Презентация на тему: Коммуникативные технологии на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время в условиях сельской школы
Тема :(из опыта работы по обучению русскому языку и литературе) Учитель высшей квалификационной категории Мутагирова Ирина Федоровна«Коммуникативные технологии на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время в условиях сельской школы»
«Если сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра» Джон Дьюи
Элвин Тоффлер:«В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться.»
Проблема:Сегодня перед педагогическим коллективом каждого учебно-образовательного учреждения встают огромного значения и объема задачи формирования информационной культуры педагогов, родителей и обучающихся, для чего необходимо продолжить внедрение информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательный процесс
Цель: Широкое использование информационно-коммуникативныхтехнологий в учебно-воспитательном процессе
«Общаясь, люди создают друг друга» Д.С.Лихачев
Ведущий метод обучения при коммуникативной технологии - общение, обучение в диалоге и полилоге.
Развивать коммуникативные способности и коммуникативные компетентности – значит «развивать умения активного слушания и говорения», навыков публичного выступления, пересказа, рассказа, умения вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и обобщать информацию.
Коммуникативная компетентность -Это способность ставить и решать типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации, быть готовым к изменению соответственного речевого поведения.
Коммуникативная компетентность формирует такую важную черту личности, как коммуникабельность.Коммуникабельность понимается как способность индивида легко и по собственной инициативе устанавливать контакты в любой сфере общения, а также умело поддерживать предлагаемые контакты.В профессиональном плане эта способность оценивается высоко и входит в число обязательных условий при приеме на работу, связанной с активной коммуникативной деятельностью.
Коммуникативная технология опирается на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности:АудированиеГоворениеЧтениеПисьмо
Коммуникативная технология позволяет осознать и использовать на практике механизмы функционирования языка:Инструментальная функцияРегулятивная функцияИнтерактивная функцияЛичностная функцияЭвристическая функция Образная функцияРепрезентативная функция
Главная цель применения коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы - развитие у учащихся способностей решать наиболее типичные коммуникативные задачи в пределах учебной, трудовой, бытовой, культурной, общественной сфер общения, пользуясь тем минимумом лексики и грамматики, которым они владеют на активном уровне.
Образовательные задачи, решение которых необходимо для достижения этих целей на уроках русского языка и литературы заключается в том, чтобы1)сформировать у школьников умения и навыки свободно выражать свои и понимать чужие мысли в устной и письменной речи;2) сформировать потребность постоянно пополнять свой словарный запас;3) развивать умение использовать в речи изучаемые грамматические конструкции;4) обеспечить усвоение учащимися норм русского литературного языка;5) развивать умение конструировать и оценивать свои высказывания.
Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения (деятельность ученика): ученик спрашивает,подтверждает мысль,побуждает к действию собеседника с помощью вопросов, спорных утверждений и т.д.,высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические нормы.
Деятельность, в которой реализуется коммуникативная технология, может быть учебная, игровая, трудовая, театральнаяЯдром процесса обучения с использованием коммуникативной технологии является коммуникативная ситуация
Эффективной единицей обучения с использованием коммуникативной технологии является совместный анализ текстов илиКомплексный анализ текста
Обучение должно воздействовать не только на мышление детей, но и на их чувства, эмоции:побуждать к общению,приносить радость сотворчества,сопровождаться положительными эмоциональными переживаниями.
ЛекцияСеминарЗачетМастерскаяКонференцияСпектакльКонцертДебатыДискуссияДиспутЭкскурсияЯрмаркаГостинаяПутешествиеИнтервьюПресс-конференцияПрогулкаУрок-игра и т.д.Виды уроков на основе коммуникативной технологии:
Формы и приемы работы на уроках русского языка Многоаспектная работа со словом,Инновационные приемы словарной работы: диктанты-кроссворды, свободные диктанты, самодиктанты и т.д.,Работа с фразеологизмами, пословицами, поговорками, афоризмами,Подбор синонимов, антонимов,Создание предложений по заданному началу, концу и т.д.,Распространение предложений за счет введения различных второстепенных членов,Все виды аспектного и комплексного анализа текста,Метод разворачивания слова в текст и сворачивания текста до ключевого слова,Составление кластеров, синквейнов и т.д.
