«Работа педагога с родителями по адаптации ребёнка в санатории»
Тема педсовета: «Адаптация детей в условиях санатория» 04.12.2013г.
Тема доклада: «Работа педагога с родителями по адаптации ребёнка в санатории»
«Люди, умеющие расслабляться, обладают не только большей гибкостью ума, но и лучше приспособлены к борьбе со стрессами».
Р. Коуплан
Каждый человек имеет право на отдых, будь то ребенок или взрослый. Один из способов совместить отдых и лечение ребенка - отправить его в детский санаторий.
И вот путевка приобретена, чемоданы собраны и в назначенный день и час вы отправились в санаторий. Казалось бы можно вздохнуть спокойно и насладиться неделями отдыха, но душа не на месте, а в голову так и лезут вопросы «Как он там?», «Все ли в порядке?» И стоит только успокоиться и убедить себя в том, что все хорошо, что в случае угрозы жизни или здоровью ребенка, вам обязательно бы сообщили, как начинаются звонки из санатория.
Практически всегда, попадая в незнакомую ситуацию, человек испытывает сильнейший стресс. Смена коллектива и места учёбы является такой незнакомой ситуацией, и, следовательно, наступает сильный эмоциональный стресс. Так, по шкале стрессогенных факторов Холмса-Рея смена деятельности находится на третьем месте по силе воздействия на человека.
Родители, особенно те, кто впервые отправил ребенка в санаторий, снова начинают переживать, а некоторые даже срываются, едут туда и забирают своего ребёнка домой.
Детские психологи советуют: «Не стоит остро реагировать на жалобы ребенка и его разочарование санаторной жизнью. Скорее всего, это временное явление, связанное с так называемым периодом адаптации. Пройдет несколько дней и ребенок успокоится, привыкнет и, вероятно, в конце смены даже не захочет уезжать домой». И таких детей в каждой смене немало.
Адаптационный период может длиться от двух-трех суток до недели. Это время привыкания к санаторию, к обычаям и распорядку дня, завоевания места в новом детском коллективе и налаживание отношений с персоналом. Чем быстрее ребенок найдет себе друзей, чем чаще он будет участвовать в играх и других мероприятиях, тем быстрее и безболезненней пройдет адаптационный период. Как правило, уже на второй - третий день ребенок перестает жаловаться родителям на то, что ему скучно или не нравится в санатории.
Легкость адаптации зависит от особенностей характера, темперамента и воспитания. Для более быстрого и безболезненного привыкания к санаторию желательно, чтобы ребенок умел сам заводить межличностные контакты со сверстниками и поддерживать их, то есть дружить.
Чем больше опыт коммуникации у ребенка, тем легче ему будет в санатории. Быстрее всего адаптируются к санаторной жизни дети активные, общительные и контактные, те, которые активно посещают различные спортивные секции, кружки рукоделия, музыкальные и художественные школы.
Заботливые родители могут подготовить ребенка к санаторию, привить ему те навыки, которые помогут скорее освоиться, влиться в коллектив. Стоит научить ребенка самостоятельно заправлять постель, следить за чистотой одежды, убирать свои вещи, соблюдать правила гигиены и тому подобное. Родителям ребенка, который отправляется в санаторий впервые или едет после неудачного опыта, следует заранее узнать про распорядок и правила санаторской жизни и подробно рассказать их ребенку, чтоб он хорошо представлял себе куда едет. Не желательно отправлять ребенка в санаторий, если он сам туда не хочет. Однако можно попытаться переубедить его.
Перед поездкой родителям следует поговорить с ребенком, объяснить, что они будут по нему скучать и он, наверное, тоже, что первые дни самые тяжелые, что главное не робеть, не бояться спрашивать и знакомиться. Убедите ребенка, что даже будучи далеко от дома он не окажется брошенным, у него все равно будет защита и опора – это персонал санатория.
Очень важно, чтобы родители объяснили ребенку, что в любой ситуации он может обратиться к персоналу санатория за помощью или советом.
