Мастер-класс для учителей по новым образовательным технологиям «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо)


Мастер – класс «Чтение с пометками» технология РКМЧП
Немного теории.
http://www.thetutor.ru/magistratura/practice_018.htmlhttp://www.oot-kaf.ru/archives/175В основу всех уроков, выстроенных в технологии РКМЧП, положена базовая модель, которая обуславливается психологическими законами восприятия человеком новой информации. Алгоритм данной технологии

Технология РКМЧП была разработана учеными и преподавателями Хобарт&Вильям Смит Колледж и Университета штата Северная Айова (США) Дженни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером, Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях (филологической, математической, естественнонаучной и т.д.) и для учащихся разных возрастных групп (начальная школа, средняя школа, вузы, учреждения повышения квалификации). Это современная «надпредметная» универсальная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных задач.
Критическое мышление – это мышление, в основе которого лежит рефлексия и оценка(Загашев И., Заирбеков С.)
Здесь присутствует Вдумчивое чтение и Рефлексивное письмо.
Первое – это активный процесс восприятия информации, при котором процессы чтения и мышления идут одновременно: я читаю – я понимаю – я слежу за своим вниманием.
Второе- это письмо, которое сопровождает активное восприятие информации.
Если чтение будет вдумчивым, а письмо рефлективным, то ребенок будет активнее вкючен в деятельность на уроке.
Технология РКМЧП позволяет решать задачи:
образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Базовая модель технологии
ВЫЗОВ (EVOCATION)
• актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме;
• пробуждение интереса к изучаемой теме;
• обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;
• побуждение ученика к активной деятельности.
Значение стадии вызова:
Происходит вызов того, что учащийся знает о данной теме. Это заставляет его анализировать собственные знания и начинать думать о той теме, которую им предстоит разбирать. Через эту стадию учащийся определяет уровень собственных знаний (формирует собственный запрос на получение информации). Это важно, так как знание становится прочным только тогда, когда оно увязывается с уже известным.
Происходит активизация обучаемого. Учение – активная деятельность. Участие становится активным, когда учащийся целенаправленно думает, выражая свои мысли собственными словами.
Вызывается интерес и определяется личная цель рассмотрения данной темы. Целенаправленная учеба более эффективна, чем нецеленаправленная. Цели, выбранные самостоятельно более сильны, чем цели, поставленные преподавателем.
ОСМЫСЛЕНИЕ (REALIZATION OF MEANING)
• активное получение новой информации;
• осмысление новой информации;
• соотнесение новой информации с собственными знаниями;
• отслеживание процесса познания и собственного понимания.
Значение стадии осмысления:
Главная задача - поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова.
Важно поддержание усилий учащихся по отслеживанию собственного понимания. В этот момент учащиеся сознательно увязывают новое с уже известным.
На этой стадии осуществляются критический и сравнительный анализ и синтез.
РАЗМЫШЛЕНИЯ (REFLECTION)
• целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
• выработка собственного отношения к изучаемому материалу;
• выявление еще непознанного;
• анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;
• поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).
Значение стадии рефлексии:
Происходит выведение знания на уровень понимания и применения.
Идет рефлексия своего процесса учения.
Для развития коммуникативных навыков крайне важен непосредственный живой обмен идеями.
Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять ее.
Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих. В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного пространства и научиться эти навыки применять.
Описание
Стадия вызова.( или стадия личного целеполагания)
Цели: - активизация деятельности ученика
- мотивация на получение новой информации
- актуализация и обобщение имеющихся знаний
На доске нарисована таблица из трех столбиков. Такая же таблица у всех участников
Знаю Хочу узнать Узнал
Оставить пустой, записать заголовок на стадии рефлексии
Читателям до начала чтения фронтально предлагается вопрос: «Что вы знаете или думаете, что знаете, о теме нашего занятия "Кофе"?»
2 мин – индивидуальное заполнение таблицы - графа №1 «Знаю»
Предлагаю составить план, 1 минута на план,
который поможет Вам обсудить в парах данный вопрос «Что вы знаете или думаете, что знаете, о "Кофе"?» 3 минуты
родина
где растет
как выглядит
как употребляют в пищу
как влияет на огранизм «Легенды о начале употребления
«История» кофе в России
Коллективное обсуждение. 2 минуты.
Все предлагаемые формулировки записываются в столбик "Знаю" для общего внимания без корректировки и без оценивания(!) (нельзя не только произносить: "правильно-неправильно-спорно-интересно", но и выражать эти мысли на лице). Нужно просто всем говорить "спасибо" и записать поступившие варианты.
Затем предлагается вопрос: «Что бы вы хотели узнать?» В столбик "Хочу узнать" записываются (без оценок!) и эти формулировки. Записи остаются на доске до конца занятия.

