Статья о консультационно-методической службе ДОУ Мы вместе


Направление: «Лучшее решение по объединению разнонаправленных объектов (лучшее комплексное решение)»
left984885Консультационно-методическая служба «Мы вместе» для родителей с детьми раннего возраста, не посещающими дошкольное образовательное учреждение, на базе МКДОУ «Шкилевский д/с»
Заведующий МКДОУ «Шкилевский д/с» О.В. Попова
Многие исследователи прошлого и современности говорят об уникальности семьи как одного из социальных институтов. Эта её особенность связана с имеющимися у нее возможностями для выполнения основной функции – рождения и воспитания детей. По мнению многих авторов, семья – самый первый и наиболее долго действующий фактор, формирующий личность ребёнка. Формирование личности, по мнению Л.С. Выготского начинается в раннем возрасте. Идеи раннего развития пропагандируются в СМИ, рынок книжной продукции переполнен литературой по так называемому «раннему развитию способностей».
Мода на раннее развитие малыша вызывает у родителей настойчивое стремление как можно раньше научить его читать, считать, развивать у него логическое мышление, память, внимание, что, по их мнению, поможет «вырастить гения». Таким образом, у современных родителей детей раннего возраста в их воспитательной практике возникает существенное противоречие: с одной стороны, они понимают, что ребёнка необходимо развивать, а не только ухаживать и присматривать за ним, а с другой стороны – отсутствие у родителей информативных представлений и достоверных знаний о возрастных возможностях и потребностях ребёнка, педагогически и психически оправданных методах его развития, организация повседневного общения с ним приводит к тому, что их попытки взаимодействовать с ребёнком придать этому взаимодействию развивающий характер сводятся к дрессуре, механическому приобретению знаний и умений, зачастую непригодных для усвоения ребёнком раннего возраста.
Между тем, уникальность раннего возраста определяется совсем другими основаниями. Это период формирования доверительных и продуктивных контактов ребенка с миром, в том числе со взрослыми. На решение данного противоречия и направлена работа консультационно-методической службы «Мы вместе» по поддержке родителей с детьми раннего дошкольного возраста, не посещающими дошкольные образовательные учреждения, организованная на базе Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Шкилевский детский сад» Ефремовского района Тульской области.
Целью создания данной службы является обеспечение социальной и психолого-педагогической поддержкой семей с детьми раннего возраста, не посещающими ДОУ, в сельской местности.
30981651581785Консультативная помощь оказывается желающим, которые проживают на закреплённой за МКДОУ «Шкилевский д/с» территории, а именно: д.Шкилевка, с.Никольское, д. Прилепы, с.Ушаково, д.Кислинка, д.Копыловка Ефремовского района Тульской области.
Специалисты, работающие в ДОУ и привлекаемые из других государственных учреждений, способны помочь родителям грамотно оценить развитие ребёнка, оказать помощь в социализации, оздоровлении детей, дать разъяснения на вопросы, возникающие при оформлении различных документов на материальные пособия, предупредить нарушение прав как ребёнка, так и родителей. Это несомненно актуально в сельской местности при значительном удалении от города.
Организуя деятельность КМС мы ориентировались на существующую нормативную правовую базу функционирования дошкольного образовательного учреждения: Закон РФ «Об образовании», декларация прав ребёнка, Конституция РФ, Семейный кодекс РФ и т.д.
Штат КМС укомплектован в соответствии с Положением о консультационно-методической службе поддержки родителей (законных представителей), воспитывающих детей с 0 до 3 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, реализующие образовательную программу дошкольного образования, «Мы вместе» от 25.08.2015г. приказ №12. Для оказания консультационных услуг родителям привлекаются сотрудники ДОУ: заведующий, воспитатели; и сотрудники государственных учреждений: специалист сельской администрации, участковый уполномоченный полиции, фельдшер, педагог-психолог, священнослужитель.
Специалисты дают рекомендации родителям и консультируют их в пределах своей компетенции.
5778510083803387725400113533096205794375Заведующий ДОУ управляет и координирует работу КМС, составляет график работы специалистов. Управление консультационно-методической службой осуществляется посредством интеграции групп процессов управления проектами. Воспитатели проводят педагогические консультации, мастер-классы и совместные досуги с детьми и родителями, посвященные основным государственным праздникам. Так же в штате имеется выездной педагог-консультант, который проводит занятия с родителями на базе других образовательных учреждений, в семье на дому. Это возможно благодаря гибкому графику работы младших воспитателей в ДОУ. Специалист сельской администрации консультирует родителей по организационно-правовым вопросам. Педагог-психолог, привлекаемый из МКДОУ «ДДЮТ» оказывает психологическую поддержку родителям и детям раннего возраста, проводит групповые тренинги и мастер-классы, индивидуальные беседы. Фельдшер консультирует родителей в вопросах правильного питания ребенка, помогает составить для него режим дня. Кроме того она дает рекомендации по профилактике различных заболеваний, учит родителей проводить закаливающие процедуры. Участковый уполномоченный полиции привлекается к работе в КМС в качестве консультанта по правовым вопросам, правопорядку, соблюдения Семейного кодекса РФ. Священнослужитель в рамках оказания родителям консультационной помощи проповедует духовно-нравственные ценности семьи.