Обязательно решите вопрос связи, если по каким-то причинам боитесь дать ребенку с собой сотовый телефон, то обязательно выдайте телефонную карточку или деньги на ее покупку, чтобы ребенок мог в любое время позвонить домой. Убедитесь, что ребенок знает, как пользоваться телефонным аппаратом или карточкой. Ребенок будет чувствовать себя уверенней, зная, что может позвонить домой. Однако наличие доступной связи вовсе не означает, что дети должны беспокоить родителей по любому, даже самому незначительному поводу. И, наоборот, родителям не стоит излишне контролировать своих чад. Частые звонки родителям не только не способствуют более мягкой адаптации, но, напротив, могут стать поводом для конфликтов. Так ребенка, который по нескольку раз в день отчитывается о том, что он делал, с кем играл, когда ел, могут прозвать «маменькиным сынком».
В том или ином виде адаптация проходит у каждого ребенка. Коммуникабельные, самостоятельные и уверенные в себе дети справляются со стрессом быстрее, они чаще первыми идут на контакт, как со сверстниками, так и с воспитателями, поэтому меньше тоскуют по дому и чувствую себя одинокими. Такие дети без труда вливаются в санаторную жизнь, становятся заводилами, «знаменитостями», о которых помнят даже после окончания смены. Они редко звонят домой, как правило, родители сами выходят на связь. Домашние, робкие и застенчивые дети адаптируются дольше. Они стесняются сами завести знакомство, не стремятся проявить инициативу, поэтому в первые дни, пока воспитатель знакомится со своими подопечными и эскадра только начинает формироваться, тихони скучают по дому, чувствуют себя лишними. Воспитателям требуется больше времени на то, чтобы втянуть таких детей в санаторную жизнь, завоевать их доверие, поэтому адаптационный период может длиться пять-семь дней. Если ваш ребенок трудно вливается в новые коллективы, его можно отправить в санаторий вместе с другом, это не совсем снимает, но во многих случаях сильно ускоряет процесс адаптации.
Маленьким детям можно дать с собой любимую игрушку или книжку и сказать, что уж с такими верными и понимающими друзьями ему точно не будет одиноко.
Как добиться, чтобы адаптационный период для ребёнка прошёл безболезненно, а проблем и тревог у детей нашей эскадры было меньше? С чего и кого начинать? Естественно с себя. Атмосфера, которую мы создаём, влияет на наших воспитанников, поэтому в первую очередь нужно следить за своим эмоциональным состоянием, настроением, словами и даже мыслями, ведь они порождают соответствующие ответные реакции, действия и эмоции у детей.
Особенностью работы воспитателя в санатории является тот факт, что основными помещениями нашего взаимодействия с детьми и днём, и вечером являются кубрики и кают- компания. Конечно, есть и процедурные кабинеты, и залы ЛФК, и школа, и киноконцертный зал, но всё же мы ограничены в жизненном пространстве. Дети не могут, как в обычной школе, после уроков уйти домой и выплеснуть там свои эмоции, рассказав родителям о прошедшем дне с его радостями и тревогами. Поэтому основная задача воспитателя - создание комфортных условий для их оздоровления и проживания, чтобы всё окружающее их в санатории рождало в каждом ребёнке положительные эмоции, которые благотворно влияли бы на его здоровье.
Адаптация - естественный процесс, но это вовсе не значит, что не стоит обращать внимания на жалобы и слезные просьбы ребенка забрать его из санатория. Напротив, надо расспросить ребенка о том, что именно не нравится в санатории, предложить решение этих проблем, посоветовать обратиться к воспитателю, сказать, что вы тоже скучаете, но верите, что он быстро найдет новых друзей, в общем, следует настроить ребенка на хороший отдых и лечение. Ни в коем случае не обещайте забрать ребенка из санатория, если не готовы сделать это. Если ребенок жалуется, что его бьют, дразнят и обижают, надо обязательно связаться с воспитателем и попросить прояснить ситуацию, можно по предварительной договоренности поехать в санаторий, чтобы понять, говорит ли ребенок правду или фантазирует с целью привлечения внимания. Если же ребенка никто не обижал, то надо объяснить ему, что подобная ложь не только некрасива, но и чревата тем, что в следующий раз, когда действительно может потребоваться помощь, ему могут не поверить.
