Устное народное творчество (консультация)


ВЛИЯНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Мы живём в прекрасной, многонациональной стране с богатым культурным наследием, но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру России. Живя в России и всем сердцем любя её, мы должны в совершенстве владея русским языком, знать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особые черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте и т. д. Знакомство с устным народным творчеством обогащает речь детей, делает их речь богатой и яркой. Однако не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре чаще всего отрывочны, поверхностны. Наши дети плохо знают пословицы, загадки. В дошкольном учреждении мы знакомим детей с русским народным творчеством, с произведениями народных промыслов, учим детей красиво говорить, грамотно и свободно выражать свои мысли. Но, к сожалению, работы в детском саду по развитию речи, знакомству с русской культурой недостаточно. Поэтому будет очень хорошо, если Вы, родители, со своей стороны поможете в решении этих задач. Как это сделать? Все вы читаете своим детям сказки. Будет очень хорошо, если прочитав сказку, вы поговорите о её содержании. О чём эта сказка? Чему она учит? Попросите рассказать о героях сказки, их характере, жизни, дать оценку их поступкам. Предложите ребёнку самому подумать, задав ему вопрос, а что было бы если…? Очень часто наши сказки заканчиваются хорошо для одних героев и плохо для других. Например, «Заюшкина избушка», «Лиса и волк», «Маша и медведь», «Лиса и журавль», «Колобок». Да, зло наказано, добро победило, но разве не должны дети пожалеть обиженного, пусть и не очень доброго героя. Предложите детям самим придумать конец для сказки. Где колобка не съедают, Лиса и Журавль остаются друзьями и т. д… это не только развивает фантазию ваших детей, их речь, но и будет хорошей тренировкой для их сообразительности.
В свободное время (идя в детский сад, в транспорте) поиграйте с ребёнком в рифмы утка - шутка и т. д. Не беда, если ребёнок придумает слово, которое не существует, но игра доставит ему огромное удовольствие, разовьёт речь, чувство рифмы. В дальнейшем игру можно усложнить фразами: Маша - машет, Паша - пляшет. Прекрасно развивает речь и активирует словарный запас такие игры, как: «Скажи наоборот - антонимы» (высокий – низкий, молодой – старый и т. д.), «Как сказать по-другому (синонимы)» (друг – товарищ, приятель, жилище – дом), «Назови ласково» (книжка – книжечка, машина – машинка), «Закончи фразу» (снег падает… на дома, зимой, кружится и др.). Эти игры не требуют много времени или специальной подготовки материала, но они помогут вашему ребёнку в развитии его речевых способностей и познакомят его с прекрасным миром сказок, загадок, пословиц, поговорок!