На стадии рефлексии осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов.
Можно выписать третий столбик "Узнал" отдельно, если в этом будет необходимость или расположить записи в виде отдельной таблицы.

Только после этой довольно активной работы текст предъявляют к прочтению. Разумно при этом использовать комбинированный прием «Чтение с пометками и таблица INSERT», который традиционно применяется для чтения сплошных информационных текстов.
Название приема представляет английскую аббревиатуру:
I – interactive
N – noting
S – system
Е – effective
R – reading and
Т – thinking
и переводится как «самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления».
Описание приема
II.Стадия осмысления.Цели: - активное восприятие информации
- соотнесение своего знания, имеющегося в рамках личного опыта с новой
информацией
- отслеживание собственного понимания.
Вся работа ведется индивидуально.
Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки, "V", "+", "-", "?". Данные пометки выписать на доску:
+ – я это знал(а)
! – новое для меня
– думал иначе
? – непонятно, нужно разобраться
Читаем текст Кофе. 5-7 минут
(Особо отмечаю, что текст предъявляется для развития критического мышления, поэтому не все в нем бесспорно!)
Кофе
Кофе - одно из немногих растений на земле, которое не похоже на другие. Вкусовые качества плодов у этого дерева настолько специфичны, что заменить другим продуктом его невозможно. Когда точно люди заметили это удивительное растение, неизвестно никому. Первое письменное упоминание о кофе дают пергаменты арабского врача Абу Макр Мухаммед Ибн Закария Эль Рацин (приблизительно 900 год).
Собственно существуют две известные легенды об открытии кофе. Первая, самая распространенная, рассказывает о том, как арабские козы нашли кофейное дерево и испытали возбуждающее действие его плодов. По этой легенде, на побережье Йемена, на жарких склонах гор, монах Калдим, пасший коз, был очень удивлен, заметив, что вечером, при закате солнца, козы не повалились отдыхать, как обычно, а продолжали резвиться. В поисках ответа пастух решил проверить, чем питаются козы. Подозрения вызвали кусты с блестящими листьями и его манящие красные ягоды. Калдим собрал ягоды, пожевал их, замочил в воде, которую затем выпил, раскрошил, залив горячей водой, сделал еще бог знает что, но ягоды оказались, к его прискорбию, горькие. Разочарованный, бросил пастух ветки с ягодами в костер, а сам присел у огня, отгоняя сон, охранять стадо. После того как сырые ветки сгорели, от тлеющих ягод повеял пьянящий аромат. Разворошив золу, Калдим обнаружил, что семена поджарились и стали темными и душистыми. Он попробовал их и заметил, что жар дал семенам крепкий насыщенный вкус. Пастух размельчил их и залил горячей водой. Напиток получился горький и неприятный на вкус, но предприимчивость Калдима была вознаграждена: через мгновение он почувствовал себя бодрым, подобно своим неутомимым козам. Вторая легенда о том, как шейх Омар, врач и священник, зачарованный красотой и невероятными трелями птицы, обратил внимание на необычно благоухающие цветы и привлекательные плоды. Он попробовал добавлять их в отвар из растений, который он готовил для больных, и заметил, что его подопечные чувствовали себя после лекарства значительно лучше. Слух об чудодейственности его отвара обошел всю Аравию, а Омара провозгласили святым..
Кофе в Россию шел двумя путями: с Востока и с Запада. В начале 17 века Россия вела торговлю со странами Ближнего и Среднего Востока, где кофе был уже в то время распространенным напитком. Вначале кофе считали лекарственным средством и употребляли, например, как средство от насморка и головной боли.
Петр I пристрастился к кофе в Голландии. Вернувшись на родину, он в приказном порядке ввел кофе в употребление. По распоряжению Петра кофе заставляли пить даже посетителей кунсткамеры.
Считалось, что кофе больше любят женщины. Женская прислуга в конце 19 в., поступая на службу, даже оговаривала "кофейное довольство". В середине XIX века в Петербурге началась настоящая кофемания.
Родиной дерева рода Коффеи является Африка, откуда употребление кофейного напитка распространилось в арабские страны и Иран, а затем в Европу. Наиболее крупные производители кофе сейчас - страны Южной Америки (в первую очередь Бразилия), а также Индия и Шри-Ланка.
Мало кто знает, что кофейное дерево достигает высоты 7-8 метров. Однако, чтобы растение росло в ширину, на плантациях его обрезают до 2-4 метров. Листы кофейного дерева имеют форму эллипса, их длина составляет 10-15 см. На ветвях, в пазухах листьев располагаются соцветия белого цвета с запахом жасмина. Цветок по форме напоминает трубку, оканчивающуюся пятиконечной звездой. Время цветения непродолжительное, не более 2-3 дней. После опадания цветков кофейный плод оголяется.