Демонстративный ребенок чувствует недостаток внимания к себе и поэтому закатывает истерики, как родителям, так и воспитателям. Единой стратегии, которую можно рекомендовать при общении с таким ребенком, нет. Терпеливые родители могут дотерпеть до конца смены, оставив ребенка в санатории в воспитательных целях, те, у кого нервы не выдержат, могут забрать ребенка посредине смены. Все зависит от терпения родителей и цели, которой они хотят достичь.
Прекратить просьбы забрать ребенка домой можно различными способами: разговорами, угрозами или мотивацией. Последний путь срабатывает почти со всеми детьми. Пообещайте ребенку, что по окончании смены купите ему новую игрушку, сводите его в кинотеатр или зоопарк. Важно предлагать ребенку нечто желанное, не то, что, ему нужно, а то, что хочется. Обещание придется сдержать даже в том случае, если ребенку понравится в санатории и остаток смены он проведет с удовольствием.
Даже если первое знакомство вашего ребенка с санаторием или лагерем сложилось не очень хорошо, не стоит расстраиваться. Санаторий – это маленькая школа жизни, как для детей, так и для родителей. И, вероятно, что, выучив этот урок, в следующий раз вы и ваш ребенок отдохнете с куда большим удовольствием.
Из всего этого вытекает, что даже самый опытный педагог без одобрения, поддержки и помощи родителей не справится с столь серьёзной проблемой, как адаптация ребёнка в санатории. Сведения о ребёнке мы получаем, прежде всего, в беседе с родителями, ну а потом уже в ходе наблюдения, особенно в первые дни пребывания ребёнка в санатории. Поэтому исключительно от родителей требуется помощь в адаптации и создании благоприятных условий для общения. В первой беседе с родителями мы получаем важную информацию о степени «проблемности» ребёнка, его темпераменте, интересах, увлечениях, особенности общения со взрослыми и сверстниками. Это так должно быть. И в идеале. Но, зачастую, родители скрывают правду о своём ребёнке или вовсе не интересуются его жизнью, к заполнению анкеты подходят формально, думая, что после этого ребенка не примут в санаторий, или надеются, что скрыв проблемы, они исчезнут сами по себе. (Это касается ответов на вопросы «За что вы ругаете ребёнка?», « О наличии вредных привычек»). И лишь немногие, около 20% родителей, делятся с нами проблемами своих детей, их тревогами, увлечениями. И мы, педагоги, это ценим, потому что в этом случае налаживание отношений между воспитателем и ребёнком начнётся с первых минут.
Душевное равновесие, умение радоваться жизни и стойко переносить жизненные трудности, гармонизация семейных отношений, делают ребенка менее восприимчивым к различного рода заболеваниям, уменьшает количество осложнений и, в конечном счете, увеличивают продолжение человеческой жизни.
В связи с этим, успешная адаптации детей в санатории является неотъемлемой частью лечебно-воспитательного процесса и представляет собой возможность приобретения уверенности в себе и повышении самооценки; развития умения самокритично оценить недостатки своего характера; уберечься от лишних стрессов.
Список литературы:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 624 с.
2. Битянова, Л. Психологическое сопровождение детей / Л.Битянова // Школьный психолог. – 2000. – № 10.
3. Воднева, Г.Д. Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации: методическое пособие / Г.Д.Воднева. – Витебск, 2006.
4. Дорожевец Т.В. Использование «Сказочных помощников» для активизации внутренних ресурсов ребенка // Журнал практического психолога. – 1998. - №5. – С.48-56.
5. Казначеева А.А., Мельник Ю.И., Фомин Л.Н. Особенности психологической адаптации к средней школе у детей с признаками дисплазии соединительной ткани //Журнал прикладной психологии. – 2000. - №4. – С.36-39.
6. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология развития ребёнка от рождения до 17 лет / И.Ю.Кулагина. – М., 1999.
7. Лусканова, Н.Г. Диагностика школьной дезадаптации. Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения / Н.Г.Лусканова – М., 1995.
8. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В.Микляева, П.В.Румянцева. – Спб, 2007.
9. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
10. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.
11. Фуллер Ч. Подберите ключ к обучению своего ребенка. Минск.1998.