливые облака, издалека доносится крик чаек, слышен шум прибоя, свежий ветерок приятно дует в лицо. Мне так хорошо и спокойно, по телу струится приятное тепло, я словно в состоянии невесомостиЛуч бодрости вдруг пронизывает меня, голова ясная, я совсем не устал, хочется двигаться. Как хорошо, что я на уроке, сейчас я продолжу работу.
5. Комплексный анализ текста
Текст для анализа.
(1)Ещё в детстве я любил смотреть на весёлых быстрокрылых ласточек, которые легко и быстро проносились надо мною в небе.
(2)Между собою ласточки живут в большой дружбе, никогда не ссорятся, никогда не мешают друг дружке строить свои гнёзда. (3)Если в гнездо заберётся нахальный воробей, птицы беспокойно вьются вокруг своего домика. (4 )А когда им не удаётся выгнать незваного жильца, ласточки бросают занятое гнездо и начинают лепить другое.
(5)Люди издавна с любовью относились к этим милым птицам, поэтому дали им ласкательное имя.
(6)Можно наблюдать летом в небе чёрных стрижей, которые всю жизнь проводят в воздухе и на землю не садятся. (7)Если пойманного стрижа посадить на голую землю, он не сможет взлететь, потому что на своих коротеньких лапках птица не умеет ходить по земле. (8)Обычно стрижи живут на высоких церковных колокольнях, под карнизами каменных домов. (9)Чтобы взлететь, стриж падает в воздух из своего гнезда или высокого карниза, расправляет в воздухе крылья и стремительно летит.
Задания: слайд № 9
1. Какой вид придаточного предложения вам НЕ встретился в данном тексте? (Изъяснительное.)
2. Найдите предложение по схеме: (если), [– =] (предложение 3)
4. Найдите предложение с придаточным определительным. Замените придаточное определительное причастным оборотом.
((1)Ещё в детстве я любил смотреть на весёлых быстрокрылых ласточек, которые легко и быстро проносились надо мною в небе. – Ещё в детстве я любил смотреть на весёлых быстрокрылых ласточек, легко и быстро проносящихся надо мною в небе.)
5. Найдите СПП с придаточным времени. Поменяйте местами придаточное и главное предложения.
((4)А когда им не удаётся выгнать незваного жильца, ласточки бросают занятое гнездо и начинают лепить другое. – ласточки бросают занятое гнездо и начинают лепить другое, когда им не удаётся выгнать незваного жильца.)
6. Найдите СПП с придаточным цели. Составьте схему данного предложения.(предложение 6)
7. Чем является слово «который» в предложении № 6? (союзным словом)
8. Выпишите номера СПП , в которых придаточная часть присоединена к главному при помощи союзного слова. (предложения 1 и 6)
9. Укажите верное утверждение:
(6) Можно наблюдать летом в небе чёрных стрижей, которые всю жизнь проводят в воздухе и на землю не садятся.
А) запятая перед союзом И нужна, потому что она разделяет части СПП.Б) запятая перед союзом И нужна, потому что перед И всегда ставится запятая.В) запятая перед союзом И не нужна, потому что союз И соединяет однородные члены предложения.Г) запятая перед союзом И не нужна, потому что при простых предложениях есть общий член предложения.
4.Домашнее задание: слайд № 10
– Найти и выписать предложения на каждый вид придаточного СПП из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
5.Подведение итогов, оценивание
– Я довольна работой! Считаю, что эту тему усвоили.
– А ваше мнение, ребята? Воспользуйтесь любой формой.
Меня огорчило то, что
Я рад, что
Я хотел бы, чтобы
Главным для меня на уроке было то,
Теперь я буду знать, что
Заголовок 1Заголовок 315