Кофейные деревья выращивают в тропическом климате, где средняя температура воздуха достигает 19-25 °С. В отличие от других тропических растений, кофейное дерево выдерживает относительно низкую температуру, но не морозы. Оно является очень влаголюбивым растением. Кофе произрастает как в природе, так и на плантациях по обеим сторонам экватора на высоте 300-2000м над уровнем моря.
Кофейное дерево начинает плодоносить в возрасте 2-4 лет. Плод созревает в течение двух месяцев. Свой первый настоящий урожай дерево дает в возрасте 4-6 лет. В году оно может плодоносить неоднократно. Урожайность кофе начинает уменьшаться, когда дерево достигает возраста 20-25 лет. Но существуют даже столетние плодоносящие кофейные деревья.
Плод кофейного дерева представляет собой зеленую ягоду размером немного меньше вишни, цвет ягоды постепенно становится темно-красным. Плод кофейного дерева - костянка. Семена заключены в сочную мякоть, покрытую красной оболочкой. Под мякотью - два зерна, обтянутые пергаментной пленкой. Пергамент покрыт тонким глюкозным слоем, под которым находится тонкая серебристая кожица. Именно под ней и находятся зеленые кофейные зерна. Зерна плотно прижаты друг к другу, поэтому одна из их сторон плоская.
Имеется много сортов кофе, их насчитывают более ста. У нас в продаже из высших сортов наиболее известен арабика. Имеется кофе в зернах и растворимый.
Сырые необжаренные зерна неароматны, и настой их невкусен. Для получения ароматного и крепкого настоя кофейные зерна обжаривают на небольшом огне на предварительно сильно разогретой сковороде (любители иногда при обжаривании добавляют на 100 г сырых кофейных зерен 1-4 г сливочного масла), непрерывно помешивая, пока зерна не станут темно-коричневыми.
Существует огромное количество различных рецептов приготовления напитка, но кофе используют также и как пряность, добавляя в кондитерские кремы, мороженое, тесто.
Кофейные зерна содержат кофеин - вещество тонизирующее, несколько возбуждающе действующее на сердце и нервную систему. Умеренное количество натурального кофе можно рекомендовать взрослым здоровым людям. Но этот напиток противопоказан детям и многим больным людям, легковозбудимым, при сердцебиениях, при атеросклерозе, гипертонии, бессоннице, при язвенной болезни.
III стадия – рефлексия. (или присвоение нового запаса знаний)
Цели: - включение информации в активный запас знаний (присвоение)
- определение направлений в изучении новых знаний, новый вызов
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому
материалу
Когда текст прочитан, предлагается заполнить таблицы,
+ ! — ?
я это знал(а) новое для меняя думал(а) иначе непонятно, нужно разобраться
В таблицу сведения из текста заносятся обязательно КРАТКО, что позволяет провести с текстом дополнительную работу по осмыслению прочитанного и его "сворачиванию" в конспект. Эту стадию каждый должен провести индивидуально.
целесообразно объединиться в мини-группы (4-8 человек) и обсудить результаты.
Во время проговаривания информация лучше усваивается и дополнительно структурируется.
После обсуждения в мини-группах можно вернуться к фронтальной работе.
На стадии рефлексии можно задавать следующие вопросы.
Вернитесь к тому, что вы знали до прочтения текста.
• Какие знания подтвердились?
• Какие не подтвердились?
Посмотрите на список "Хочу узнать", проверьте, удалось ли получить все ответы. Вы можете вновь обратиться к статье и посмотреть на свои пометки. И одновременно заполнить 3-ю графу вашей таблицы, которая называется «Узнал(а)».
Составление кластера.

Обсудите, какая часть полученной информации произвела на вас наибольшее впечатление.
• Быть может, она вызвала какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из вашей собственной жизни…
• Или просто озадачила…
• Какие мысли статья у вас вызвала?
• Какие вопросы возникли в связи с ней?
Вывод:
Применение открытых образовательных технологий открывает множество возможностей, но самое главное в любой педагогической новации, чтобы она позволяла учителям лучше учить, а ученикам - лучше учиться.
Рабочий лист№1
Мастер – класс «Чтение с пометками»
Учитель: Маматхаликова Мария Анатольевна
ГБОУ СОШ 627
e-mail:mary.73@mail.ruЗнаю Хочу узнать Рабочий лист№2
Мастер – класс «Чтение с пометками»
Учитель: Маматхаликова Мария Анатольевна
ГБОУ СОШ 627
e-mail:mary.73@mail.ru +
я это знал(а) !
новое для меняя —
думал(а) иначе ?
непонятно, нужно разобраться
Рабочий лист№3
Мастер – класс «Чтение с пометками»
Учитель: Маматхаликова Мария Анатольевна
ГБОУ СОШ 627
e-mail:mary.73@mail.ruСоставление кластера