многоаспектная работа с текстом,речевой портрет героя,пересказ,создание контекста по образному средству,сравнительный анализ художественных текстов,сочинения разных жанров,стихосложение,ролевые игры и речевые импровизации,подготовка и защита проектов,инсценирование отрывков литературных произведений,подготовка презентаций и т.д.Формы и приемы работы на уроках литературы
Коммуникативная технология активно используется и при организации внеклассной деятельности.Кружковая работаЭкскурсииОбсуждение спектаклейЧитательские конференцииЛитературные встречиПостановки спектаклей и т.д.
Из опыта работы в сельской школе
Скажи мне, и я забуду.Покажи мне, и я запомню.Дай мне действовать самому, и я научусь Конфуций
Прием «Рефлексивный круг»Все ученики садятся в круг. Я задаю алгоритм рефлексии:-Расскажите о своем эмоциональном состоянии по ходу занятия и в его конце,Что нового вы узнали, чему научились,Каковы причины этого, Как вы оцениваете свое участие на уроке.Затем все ученики поочередно высказываются в соответствии с заданным алгоритмом.________Этот прием использую при изучении в 9 классе романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Прием «Восхождение на Парнас»Каждый ученик может стать участником.Два ученика выходят к доске и, выполняя задания, поднимаются по нарисованным ступеням вверх. Первым поднимается тот, кто знает ответы на все вопросы.________Этот прием использую как на уроках литературы, так и на уроках русского языка.
Прием «Мини-сочинение»Учащимся предлагается написать небольшое по объему сочинение (7-8 предложений)на темы:«Мои мысли о своем участии в уроке»,«Как я оцениваю результаты урока»,«Что мне дало занятие»._______Можно проводить в начале урока, когда на доску проецируется какой-то пейзаж.
Прием «Ключевое слово»Этот технологический прием можно использовать и на уроках русского языка и литературы.__________Например, показываю карточку, на которой написано «Дубровский» или «Фонетика», а ученики пишут все, что об этом знают.
Прием «Цепочка»Классу дается задание дать характеристику художественного образа. Каждый ученик может сказать лишь одно предложение, продолжая мысль другого.__________Например, даю задание передайте сюжет комедииН. В. Гоголя «Ревизор»
Прием «Заверши фразу»Учащимся для выяснения результативности урока предлагается завершить ряд фразНапример, после работы с текстом можно предложить учащимся завершить следующие фразы:«Лексика – это...» «Микротема– это...»«Во время работы я приобрел...»«Текст заставил меня задуматься...»__________Этот принцип положен в основу задания А7 ЕГЭ.
Прием «Рефлексивный ринг»На рефлексивный ринг приглашается два ученика. Сначала они обмениваются вопросами между собой, например, по теме «Части речи», затем к ним могут обратиться с вопросами другие ученики.________Например, можно организовать эту работу по любому произведению.
Прием «Телеграмма»После завершения занятия каждому из обучающихся предлагается заполнить бланк телеграммы, получив при этом следующую инструкции: «Что вы думаете о прошедшем уроке? Что было для вас важным? Что осталось неясным?»_________Нужно написать об этом короткое послание- телеграмму из 11 слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе.
Прием «Если бы я был...»Учащимся предлагается идентифицировать себя с каким-либо героем, животным, например, деревом, цветком, тапочками и т.д. и завершить фразу «Если бы я был...». Каждый предлагает свой ответ._______Этот прием использую на уроках литературы, например, рассказать от лица Царевны-лягушки, от лица Скотинина и т.д.