Помощь оказывается бесплатно. Родители могут получить консультацию при первом обращении в КМС или договориться о встрече с конкретным специалистом.
В рамках работы консультационно-методической службы «Мы вместе» проводятся следующие мероприятия:
1. Информационно-рекламные мероприятия, направленные на привлечение семей с детьми от 0 до 3-х лет, не посещающими ДОУ:
1.1. Презентация консультационно-методической службы (КМС) «Мы вместе;
1.2. Распространение рекламно-информационной полиграфической продукции;
1.3. Публикация в местных СМИ;
45015153454401.4. Размещение информации о КМС «Мы вместе» на официальном сайте МКДОУ «Шкилевский д/с» в сети Интернет.
2. Мониторинг целевой группы, посещение семей на дому:
2.1. Социальная диагностика, проводимая педагогами ДОУ;
2.2. Психологическое тестирование педагогом-психологом;
2.3. Посещение семей на дому фельдшером фельдшерско-акушерского пункта (ФАП), педагогами ДОУ.
3. Создание и работа группы анонимного сопровождения родителей:
3.1. Формирование пакета документов, регламентирующих работу группы анонимного сопровождения родителей в рамках КМС «Мы вместе»;
3.2. Определение основных форм работы группы анонимного сопровождения: консультации по телефону, по электронной почте, с привлечением узких специалистов;
3.3. Ежемесячный качественный и количественный отчёт о результатах деятельности группы анонимного сопровождения.
4. Консультационно-информационные занятия с родителями:
4.1. Устные консультации в режиме «вопрос-ответ»;
4.2. Обучающее консультирование;
4.3. Многоцелевое организационное консультирование;
4.4. Консультационно-информационные занятия с родителями выездного педагога МКДОУ «Шкилевский д/с» на базе МКОУ «Никольска основная школа №28 им. Ю.Н. Лунина», МКОУ «Прилепская начальная школа», в частном доме семьи Самсонова В. А., сельской администрации, МКУ «Никольский клуб», (подвоз осуществляется школьным автобусом МКУ «Сервис»).
1536701035054.5. Проповеди и беседы духовно-нравственной направленности священнослужителя в Ушаковском храме, МКДОУ «Шкилевский д/с».
5. Досуговая совместная деятельность педагогов ДОУ и семей с детьми раннего возраста в выходной день:
5.1. Досуговая социально-ориентированная деятельность, посвящённая основным государственным праздникам на базе МКДОУ «Шкилевский д/с» под руководством педагогов ДОУ с родителями и детьми раннего возраста;
5.2. Общественно-полезная деятельность, организованная с родителями.
6. Мастер-класс по взаимодействию с детьми раннего возраста. Психологические тренинги для родителей (законных представителей):
6.1. Мастер-класс педагога ДОУ «Логоритмика с детьми раннего возраста»;
6.2. Мастер-класс педагога ДОУ по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактических игр; 15240470535
6.3. Мастер-класс педагога-психолога по снижению эмоционального напряжения у детей раннего возраста.
7. Правовая площадка:
7.1. Социально-эконимическое просвещение родителей (законных представителей) детей раннего возраста специалистом сельской администрации д. Шкилевка;
7.2. Целевое консультирование по правовым вопросам сотрудником полиции.
8. Медицинская площадка:
8.1. Санитарно-гигиеническое и профилактическое консультирование с привлечением фельдшера фельдшерско-акушерского пункта д. Шкилевка на базе МКДОУ «Шкилевский д/с» и местного ФАПа.
9. Обмен опытом многодетных семей:
33775654705359.1. Устные консультации в форме дискуссии, обсуждения проблем, причин их возникновения, возможных мер устранения с привлечением благополучных многодетных семей и семей с детьми раннего возраста.
10. Издание и распространение информационно-методических материалов и обобщение результатов работы:
10.1. Формирование качественного анализа работы КМС «Мы вместе», основанный на социальном опросе и психолого-педагогическом мониторинге;
10.2. Обобщение статистических показателей результатов работы КМС «Мы вместе»;
10.3. Размещение методических материалов и статистических отчётов на странице консультационно-методической службы «Мы вместе» официального сайта МКДОУ «Шкилевский д/с» http://detskiisadik.my1.ru/ в сети Интернет
10.4. Публикация обобщенных результатов работы КМС в СМИ муниципального образования город Ефремов.
Практика свидетельствует о том, что встреча родителей со специалистами и включение в живой процесс взаимодействия «ребёнок – родитель – специалист» в условиях комфортной ситуации (в отдельном небольшом помещении со специально подготовленной предметной средой) оказываются наиболее полезными для родителей, которые чувствуют себя скованно или тревожно при обращении за помощью в лечебное учреждение или в семейную консультацию. Родители, которые неоднократно обращаются в КМС, со временем раскрываются, охотно делятся с педагогами своими проблемами, мыслями, семейным опытом и впоследствии доверяют своих детей уже знакомому детскому саду.