Прием «Комплексного анализа текста»В основу ГИА и ЕГЭ положен этот прием. Учащимся дается текст и все вопросы составлены по этому тексту. Сочинение на экзамене предполагает развитие коммуникативных навыков.________Учащимся необходимо выдвинуть тезис и прокомментировать его, привести два аргумента и сделать выводы.
Прием «Защита иллюстрации»Учащийся рисует картину к наиболее понравившемуся эпизоду и защищает ее.
Прием «Кластер»Этот прием предполагает графическое изображение прочитанного или прослушанного материала. Например, чтобы лучше запомнить прочитанную главу, учащийся должен в рабочей тетради изобразить все в виде рисунка, схемы, геометрических фигур, подписывая цитатами из текста.
Прием «Синквейн»Учащиеся искусственно создают текст. Им предлагается 5 строк:1 строка – имя существительное,2 строка – 2 прилагательных,3 строка – 2 глагола,4 строка – имя существительное-вывод,5 строка – все высказывание.
Неотъемлемой частью коммуникативной технологии являются нетрадиционные уроки
Мощным дополнительным средством формирования у школьников интереса к предмету, развития грамотной русской речи, средством расширения и углубления знаний, приобретаемых детьми на уроках, средством нравственного, эстетического воспитания, средством развития коммуникативных способностей является внеклассная работа по русскому языку и литературе.
Формы внеклассной работы:массовыегрупповыеиндивидуальныеШкольные вечераПраздникиНеделя русского языка и литературыЛекцииДиспутыКонференцииВстречи с интересными людьмиЗаседания клубаКВН КружкиЭкспедицииЭкскурсииПосещение музеевВыпуск газет, альбомов Подготовка к олимпиадеПодготовка к НПКПроектная деятельностьСоставление презентаций
ppt_yppt_yppt_y
Неделя русского языка и литературы
Открытые мероприятия:«Красным девицам – красны подарочки»
Открытые мероприятия:«Отец бережет до венца, а муж – до конца»
Открытые мероприятия:«Просим в гости на блины»
«Люблю твою, Россия, старину!»
«Романса звуки чудные» style.rotation
«Мой дом – моя крепость»
Литературная гостиная
«История русского пряника
r
«Горе тому, кто добра не делает никому»
«Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!»
«Я знаю, что все женщины прекрасны!»
«Тепло там, где добро»
«Праздник славянской письменности»
«Вечной памятью живы»»
«Дивный светоч материнства»
«На балу у Золушки»
Парламентский урок
Мероприятие, посвященноевоинам-интернационалистам
Мероприятие «Прекрасных женщин имена»
Встреча с поэтессой Верой Петровной Хамидуллиной
ПерепискаВ век компьютерных технологий писать письма? Да, мы пишем, и учащимся это интересно, потому что для них этот, казалось бы, устаревший жанр кажется, наоборот, новым.
На родину Льва Николаевича Толстого, в Ясную Поляну,
Письмо Г.Н.Пироговой
На родину С. А. Есенина, в село Константиново
В Елабугу, в литературный музей имениМ. И. Цветаевой
Письмо сотрудников музея
Писателю В. Н. Крупину
Ответ писателяВ. Н. Крупина
ppt_yppt_yppt_y
Владимир Николаевич Крупин пишет: «Моим самым лучшим читателям, отрокам и отроковицам. А ведь я и сам – не верите? – был маленьким и любил читать. И так крепко любил, что до сих пор все читаю и читаю. А иногда и сам пишу. Интернет хорош как справочник, помощник, но когда он начинает пожирать ваше время, вашу волю, - бегите от него. Любите Россию, другой нет и не будет.»
Выводы:Результатом внедрения коммуникативной технологии является гармоничное развитие всех коммуникативных навыков: разговорной речи, восприятия на слух, чтения, письма, аналитической переработки информации;преодоление страха публичного выступления;свободное ориентирование в реальных жизненных ситуациях общения;расширение словарного запаса;Получение и применение новой информации в области коммуникаций. Коммуникативная технология активно способствует социализации личности.
Учитель, будь всегда таким, как 1 сентября!